Московский экономический журнал 1/2021

image_pdfimage_print

УДК 339.137.2

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10037 

Основные принципы управления конкурентоспособностью социально-экономической системы 

Basic principles of managing the competitiveness of the socio-economic system

Рязанов Александр Анатольевич, к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», г. Москва

Ryazanov Alexander Anatolyevich, candidate of Economics, Docent, associate Professor of the Department of urban economy and service sector, Moscow Witte University, Moscow 

Аннотация. В статье выявлено наличие противоречия между современными задачами повышения конкурентоспособности социально-экономических систем различного уровня и фрагментарным характером методологического обеспечения данного процесса. Представлена авторская система принципов управления конкурентоспособностью социально-экономической системы, интеграция которой в систему методологического обеспечения данного процесса, по мнению автора, будет способствовать разрешению данного противоречия. Значительное внимание уделено характеристике использованного при структурировании данной системы принципов подхода, который предложено распространить на всю систему методологического обеспечения управления конкурентоспособностью социально-экономической системы.

 Summary. The article reveals the existence of a contradiction between the modern tasks of increasing the competitiveness of socio-economic systems at various levels and the fragmentary nature of the methodological support of this process. Presents the author’s system of principles of competitiveness socio-economic system whose integration into the system of methodological support of this process, the author believes, will contribute to the resolution of this contradiction. Considerable attention is paid to the characteristics of the approach used in structuring this system of principles, which is proposed to be extended to the entire system of methodological support for managing the competitiveness of the socio-economic system.

Ключевые слова: экономическая конкуренция, управление конкурентоспособностью социально-экономической системы, принципы управления конкурентоспособностью социально-экономической системы, методологическое обеспечение управления конкурентоспособностью социально-экономической системы. 

Keywords: economic competition, management of competitive socio-economic system, the principles of competitiveness socio-economic systems, methodological support of management of competitiveness socio-economic system. 

Конкуренция выступает одной из фундаментальных основ рыночной экономической системы. Показателем признания ведущей роли конкуренции в развитии современной российской экономики является закрепление гарантий её государственной поддержки в Конституции РФ [1]. При этом на всех уровнях экономической конкуренции наблюдается расширение спектра инструментов и ужесточение форм ведения конкурентной борьбы. Аналитический центр при Правительстве РФ ежегодно фиксирует усиление конкурентного давления на российские предприятия [2]. Свою обеспокоенность проблемами развития экономической конкуренции неоднократно выражал Президент РФ В.В.Путин. Так, выступая на Деловом форуме БРИКС в 2019 году, он отметил, что «в мировой торговле все шире применяются методы недобросовестной конкуренции, односторонние санкции, процветает протекционизм» [3]. Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года констатирует резкое обострение глобальной экономической конкуренции [4]. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года относит его к долговременным системным вызовам отечественной экономике [5].

В данных условиях хозяйствования конкурентоспособность продолжает оставаться важнейшим показателем результативности функционирования национального хозяйственного комплекса и составляющих его социально-экономических систем различного уровня, а задача её повышения – стратегическим приоритетом их развития [6].  Успешному решению данной задачи способствует развитие современной экономической и управленческой наукой методологических основ управления конкурентоспособностью социально-экономических систем. Между тем, обращает на себя внимание фрагментарность системы принципов управления конкурентоспособностью социально-экономических систем.

Отмеченные обстоятельства позволяют выявить наличие противоречия, обуславливающего актуальность темы данного статьи, которое заключается в несоответствии, с одной стороны, современных задач повышения конкурентоспособности национального хозяйственного комплекса и составляющих его социально-экономических систем различного уровня и, с другой стороны, – методологических положений по организации и реализации данного специфического управленческого процесса.

Следует учесть важное место принципов в методологии управления конкурентоспособностью социально-экономической системы. Они выступают связующим звеном между базовыми положениями научных подходов к социально-экономическим явлениям и процессам, действие которых распространяется на управление конкурентоспособностью социально-экономической системы, и конкретными методами и инструментами управления, составляющими содержание данного процесса. В этой связи необходимо подчеркнуть, что представленные в данной статье принципы  являются отражением системного, предметного, воспроизводственно-эволюционного, государственно-регулирующего, комплексного, процессного, динамического, рискового, сценарного, структурного, интеграционного, программно-целевого, нормативного, директивного (административного), оптимизационного, адаптивного, превентивного, ситуационного, реактивного, стандартизационного, инновационного, поведенческого, эксклюзивного, маркетингового, ценностно-ориентированного, глобального и цифрового научных подходов к управлению конкурентоспособностью социально-экономической системы.

Взаимосогласование и уточнение базовых положений данных научных подходов в контексте управления конкурентоспособностью социально-экономической системы позволило автору разработать систему соответствующих им принципов, состоящую из группы общих и семи групп частных принципов. При этом группы частных принципов выделены с учетом базовых положений процессного подхода, с позиций которого управление конкурентоспособностью социально-экономической системы представляет собой последовательность логически взаимосвязанных этапов, к которым автор относит: целеполагание в сфере конкурентоспособности данной системы; анализ и оценку уровня конкурентоспособности системы; прогнозирование уровня конкурентоспособности системы; принятие решений в сфере управления конкурентоспособностью системы; планирование и организацию процесса управления конкурентоспособностью системы; контроль уровня конкурентоспособности системы. Основное содержание данных этапов представлено в таблице 1.

Группу общих принципов управления конкурентоспособностью социально-экономической системы составляют принципы:

  • ориентации на долгосрочную перспективу;
  • целенаправленности;
  • стратегической ориентации на конкретный рынок и потребителя, создание во взаимодействии с ним конкурентоспособной потребительской ценности, взаимовыгодные отношения с партнерами;
  • адекватности сложившейся и перспективной рыночной ситуации;
  • социальной направленности;
  • социальной приемлемости;
  • законности;
  • социального партнерства;
  • баланса интересов и учета возможностей ключевых стейкхолдеров системы;
  • оптимального сочетания научной обоснованности с элементами искусства управления;
  • действенности (результативности);
  • определенности;
  • полноты;
  • холизма;
  • единства информационной базы;
  • оптимальной информированности участников;
  • оптимальности этапов и процедур;
  • последовательности и планомерности управленческого процесса;
  • итеративности, согласованности, сбалансированности, пропорциональности всех уровней, направлений, этапов и процедур;
  • наличия обратных связей между этапами и процедурами;
  • ранжирования объектов управления;
  • адекватности;
  • необходимого разнообразия методов и инструментов управления;
  • непрерывности;
  • объективности;
  • учета масштаба и состава социально-экономической системы, национальной, региональной, отраслевой специфики, структуры конкурентного потенциала системы, факторов внешней среды системы, влияющих на её конкурентоспособность;
  • внезапности управленческих действий для систем-конкурентов;
  • постоянной готовности к конкурентным действиям систем-конкурентов;
  • проактивности;
  • рефлексивности;
  • оперативности;
  • учета инерционности механизмов управления;
  • оптимального сочетания стабильности и гибкости;
  • оптимального уровня формализации процедур;
  • учета нелинейной динамики конкурентоспособности системы;
  • достаточности числа и квалификации участников;
  • всесторонней обеспеченности управленческого процесса;
  • эффективности;
  • лидерства руководителя;
  • оптимального сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;
  • разграничения полномочий;
  • принятия управленческих решений, основанных на фактах;
  • обязательности исполнения принятых решений;
  • личной ответственности;
  • мотивированности участников управленческого процесса;
  • развития командной работы;
  • комплексной цифровизации трудоемких рутинных процедур;
  • оптимального сочетания преемственности, накопления опыта и постоянного совершенствования;
  • применения современных моделей, технологий и методов;
  • оптимального уровня инновационности методов и инструментов управления.

Частными принципами целеполагания в сфере конкурентоспособности социально-экономической системы автор считает принципы:

  • соответствия целей критериям конкретности, четкости формулировки, достижимости, определенности временных границ, измеримости показателей достижения;
  • оптимальной интегрированной вертикально-горизонтальной декомпозиции целей;
  • сопоставимости и сбалансированности целей в сфере конкурентоспособности системы с целями развития данной системы, её социально-экономических надсистем и подсистем.

Группа частных принципов анализа и оценки уровня конкурентоспособности социально-экономической системы состоит из принципов:

  • учета сложности, причинно-следственных взаимосвязей, полидинамичности исследуемых явлений и процессов;
  • оптимальной декомпозиции исследуемых явлений и процессов;
  • многокритериальности анализа;
  • достаточности, сбалансированности направлений и источников данных;
  • обеспечения взаимной совместимости и сопоставимости разнородных данных;
  • обеспечения соответствия результатов анализа критериям информативности, объективности, достоверности, обоснованности, полноты, точности, структурированности, прогностичности;
  • обеспечения оперативности доступа участников управленческого процесса к результатам анализа.

Частными принципами прогнозирования уровня конкурентоспособности социально-экономической системы являются принципы:

  • достаточности количества разрабатываемых прогнозов;
  • учета вероятностного характера и всех возможных последствий прогнозируемых событий;
  • обеспечения точности, объективности, обоснованности, согласованности, верифицируемости, сопоставимости разрабатываемых прогнозов;
  • обеспечения вариативности, альтернативности выбора при принятии управленческих решений.

В состав группы частных принципов принятия решений в сфере управления конкурентоспособностью социально-экономической системы входят принципы:

  • вариативности;
  • альтернативности;
  • сопоставимости рассматриваемых альтернатив;
  • многокритериальности;
  • объективности;
  • обоснованности;
  • оптимальности выбора;
  • обеспечения точности;
  • оптимального соотношения лаконичности и детализации формулировки управленческих решений;
  • согласованности решений в сфере управления конкурентоспособностью системы с решениями в других сферах управления системой и её социально-экономическими надсистемами.

К частным принципам планирования процесса управления конкурентоспособностью социально-экономической системы автор относит принципы:

  • согласованности, сбалансированности планов, программ, их направлений, механизмов и инструментов реализации;
  • оптимального уровня детализации;
  • обеспечения соответствия контрольных показателей планов целям;
  • обеспечения измеримости контрольных плановых показателей;
  • резервирования ресурсов с учетом их взаимозаменяемости;
  • обязательности реализации планов и программ.

Частными принципами организации процесса управления конкурентоспособностью социально-экономической системы автору представляются принципы обеспечения согласованности, сбалансированности механизмов и инструментов управления.

Наконец, группа частных принципов контроля уровня конкурентоспособности социально-экономической системы объединяет принципы:

  • достаточности, сбалансированности направлений;
  • учета полидинамичности контролируемых управленческих подпроцессов;
  • сочетания плановости и внезапности процедур;
  • обеспечения соответствия контролируемых показателей целям;
  • измеримости контролируемых показателей;
  • точности, объективности и обоснованности оценки контролируемых показателей.

Как представляется автору, данная система принципов управления конкурентоспособностью социально-экономической системы отражает все их современное многообразие. Её использование в научно-исследовательской работе позволит более глубоко, системно и комплексно исследовать процесс управления конкурентоспособностью социально-экономической системы, а учет при разработке и реализации государственной, региональной, отраслевой и корпоративной конкурентной политики, конкурентных стратегий социально-экономических систем различного уровня будет способствовать повышению их конкурентоспособности.

Следует отметить, что содержание процесса управления конкурентоспособностью социально-экономической системы определяют соответствующие выявленным и систематизированным автором принципам методы управления, используемые управляющей подсистемой данной системы. В этой связи подход, использованный автором при структурировании системы принципов управления конкурентоспособностью социально-экономических систем, он предлагает распространить также на процесс систематизации соответствующих данным принципам методов и инструментов управления. Это позволит придать системе методологического обеспечения управления конкурентоспособностью социально-экономических систем завершенность.

Библиографический список

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосование 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). [Электронный ресурс] // www.consultant.ru [сайт]. URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 28399/ (дата обращения 25.11.2020).
  2. Оценка состояния конкурентной среды в России. 2020. Доклад аналитического центра при Правительстве РФ. [Электронный ресурс] // www.ac.gov.ru [сайт]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/Konkurenciya_doklad_2020.pdf (дата обращения 10.11.2020).
  3. Путин: недобросовестная конкуренция все шире распространяется в мировой торговле. [Электронный ресурс] // www. tass.ru [сайт]. URL:. https://tass.ru/ekonomika/7111993 (дата обращения 14.11.2020).
  4. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. №208). [Электронный ресурс] // www.garant.ru: [сайт]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения 25.11.2020).
  5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р. (в ред. от 28 сентября 2018 г.). [Электронный ресурс] // www.consultant.ru [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 82134/ (дата обращения 20.11.2020).
  6. Стратегия национальной безопасности РФ (утверждена указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. №683). [Электронный ресурс] // www.consultant.ru [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения 10.11.2020).