Московский экономический журнал 1/2020

image_pdfimage_print

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

PERSPECTIVE TEACHING METHODS ON PEDAGOGY OF FIRST-YEAR STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY.

Абдулаева Патимат Зулкиплиевна, зав. учебной частью, доцент, профессор РАЕ, Дагестанский государственный медицинский университет

Османова Асият Абдулбасировна, ассистент кафедры патологической анатомии, Дагестанский государственный медицинский университет

Абдусаламов Рашидхан Абдулкадырович, Адухов Махмуд Гаджимурадович, Дагестанский государственный медицинский университет

Abdulaeva P.Z., Osmanova A.A., Abdusalamov R.A., Adukhov M.G.

Аннотация. Метод обучения предполагает непременное взаимодействие преподавателя и студента, в ходе которого педагог организует деятельность студента над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоения студентом содержания образования

В данной статье автором анализируются перспективные методы обучения и способы их использования на уроках первых курсов высших учебных заведений.

Особое внимание уделяется использованию мультимедийных презентаций, облаков тегов, ментальных карт и интерактивных игр.

Summary.  The teaching method presupposes an indispensable interaction between the teacher and the student, during which the teacher organizes the student’s activity on the object of study, and as a result of this activity, the learning process, the student’s assimilation of the educational content, is realized

 In this article, the author analyzes promising teaching methods and methods of their use in the lessons of the first courses of higher educational institutions.

 Particular attention is paid to the use of multimedia presentations, tag clouds, mental maps and interactive games.

Ключевые слова: перспективные методы, обучение, обучающиеся старших классов, программы, технологии.

Key words: perspective methods, training, students of senior classes, programs, technologies.

Совершенствование программ и учебников — первое важнейшее условие повышения качества обучения. Но необходимо и второе условие: совершенствование процесса обучения, повышение его качества. Это большая, сложная, многоаспектная проблема.

Метод обучения «предполагает прежде всего цель преподавателя и его деятельность наличными у него средствами. Под влиянием этой деятельности возникает и осуществляется процесс усвоения студентом изучаемого содержания, достигается намеченная цель, или результат, обучения. Этот результат служит критерием соответствия метода цели.

Таким образом, любой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий преподавателя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования.

С появлением информационно-коммуникационной сети Интернет как результата научно-технического прогресса увеличилась роль потребляемой информации. Для быстрого усвоения огромного количества этой информации стал меняться тип мышления.

Поэтому у современного подрастающего поколения сформировался феномен клипового мышления. Учащимся первых курсов труднее акцентировать длительное внимание на текстовой информации больших объемов, а также труднее происходит восприятие и запоминание.

Следовательно, в контексте клипового мышления необходимо учитывать восприятие материалов урока и применение  современных методов визуального обучения для более глубокого усвоения материала.

Также, известно, что до 90 % информации человек получает через зрительные органы чувств, поэтому в современной науке принято считать зрительное, то есть визуальное восприятие основным средством получения информации.

Сейчас тяжело представить какое-либо образовательное учреждение без двух составляющих: интерактивная доска и компьютер с проектором. Интеграция данных устройств в общеобразовательный процесс возникла из-за необходимости использования визуальных методов обучения.

Существует большое разнообразие методов современной подачи информации на уроке с использованием технического оборудования: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, матрицыподсказки, речевые штампы, тренажеры, ментальные карты, облака тегов, инфографики и т.д.

Рассмотрим подробнее некоторые из них:

  • Мультимедийные презентации.

Мультимедийные презентации представляет собой «учебные материалы, подготовленные с помощью редактора мультимедийных презентаций Power Point. М. п. используется для организации работы по определенной теме, привлечения внимания учащихся к лексико-грамматическому или страноведческому материалу» [1].

 Использование мультимедийной презентации способствует повышению интереса студентов и мотивирует учащихся на изучение английского языка. Такая подача материла позволяет преподавателю сфокусировать внимание студентов на самом процессе обучения.

А разнообразие средств представления информации, которые можно использовать при создании презентации, помогает выбрать наиболее подходящую демонстрацию материалов урока, тем самым дополнив иллюстративный материал учебника.  Педагог вправе сам составлять презентации или использовать уже готовые методические рекомендации с учительских веб-ресурсов.

  • Ментальные карты

Ментальные карты (также принято называть «диаграммы связей», «ассоциативные карты», «мыслительные карты», «карты памяти», «умственные карты» и «интеллект карты») представляют собой «метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, решения творческих задач, а также инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся» [5].

Диаграммы связей работают по принципу запоминания ключевых слов и помогают структурировать материал урока в доступной форме. Ментальные карты изображаются в виде древовидной схемы, на которой изображены слова или другие понятия, связанные «ветвями» и  отводящиеся от центрального понятия.

Применение таких карт на уроках английского языка на первых курсах дает возможность создать мотивацию к активному участию в учебном процессе и овладению английским языком как средством коммуникации, а также позволяет конструировать содержания учебного материала урока, научить студентов пользоваться словарями и справочниками с целью поиска необходимых значений. Преподаватель с помощью компьютера и интерактивной доски может прямо на уроке показать учащимся логику создания умственной карты и соответственно логику построения материала урока или темы.

  • Облака тегов

Среди большинства представителей современного поколения принято выделять всю имеющуюся информацию по основным словам, объясняющим суть того или иного коммуникативного сообщения.

Проще говоря, среди молодёжи особое значение имеет такое понятие как теги. По ним ищут информацию в коммуникационной сети Интернет, с помощью них ориентируются в необъятном медиа пространстве.

Поэтому эффективным можно считать создание облаков тегов. «Применение данной методики на занятиях по иностранному языку является одним из средств повышения интереса к обучению, позволяет обеспечить более качественное овладение учащимися устной речью, повысить уровень языковой и речевой подготовки, способствует формированию и совершенствованию лексических навыков» [2].

  • Интерактивные тренажеры

Интерактивные тренажеры представлены в виде развивающей игры. На первый взгляд использование такого метода является не подходящим для первых курсов.

 Однако сейчас процесс игры актуален как среди начальных классов, так и для студентов в виду его уникального алгоритма построения самого учебного процесса. Включиться в процесс игры намного легче и удобнее.

Аркадные типы игр и игры-головоломки улучшают мозговую деятельность и процесс запоминания, а если в процессе этих игр идет употребление англоязычных выражений и фраз, то подросток запоминает речевую и текстовую информацию значительно лучше.

В распоряжении педагога представлена огромная база интерактивных тренажеров. Некоторые из них являются онлайновыми. К примеру, для использования игровых онлайновых тренажеров Dualingo и Lingualeo необходимо только доступ к Интернету.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что современные методы подачи информации на уроках в старших классах общеобразовательных учреждений является эффективным способом передачи информации.

Большое разнообразие методов позволяет учителю выбрать наиболее подходящий способ и дополнить уже имеющиеся материалы урока визуальным сопровождением для ассимиляции знаний.

При методически грамотном их использовании, они помогут создать мотивацию учащихся к активному участию в учебном процессе, а также повысит качество знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя // Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. 290 с.

2. Артемова Л. К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации // Профильная школа. 2018. № 6. С. 47–54.

3. Краснов С.И., Каменский Р.Г. Проектирование уровневых моделей организации профильного обучения // Педагогика. 2017. № 6.

4. Лазарев В. С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2016. 212 с.

5. Школа будущего https://moeobrazovanie.ru/publikacii/articles/_93988.html (дата обращения 13.10.2019)

LIST OF REFERENCES

1. Akulova O. V., Pisareva S. A., Piskunova E. V., Tryapitsyna A. P. Modern school: experience of modernization: a book for teachers / / Under the General ed. SPb.: Publishing house of RSPU. A. I. Herzen, 2015. 290 PP.

2. Artemova L. K. Educational and professional route of high school students: problems, ways of realization / / Profile school. 2018.  No. 6. Pp. 47-54.

3. Krasnov S. I., Kamensky R. G. Design of level models of the organization of profile training / / Pedagogy. 2017.  No. 6.

4. Lazarev V. S. System development of the school. Moscow: Pedagogical society of Russia, 2016. 212 p.

5. School of the future https://moeobrazovanie.ru/publikacii/articles/_93988.html (accessed 13.10.2019)