Московский экономический журнал 1/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.2

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10040

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ АВИАКОМПАНИИ

DIGITAL TECHNOLOGIES AND THEIR USE IN THE AIRLINE’S PASSENGER SERVICE SECTOR

Новиков Сергей Вячеславович, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономическая теория» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: ncsrm@mail.ru)

Калимуллина Эльвира Ринатовна, специалист по учебно-методической работе кафедры «Экономическая теория» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», (e-mail: kalimullina.elvira96@yandex.ru)

Novikov Sergey V., candidate of economic sciences, associate professor, head of the department «Economic theory» Moscow aviation institute (national research university), (e-mail: ncsrm@mail.ru)

Kalimullina Elvira R., specialist in educational and methodological work of the department ” Economic theory» Moscow aviation institute (national research university), (e-mail: kalimullina.elvira96@yandex.ru) 

Аннотация. На сегодняшний день развитие современной экономики, секторов промышленности или сельского хозяйства, невозможно представить без внедрения новых технологий, инноваций. Авиационная промышленность не является исключением. Авиация — одна из отраслей, в которых цифровизация бизнес-процессов идет наиболее активно. Цифровая трансформация данных процессов имеет соответствующий потенциал для более эффективного использования ресурсов и улучшения качества обслуживания на бортах воздушных судов.

Summary. Today, it is impossible to imagine the development of the modern economy, industry or agriculture sectors without the introduction of new technologies and innovations. The aviation industry is no exception. Aviation is one of the industries where business process digitalization is most active. The digital transformation of these processes has the potential to make more efficient use of resources and improve the quality of service on Board aircraft.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, цифровые технологии, IT-решения, инновации в авиации.

Keywords: digital transformation, digitalization, digital technologies, IT solutions, innovations in aviation.

На фоне глобальных вызовов, которые связаны с загрязнением атмосферы, сокращением объемов невозобновляемых энергоресурсов и изменением климата, количество авиаперевозок в мире постоянно растет, а требования к обеспечению безопасности и экологичности полетов при этом повышаются. Все это задает ряд прогрессивных тенденций в развитии авиастроения и делает необходимым поиск новых подходов к конструированию летательных аппаратов и внедрению оптимальных технических решений.

В настоящее время авиакомпании успешно внедряют новые цифровые технологии. Современная индустрия сервиса на бортах воздушных судов всё активнее переходит на электронные системы управления сервисом, в том числе и интерактивные, ориентированные на двустороннюю коммуникацию с пассажирами. 

Цифровая трансформация в широком смысле – это, прежде всего, новые бизнес-процессы, организационные структуры, положения, регламенты, новые ролевые модели.

Преимущества цифровой трансформации:

  • делает производство более гибким, конкурентноспособным, а значит, более прибыльным;
  • цифровые технологии обеспечивают оперативное получение информации о продукции или решении на всех этапах жизненного цикла – от разработки до технического обслуживания, что позволяет административно-управленческому персоналу быстрее и эффективнее решать задачи оптимизации техпроцесса, качества, безопасности и операционной эффективности, выхода на рынок, и создания новых бизнес-возможностей.

Цифровизация в сфере обслуживания пассажиров авиакомпании – одна из первостепенных задач, которая направлена на модернизацию управления и создания для клиентов удобной и практичной системы обслуживания.

Для этого авиакомпании внедряют эффективные IT-решения в сферу обслуживании пассажиров на борту.

В настоящее время уже активно используются разработки группы систем управления предприятием IT-службы, которые направлены на улучшение качества обслуживания и улучшения сервиса на бортах воздушных судов:

  • оперативная передача информации о статусе рейса для сайта авиакомпании; данные берутся непосредственно из производственной информационной системы, что дает возможность стремительно и достоверно отображать на интернет-ресурсе данные о состоянии рейса;
  • информационная система управления заказами бортового питания на рейсах авиакомпании; назначение данной системы – автоматизированная подготовка заказов питания на рейсах, информирование поставщиков, которые обеспечивают рейсы компании бортовым питанием; она дает возможность  в автоматизированном режиме опрашивать системы бронирования, сформировывать заказы и направлять заявки поставщикам на обеспечение питанием; применение автоматизированной подготовки заказов дает возможность повысить оперативность и качество подготовки рейса, что в общем благоприятно влияет на уровень сервиса авиакомпании;
  • IT-обеспечение сервиса предоставления детских наборов для детей в зависимости от их возрастных категорий; при подготовке рейса автоматически производится опрос инвенторных систем Sabre и «Леонардо» для получения сведений о количестве детей на рейсе, анализируются возрастные категории, и результат направляется в подразделения, которые обеспечивают комплектацию наборами; данная система дает возможность максимально точно учесть потребность в детских наборах в зависимости от возрастных категорий.

Большинство пассажирские авиакомпании также активно устанавливают систему развлечения на бортах воздушных судов от голландской компании AirFi. Система AirFi Venus Box представляет собой простую альтернативную технологию в сфере развлечений, предлагаемых пассажирам на борту самолета [5].  Стриминг контента на борту оснащается двумя переносными модулями, которые устанавливаются на багажной полке в начале и в конце салона. Модули имеют запас работы до 20 часов без подзарядки.

Система AirFi предлагает следующие преимущества [5]:

  • портативная технология (нет необходимости вносить изменения в модификацию воздушного судна, ежедневные обновления контента, ежедневный обзор статистики использования);
  • беспроводной потоковый контент, охватывающий всю кабину воздушного судна;
  • широкие возможности для получения небилетной выручки посредством рекламы, совершения покупок на борту воздушного судна, офлайн интернет-магазинов и продажи премиум-контента;
  • предоставление возможности использования своего собственного устройства для получения доступа к развлечениям, предлагаемым пассажирам на борту воздушного судна, без необходимости загрузки мобильного приложения перед вылетом;
  • простота и универсальность процессов загрузки контента, в том числе автоматическое и беспроводное распределения контента.

Растущая глобализация и цифровизация, широкое распространение технологий анализа больших данных радикально меняют организацию управления воздушным пространством и рынок воздушного транспорта. Ведущие авиакомпании мира модернизируют свои системы определения местоположения, чтобы точно определять местоположение самолетов, пассажиров и багажа, ускорять наземные предполетные приготовления, автоматизировать и улучшать обслуживание.

Так, например, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и Международный совет аэропортов (ACI) предложили идею трансформации бизнес-процессов на основе цифровизации NEXTT (New Experience in Travel and Technologies). Это  цифровые технологии отслеживания и идентификации багажа, автоматизация и робототехника, которые повышают надежность, безопасность, высокоэффективность и качество обслуживания клиентов.

В связи с ростом пассажиропотока, трафика воздушных судов (ВС) и расширением применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) возникают новые требования к организации воздушного пространства. Большинство традиционных радарных систем и систем управления воздушными потоками уже не обеспечивают должную безопасность полетов и перестают быть экономически выгодными. Технология управления воздушным движением ADS-B (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast)  –  это технология наблюдения, в которой воздушное судно определяет свое местоположение с помощью спутниковой навигации и периодически транслирует, передает данные о полёте (координаты воздушного судна, высоту, скорость, полет и т. д.) в наземные центры для диспетчеров и других воздушных судов, позволяя отслеживать его. Поскольку ADS-B может работать как на малых высотах, так и на земле, эта технология также используется для мониторинга движения на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках аэропорта. Более того, ADS-B работает даже там, где радар бессилен – в отдаленных или горных районах. При ее массовом использовании возможно повысить безопасность, гибкость и эффективность управления воздушным движением, уменьшить интервалы продольного эшелонирования между самолетами, шум, излучение и расход топлива [6].

Следующая цифровая технология в авиационных перевозках – это RFID (Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация). Радиочастотная идентификация (Radio Frequency Identification) — это современная технология идентификации объектов, основанная на применении радиочастотного электромагнитного излучения для автоматизированного считывания и записывания данных учета и контроля на устройство. Технология RFID (RFID) играет важную роль в снижении затрат и повышении эффективности. Записав необходимую информацию на метке RFID, устойчивой к неблагоприятным условиям окружающей среды, можно отслеживать историю движения того или иного объекта. Эта технология используется для идентификации сотрудников, обработки грузов, обслуживания наземного оборудования, автоматизации систем безопасности, отслеживания перемещений пассажиров [6].

Объем памяти RFID – метки в сотни раз превышает объем памяти штрих-кода или QR-кода. Данные на метках записываются или автоматически считываются по радиосигналу, что позволяет идентифицировать людей или объекты на значительном расстоянии. Наиболее широко используется эта технология в сфере багажной логистики: внедрение радиометок, контролирующих движение багажа, значительно снижает риск его задержки или утери.

Ведущие авиакомпании и крупные аэропорты активно внедряют технологию Интернета вещей, подключая к нему все большее количество элементов физической инфраструктуры и разрабатывая специальные навигационные приложения, которые анализируют информацию от датчиков о местонахождении объектов. Технология позволяет управлять растущим пассажиропотоком, улучшать качество обслуживания, сокращать расходы и в целом оптимизировать отрасль.

Интернет вещей – это множество физических объектов, подключенных к Интернету и оснащенных датчиками – от смартфонов, планшетов до автомобилей и реактивных двигателей, которые собирают данные и обмениваются ими по сети, в том числе локальной или беспроводной. В аэропортах технологии позволяют комбинировать системы оповещения и мониторинга движения всех объектов, чтобы сделать более комфортным и безопасным пребывание пассажиров, передавая данные на их портативные электронные устройства (смартфоны, планшеты и др.), которые важны для навигации. Авиационные узлы могут более эффективно отслеживать количество пассажиров в любой точке аэропорта и предотвращать скопление больших очередей [6].

Таким образом, применение новых цифровых технологий в осуществлении деятельности авиакомпаний значительно повысит эффективность деятельности и снизит расходы авиакомпании, а также позволит соответствовать растущим потребностям пассажиров, соответствовать по техническому оснащению ведущим мировым компаниям, а, следовательно, будет поддерживать конкурентоспособность и имидж компании.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Новиков С.В., Солодова А.Д. Главные тренды в авиационной отрасли: цифровая экономика и новые технологии // Научное периодическое сетевое издание «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки» 2018. № 5. С. 276-278.
  2. Тихонов А.И., Сазонов А.А., Новиков С.В. Цифровизация авиационной промышленности россии // СТИН. 2018. № 11. С. 29-36.
  3. Новиков С.В. Концептуальный анализ авиационной инфраструктуры // СТИН. 2018. № 11. С. 36-40.
  4. Гандер Д.В., Новиков С.В. Актуальные направления профессиональной ориентации в интересах авиации и космонавтики // В сборнике: Проблемы эффективной интеграции науки, образования и инновационной практики в цифровом обществе Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 195-199.
  5. Цифровые технологии делают авиаперелёт интереснее и приятнее / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.flyaurora.ru/information/about/press-service/smi/2019/13381/ (дата обращения: 25.01.2020).
  6. Новая организация воздушного движения // Глобальные технологические тренды трендлеттер – https://issek.hse.ru/trendletter/news/211410732.html (дата обращения: 25.01.2020)

References

  1. Novikov S. V., Solodova A.D. Main trends in the aviation industry: digital economy and new technologies / Scientific periodical network publication “Humanitarian, socio-economic and social Sciences” 2018.  No. 5. P. 276-278.
  2. Tikhonov A. I., Sazonov A. A., Novikov S. V. Digitalization of the Russian aviation industry. 2018.  No. 11. P. 29-36.
  3. Novikov S. V. Conceptual analysis of aviation infrastructure. 2018.  No. 11. P. 36-40.
  4. Gander D. V., Novikov S. V. Actual directions of professional orientation in the interests of aviation and cosmonautics / in the collection: Problems of effective integration of science, education and innovative practice in a digital society Collection of materials of the II International scientific and practical conference. 2018. P. 195-199.
  5. Digital technologies make air travel more interesting and enjoyable / [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.flyaurora.ru/information/about/press-service/smi/2019/13381/ (accessed: 01/25/2020).
  6. New air traffic management / global technology trends trendletter – https://issek.hse.ru/trendletter/news/211410732.html (accessed 01/25/2020).