Московский экономический журнал 1/2020

image_pdfimage_print

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

SOCIO-PSYCHOLOGICAL PRECONDITIONS FOR THE EMERGENCE OF CONFLICTS IN THE FAMILY AND WAYS TO OVERCOME THEM

Абдулаева Патимат Зулкиплиевна, доцент кафедры психологии и педагогики, Дагестанский государственный медицинский университет, профессор РАЕ

Абдурахманова Диана Магомедовна, ФБГОУ ВО “Дагестанский Государственный Медицинский Университет”

Рамазанова Сапият, ФБГОУ ВО “Дагестанский Государственный Медицинский Университет” 

Научный руководитель: Абдулаева Патимат Зулкиплиевна, доцент кафедры психологии и педагогики, профессор РАЕ, ФБГОУ ВО “Дагестанский Государственный Медицинский Университет” 

Аннотация. Тема данной статьи является одной из самых обсуждаемых в экспертных кругах. В данной статье проведён анализ и рассмотрены предпосылки возникновения конфликтов в семье и пути их преодоления. 

Summary. The topic of this article is one of the most discussed in expert circles. This article analyzes and discusses the background of conflicts in the family and ways to overcome them.  

Ключевые слова: семейные конфликты, контроль, обязанности, раздражение, давление, возможности, чувства, взаимопонимание, взаимопомощь. 

Keywords: family conflicts, control, duties, irritation, pressure, opportunities, feelings, mutual understanding, mutual assistance.

Семейные конфликты – это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов или взглядов. 

Семейные конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при предупреждении и разрешении таких конфликтов.  

а)Прежде всего, семейные конфликты отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью семейных отношений. Важнейшей особенностью семейных отношений является то, что их основное содержание составляют как межличностные отношения (любовь, кровное родство), так и правовые и нравственные обязательства, связанные с реализацией функций семьи: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативной и регулятивной.  

б) Особенности семейных конфликтов проявляются в их динамике, а также в формах протекания. В целом динамика семейных конфликтов характеризуется классическими этапами (возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликтной ситуации, открытое противоборство, развитие открытого противоборства, разрешение конфликта и эмоциональное переживание конфликта). Но такие конфликты отличаются повышенной эмоциональностью, скоростью протекания каждого из этапов, формами противоборства (упреки, оскорбления, ссора, семейный скандал, нарушение общения и т. п.), а также способами их разрешения (примирение, достижение согласия, притирка отношений на основе взаимных уступок, развод и др.).  

в) Существенной особенностью семейных конфликтов является и то, что они могут иметь тяжелые социальные последствия. Нередко они заканчиваются разрывом.

г) Семейные конфликты отличаются и по причинам. Важнейшими из них являются:

  • Ежедневная рутина. Ваши отношения — это скучная рутина: предсказуемость и тот факт, что вы знаете, что будете делать каждый день, сегодня, завтра, и всю неделю. Когда любовь становится монотонной, некоторые просто не выдерживают, им кажется, что они застряли в запертой комнате.
  • Недостаток в ярких эмоциях. Когда люди вместе длительный период времени, они начинают воспринимать сюрпризы и какие-то эмоциональные вещи как должное. Если отношения больше не восхищают вас, исправьте это. Запланируйте совместный отпуск, ужинайте вне дома раз в неделю, делайте хоть что-нибудь!
  • Чувства – тонкая материя. Очень правильно влюбиться, не спеша. Когда двое влюбляются очень быстро, то, как правило, это чувство имеет под собой очень слабую почву, особенно если люди вместе всего лишь по нескольким причинам, хороший секс, например, или желание забыть предыдущую любовь. Не спешите влюбляться будучи в отношениях с кем-то. 
  • Возможности. Вокруг себя мы часто замечаем потенциальных партнеров для отношений. Вам очень нравится ваша половинка, но где-то глубоко в душе, вы думаете, будто упустили что-то и заслуживаете большего. Если у вас появляются такие мысли, то другого выхода просто нет – отпустите эти отношения, потому что вы никогда не будете счастливы с этим человеком. Уходите и получайте от жизни удовольствие. Вы можете встретить того, кого действительно заслуживаете, того, кто может быть лучше. По-крайней мере, будем на это надеяться.
  • Измена на эмоциональном уровне. У вас может появиться эмоциональная связь с другом или коллегой, хотя вы можете и не осознавать этого! Случалось ли, что о своих делах на работе или личных переживаниях, вам легче поговорить с кем-то другим, но только не со своим партнером? Пока вы не откроетесь своему партнеру и не начнете с ним общаться, отношения будут угнетать вас.
  • Воспоминания. Особые воспоминания играют очень важную роль в отношениях, да как в принципе и в жизни вообще. Оглядываясь назад, вы можете вспомнить счастливые моменты, и чем их больше, тем содержательней ваша жизнь. Тот же принцип действует и в любовных отношениях. Отсутствие радостных моментов, отсутствие воспоминаний приведет к тому, что вы перестанете воспринимать любовь, как нечто особенное и прекрасное.
  • Общение. Вам не хочется рассказывать о чем-то своему партнеру в подробностях, ведь на это уходит так много времени? Именно это становится причиной того, что многие пары теряют взаимосвязь. Мы умалчиваем о незначительных, по нашему мнению, вещах, однако именно эти, как нам кажется, неважные детали играют большую роль.
  • Спонтанность. Совместное планирование всей своей жизни – очень хороший способ подготовить себя и свои отношения к будущему. Однако время от времени обоим партнерам не повредит немного безрассудства, это поможет поддерживать отношения на хорошем эмоциональном уровне. К тому же небольшое отклонение от запланированного маршрута делает жизнь намного ярче.
  • Вы скучаете по временам, когда были одиноки. Это пугающее чувство, и вы никогда не избавитесь от него, а если не научитесь с ним бороться, то подобные мысли будут одолевать вас время от времени. Что вы делали, когда были одиноки? Займитесь этим же, только со своим партнером, ну, конечно же, кроме флирта с противоположным полом. Хотя, когда партнера нет рядом, можно и пофлиртовать.
  • Общие цели и желания. Если у партнеров нет совместных увлечений или планов, то у них нет будущего, и определенно в какой-то момент они наскучат друг другу. Стройте воздушные замки вместе, научитесь мечтать о лучшей жизни вместе. Вы оба будете увлечены тем, чтобы вместе воплотить общие мечты, это сблизит вас.
  • Совместное времяпрепровождение. Время, проведенное вместе, очень полезно, но только если его не слишком много. Проводите время с друзьями или порознь время от времени. И тогда, в конце дня, при встрече вы будете очень взволнованы и готовы рассказать о том, что произошло с вами за день.
  • Другой человек производит на вас впечатление. Временами такое случается, однако не нужно винить себя и чувствовать себя лжецом и предателем. Даже, если вы начнете избегать этого человека и не думать об измене, мысли о новом волнующем вас человеке, полном жизни и загадок, могут на психологическом уровне заставить вас поверить в то, что ваши нынешние отношения вам наскучили. Возможно, вы и не желали изменять, но отношения вдруг становятся безжизненными.
  • Раздражение. Существует ли что-то, что раздражает вас в партнере, например, лень или неуклюжесть? Научите обсуждать это, потому что маленькое недовольство перерастает в большую проблему. Это как снежный ком, катящийся вниз по склону. И пока вы не научитесь противостоять ему, он будет все катиться и катиться вниз, увеличиваясь в размерах.
  • Потеря себя самого. Если у вас нет ничего кроме отношений, и вы отказались от своей жизни ради того, чтобы проводить больше времени с партнером, однажды наступит время, когда вам захочется вернуть все обратно, потому что вы не будете знать, кто же вы на самом деле. Необходимо научиться уделять партнеру очень много свободного времени, не потеряв при этом свое Я.
  1. ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи (некоторые родители считают своим долгом самостоятельно выбирать друзей для своего ребёнка)
  2. наличие трудноразрешимых материальных проблем.
  3. авторитарное вмешательство родственников в супружеские отношения.

Пример из жизни: 

Как вы все знаете, мы все приносим «стандарты» из своей семьи. Оттуда же модельное поведение в браке. Допусти, если во взаимоотношениях у мамы с папой ссоры и примирения происходили определенным образом, мы думаем, что у нашего партнера такое же видение. 
(Личное…) 
Для отца моей подруги лучшим извинением было «ты прав», а для её мужа эти слова воздух. (Ни холодно, ни жарко) «Я итак знаю, что я прав». Для неё это конечно было шоком. Но… Тут мозг строит новый выход из ситуации. 
И здесь возможно несколько путей решения: 
1.Вы должны спросить: А как для тебя правильно? Как бы ты хотел, чтобы я ответила? 
2.Вы: Я чувствую себя растерянно, так как не знаю, как выйти из данной ситуации. Помоги мне пожалуйста…

Во время конфликтной ситуации с близким человеком, старайтесь соблюдать несколько правил: 

  • Не обвиняйте
    Вместо «ты сделал это и то», «я чувствую, что меня оскорбили…»
  • Описывайте то, что произошло, никакой критики (когда ты сказал, что «я могла бы убрать дом к твоему приходу», я почувствовала будто ты не оценил весь тот день, который я провела с тремя детьми…) 
  • Будьте вежливы и не собирайте все ссоры в одну. Не пытайтесь за раз высказать то, что копилось годами ( «ты забыл, как ты влип и у нас было кучу проблем» )
  • Благодарите за то хорошее, что он уже сделал («я помню, как ты помог мне с детьми») 

Хорошие способы разрешения конфликта:

  • Открытый и спокойный диалог.
    Супруги должны стремиться идти навстречу друг другу. Важно обсудить текущую проблему конструктивно, без обвинений и упреков, с поиском оптимального решения для обоих.
  • Понимание партнера.
    Супругам следует избегать негативных тактик, таких как игнорирование, эгоцентризм, принижение личности партнера, и использовать конструктивные: активное слушание партнера, понимание сказанного и недосказанного им.
  • Способность меняться.
    Необходимо уметь делать шаги навстречу партнеру, менять свою позицию и взгляды по мере того, как брак предъявляет свои новые требования.
  • Подчеркивать значимость супруга.
    Высказывание партнеру благодарности и того, что его ценят, уважают и восхищаются им, является одним из самых эффективных способов расположить супруга в свою сторону, быть услышанным и добиться взаимопонимания практически по любому вопросу.
  • В конце концов, всегда можно обратиться к семейному психологу, который поможет разобраться во взаимоотношениях и наладит контакт.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулаева П.З. «Педагогик как наука. Предмет и задачи педагогики» – Учебно-методическая разработка для студентов. / Под редакцией кандидата педагогических наук Абдулаевой П.З./ – Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2010. – 19с.

П.З.Абдулаевой, А.А. Османовой – «Формирование личности гражданина патриота России – как учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении». / Материалы Международной научной конференции: «EDUCATION AND SCIENCE WITHOUT BORDERS» – (ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ). (МЮНХЕН, ГЕРМАНИЯ).

2. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – № 2 –

URL: www.science-sd.com/464-24990 (10.09.2016). Materials of conferences (Munich, Germany, 1-6 November 2016): опубликовано в электронном научном журнале № 2

3. Э.Г.Абиева, П.З.Абдулаева, А.А.Османова. «Акцентуации характера создающие предпосылки для формирования девиантного поведения в подростковом возрасте». / Педагогика и Психология в медицине: Проблемы, инновации, достижения: Труды. Научно-практическая конференция с международным участием. – СПб.: Изд. ООО «Человек», 2016г -104 с.(Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова).

4. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998 (или более поздние издания).

LIST OF REFERENCES

1. Abdulaeva P. Z. ” Pedagogic as a science. Subject and tasks of pedagogy ” – Educational and methodological development for students. / Edited by candidate of pedagogical Sciences Abdulaeva P. Z. / – Makhachkala: CPI dgma, 2010. – 19c.

P. Z. Abdulayeva, A. A. Osmanova – “Formation of the personality of a citizen patriot of Russia – as an educational process in higher education”. / Proceedings of the International scientific conference: “EDUCATION AND SCIENCE WITHOUT BORDERS” – (EDUCATION and SCIENCE WITHOUT BORDERS). (MUNICH, GERMANY).

2. International Journal Of Applied And Fundamental Research. – 2016. – No. 2 –

URL: www.science-sd.com/464-24990 (10.09.2016). Materials of conferences (Munich, Germany, 1-6 November 2016): published in electronic scientific journal No. 2

3. E. G. Abieva, P. Z. Abdulaeva, A. A. Osmanova. “Character accentuations that create prerequisites for the formation of deviant behavior in adolescence.” / Pedagogy and Psychology in medicine: Problems, innovations, achievements: Works. Scientific and practical conference with international participation. – SPb.: Ed. LLC “Man”, 2016 -104 p. (First St. Petersburg state medical University. Acad. I. P. Pavlova).

4. Asmolov A. G. personality Psychology: principles of General psychological analysis. – Moscow: Smysl, 2001.

5. Gippenreiter Y. B. Introduction to General psychology. Moscow: Chero, 1998 (or later editions).