Московский экономический журнал 1/2020

image_pdfimage_print

УДК 371

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10022

ПРОДВИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА НА САЙТЕ ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

PROMOTION OF EDUCATIONAL SERVICES OF THE UNIVERSITY ON THE UNIVERSITY SITE: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES

Прохорова Мария Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Григорян Нуне Мартини, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Вдовина Ольга Андреевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Prokhorova M.P., masha.proh@mail.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Grigoryan N.M., obhis1996nune15gnm@mail.ru

Vdovina О.A., 1olgavdovina1@gmail.com 

Аннотация: В статье описана сущность и порядок продвижения образовательных услуг вуза на рынке образовательных услуг, раскрыты приоритетные каналы продвижения, используемые университетами. Описаны возможности официального сайта вуза для продвижения образовательных услуг, систематизированы недостатки сайтов, препятствующие их эффективному продвижению, сформулированы возможные направления   и способы преодоления описанных недостатков. Сделаны выводы о широких возможностях официального сайта университета по продвижению образовательных услуг на рынке.

Summary: The article describes the nature and procedure for promoting educational services of a university in the educational services market, discloses the priority promotion channels used by universities. The possibilities of the official website of the university to promote educational services are described, the shortcomings of sites that impede their effective promotion are systematized, possible directions and ways to overcome the described shortcomings are formulated. Conclusions are made about the wide possibilities of the official website of the university to promote educational services on the market.

Ключевые слова: продвижение, образовательные услуги, сайт, проблемы, перспективы.

Keywords: promotion, educational services, site, problems, prospects.

Продвижение как комплекс целенаправленных маркетинговых мер, обеспечивающих увеличение спроса на товара или услугу, в условиях современной экономики превратилось в одну из функций образовательных организаций. Стратегия продвижения образовательных услуг стала неотъемлемым компонентом образовательной услуги, которая прорабатывается на этапе планирования новых образовательных программ.

Продвижение образовательных услуг на рынке особенности, которые обусловлены специфическими чертами образовательного маркетинга, а именно тесная взаимосвязь между продвижением самой образовательной организации (в первую очередь, за счет её имиджа), маркетинговым продвижением педагогических и научных работников и продвижением идеи ценности высшего образования, науки и культуры [5].

Классический подход к выбору и реализации стратеги продвижения образовательных услуг на рынок состоит в реализации нескольких последовательных этапов:

  1. Изучение целевой аудитории, её характеристик и предпочтений – тем самым давая ответ на вопрос «Кому?»;
  2. Постановка целей продвижения, в рамках учитывается как желаемые конечный результат, так и степень информированности и готовности представителей целевой аудитории к принятию необходимого нам решения – в данном случае определяется ответ на вопрос «Зачет?»;
  3. Непосредственный выбор стратегии продвижения, которая характеризуется тремя аспектами – маркетинговым (идея, которую необходимо донести до потенциального потребителя), медийным (в формате мадиаплана, описывающего каналы распространения информации и её объем) и креативный (текстовая, художественная и техническая основа рекламного обращения к потенциальным потребителям);
  4. Определение бюджета продвижения;
  5. Непосредственная реализация стратегии продвижения [3, 7].

Используя приведенную выше последовательность, имеет смысл анализировать взаимосвязь качественных характеристик целевой аудитории и инструментов (каналов) продвижения образовательных услуг на рынке.

Наиболее развитым каналом продвижения образовательных услуг университетов является в настоящее время социальные сети, медиа и мессенджеры, которые поддерживаются 96,2 % российских вузов [2]. Наиболее популярными в социальных сетях становятся использование сервисов автоматизированного мониторинга, инвайтинг, френдинг, распространение таргетированной рекламы.

Также, по мнению Тарасовой Е.Е., Шеина Е.А., при   продвижении  образовательных  услуг  на рынке высокой эффективностью обладают BTL-технологии:  внешняя реклама  (обеспечивающая большой  охват  аудитории при сравнительно небольших затратах);  интернет-реклама  (спам,  баннеры);  выпуск корпоративных изданияй  брошюр;  кросс-реклама;  партизанская  реклама  (в  общественных  местах);  testimonial  advertising  —  рекомендательная  реклама  (реклама  с  намерением)  [8].

В настоящее время основным каналом продвижения образовательных услуг вуза становится официальный сайт, который превратился в полноценный инструмент коммуникации как со сторонними пользователями, так и с внутренними. В настоящее время образовательные организации, имеющие развитые сайты, активно встраивают в них различные онлайн-платформы и сервисы, поддерживающие образовательные и административные процессы, такие как онлайн-расписание, зачетная книжка, электронные курсы, отправка документов и предоставление справок и пр. В данном случае большое значение принимает качественно разработанная структура сайта, удобство навигации, функциональность. Возрастает популярность и мобильных версий сайта образовательной организации [1, 6].

Исследователи, изучающие проблемы цифровизации отечественного образования, отмечают проблемы, связанные с использование официальных сайтов университетов в качестве канала продвижения образовательных услуг:

  1. Недостаток использования интерактивных форм при онлайн-сопровождении абитуриентов. Так, онлайн-форумы для абитуриентов организуют только 46,2 % вузов, лектории поддерживаются организуют только 19,2 %, онлайн-консультирование от лица преподавателей и сотрудников поддерживается в 38,5 % [1].
  2. Деперсонализация обучающихся в процессе продвижения образовательных услуг, что проявляется в том, что функционирование личных кабинетов обучающихся универсально и не ориентировано на поддержку индивидуальной образовательной траектории и продвижение образовательных услуг среди целевой аудитории.
  3. Некачественно проработанная демонстрация конкурентных преимуществ образовательной организации на официальном сайте университета. Это касается открытого доступа к образовательным программам, учебно-методическим комплексам, видеолекциям, а также материалам, отражающим результаты обучения (прежде всего, работам обучающихся). Это касается и функционирования на сайте университета массовых открытых онлайн курсов, позволяющих представителям целевой аудитории оценить как качество преподавания, качество учебно-методического обеспечения, так и качество организации образовательного процесса. Так, массовые открытые онлайн-курсы функционируют у незначительной части российских вузов – у 15,4% [1, 9].
  4. Практическое отсутствие практики поддержки трудоустройства и отслеживания карьеры выпускников. Чаще всего деятельность в данном направлении ограничивается разными формами консультирования выпускников по вопросам начала карьеры. При этом именно выпускники вуза, успешно построившие свою карьеру, являются важнейшими каналами продвижения образовательных услуг и формирования положительного имиджа вуза.

По результатам проведенного анализа можно сформулировать направления развития каналов и инструментов продвижения образовательных услуг на рынке [4, 9]:

  • привлекать пользователей к формированию контента сайта с целью его продвижения на рынке. Такая возможность, которая принимает форму блогов, позволяет решать задачу обновления содержания, поддержки коммуникаций и его актуальности для целевой аудитории;
  • расширять применения активных способов привлечения внимания потенциальной целевой аудитории с помощью бегущих строк, баннеров, видеороликов, возможности оставлять комментарии;
  • активизировать покупку контекстной рекламы в поисковых системах, что является эффективным инструментом продаж, давно зарекомендовавшим себя в коммерции;
  • использование поисковых оптимизаций сайта (SEO), позволяющих адаптировать текстовую информацию сайта университета к алгоритмам ранжирования в поисковых системах и обеспечить «видимость» сайта при поиске.  

Литература

  1. Алексеева О.Г. Маркетинг инноваций в сфере образования. Режим   доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/marketing-innovatsiy-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 20.12.2019)
  2. Бродоская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э., Пырма Р.В., Азаров А.А. Цифровая среда ведущих университетовв мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. № 12. С. 9-22. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22
  3. Гугнина Е.В., Самсонова Е.В., Самсонова М.В. Технологии продвижения образовательных услуг на рынок // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (часть 1).
  4. Лухменева Е.П., Калиева О.М. Особенности формирования и продвижения бренда вуза. Режим доступа: http://www.osu.ru/doc/1026/author/11038/lang/0 (дата обращения: 20.12.2019)
  5. Медведева Е.И. Социальные  аспекты  маркетинга  в  образов нии. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-aspekty-marketinga-v-obrazovanii (дата обращения: 20.12.2019)
  6. Самсонова  Е. В.  Особенности  маркетинга  образовательных  услуг  на  современном  этапе  развития  рыночных  отношений:  монография.  Волгоград,  2013.
  7. Стратегия маркетингового продвижения образовательных услуг: разработка и внедрение в образовательных организациях [Электронный  ресурс]: учебно-методическое  пособие/ М.Л. Беркович. Челябинск: ЧИППКРО, 2019. 120 с.
  8. Тарасова Е.Е., Шеин Е.А. Приницпы и инструменты продвижения образовательных услуг на образовательном портале региона // Управленческое консультирование. 2017. № 12. С. 147-156. DOI 10.22394/1726-1139-2017-12-147-156
  9. Фещенко А.В. Веб-сайт университета в современном информационно-коммуникационном пространстве // Гуманитарная информатика. 2009. Вып.5. С.103-110.

Referents

1. Alekseyeva O.G. Marketing innovatsiy v sfere obrazovaniya. Rezhim   dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/marketing-innovatsiy-v-sfere-obrazovaniya (data obrashcheniya: 20.12.2019)

2.   Brodoskaya Ye.V., Dombrovskaya A.YU., Petrova T.E., Pyrma R.V., Azarov A.A. Tsifrovaya sreda vedushchikh universitetovv mira i RF: rezul’-taty sravnitel’nogo analiza dannykh saytov // Vyssheye obrazovaniye v Ros-sii. 2019. № 12. pp. 9-22. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22

3.   Gugnina Ye.V., Samsonova Ye.V., Samsonova M.V. Tekhnologii pro-dvizheniya obrazovatel’nykh uslug na rynok // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 2 (chast’ 1).

4.   Lukhmeneva Ye.P., Kaliyeva O.M. Osobennosti formirovaniya i prodvizheniya brenda vuza. Rezhim dostupa: http://www.osu.ru/doc/1026/author/11038/lang/0 (data obrashcheniya: 20.12.2019)

5.   Medvedeva Ye.I. Sotsial’nyye  aspekty  marketinga  v  obrazov nii. Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-aspekty-marketinga-v-obrazovanii (data obrashcheniya: 20.12.2019)

6.   Samsonova  Ye. V.  Osobennosti  marketinga  obrazovatel’nykh  uslug  na  sovremennom  etape  razvitiya  rynochnykh  otnosheniy:  mono-grafiya.  Volgograd,  2013.

7.   Strategiya marketingovogo prodvizheniya obrazovatel’nykh uslug: razrabotka i vnedreniye v obrazovatel’nykh organizatsiyakh [Elektronnyy  resurs]: uchebno-metodicheskoye  posobiye/ M.L. Berkovich. Chelyabinsk: CHIP-PKRO, 2019. 120 p.

8.   Tarasova Ye.Ye., Shein Ye.A. Prinitspy i instrumenty prodvizhe-niya obrazovatel’nykh uslug na obrazovatel’nom portale regiona // Upravlencheskoye konsul’tirovaniye. 2017. № 12. pp. 147-156. DOI 10.22394/1726-1139-2017-12-147-156

9.   Feshchenko A.V. Veb-sayt universiteta v sovremennom informatsi-onno-kommunikatsionnom prostranstve // Gumanitarnaya informatika. 2009. Vyp.5. pp.103-110.