Московский экономический журнал 1/2020

image_pdfimage_print

УДК 330

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10021

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ

INCREASED EFFICIENCY OF SERVICE SPHERE MANAGEMENT IN CONDITIONS OF GLOBAL DIGITALIZATION

Лазутина Антонина Леонардовна, кандидат экономических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал ГБОУ ВО НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Белоусова Ксения Владимировна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород

Дружков Александр Сергеевич, ИПТД (институт пищевых технологий и дизайна) – филиал ГБОУ ВО НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Лабазова Анастасия Васильевна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород

Lazutina А.L., lal74@bk.ru

Belousova K.V., ksbel99@yandex.ru

Druzhkov A.S., atyd.aleksandr@yandex.ru

Labazova A.V.,  n.labazova99@gmail.com

Аннотация: В статье актуализируются вопросы эффективности менеджмента как основа повышения конкурентоспособности гостиничного бизнеса в России. Активизация инновационной деятельности возможна в результате кадрового обеспечения с учетом современных требований отечественной туристской индустрии. Также, очевидно, что доходы от гостиничной индустрии занимают высокую долю в доходах государства. Учитывая изложенное выше, необходимо увеличивать долю гостиничных услуг отечественных операторов на общем рынке гостиничных услуг.

Summary: The article updates the issues of management efficiency as the basis for improving the competitiveness of hotel business in Russia. Intensification of innovation activity is possible as a result of personnel provision taking into account modern requirements of the domestic tourism industry. It is also obvious that revenues from the hotel industry occupy a high share of the income of the state. Taking into account the above, it is necessary to increase the share of hotel services of domestic operators in the common market of hotel services.

Ключевые слова: гостиничная индустрия,конкурентоспособность, франчайзинговое расширение отечественных гостиничных цепей, инновации, брендинг, инвестиционная привлекательность, кадровое обеспечение.

Keywords: the article updates the issues of management efficiency as a basis for the hotel industry, competitiveness, franchise expansion of domestic hotel chains, innovation, branding, investment attractiveness, personnel support.

Повышение благосостояния населения в мире обусловливает колоссальный рост перемещения больших масс людей в сфере туризма, чему в немалой степени объективно и субъективно способствует расширение открытости национальных государств, преодоление страхов шпиономании, промышленного шпионажа, кражи государственных секретов. Во многом это также детерминировано развитием в современном мире  транспорта, связи, логистики на основе глобальной цифровизации, когда любой клиент в принципе в любой точке земного шара имеет реальную возможность получить всю необходимую информацию, скажем, о туристическом туре, о туропереаторе, о комплексе услуг и о тарифах на них, о питании, о гостеприимстве, о экскурсиях и т.п.[5]

На эту глобальную  тенденцию четко и неоднозначно реагирует сфера услуг каждой страны мира, поскольку создаваемые при этом цепи данных услуг создают известную систему порождающую синергитический / дополнительный эффект за счет объединения их усилий, что безусловно, объективно повышает прибыльность / рентабельность их деятельности, за счет объединения усилий как каждой страны, так и цепей и услуг в целом, в том числе – и за счет известного преодоления сезонности потоков туристов / путешественников из различных стран мира.[3] Известно, что природно-климатические условия существенно различаются по континентам. Одним туристам / путешественникам хочется к морю, к теплу, к солнцу, к эксклюзивным фруктам / овощам, к развлечениям, к достопримечательностям, другие же хотят покататься на лыжах, поездить на собачьих упряжках, на оленях, полюбоваться на вулканы и гейзеры, или же получить определенные медицинские услуги в той или иной стране, учитывая различия в уровне и качестве развития здравоохранения, а также в тарифах на эти услуги.

Иными словами объективных и субъективных причин для неэкономической миграции населения в современном мире – масса, и удовлетворение этих растущих потребностей является экономической основой для создания функционирования и развития сферы услуг как в различных странах, так и объединения их усилий на основе дифференциации услуг по цене, по качеству, по тарифам, по объемам и комплексности обслуживания, по сегментации потребителей / покупателей этих услуг.

Современный мир характеризуется интернационализацией во всех сферах. Границы между государствами становятся условными, ведь каждый может свободно путешествовать практически в любой стране. В связи с этим современный рынок туризма и конкретно гостиничной индустрии приобрёл невероятные объёмы.[4]

На рынке гостиничной индустрии уже не первый десяток лет существует тенденция образования гостиничных цепей, взаимной интеграции гостиниц и повышения качества гостиничного продукта. И это реальное основание для того, чтобы проверить, успешно ли российская гостиничная индустрия реагирует на эту тенденцию и успешна ли предпринятая ей политика.

Согласно данным всемирной туристской организации доходы от туризма за 2017 год в передовых государствах составляют: в США – 211 млрд $, (в 2018 доход вырос до 214 млрд $); в Испании – 68 млрд $ (в 2018 году 74 млрд $); во Франции 61 млрд $ (в 2018 году 68 млрд $)и т.п [7].

На рынках административных центров преимущественно больше иностранных гостиничных цепей. В ключевых центрах – Нижний Новгород, Казань, Уфа – иностранных сетей больше в два раза [1]. В совокупности по ПФО гостиницы иностранных сетей преобладают почти в 3 раза.

Это свидетельствует о низкой конкурентоспособности отечественных гостиничных цепей. Немногие из них являются по-настоящему международными. На наших собственных локальных рынках они уступают долю иностранным. Поэтому необходимо установить причины и предложить вероятные решения [2].

Причиной неудач отечественных цепей являются проблемы с менеджментом, потому что именно он призван обеспечивать целостность и конкурентоспособность организации, а в современных условиях это обеспечивается комплексным влиянием на различные составляющие организации и высокой скоростью реакции на быстроменяющуюся, турбулентную среду [3].

Для того, чтобы наши гостиничные предприятия могли оказывать достойную конкуренцию, т.е. быстро расширяться и привлекать больше клиентов, необходимо совершенствовать целый комплекс параметров, связанных с предоставлением услуг [4]. Для совершенствования отечественного гостиничного продукта гостиничные цепи могли бы провести следующие мероприятия.

Во-первых, необходимо повысить конкурентоспособность и следственно инвестиционную привлекательность отечественных гостиничных цепей для привлечения новых франчайзи. А основой конкурентоспособности является инновационная деятельность, внедрение новаций в гостиничный продукт России с целью придания ему уникальных потребительских свойств [3]. В нашей стране действуют институты, осуществляющие подготовку кадров для гостиничной индустрии, однако обратная связь между гостиничной индустрией и этим ВУЗами недостаточно тесная. На наш взгляд, данные институты накопили достаточный инновационный потенциал для улучшения гостиничной индустрии, для внедрения разработок. А обратная связь поможет институтам получать наиболее актуальные сведения о развернувшихся на рынке тенденциях и опыте конкретного предприятия для разработки актуальных решений. Таким образом, институты выступят базой для повышения инвестиционной привлекательности отечественных цепей за счёт инновационной деятельности.

Во-вторых, в вузах необходимо осуществлять подготовку кадров с вектором на работу в отечественных цепях и соответственно в первую очередь давать им знания, связанные с менеджментом в контексте франчайзинга. Таким образом студенты получат знания эффективного менеджмента в актуальном для них самих и для страны направлении. При этом качественное обучение должно включать в себя приобретение студентами навыков мотивации персонала, понимания важности обновления конфигурации номерного фонда и т.д., так как в этих аспектах российские цепи не являются самыми привлекательными местами работы для молодых специалистов, что наносит удар по их конкурентоспособности;

В третьих, разработать курсы, мероприятия по подготовке предпринимателей по направлению франчайзинга, с целью снижения риска негативного исхода этой деятельности;

Далее, в-четвертых, целесообразно разработать мероприятия по поддержке или льготному финансированию для стимулирования франчазингового расширения отечественных гостиничных цепей. Это добавит привлекательности нашим гостиничным цепям при выборе франшизы;

Создать курсы для управленческих кадров и персонала цепей по ключевым аспектам предоставляемого ими гостиничного продукта, и по тем направлениям, в которых наши гостиничные цепи уступают иностранным – это внутренний маркетинг (в частности мотивация персонала), внешний маркетинг (в частности брендинг, фирменный стиль цепей, составление договора франшизы, поиск клиентов и партнёров, маркетинговый анализ), менеджмент, стратегический менеджмент и т.п.[6]

Подводя итоги вышеизложенному, необходимо подчеркнуть важность реализации  обозначенных мероприятий в изложенном контенте, что позволит комплексно воздействовать на проблемы развития отечественных цепей и безусловно повысит их эффективность.

Реализация данных мероприятий  не только будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности отечественных гостиничных цепей с учётом специфических особенностей современной конкуренции, в первую очередь, турбулентного характера перемен а также позволит комплексно и эффективно воздействовать на проблемы развития отечественных цепей.  

Литература

1. Булганина А.Е., Мададова К.Х., Корнева Т.А., Булганина С.В. Маркетинговое исследование спроса на туры в Турцию в сборнике: индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации сборник статей по материалам VI  Международной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2019. С. 49-50.

2. Куликова Е.С. Особенности формирования и реализации стратегического вектора маркетингового развития территории. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2018. № 3 (61). с. 84-87.

3. Лебедева Т.Е., Лазутина А.Л., Башкаева О.А. Факторы выбора гостиничных услуг. Глобальный научный потенциал. 2019. № 6 (99). С. 137-139.

4. Лазутина А.Л. Необходимость становления инновационной экономики России // Сборник статей научных трудов IX межвузовской научно-практической конференции «Экономика, право, образование: региональный аспект». М.: Московский университет им. С.Ю. Витте. 2015. С. 63-69.

5. Лазутина А.Л., Моровова И.М. Развитие инновационного потенциала: региональный аспект. // Сборник статей научных трудов XI межвузовской научно-практической конференции «Экономика, право, образование: региональный аспект». М.: Московский университет им. С.Ю. Витте. 2017. С. 62-67.

6. УстиноваО.Е. Ключевые компетенции как основа управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов. экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4 (77). с. 212-216.

7. Сайт Ростуризма: https://www.russiatourism.ru/