Московский экономический журнал 1/2020

image_pdfimage_print

УДК  334.7

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10010

Экономико-правовое положение участников договора технологического присоединения к электрическим сетям

Economic and legal status of parties to the contract for technological connection to electric networks

Загоруйко Игорь Юрьевич, доктор экон. наук., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Пермь

 Zagoruyko Igor Yuryevich, Doctor of Economics, Federal State Educational Institution of Higher Education «Perm State Agrarian-Technological University named after academician D.N. Pryanishnikova», The Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

Аннотация. Одним из основных принципов в правоотношениях по технологическому присоединению является однократность. Под однократностью технологического присоединения понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей. В зависимости от мощности присоединяемых устройств выделяются следующие категории заявителей: до 15 кВт включительно (физическое лицо, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель), свыше 15 до 150 кВт включительно, свыше 150 кВт и менее 670 кВт, от 670 кВт. От уровня присоединяемой мощности зависят следующие условия договора и процесса технологического присоединения: информация, указываемая в заявке, перечень прилагаемых документов, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, порядок внесения платы по договору и её размер. Заявителей можно разделить на вновь подключаемых и ранее присоединенных. При новом присоединении происходит процедура технологического присоединения вновь вводимых в эксплуатацию объектов, нового строительства и т.д. Не всегда заявитель обращается с заявкой на технологическое присоединение нового объекта. У любого потребителя может возникнуть необходимость увеличить объем максимальной мощности, изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств. Все указанные изменения условий подключения осуществляются по заявке с заключением договора, при этом процедура является аналогичной процедуре нового технологического присоединения.

Summary. One of the main principles in the legal relations on technological connection is singleness. By the singleness of technological connection is understood the one-time implementation of the process of technological connection of power receivers of consumers. Depending on the power of the connected devices, the following categories of applicants are distinguished: up to 15 kW inclusive (individual, legal entity and individual entrepreneur), over 15 to 150 kW inclusive, over 150 kW and less than 670 kW, from 670 kW. The following conditions of the contract and the process of technological connection depend on the level of the connected capacity: information indicated in the application, list of attached documents, term for the implementation of measures for technological connection, procedure for making a payment under the contract and its size. Applicants can be divided into newly connected and previously joined. With a new connection, a process of technological connection of newly commissioned objects, new construction, etc. The applicant does not always apply for the technological connection of a new facility. Any consumer may need to increase the amount of maximum power, change the reliability category of power supply, connection points, types of production activities without revising (increasing) the value of maximum power, but with a change in the external power supply circuit of power receiving devices. All these changes to the conditions of connection are carried out on request with the conclusion of the contract, while the procedure is similar to the procedure for a new technological connection.

Ключевые слова: участники, экономика, договор технологического присоединения, государство, экономические инструменты, энергетика, рынок, потребление, прибыль.

Key words: participants, economics, technological connection agreement, state, economic instruments, energy, market, consumption, profit.

Субъектами договора технологического присоединения являются заявитель и сетевая организация (в отдельных случаях также лицо, которое не имеет статуса сетевой организации, однако владеет объектами электросетевого хозяйства).

Первым этапом технологического присоединения является подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение. К заявке прикладываются документы, исчерпывающий перечень которых определен в п. 10 Правил технологического присоединения, в том числе документы подтверждающие права заявителя на подключаемый к электрическим сетям объект. Правила технологического присоединения обязывают заявителей представить правоустанавливающие документы на объект недвижимости или земельный участок, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя. О.Ю. Савченко объединяет совокупность прав заявителя на земельный участок и энергопринимающие устройства в понятие статуса «заявителя» [14].

Одним из основных принципов в правоотношениях по технологическому присоединению является однократность. Под однократностью технологического присоединения понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей. В случае если в процессе заключения нового договора технологического присоединения будет выявлено, что объект заявителя уже надлежащим образом технологически присоединен, то такой договор будет являться ничтожным. Такой вывод был сделан Волжским городским судом Волгоградской области от 29.11.2017 по делу № 2-6182/2017, в котором объект заявителя – жилой дом уже был технологически присоединен к электрическим сетям садоводческого некоммерческого товарищества. Вместе с тем, с данным выводом суда согласиться нельзя, поскольку такой договор нарушает требования закона (пункт 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике»), что свидетельствует об оспоримости данной сделки, а не её ничтожности.

Заявителей можно квалифицировать по различным основаниям: в первую очередь – в зависимости от цели: присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (в целях потребления электрической энергии), объектов по производству электрической энергии (в целях реализации произведенной генерацией энергии), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих одним сетевым организациям к электрическим сетям другой (в целях осуществления деятельности по передаче электрической энергии).

В зависимости от мощности присоединяемых устройств выделяются следующие категории заявителей: до 15 кВт включительно (физическое лицо, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель), свыше 15 до 150 кВт включительно, свыше 150 кВт и менее 670 кВт, от 670 кВт. От уровня присоединяемой мощности зависят следующие условия договора и процесса технологического присоединения: информация, указываемая в заявке, перечень прилагаемых документов, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, порядок внесения платы по договору и её размер.

Отдельно необходимо выделить льготную категорию заявителей, присоединяемых по единой ставке 550 рублей – физические лица, которые обращаются с заявкой с намерением присоединить объект до 15 кВт включительно. Согласно исследованию А.В. Виноградова, А.В. Виноградовой, А.А. Кучинова рынок технологического присоединения объектов заявителей до 15 кВт по количеству договоров превосходит количество присоединяемых заявителей в других категориях мощностей в сотни раз [3].

Льготное присоединение предполагает, что вне зависимости от наличия технической возможности сетевая организация обязана подключить таких потребителей к электрическим сетям. Не все авторы поддерживают в полной мере наличие института льготного присоединения. В частности, А. Копылов указывает, что «существенно нарушается баланс интересов между сетевой организацией и потребителями, а практическая реализация указанных положений является проблемной» [5]. Часто возникающее на практике неиспользование льготными потребителями присоединенной мощности приводит к недополучению прибыли от услуг по передаче электроэнергии [16].

Льготное присоединение также не зависит от затрат сетевой организации на технологическое присоединения, и физическое лицо имеет право на подключение своего объекта, уплатив при этом нормативно установленную цену. Цена льготного присоединения критикуется в научной литературе, поскольку цена договора 550 рублей не соответствует текущим экономическим реалиям [10]. Через льготное присоединение реализуется принцип недискриминационного доступа к электрическим сетям.

Заявителей можно разделить на вновь подключаемых и ранее присоединенных. При новом присоединении происходит процедура технологического присоединения вновь вводимых в эксплуатацию объектов, нового строительства и т.д. Не всегда заявитель обращается с заявкой на технологическое присоединение нового объекта. У любого потребителя может возникнуть необходимость увеличить объем максимальной мощности, изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств. Все указанные изменения условий подключения осуществляются по заявке с заключением договора, при этом процедура является аналогичной процедуре нового технологического присоединения.

Обязанность по заключению договора технологического присоединения с каждым обратившимся лицом возникает у коммерческой организации только с момента приобретения статуса сетевой организации. Технологическая особенность процесса производства электроэнергии является причиной невозможности приобретения её напрямую у генерирующих компаний [1]. Сетевые организации играют важную роль ключевого связующего инфраструктурного элемента между производителями электроэнергии и ее конечными потребителями.

Необходимой предпосылкой для оказания услуг по передаче электрической энергии является технологическое присоединение, осуществляемое сетевыми организациями [7]. Важно отметить, что сетевые организации не могут одновременно производить, передавать и заниматься сбытом электроэнергии. Указанный принцип получил название разделения активов вертикально интегрированных компаний по видам деятельности и действует не только в РФ, но и в странах Европейского союза [2]. В Соединенных штатах Америки компании электроэнергетического рынка также разделены на генерации, сетевые компании и энергосбытовые компании. В США действуют пять крупнейших сетевых компаний, которые находятся в частной собственности, однако контролируются крупными независимыми региональными организациями.

Реформа рынка электроэнергетики России в данном аспекте создало предпосылки для разделения конкурентных рынков данной отрасли в секторах генерации и сбыта электроэнергии и естественно-монопольного, в котором осуществляют деятельность сетевые организации [13].

Основополагающим законодательным актом, которым регулируются правоотношения в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Вместе с тем, определения понятия сетевой организации указанный источник права не содержит. Электросетевые компании можно разделить на Федеральную сетевую компанию, межрегиональные сетевые компании и территориальные сетевые организации [12].

Понятие сетевой организации раскрывается в пункте 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Указанные услуги сетевые организации могут оказывать только после утверждения тарифа на соответствующие услуги.

Деятельность по технологическому присоединению прямо не поименована в перечне сфер деятельности субъектов естественных монополий, который закреплен в ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ. Согласно указанной статье регулируемой деятельностью является оказание услуг по передаче электрической энергии. Согласно разъяснениям Президиума, ФАС России от 13.09.2017 № 12, а также позиции ВАС РФ, изложенной в определении от 10.07.2009 № 6057/09 по делу № А49-3724/2008-120а/21-АК, услуги по передаче электрической энергии и мощности связаны с процедурой технологического присоединения к сетям, поскольку последняя непосредственно связана с целью – последующей передачей электроэнергии.

Технологическое присоединение определено как необходимая составная часть единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электроэнергии. Президиум ФАС вслед за ВАС РФ сделал вывод о том, что услуги по техприсоединению не образуют, в связи с этим, отдельного вида деятельности и относятся к части рынка передачи электроэнергии. Не все авторы поддерживают указанную точку зрения, так, например, Ю.А. Мазурова считает, что услуги по технологическому присоединению подпадают под определение самостоятельного товарного рынка [6]. Естественность монополии как для субъекта услуги, так и для потребителя определяется технологической стороной процесса, которую нельзя изменить.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что технологическое присоединение к электрическим сетям относится к виду деятельности естественных монополий – сетевых организаций. Данный вывод сделан путем системного толкования и подтвержден судебными органами. Вместе с тем, некоторые авторы полагают, что такое толкование является расширительным и порождает сомнения в его обоснованности [11]. Представляется, что практической необходимости в законодательном закреплении единого вида деятельности – «оказание услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям» на сегодняшний день нет в силу отсутствия законодательного пробела. Однако в целях устранения неопределенности законодательно возможно расширить указанный контролируемый вид деятельности.

Действующее в России правовое регулирование электроэнергетической отрасли в части можно сравнить с Германией. Ф.Ю. Зеккер определяет основные «опоры» отрасли электроэнергетики: безопасность и надежность энергоснабжения, минимизация воздействия на окружающую среду, контроль за картелями, обеспечение неограниченного снабжения, защита прав потребителей [4].

Особым видом сетевых организаций являются территориальные сетевые организации, которые в соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике осуществляют деятельность по передаче электрической энергии и должны соответствовать для осуществления этой деятельности критериям, утвержденным Постановлением Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 28.02.2015 № 184.

Два основных критерия связаны с владением объектами электросетевого хозяйства: линиями электропередач (суммарно – не менее 15 км) и трансформаторными подстанциями (суммарно – не менее 10 МВА), протяженность и мощность которых являются ключевыми факторами для отнесения организации к территориально сетевой организации. В критериях с момента их принятия произошли изменения. В частности, Постановлением Правительства РФ от 17.10.2016 № 1056 критерии были дополнены требованиями о необходимости наличия технологической связи линий с подстанциями.

Указанные изменения были продиктованы Стратегией развития электросетевого комплекса РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р (далее – стратегия). Стратегия предусматривала сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций и повышение контроля над ними. Причиной необходимости повышения требований к территориально сетевой организации послужило в частности то, что малые территориальные сетевые организации не обладают достаточным масштабом для самостоятельного разрешения чрезвычайных ситуаций [9]. Тарифы на электроэнергию для конечного потребителя складываются в том числе с учетом тарифов на производство, передачу и сбыт электрической энергии. При этом, на практике происходит постоянное повышение размера тарифов, что в определенном аспекте свидетельствует о проблеме низкой энергоэффективности [15].

Критерии были сформулированы таким образом, что из буквального толкования следовало, что линии электропередач (15 км) обязательно должны быть технологически присоединены к подстанциям, которыми владеет организация и при этом сумма мощностей подстанций должна составлять не менее 10 МВА (1 критерий) [9]. Территориально сетевые организации, линии электропередач которых были присоединены к подстанциям меньшей суммарной мощности, обращались в регулирующий орган в целях установления тарифов на очередные расчетные периоды. Региональная служба по тарифам в свою очередь отказывало в установлении тарифов, а ранее установленные тарифы отменялись.

Технологическое присоединение допустимо не только к сетям сетевых организаций, но и к объектам электросетевого хозяйства, которыми владеют иные лица. Пунктом 6 Правил № 861 установлен принцип запрета на препятствование перетоку электроэнергии через объекты электроэнергетики, принадлежащие лицам, не обладающим статусом сетевых организаций. Такая ситуация возникает при опосредованном технологическом присоединении.

Согласно разъяснениям Президиума, ФАС России от 13.09.2017 № 12 владелец электроэнергетических объектов, не обладающий статусом сетевой организации, имеет право (но не обязан) осуществить технологическое присоединение к ним. Следовательно, в данном случае договор технологического присоединения перестает быть публичным, поскольку не отвечает критериям публичного договора в силу отсутствия обязанности заключить такой договор у стороны-владельца объекта электросетевого хозяйства.

При установлении тарифа на соответствующие услуги организация приобретает статус сетевой организации и имеет право оказывать соответствующие услуги, а также требовать за них плату. Вместе с тем, многие авторы указывают, что вне зависимости от утверждения тарифа собственник объектов электросетевого хозяйства должен обладать правом на компенсацию фактических затрат на содержание соответствующих объектов.

Лица, которые владеют объектами электросетевого хозяйства, но не имеют статуса сетевой организации, не могут требовать плату за переток электрической энергии через указанные объекты. Важно отметить, что такая ситуация может возникнуть в том числе у субъектов, которые были лишены статуса территориальной сетевой организации из-за отмены решения регулирующего органа об установлении для них тарифа.

Конституционный суд РФ признал неконституционными положения п.6 Правил № 861, основываясь на том, что для «бывших» территориальных сетевых организаций возникает ситуация ограничения их правомочий как собственника электроэнергетических объектов. Действующее нормативное регулирование исключает для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства возможность возмещения расходов, понесенных им в связи с обеспечением перетока электрической энергии тем ее потребителям, которые были присоединены к указанным объектам в статусе территориальной сетевой организации.

Вместе с тем, указанная правовая позиция имеет следующий недостаток. Создается ситуация правовой неопределенности, поскольку любой владелец объектов электроэнергетики, не обладающий статусом сетевой организации, не может получать компенсацию за содержание своего имущества. Согласно мнению Ч. Антипеева, Конституционный суд РФ в данной ситуации не дал разъяснений относительно тех владельцев объектов электроэнергетики, которые никогда не имели статуса территориальной сетевой организации.

На основании изложенного можно сделать следующий вывод. Признаками сетевой организации являются: статус коммерческой организации, владение объектами электросетевого хозяйства, осуществление деятельности по передаче электроэнергии и технологическому присоединению, а также наличие утвержденного тарифа. Полагаем, что главным признаком сетевой организации как профессионального участника рынка электроэнергетики и субъекта договора технологического присоединения является осуществление деятельности по передаче электрической энергии и технологическому присоединению. Иные признаки сетевой организации являются второстепенными, их наличие предполагается, когда есть главный признак. Утверждение тарифа прямо опосредует возможность оказывать соответствующие услуги, а условием его утверждения является владение необходимым количеством электроэнергетических объектов. 

Список литературы

  1. Белова Е.Б. Общественные отношения в сфере электроснабжения // Бизнес, Менеджмент и Право. 2015. № 2.
  2. Белова О.С. Создание внутреннего рынка электроэнергии в Европейском союзе: уровни и сферы регулирования // Международное право и международные организации. 2016. № 4.
  3. Виноградов А.В., Виноградова А.В., Кучинов А.А. Время осуществления технологического присоединения к электрическим сетям как фактор эффективности систем электроснабжения // Вестник НГИЭИ. 2017. № 6 (73). С. 56.
  4. Зеккер Ф.Ю. Руководящие идеи и источники энергетического хозяйственного права Германии // Энергетическое право. 2006. № 2.
  5. Копылов А. Невозможное присоединение // ЭЖ-Юрист. 2010. № 31.
  6. Мазурова Ю.А. Злоупотребление доминирующим положением при определении технических условий на подключение к электрическим сетям // Комментарий судебно-арбитражной практики / под ред. В.Ф. Яковлева. М.: Юридическая литература, 2010. Вып. 17.
  7. Новосельцев Д.Э. Некоторые проблемы правоприменительной практики, возникающие при разрешении дел о злоупотреблении доминирующим положением сетевыми организациями при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям // Правовой энергетический форум. 2015. № 2.
  8. Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям: Постановление Правительства РФ от 28.02.2015 № 184.
  9. Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р.
  10. Панин А.А., Масленин М.А. Проблемы совершенствования нормативного регулирования порядка технологического присоединения к электрическим сетям в условиях реализации государственной политики повышения доступности энергетической инфраструктуры // Правовой энергетический форум. 2016. № 1.
  11. Петров Д.А. Технологическое присоединение к электрическим сетям как естественно-монопольная услуга: аргументы «за» и «против» // Конкурентное право. 2011. № 2.
  12. Полякова Н.В. Государственное регулирование деятельности электросетевых предприятий России: состояние, проблемы и направления совершенствования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2009. № 2-2. С. 108.
  13. Редькин И.В. Анализ ключевых проблем государственного регулирования электроэнергетики по результатам завершения переходного периода реформы // Энергетическое право. 2013 № 1.
  14. Савченко О.Ю. О правоустанавливающих документах при заключении договора на технологическое присоединение // Юрист. 2009. № 2.
  15. Сафонова К.И., Решетняк С.А. Пути совершенствования методов тарифного регулирования электросетевых организаций // Энергобезопасность и энергосбережение. 2012. № 1. С. 26.
  16. Файн Б.И. Плата за мощность как механизм повышения ответственности потребителей при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям // Интернет-журнал Науковедение. 2017. № 6 (43).