Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.2:631.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18080

ПОТРЕБИТЕЛИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ В АГРАРНОЙ ОТРАСЛИ

CUSTOMERS INFORMATION SUPPORT AND CONSULTANCY CENTRES IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Марченко Алексей Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации аграрного производства, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь

Marchenko A.V.,  alex100001 @ yandex.ru

Аннотация: Необходимость развития информационно-консультационных услуг в аграрной сфере экономики оказывает стимулирующие воздействие на товаропроизводителей, повышает их осведомленность о инновациях и, тем самым, повышает их конкурентоспособность. В зависимости от размера и целевого сегмента, потребители предъявляют разные требования к информации, необходимой им для профессионального ведения хозяйственной деятельности. Для качественной передачи информации целевым группам потребителей, необходимы эффективно направленные инструменты коммуникаций.

Summary: The need to develop information and consulting services in the agricultural sector of the economy has a stimulating effect on producers, increases their awareness of innovation and thus increases their competitiveness. Depending on the size and target segment, consumers have different requirements for the information they need for professional business. For high-quality transmission of information to target groups of consumers, effectively directed communication tools are needed.

Ключевые слова: информационно-консультационные центры, потребители услуг, средства массовой информации, аграрное производство.

Keywords: information and consulting centers, consumers of services, mass media, agricultural production.

Для эффективного и конкурентного развития аграрного производства, недостаточно продвигать на рынки инновационные  товары и услуги, необходимо научить профессиональных потребителей, как этими новинками пользоваться, где найти необходимую информацию, где получить необходимую консультацию и, при  необходимости, обучение. Чтобы  возрастал спрос на аграрные инновации, потребитель должен быть осведомлен,  обучен и мотивирован.

Центр, по оказанию услуг информационно-консультационного характера для предприятий аграрной сферы экономики должен являться  совокупностью дифференцированных по организационно-правовой форме консультационных, информационных и научных организаций, которые  взаимодействуют между собой в горизонтальной и вертикальной связи.

В исторический период и на современном этапе функционирования аграрной экономики, большинство  предприятий аграрной сферы экономики, не смотря на то, что услуги консультационно-информационного характера не являются дорогими, а некоторые предоставляются за символическую плату или бесплатно, значительного наплыва клиентов не наблюдается. При этом скрытый и потенциальный спрос на услуги данного характера значительный.

Причин этому несколько. Так, в крупных аграрных предприятиях, как правило, обходятся силами своих специалистов, которые самостоятельно осуществляют мониторинг рынков, формирую и анализируя бизнес-аналитику, самостоятельно нарабатывают первичную информацию. Тем самым получают актуальную для своих предприятий информацию. Нередко привлекают специалистов из других организаций.

У фермеров и членов производственных кооперативов недостаточно осведомленности о существовании таких центров. Зачастую специалисты данных предприятий не могут четко сформулировать ту проблему, решение которой они бы могли доверить  консультационному центру. К тому же, есть некоторый барьер доверия к специалистам и службам, которые оказывают перечень необходимых услуг информационно-консультационного характера.

По тематике предоставляемых консультационных услуг, большую часть, более 50%, составляет информация о разработчиках, изготовителях и поставщиках сельскохозяйственной техники,  но­вых технологиях хранения и переработки картофеля и овощей, оперативная ценовая и маркетинговая информа­ция, сведения о порядке налогообложения, о новом законодательстве, о ввозе-вывозе сельскохозяйственной продукции.

Информация о ценах на минеральные удобрения, комбикорма, ядохимикаты, ветпрепараты, а также о возможностях их приобретения; сведения об основных технологиях и о базовом технологическом оборудовании, земельное законодательство и землеустройство; информация о потенциальных инвесторах и кредитодателях интересует владельцев фермерских, личных подсобных хозяйств, садоводов-любителей. Удельный вес таких запросов составляет около 35%. Остальные 10% объема консультационных услуг приходится на Министерства и департаменты. К ним относится обеспечение клиентов информационно-аналитическими, статистическими и материалами законодательного и инновационного характера, господдержки и субсидирования тех или иных сферах агропроизводственной деятельности.

В ряде регионов консультационные подразделения, созданы при министерствах сельского хозяйства, при этом в их структуру входят и демонстрационные площадки.

На этих объектах приводятся показы технических средств и результаты применения инновационных технологий, семинары, бизнес – тренинги.

Опыт по созданию государственной информационно-консультационных служб в России на базе районных управлений сельского хозяйства показал, что нельзя механически привлекать специалистов хозяйств для работы в информационно-консультационной службе.

Во-первых, не все могут пе­рейти от административного стиля общения к функциям советчика, консультанта, готового оказывать помощь по любым вопросам, связанным с  деятельностью предприятий.

Во-вторых, большинство специалистов предприятий не владеют методами передачи информации и у них не достаточно навыков использования информационных технологий. Консультантом может быть только высококлассный специалист, желательно, владеющим иностранным языком, в совершенстве владеющий современными знаниями в своей области и отлично ориентирующийся в информационной и производственной сфере.

В идеале модель консультацион­ной службы регионального уровня должна представлять единую систему аграрного консультирования, включающую в себя ядро государственной службы, а также государственные и  коммерческие консалтинговые фирмы.

Консультационные центры разного направления расположенные на одной территории на базах различных организаций, могут дополнять функции друг друга и активизировать консультационную деятельность в целом по территории.

 К важным инструментам деятельности информационно-консультационной служб также относят средства массовой информации, которые являются составляющий основой массовых методов ИКС.

Преимущества средств массовой информации перед другими состоит в том, что с их помощью можно:

  • быстро и сравнительно недорого донести информацию до значительного количества производителей аграрной продукции, в том числе, за счет создания интернет-сайтов, а при необходимости посадочных страниц;
  • эффективно распространять новые идеи и повышать интерес товаропроизводителей к инновациям;
  • предупреждать о возможных случаях распространения болезней, массовых появлениях вредителей, карантинных сорняков и других производственных рисках, а в случае необходимости, оказать помощь в неблагоприятных для предприятия ситуациях;
  • организовать обмен положительным опытом между аграрными предприятиями из разных территорий;

При работе консультационной службы со средствами массовой информации, следует учитывать, что этот метод передачи информации имеет ряд особенностей.

К ним относится, прежде всего, избирательность. Это касается публикаций, привлечения внимания к информации, ее восприятия и запоминания. Формируя и распространяя информацию, необходимо четко понимать на какой сегмент потребителя она ориентирована, и насколько она будет полезна и доходчива, исходя из  целевой аудитории.

При этом средства массовой информации не могут передавать всю, имеющуюся у источников информацию. Решение о том, какую информацию передавать, как правило, принимает редактор, владелец СМИ или правительственные органы в целях осуществления пропаганды своей политики. Подобная информация во многих случаях  не вызывает интереса у товаропроизводителей, так как она ангажирована. Поэтому, работники ИКС должны более полно взаимодействовать со СМИ с целью передачи информации, отвечающей потребностям сельских товаропроизводителей. В свою очередь, работникам СМИ следует понимать особенности процесса получения аграрной продукции, жизни трудового коллектива предприятия, быть осведомленными об окружении фирмы, и ее потребностях.  Только в этом случае передаваемая информация будет удовлетворять потребности клиентов, формировать и развивать их, способствовать разрешению существующих проблем на предприятии.

Информация нуждается в строгом отборе и ориентирована на избирательное внимание, то есть четко таргетирована. Основной подход по подбору информации о существующих инновациях заключается в том, чтобы она вызывала у товаропроизводителя интерес, была понятная, четкая, конкретная, достижимая, применимая в конкретных условиях хозяйствования. Это будет стимулировать потребителей консультационных услуг более энергичному и эффективному внедрению рекомендуемых перспективных приемов и методов в производство.

Сообщение или публикация должны быть подготовлены для правильного восприятия слушателями, в противном случае она окажется бесполезной. Поэтому, информацию, передаваемую СМИ на широкую аудиторию, необходимо первоначально представить небольшой группе заинтересованных людей. Такая практика даст возможность убедиться, что информация достоверна, вызывает интерес и воспринимается правильно.

Информационные, рекламно-маркетинговые мероприятия должны быть лаконичными и иметь информативные и разъяснительные цели, написаны или изложены понятным языком.

В то же время следует понимать, что полученная информация не всегда верно может быть интерпретирована, и так как многие люди инертны, с точки зрения активности и внедрения инноваций. Поэтому, то, что было услышано и увидено не всегда будет использовано на предприятии. Оценивая роль СМИ в работе консультационной службы, можно заключить, что они:

  • способствуют популяризации и распространению знаний;
  • ускоряют продвижение инновационных процессов;
  • побуждают к установлению коммуникаций, общению;
  • служат укреплению связи работников ИКС, СМИ и науки.

Разные средства массовой информации оказывают неодинаковое влияние на процесс восприятия.

Для того, чтобы информация в медийных средствах вызывала интерес у товаропроизводителей, специалисты, должны ставить перед собой следующие задачи:

  • точно формулировать, какую цель преследует данная информация;
  • решение каких актуальных для товаропроизводителей проблем поднимаются в ней;
  • заранее определить для каких групп потребителей предназначена данная информация;
  • какой уровень профессионализма тех, кто может являться потенциальным потребителем информации и на сколько она для них будет интересна и понятна.
  • является ли платежеспособным и информационно доступным тот сегмент потребителя, для которого разрабатывается конкретный информационный продукт.

Вместе с тем, системная и политика в области формирования консультационно-информационных центров  сможет  свести  интересы как производителей, так и потребителей аграрных продуктов и услуг, сформировать соответствующий  профессиональный кластер, повысить осведомленность и мотивированность аграриев, повышая, с одной стороны их производительность и конкурентоспособность, с другой – эффективно реализовывать государственные программы, направленные  на развитие сельских территорий и импортозамещение.

Литература

  1. Борлакова З. Ю., Кнухова М. З., Топсахалова Ф. М. Формирование системы консалтинга в сфере агроинноваций [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 166-169. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/57/2848/ (дата обращения: 05.07.2019).
  2. Городилов, М.А.Проблемы развития сферы услуг агропромышленного комплекса регионов/ М.А. Городилов, М.С. Оборин // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2018. – № 1. – С. 71-79.
  3. Исрафилов Н.Т., Гарявин А.Н., Кецян С.М. Российский современный консалтинг: решение проблем // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2016. – Спецвыпуск №2. https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-sovremennyy-konsalting-reshenie-problem
  4. Миронова М.Д., Галяутдинова Г.З.  Развитие информационно-консультационных услуг в АПК // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15924 (дата обращения: 05.07.2019).
  5. Черданцев, В.П. Внедрение телемедицинских технологий для совершенствования социально-экономического развития сельских территорий / В.П. Черданцев// Фундаментальные исследования. – 2017. – № 7 – С. 198-201.
  6. Черданцев, В.П. Методология диагностики компетенций персонала АПК /  В. П. Черданцев,А.П.Андруник, Н.Н.  Захаров  // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций 2014 – № 1-3, с. 31-35.