Московский экономический журнал 4/2019

УДК 327

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-14030

Анализ эволюции
политического статуса Крыма в контексте российско-украинских отношений и использование
Украиной вопроса правового статуса Крымского полуострова в рамках международных
организаций

Analysis of evolution of political status of
Crimea in context of Russian-
Ukrainian relations and usage of question of
legal status of Crimean Peninsula by Ukraine in a framework of international
organizations

Мочалова Виктория Дмитриевна, аспирантка 4 года обучения, кафедра сравнительной политологии, факультет политологии, МГУ имени М.В. Ломоносова

Mochalova Victoria Dmitrievna, graduate student 4 years of study, Department of Comparative Political Science, Faculty of Political Science, Lomonosov
Moscow State University

Аннотация: История взаимоотношений Крыма и России как геополитических субъектов насчитывает несколько веков. Геополитический статус Крыма претерпел значительные изменения на протяжении истории, кардинально менялись и взаимоотношения полуострова с Россией. При этом следует подчеркнуть, что государства во все времена рассматривали обладание Крымом как одну из важнейших целей территориальной политики, при этом контроль над полуостровом означал доминирующее положение в Черноморском регионе. В истории несколько раз возникала ситуация, когда территория полуострова находилась в руках сразу нескольких государств, подобная ситуация существовала фактически и в период 1991–2014 годов, когда сам полуостров был под юрисдикцией Украины, а Севастополь де-факто с военной точки зрения как база Черноморского флота контролировался Россией.

В
статье анализируется политический статус Крыма в разные периоды в контексте
российско-украинских отношений, а также использование Украиной вопроса
правового статуса Крымского полуострова в рамках международных организаций.

Summary: The history of relations between Crimea and Russia as geopolitical subjects goes back several centuries. The geopolitical status of Crimea has undergone significant changes throughout history, cardinally changed also relations between the Peninsula and Russia. At the same time, it should be emphasized that the States at all times considered the possession of Crimea as one of the most important goals of territorial policy, at the same time, control over the Peninsula meant a dominant position in the Black sea region. In history, several times there was a situation when the territory of the Peninsula was in the hands of several States, this situation existed in fact in a period 1991-2014, when the Peninsula itself was under jurisdiction of Ukraine, but Sevastopol de facto from a military point of view as a base of the Black sea fleet was controlled by Russia.

The
article analysing the political status of Crimea in different periods in
context of Russian-Ukrainian relations, as well as Ukraine’s use of legal
status of the Crimean Peninsula in framework of international organizations.

Ключевые
слова
: внешняя политика, Крым, Россия, Украина,
автономия, СССР, УССР, ООН, референдум.

Keywords: foreign policy, Crimea,
Russia, Ukraine, autonomy, USSR, UN, referendum.

В
связи с тем, что Крымский полуостров граничит с украинской территорией,
исторические судьбы Украины и Крыма переплетались на протяжении многих веков, а
политический статус Крыма в контексте российско-украинских отношений берет свое
начало в далеком 1921 году, когда 18 октября была образована Крымская АССР, а
уже 30 июня 1945 г. Крымская АССР была преобразована в Крымскую область после
депортации в мае — июне 1944 года крымских татар, армян, болгар, греков, немцев
и представителей других наций, за которой последовало переселение на территорию
Крыма нескольких десятков тысяч жителей из различных областей Российской СФСР и
Украинской ССР, при этом, Крым и г. Севастополь оставались в составе Российской
СФСР [1].

На
основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г.
(утверждённого законом СССР от 26 апреля 1954 г.) Крымская область была
передана в состав Украинской ССР со следующей формулировкой: «Учитывая общность
экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи
между Крымской областью и Украинской ССР» [2].

Таким
образом, г. Севастополь в 1954 году формально не передавался Украинской ССР в
составе Крымской области, поскольку с 1948 года являлся городом
республиканского подчинения Российской СФСР [3]. Данной позиции придерживался и
Верховный Совет Российской Федерации, когда 9 июля 1993 г. принимал
постановление «О статусе города Севастополя» [4]. При этом, однако, в ст. 77
Конституции Украинской ССР 1978 года г. Севастополь, как и г. Киев, был назван
городом республиканского подчинения [5], а упоминаний о г. Севастополе в
Конституции Российской СФСР 1978 года не было [6]. Однако, в ноябре 1990 года
был поднят вопрос о восстановлении Крымской АССР как субъекта Союза ССР и
участника Союзного договора [7].

20
января 1991 г. в Крымской области был проведён референдум по воссозданию
Крымской автономии. В референдуме приняли участие 81,37 % крымчан. За
воссоздание Крымской АССР высказалось 93,26 % граждан, принявших участие в
референдуме [8]. 12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял
Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической
Республики» [9]. В статье 1 было сказано: «Восстановить Крымскую Автономную
Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в
составе Украинской ССР». 19 июня 1991 г. упоминание о восстановленной
автономной республике было включено в Конституцию Украинской ССР [10].

В
результате распада СССР в декабре 1991 года в составе уже независимой Украины
оказался регион, большинство населения которого являются этнически русскими, а
также традиционно сильны пророссийские настроения и размещён Черноморский флот
Российской Федерации. Распад СССР в декабре 1991 года и
образование СНГ не решили политических и социально-экономических проблем Крыма
и г. Севастополя, более того, открыли непрофессиональный и неэффективный
характер многовекторной политики Украины.

26
февраля 1992 г. Крымская АССР была переименована в Республику Крым [11].

Законом
Украины
от 29 апреля 1992 г. № 2299-XII о статусе автономной Республики Крым
устанавливалось ст. 1, что «Республика Крым есть автономная составная часть
Украины, самостоятельно решающая вопросы, отнесённые к её ведению Конституцией
и законами Украины» [12].

5
мая 1992 г. Верховным Советом Крыма принимается акт о провозглашении
государственной самостоятельности Республики Крым [13]. 6 мая 1992 г.
принимается Конституция Республики Крым [14].

Закон
Украины № 2299-XII о статусе автономной Республики Крым был пересмотрен и
предусматривал, что «Республика Крым самостоятельно решает вопросы, отнесенные
к её ведению Конституцией Украины, Конституцией Республики Крым и настоящим
Законом.», однако устанавливалось, что «Конституция Республики Крым не может
противоречить Конституции Украины, её основным принципам демократического,
правового, политического строя, обеспечению прав и свобод человека» [15].

В
1993 году вводится должность Президента Республики Крым [16] и 4 февраля 1994
г. первым Президентом становится Ю.А. Мешков. 27 марта 1994 г. в Республике
Крым прошёл еще один референдум, формально названный опросом [17], одновременно
с голосованием граждан Республики Крым по   выборам депутатов Верховного Совета Крыма. На
голосование было вынесено 3 вопроса:

  1. Вы за восстановление положения Конституции
    Республики Крым   от   6  
    мая   1992   г.,  
    определявшего   регулирование
    взаимоотношений между Республикой Крым и Украиной на основе ДОГОВОРА И
    СОГЛАШЕНИЙ? (Да/Нет);
  2. Вы за восстановление положения Конституции
    Республики Крым от 6 мая 1992 г., провозглашавшего ПРАВО ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ
    КРЬМ НА ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО? (Да/Нет);
  3. Вы за ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УКАЗАМ ПРЕЗИДЕНТА
    РЕСПУБЛИКИ КРЫМ по вопросам, временно не урегулированным законодательством
    Республики Крым, СИЛЫ ЗАКОНОВ? «(Да/Нет).

На
все 3 вопроса большинство участников голосования дали положительный ответ [18].
 И фактически растоптав итоги референдума
1991 года, Украина односторонними действиями упраздняет статус Республики Крым,
переименовывая ее в Автономную Республику Крым [19], [20], отменяет
конституционные акты Республики Крым, выгоняя избранного народом Республики
Крым Президента Ю.А. Мешкова [21].

21
октября 1998 г. крымский парламент нового состава принял новую Конституцию
Крыма, приведённую в соответствие с Конституцией Украины [22].

11
марта 2014 г. Верховный совет Крыма и Севастопольский горсовет на фоне
политического кризиса и смены власти в Украине приняли декларацию о
независимости Автономной Республики Крым и г. Севастополя. 16 марта 2014 г. на
полуострове при явке более 80% прошел референдум, по результатам которого за
воссоединение с Россией проголосовали 96,77% избирателей Республики Крым и
95,6% – Севастополя. 18 марта 2014 г. был подписан договор о принятии новых
субъектов в состав Российской Федерации. Украина, США и Евросоюз отказались
признавать независимость Крыма и его воссоединение с Россией.

Исторический
акт воссоединения Крыма с Российской Федерацией предсказуемо вызвал негативное
отношение западного сообщества и явился фактором, во-первых, осложнившим и без
того не всегда стабильные российско-украинские отношения, и, во-вторых, поводом
дальнейшего дистанцирования Украины от России, постсоветских интеграционных
структур и ориентации на Запад. По инициативе Украины еще до Крымского
референдума 28 февраля 2014 г. состоялось заседание Совета Безопасности ООН. С
1 по 19 марта 2014 г. Совет Безопасности ООН обсуждал проблему, связанную с
ситуацией в Крыму, шесть раз. Проект решения был поставлен на голосование 15
марта 2014 г. В документе говорилось, что Совет Безопасности ООН «подтверждает
приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной
целостности Украины в пределах ее международно-признанных границ» и, отмечая,
что Украина не санкционировала проведение референдума о статусе Крыма,
«заявляет, что этот референдум не может иметь юридической силы и не может
служить основой для любого изменения статуса Крыма», а также «призывает все
государства, международные организации и специализированные учреждения
воздержаться от любых действий или контактов, прямо или косвенно признающих
таковые».

 Российская сторона, пользуясь своим правом,
наложила вето при голосовании за резолюцию. Представители Германии, Канады,
Коста-Рики, Литвы, Польши и Украины инициировали в конце марта 2014 года
рассмотрение вопроса о Крыме на Генеральной Ассамблее ООН. В подготовленном
этими странами проекте резолюции содержался призыв к международному сообществу
не поддерживать любые акции, направленные на нарушение суверенитета Украины и
признание Крымского референдума. За резолюцию Генассамблеи, не имеющую
обязывающего характера, проголосовали представители ста стран, 58 стран
воздержались и 11 государств-членов ООН проголосовали против.

Акт
присоединения Крыма к Российской Федерации стал предметом рассмотрения
Парламентской Ассамблеи Совета Европы 7 апреля 2014 г. Несоответствие акта
воссоединения полуострова с Российской Федерацией планам стран европейского сообщества
определило общий негативный настрой парламентариев ЕС и призывы к введению
против России санкций. Антироссийские санкции, призванные заставить Российскую
сторону пересмотреть свои намерения в отношении Крыма, вслед за США приняли
Австралия, Япония, Канада, ЕС. В отличие от западного сообщества, реинтеграция
с Крымом получила поддержку российской общественности. Перед прямой линией с
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в адрес организаторов этого
мероприятия поступило более 2 млн. обращений граждан со словами благодарности
за «Крымскую весну».

Несмотря
на жесткость официальной риторики Киева, социально-экономическая реальность
подвигала новые власти на принятие компромиссных решений. Верховная Рада
Украины, под предлогом необходимости поддержки населения полуострова, приняла
14 июля 2014 г. законопроект «О свободной экономической зоне Крым и об
особенностях осуществления экономической деятельности на временно
оккупированной территории Украины». На самом деле свободная экономическая зона
была призвана поддержать крупный украинский бизнес, имеющий значительные активы
в Крыму. Учитывая контрпродуктивность политического давления на Российскую
Федерацию, руководство Украины предприняло ряд мер экономического порядка
против Крыма. Вопреки подписанному 7 июня 2014 г. Постановлению кабинета
министров Украины «О регулировании отношений в сфере электроэнергетики на
временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и г.
Севастополя», начались веерные отключения подачи электроэнергии на полуостров.

К
концу 2014 года Украина прекратила подачу воды в Крым, а в 2016 году с целью
недопущения самотека по Северо-Крымскому каналу, была возведена дамба,
окончательно перекрывшая ее поступление с материка. Начатую официальными
властями Киева энергетическую изоляцию Республики Крым завершили экстремисты,
которые в декабре 2015 года взорвали опоры линий электропередач.

С
осени 2016 года официальный Киев предпринял беспрецедентную кампанию
юридического давления на Российскую Федерацию. «Нафтогаз» Украины подал иск на
Россию в третейский суд Гааги об утрате активов в Крыму на 2,6 млрд. долл. США.
К концу следующего года сумма претензий Украины возросла вдвое. Вместе с
«Нафтогазом» иски предъявил «Приват Банк» и шесть подконтрольных украинскому
олигарху, бизнесмену-миллиардеру, политическому и общественному деятелю Украины
И.В. Коломойскому структур. Несмотря на то, что Россия не признает компетенцию
Гаагского суда, арбитраж 10 мая 2018 г. удовлетворил иск 18 украинских компаний
и обязал выплатить бизнесу Украины 59 млн. долл. США. Однако этот акт
оценивается российскими и украинскими СМИ как признание Крыма российским.

Имея
в виду безнадежность мер, призванных подвигнуть Россию отказаться от Крыма,
бизнес-структуры, близкие к П.А. Порошенко, стали избавляться от активов на
полуострове. В феврале 2017 года от своих активов на полуострове избавился
соратник П.А. Порошенко, украинский предприниматель в аграрной отрасли,
миллиардер Ю.А. Косюк.

Весной
2017 года Украина инициировала рассмотрение дела в Международном суде ООН в
Гааге, касающееся «военных преступлений» и «нарушения Россией Конвенции о
ликвидации всех форм расовой дискриминации в отношении украинцев и крымских
татар в Крыму». Рассмотрев претензию Киева, суд «призвал Россию не
дискриминировать украинцев и крымских татар – например, разрешить деятельность
на полуострове Меджлиса (запрещенной в Российской Федерации организации),
обеспечить нацменьшинствам возможность получать образование на родном языке».

 Дальнейшее развитие событий в отношениях Киева
с активистами Меджлиса показало картину, прямо противоположную той, которую
представила украинская сторона в международный трибунал. Еще одним поводом для
обострения российско-украинских отношений стала кампания выборов Президента Российской
Федерации, в которой, естественно, приняло участие население полуострова. После
успешно проведенной избирательной кампании в Крыму семь министров иностранных
дел: Дании, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Швеции и Украины выступили с
совместным заявлением, в котором говорилось: «В связи с четвертой годовщиной
аннексии Крыма с Россией…ЕС не признает результаты выборов, которые проводятся
Россией в Крыму…Пока будет продолжаться незаконная аннексия, будут продолжаться
ограничительные меры и санкции…Произошедшее в Крыму касается не только Украины,
но и всех нас…Вот почему мы не забудем и не оставим Крым». На фоне
развернувшейся русофобии в связи с президентскими выборами в Крыму киевские
власти объявили о разрыве экономических отношений с Россией. Начало процессу
экономического размежевания было положено в 2014 году, когда Верховная Рада
Украины приняла решение денонсировать договор о сотрудничестве с Россией в
военной отрасли.

В
разжигании военно-политической напряженности вокруг полуострова принимают
участие и украинские власти. По сведениям, озвученным секретарем Совета
национальной безопасности и обороны Украины А.В. Турчиновым, в стране
осуществляется национальная программа ракетного вооружения, прямо нацеленная на
создание средств доставки зарядов на полуостров. Таким образом, воссоединение
Крыма с Российской Федерацией стало фактором, запустившим активный процесс
переориентации Украины от постсоветских интеграционных институтов в сторону
Запада и северо-атлантического альянса. Вместе с тем, дальнейшее продвижение
киевской власти по пути интеграции в западное сообщество обнажило глубину
раскола внутри украинского социума и сохранение значительной части населения,
ориентирующейся на восстановление отношений с Россией. Кроме того, проблема
Крыма будируется политической элитой Украины с целью получения материальных и
политических преференций от Запада и поддержания уровня легитимности
центральной власти в условиях дефицита доверия народа. Функционирование Крыма в
составе Российской Федерации показывает несостоятельность надежд на ухудшение
социально-экономического положения на полуострове как фактора, способствующего
его реинтеграции в состав Украины.

Список литературы

  1. Указ Президиума Верховного Совета СССР от
    30.06.1945 «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР».
    URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4546.htm
  2. Закон СССР от 26.04.1954 «О передаче
    Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». URL:
    http://base.garant.ru/3946680/
  3. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от
    29.10.1948 № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный
    административно-хозяйственный центр». URL: http://docs.cntd.ru/document/9035880
  4. Постановление Верховного Совета Российской
    Федерации от 09.07.1993 № 5359-1 «О статусе города Севастополя». URL:
    http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/sewastop.htm
  5. Конституція (Основний закон) України вiд
    20.04.1978. Прийнята на позачерговій сьомій сесії Верховної Ради Української
    РСР дев’ятого скликання. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/888-09
  6. Конституция (Основной закон) РСФСР
    (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 09.12.1992). URL:
    http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/183126/
  7. Заявление третьей Сессии Крымского
    областного Совета народных депутатов «О необходимости отмены Указа Президиума
    Верховного Совета СССР от 30.06.1945 «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую
    область в составе РСФСР» и Закона Российской Советской Федеративной
    Социалистической Республики от 25.06.1946 «Об упразднении Чеченок-Ингушской
    АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область». URL:
    http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1990obl.htm
  8. Первый советский плебисцит — всекрымский
    референдум 1991 года. Справка. URL: https://ria.ru/20110120/323139824.html
  9. Постановление Верховного Совета Украинской
    ССР от 12.02.1991 «О введении в действие Закона Украинской ССР «О
    восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» и о
    пополнении состава Верховного Совета Крымской АССР». URL:
    http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1991-2.htm
  10. Постанова Верховної Ради України РСР про
    Концепцію нової Конституції України від 19.06.1991 № 1213-XII. URL:
    https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1213-12
  11. Закон Крымской АССР от 26.02.1992 № 19-1
    «О Республике Крым как официальном названии демократического государства Крым».
    URL: https://zakon2.rada.gov.ua/krym/show/rb0019002-92
  12. Закон України вiд 29.04.1992 № 2299-XII
    про статус автономної Республіки Крим. URL:
    https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2299-12
  13. Постановление Верховного Совета Крыма от
    05.05.1992 № 72-1 «Об Акте о провозглашении государственной самостоятельности
    Республики Крым». URL: https://zakon.rada.gov.ua/krym/show/rb0072002-92
  14. Конституция Республики Крым от 06.05.1992.
    Принята седьмой сессией Верховного Совета Крыма 6 мая 1992 года. URL:
    https://zakon.rada.gov.ua/krym/show/rb076a002-92
  15. Закон України вiд 30.06.1992 № 2523-XII
    про внесення змін і доповнень до Закону України «Про статус автономної
    Республіки Крим». URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2523-12
  16. Закон Республики Крым от 14.10.1993 №
    428-1 «О Президенте Республики Крым». URL:
    https://zakon2.rada.gov.ua/krym/show/rb0428002-93
  17. Указ Президента Республики Крым от
    10.03.1994 г. № 05/94 «О проведении опроса граждан Республики Крым 27 марта
    1994 г.». URL: https://zakon4.rada.gov.ua/krym/show/rb0005115-94
  18. Итоги голосования при проведении опроса
    граждан Республики Крым 27 марта 1994 г. URL:
    http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1994opros.htm
  19. Закон України вiд 21.09.1994 № 171/94-ВР
    про внесення змін і доповнень до Конституції (Основного Закону) України. URL:
    https://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/171/94-вр
  20. Стенограма пленарного засідання Верховної
    Раді України 21.09.1994. URL:
    https://iportal.rada.gov.ua/meeting/stenogr/show/3531.html
  21. Закон України вiд 17.03.1995 № 92/95-ВР
    про скасування Конституції і деяких законів Автономної Республіки Крим. URL:
    https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/92/95-вр
  22. Конституция Автономной Республики Крым от
    21.10.1998. URL: https://zakon.rada.gov.ua/krym/show/rb239k002-98.