Московский экономический журнал 3/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2021-10150

Некоторые вопросы организационно-хозяйственного управления северными хозяйствами Якутии в последние годы советской аграрной экономики 

Some issues of economic management of the northern farms of Yakutia in the last Soviet years 

Санникова Яна Михайловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории и арктических исследований, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск, sannikowa@mail.ru

 Sannikova Yana Mikhailovna, candidate of histor, Senior Researcher, Department of History and Arctic research, The Institute of Humanities Research and Indigenous Studies of the North, SB RAS, Yakutsk

Аннотация. В статье в продолжение ранее проведенного анализа процессов реализации организационно-управленческих решений агропромышленного комплекса «Север» в отношении северных хозяйств Якутии рассмотрены практика перевода  некоторых хозяйств на прямую сдачу продукции в торговую  сеть и  вопросы ревизии финансово-хозяйственной деятельности отдельных  хозяйств. На основе представленных конкретных экономических данных хозяйств и итогов ревизий из архивных документов АПК «Север» последних советских годов осуществлена попытка показать отдельные направления деятельности по управлению хозяйствами и реальное положение хозяйств на  начальном этапе  трансформационных преобразований 1990-х гг.

Summary. The article continues the analysis of the implementation of organizational and management decisions of the agro-industrial complex «North» in relation to the northern farms of Yakutia. Here we consider the practice of transferring some farms to direct delivery of products to the retail network and the issues of auditing the financial and economic activities of individual farms. An attempt is made to show certain areas of the plant’s activity in managing farms and the real situation of northern farms at the initial stage of transformational transformations in the 1990s оn the basis of specific economic data of farms and the results of audits in the documents of the agro-industrial complex «North» for the last Soviet years.

Ключевые слова: северные хозяйства, Якутия, АПК «Север», последние советские годы

Keywords: northern farms, Yakutia, agro-industrial complex «Sever», the last Soviet years

Введение. Рассматриваемые последние годы советской экономики совершенно своеобразно отразились на развитии северных хозяйств Якутии, специально созданный управленческий орган — Агропромышленный комбинат «Север» — в своей деятельности руководил социально-экономическими процессами в хозяйствах посредством организационно-управленческих решений, которые не всегда могли претендовать на конкретную отдачу в виде улучшения состояния дел в традиционных отраслях, но были характерными для начала трансформационного периода в развитии хозяйств, что важно показать на конкретных примерах и документах изучаемого периода [7, С. 54]. Здесь мы повторно не будем подробно останавливаться на вопросах организации агропромышленного комплекса Якутской  АССР и  Агропромышленного комбината «Север» при Госагропроме РСФСР  и трех ранее выделенных и проанализированных организационно-управленческих решениях в деятельности комбината в официально еще советские годы 1989-1991 гг., то есть на процессах разукрупнения совхозов, начала реорганизации форм хозяйствования, также общего экономического состояния развития хозяйств АПК «Север». Об этом уже было сказано автором [7]. Здесь же выделим  еще два направления деятельности комбината, которые также характеризовали процессы организационно-управленческих подходов по отношению к  северным хозяйствам: перевод некоторых хозяйств на прямую сдачу продукции в торговую  сеть; ревизии финансово-хозяйственной деятельности отдельных  хозяйств.

Кратко о создании АПК «Север». Для северных хозяйств Якутии последние официальные советские годы – 1989 -1991 гг. – были со-своему особенными. В результате управленческих преобразований союзного и российского уровней  в аграрной экономической системе и организации государственных агропромышленных комплексов по стране на местах [1, С.12], в том числе в Якутской ЯАССР, создание отдельного, достаточно своеобразного органа управления северными хозяйствами – агропромышленного  комбината «Север», подчинявшегося непосредственно Госагропрому  РСФСР, стало новым опытом управленческой деятельности по отношению к северным хозяйствам республики. Из официального письма первого генерального директора АПК «Север» К. Е. Иванова на имя  Первого заместителя Госагропрома РСФСР – Министра РСФСР Г. В. Кулика с исх. № 03-011 от 14 августа 1989 г. с просьбой об утверждении доработанного проекта Положения о комбинате следует, кроме социально-экономического, какое социально-политическое  значение придавали созданию АПК «Север»: «Создание АПК «Север» показало, что  это более совершенная организационная форма  агропромышленного формирования, она полностью в практике оправдывает это. Отмечаем, что при этом достигнуто резкое повышение социально-политической  активности всего населения северных районов, где в основном проживают малочисленные народности Севера (эвены, эвенки, чукчи, юкагиры и др.). Благодаря этим процессам успешно проведены ряд общественно-политических мероприятий всероссийского масштаба, идет подготовительная работа по созданию ассоциации народностей Севера…с созданием комбината возникли благоприятные условия для укрепления экономики совхозов. Только за счет передачи комбинату функций  заготовителя, совхозы получили дополнительной выручки около 500 тыс. руб. за счет оставления пушнины внутри республики дополнительно выручено 200 тыс. руб., при этом появились условия для обеспечения занятости вторых членов семей оленеводов и охотников. В целом создание АПК «Север» воспринято населением Севера с большим энтузиазмом и одобрением, о чем свидетельствуют многочисленные публикации на страницах республиканской и местных газет,  а также письма трудящихся» [4, Л.1].  Совет АПК «Север» в своем постановлении, подведя итоги первого полугодия своей деятельности на заседании 17 августа 1989 г.  подчеркнул, что создание на базе северных совхозов и предприятий специального органа  агропромышленного комбината «Север» явилось важным социально-политическим решением для дальнейшего  развития традиционных отраслей народностей Севера на базе глубокой промышленной переработки на основе современных технологий, свободной реализации продукции путем хозяйственной самостоятельности, а так же решения назревших социальных проблем  народностей Севера [2, Л.48-53].

В экономическом плане сельскохозяйственная, промышленная продукция, изделия народных промыслов, продукция собственного производства в свежем или переработанном виде, в том числе  пушнины, реализуемая через собственную торговую сеть и на рынке засчитывалась комбинату  в выполнение плана.  Комбинат  выполнял функции заготовительной организации, заключал договоры контрактации, договоры на покупку у населения  излишков сельскохозяйственной  и другой продукции.  Совет комбината определял и утверждал объемы капитальных вложений, их направление и титульные списки на строительство объектов сметной стоимостью от 1 до 4 млн руб. Комбинат имел право выхода на осуществление сотрудничества и налаживания с фирмами капиталистических и развивающихся стран в области науки, техники, международного кооперирования производства и разделения труда в целях реализации заданий государственных планов.  Реализация  всей произведенной предприятиями, организациями и хозяйствами, входящими в состав комбината, сельскохозяйственной и промышленной продукции в республиканский фонд в соответствии с плановыми заданиями производилась по утвержденным государственным ценам и по ценам кооперативной торговли. Цены, установленные Советом комбината, должны были возмещать затраты по производству, хранению, переработке, расфасовке, транспортировке, реализации продукции, а также обеспечивать необходимые накопления для расширения производства [7].

Решения по управлению и организации деятельности всех подведомственных предприятий АПК «Север», в первую очередь, касались хозяйств, совхозов, они как основные производители продукции, были ключевым звеном в деятельности всего комбината.

Практика перевода хозяйств на прямую сдачу продукции в торговую сеть. Реализовывалась практика перевода некоторых хозяйств на прямую сдачу  продукции посредством приказов по  комбинату «Север». Как было обосновано, в  целях  повышения рентабельности животноводческой отрасли и полного трудоустройства семей оленеводов, охотников и рыбаков переводили  хозяйства на прямую поставку продукции в торговую сеть. Так, например,  4 декабря 1990 г.  было решено, что совхоз «Олеринский»  Нижне-Колымского района переводится с 1 января 1991 г. на прямую сдачу мяса и молока потребителю.  Для этого планово-экономическому отделу, отделу переработки и сбыта комбината  в срок до 1 января 1991 г. предписывалось передать  совхозу в установленном порядке с баланса агрофирмы «Эдил» на баланс совхоза скотоубойный пункт и все материально-технические средства [5, Л. 200]. С 1 января 1991 г. на прямую поставку мяса и молока потребителям переводили следующие совхозы из изучаемых северных районов:  «Майорский» Абыйского, «Борулахский», «Табалахский» Верхоянского, «Эйикский» Оленекского, «Березовский» Средне-Колымского и одно хозяйство Эвено-Бытантайского. Ответственные отделы комбината также в срок до 1 февраля 1991 г. должны были передать названным совхозам в установленном порядке с баланса перерабатывающих предприятий на баланс хозяйств скотоубойные, молокоприемные пункты и все материально –технические средства [6, Л.5].  Начиная с 12 февраля 1991 г. на родовую общину «Оетунг» Аллаиховского района были возложены функции заготовок промысловой и клеточной пушнины мехового сырья по действующим закупочным ценам. И в целях обеспечения трудозанятости и производства продукции пушного промысла общине было разрешено направлять на переработку в собственной мастерской весь плановый объем закупок пушно-мехового сырья для производства товаров народного потребления с зачетом выполнения плана на основе акта приемки мастерской общины [6, Л.17]. Приказом от 16 декабря 1991 г.  совхозы «Арылахский» и «Верхнеколымский» Верхнеколымского района были переведены на прямую сдачу мяса торгующим организациям с 1 января 1992 г.  в целях экономической  поддержки совхозов  и удовлетворения поставленных ими перед АПК «Север» и президиумом райсовета вопросов по переработке мяса. Для этого директору агрофирмы «Зырянская» по результатам работы комиссии необходимо было передать совхозам с баланса на баланс забойные пункты [6, Л.131].

Также вариантом данной практики было создание  межхозяйственных заготовительных организаций. Например, для организации заготовок и переработки сельскохозяйственных продуктов на современном уровне, основываясь на положении об АПК «Север», функции заготовителя сельскохозяйственной и другой продукции в Булунском районе были переданы с 1 января 1991 г.  межхозяйственному объединению «Булун», начальник которого  должен был перезаключить договора контрактации с совхозами Булунского района на заготовку продукции на 1991 г., создать для этого сеть заготовительных пунктов, базу хранения сырья и перерабатывающие мощности, обеспечить взаимодействие с финансовыми органами [6, Л.16].

Данное направление деятельности — перевод некоторых хозяйств на прямую сдачу продукции в торговую  сеть – хотя подразумевалось положением комбината с самого начала, всё же  больше явилось реальным   попыткой поиска новых форм работы хозяйств уже после  официально принятого решения  16 октября 1990 г. на заседании  Совета АПК о начале подготовки к переходу  к рыночным отношениям в системе АПК «Север», [7, С. 47-48].

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности отдельных хозяйств.  АПК «Север»  проводил ревизионную работу в отдельных хозяйствах, с охватом нескольких лет деятельности. Кроме непосредственно самой результатов ревизии, итоги ее показывают реальное состояние хозяйств на местах, что представляет больший интерес.

26 июня 1990 г. Президиум АПК «Север» вынес постановление о финансовом состоянии предприятий – хозяйств Верхоянского и Эвено-Бытантайского районов. По состоянию на 15 июня 1990 г.  по совхозам Верхоянского и Эвено-Бытантайского районов кредитные вложения  составили 17172 тыс. руб.  В совхозах и предприятиях комбината наблюдался рост сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, например, по все совхозам установлено наличие мешкотары на сумму более  400 тыс. руб., в Верхоянском агроремтехснабе имелись запасы неходовых товарных ценностей на сумму 674 тыс. руб. (в т.ч. на 604 тыс. руб. минеральные удобрения), также недостаток оборотных собственных средств на 112 тыс. руб.  Совхозы и предприятия Верхоянского района находились в тяжелом финансовом состоянии, задолженность поставщикам  составила 2842 тыс. руб., просроченные ссуды — 776 тыс. руб., финансовое положение осложнялось тем, что лишь 10-15% потребности в кредитных средствах покрывалась  собственными ресурсами. В результате сложных природно-климатических условий в период заготовки сена в 1989 г. во всех совхозах было закуплено сена из других хозяйств республики, находящихся в отдаленности, поэтому расходы по транспортировке и прессованию почти в три раза превысили стоимости самого сена [3, Л.65].

7 декабря 1990 г. приказом комбината были  подведены  результаты документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности совхоза «Северный» Анабарского района за 1988-1990 гг. Без учета дифференцированных надбавок совхоз 1988 г. завершил с убытком 694 тыс. руб., 1989 г. – с убытком 565 тыс. руб., валовой доход в 1989 г. был снижен по сравнению с 1988 г. на 148 тыс. руб. Произошло сокращение поголовья оленей, что было вызвано понижением делового выхода тугутов с 72% в 1988 г. до 51,7% в 1990г. и большим непроизводительным отходом оленей (2160 голов в 1990 г.); с одной матки голубых песцов в 1990 г. было получено 5,4 щенят, в 1988г. – 8,0. Было отмечено, что все недостатки, отмеченные в акте ревизии 1988 г. имели место и в 1990 г., ни одно из замечаний не было устранено, приказ управления сельского хозяйства Анабарского района от 14 апреля 1988 г. №29 не был выполнен. Также речь шла о ряде  финансовых нарушений, например, о том, что оленеводам на сумму доплаты за продукцию по итогам 1988 г. и 1989г. районный коэффициент и северные надбавки не были начислены, только за 1989г. оленеводы недополучили около 30 тыс. руб. и т.д. [5, ЛЛ.201-202].

В январе 1991 г.  результаты ревизии финансово-хозяйственной деятельности совхоза «Таймылырский» Булунского района за 1987-1990 гг. обратили внимание на следующее состояние дел в хозяйстве.  За последние годы был допущен большой  непроизводительный отход домашних оленей (за последние  три года – 2418 голов), в связи с этим  в кадровом плане было замечено, что главный зоотехник за состояние животноводства совхоза реальной ответственности не понёс, ветеринарного  работника в хозяйстве не было. Совхоз не обеспечивался  строй –электро- материалами, малой механизацией, не было электростанций малой мощности; строящаяся с 1984 г. трестом «Североагропромстрой» квартальная котельная до сих пор не была введена в эксплуатацию. Также в  неудовлетворительном состоянии находились: процесс руководства совхозом и бухгалтерского учета в нем; была плохо организована работа с документами, например, документы  для возмещения ущерба от стихийных бедствий в инспекцию Госстраха представлялись  в неполном объеме. Как видно из документа, директору совхоза же было рекомендовано освободить от занимаемой должности главного зоотехника за систематическое неисполнение обязанностей по вопросам оленеводства, к этому времени сам директор и все главные специалисты совхоза осуществляли свою деятельность непродолжительное время [6, ЛЛ.3-4]. 30 января 1991 г. вышел приказ АПК «Север» о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности совхоза «Булунский» Булунского района.  Из года в год увеличивался отход оленей и за 11 месяцев 1990 г. составил 1129 голов. Ежегодно одна четвертая (1/4) часть важенок оставалась яловым и вследствие чего не выполнялся план получения приплода. В финансовой части были обнаружены такие нарушения как излишества в содержании теплохода «Омолой», неправильно удержанный подоходный налог с зарплаты рабочих и служащих совхоза с переплатой 491, 41 руб., упущение средств в сумме 90,0 тыс. руб. из-за непредставления расчетов  на 50% надбавку за мясо сверх достигнутого уровня Х1 пятилетки  — данные нарушения привели к значительному материальному ущербу и было решено произвести денежный вычет в размере среднемесячной заработной платы с директора совхоза и главного бухгалтера [6, ЛЛ.10-11].

Результаты  финансово-хозяйственной деятельности совхоза «Олеринский» Нижнеколымского района по итогам 1990 г.  от 15 июля 1991 г. показывали, что снизил темпы производства, производительности труда, поголовье оленей сократилось, непроизводительный отход оленей нарастал. Сохранность взрослого поголовья оленей составил 86% при плане 92%; были допущены сверхплановые потери оленей 1320 голов, вследствие чего значительно сократилось производство оленины. Также было указано на то, что совхоз не был полностью укомплектован специалистами и на низкую дисциплину труда в аппарате управления [6, ЛЛ. 96-97].

30 августа 1991г.  были подведены итоги ревизии финансово-хозяйственной деятельности совхоза «Абыйский» Абыйского района. Было установлено, что руководством совхоза проведена определенная работа по дальнейшему развитию социальной инфраструктуры, восстановлению поголовья крупного рогатого скота, лошадей и оленей, был перевыполнен план по валовому производству молока и мяса, в результате перевыполнен план сдачи государству по молоку и мясу как за 1990 г., та и за первое полугодие 1991 г. [6, Л.102].

 Приказ №475 от 4 ноября 1991 г. «О результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности АПК «Север» содержит данные, показывающие результаты ревизии Минсельхозпрода РСФСР финансово-хозяйственной деятельности комбината за  первое полугодие 1991 г. и основные моменты состояния хозяйственных дел. Не претендуя на всеохватность этих данных, можно говорить о том, что общий анализ отражает  в содержательном плане общее положение в комбинате, который объединял и управлял реформой  хозяйств Севера Якутии. Таким образом,  было установлено, что за первое полугодие 1991 г. не был выполнен план госзапаса по молоку, мясу и пушнине.  По итогам 1990 г. и первого полугодия 1991 г. предприятия переребатывающей промышленности комбината не выполнили план производства продукции – мясомолочные на 4,4% и 6,6%, рыбзаводы – на 11,8% и 14,2% соответственно.  В первом полугодии 1990 г. предприятия  по переработке молока недосдали молока и молочных продуктов в соответствии с поставками по договорам на 288,3 т, 37,2 т масла. Не выполнили договора на поставку пушнины на 63,1 тыс. руб. За первое полугодие 1991 г. не выполнили план поставки Усть-Янский и Тиксинский молокозаводы, Среднеколымский и Верхнеколымский мясо-молочные комбинаты, Быковский и Якутский рыбзаводы. Снабженческо-сбытовые организации комбината не выполнили план по объему реализации на 32,5%, отмечалось, что они имели тенденцию к дальнейшему росту издержки обращения. При выполнении плана подрядных работ по строительству  за первое полугодие не был выполнен план строительно-монтажных работ  на объектах сельского хозяйства (86%), центрсоюза (89,6%), здравоохранения (76%), просвещения (92,2%), перерабатывающей промышленности (76,9%). Основной ущерб совхозам принес падеж скота (97% всех потерь), составивший в 1990 г. 7148 голов скота, из них возмещению (признанными виновными) подлежала 1,39% суммы потерь, или 99.0 тыс. руб.). За 1990 г. комбинат при плане 130122,0 тыс. руб. недополучил прибыли на 15826,0 тыс. руб., уплачено по экономическим санкциям 1422,0 тыс. руб., при полученной прибыли за счет предъявления пени, штрафов, неустоек в сумме 506,0 тыс. руб. Недостаточность средств финансирования в первом полугодии 1991 г. привела к росту ссуд, не погашенных в срок (749, 0 тыс. руб.) и увеличению суммы по расчетам с кредиторами за товары и услуги (13936,0 тыс. руб.) [6, ЛЛ.121-122].

Данные примеры ревизионных итогов показывают положение хозяйств,  в основном все они испытывали большие трудности в финансово-хозяйственном развитии, включая и по причине неблагоприятных природных и погодных условий. При этом по всем хозяйствам комбината общий ревизионный итог подтвердил спад показателей практически по всем направлениям деятельности.

Некоторые предварительные выводы. Таким образом, как уже было сказано выше и ранее, для северных хозяйств Якутии в управленческо-организационном плане совершенно новым было создание в конце 1988 г. агропромышленного комбината «Север» при Госагропроме РСФСР с достаточно широкими полномочиями в своей деятельности, в том числе в социально-экономическом развитии арктических и северных хозяйств, тогда еще совхозов. С 1989 г. начались процессы разукрупнения крупных совхозов и  реорганизации форм хозяйствования некоторых совхозов, пока еще в рамках хозрасчета, в частности арендных производственных отношений. В этот период начало  укрепляться социально-политическое обоснование  экономического развития представителей коренных народов Севера, занятых в традиционных отраслях хозяйства.

Управленческая деятельность комбината по отношению к хозяйствам в постановляющей части была теперь официально определена. Текущая же деятельность хозяйств комбината  в конце 1990 г. – в 1991 г. на основе изучения архивных документов позволяет выделить условно  следующие направления: создание новых хозяйств на базе совхозов; перевод некоторых хозяйств на прямую сдачу продукции в торговую  сеть; ревизии финансово-хозяйственной деятельности отдельных хозяйств; общее социально-экономическое состояние развития хозяйств АПК «Север». И хотя сложно подвести какие-либо конкретные итоги количественного и качественного характера на  данном промежуточном этапе развития хозяйств, именно весь комплекс этих действий постепенно менял в целом внутреннее содержание деятельности арктических и северных хозяйств, которые были неизбежными в условиях политических и экономических трансформаций всего общества и государства.

Список источников и литературы

  1. Ковлеков С.И. Сельское хозяйство Якутии (1971 – 1985гг.). – Якутск, 1993. – 120 с.
  2. Национальный архив Республики Саха (Якутия)( далее НА РС(Я). Ф.1500. Оп.1. Д.3.
  3. НА РС (Я). Ф.1500. Оп.1. Д.4.
  4. НА РС (Я). Ф.1500. Оп.1 Д.8.
  5. НА РС (Я). Ф.1500. Оп.1. Д.9.
  6. НА РС (Я). Ф.1500. Оп.1. Д.12.
  7. Санникова Я. М. Традиционное хозяйство Якутии и АПК «Север»: организационно-управленческие решения второй половины 1980-х — 1991 гг. // Арктика и Север. 2018. № 33. С. 40-55.