http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 3/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 3/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10157

ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКИМ ЛЕСОМ В КИТАЕ

PROSPECTS FOR RUSSIAN FOREST TRADE IN CHINA

Бияк Людмила Леонидовна, к,э,н,,
доцент кафедры экономики и менеджмента, Тихоокеанский государственный
университет, г. Хабаровск

Романов Константин Юрьевич, Институт
экономики и менеджмента, Тихоокеанский государственный университет, г.
Хабаровск

Biyak Lyudmila Leonidovna, K.e.n., associate Professor
of Economics and management, Pacific state University, Khabarovsk

Romanov Konstantin, of the Institute of
Economics and management of TOGU, Pacific state University, Khabarovsk

Аннотация. В
данной статье рассмотрены текущие отношения России и Китая: проанализирован
торговый оборот стран и его структура, изучены интересы государств в рамках
проектов «Один пояс, один путь» и ЕАЭС. Отдельно рассмотрена динамика экспорта российской
древесины в КНР, а также определены проблемы и перспективы данного направления
торговли, выявлены основные причины низкой конкурентоспособности России на
мировом рынке леса и даны выводы о текущем состоянии лесной промышленности в
РФ.

Summary. This article examines the current relations between
Russia and China: the trade turnover of countries and its structure is
analyzed, and the interests of States in the framework of the «one belt,
one road» and the EEU projects are studied. Separately, the dynamics of
Russian timber exports to China, as well as the problems and prospects of this
direction of trade, the main reasons for low competitiveness of Russia in the
global timber market and the insights about the current state of forest
industry in Russia.

Ключевые
слова:
лес, Россия, Китай, экономика, экспорт.

Keywords: forest, Russia, China, economy, export.

Введение

Сегодня, Китай – это
страна, в которой экономика демонстрирует одни из самых высоких темпов роста в
мире. За несколько десятков лет КНР удалось стать лидером по ВВП, согласно
паритету покупательной способности, а также мировым лидером по экспорту. Россия
активно сотрудничает и привносит значительный вклад в экономику Китая.
Дружественные отношения обеих держав были установлены много лет назад, но не
так давно началось их плодотворное развитие, в результате которого значительные
финансово-экономические выгоды имеют, как Россия, так и Китай. В рамках таких
международных организаций как Совет Безопасности ООН, БРИКС, G20, и АТЭС,
страны продвигают свои общие интересы, а обострение политических отношений с
США и Западом способствовало укреплению союза КНР и РФ.

Одним из наиболее важных
направлений внешнеэкономической деятельности двух стран является торговля
лесными ресурсами, а именно поставки российского леса в Китай. Но есть ли
перспективы для развития данной отрасли, и какие сегодня существуют барьеры на
пути устойчивого экспорта леса в Китай?

Современные торговые
отношения России и Китая

Схожие позиции и статусы
на мировой арене простимулировали КНР и РФ к партнёрским отношениям, которые
формируют стратегическое сотрудничество на различных
уровнях. За последние годы обе страны активно взаимодействовали не только на
политической арене, поддерживая друг друга, и, тем самым усиливая своё влияние
на мировую экономику, но и наращивали торговый оборот, который в 2019 составил
110,92 млрд. долл. США, что на 3.4% больше, чем в 2018 (108,24 млрд. долл. США)
/6/. Таким образом, Китай стал крупнейшим для России торговым партнёром.

Основными группами
товаров, которые Россия импортировала из Китая в 2019г., являлись: минеральные
продукты (57,04%), текстиль и обувь (10,81%), продукция химической
промышленности (10,14%). В свою очередь, основными группами экспортируемых
товаров из России были: минеральные продукты (73,09%), древесина и
целлюлозно-бумажные изделия (7,66%), продовольственные товары и
сельскохозяйственное сырьё (5,62%) /1/.

На протяжении
многолетнего сотрудничества КНР и РФ создавали совместные межгосударственные и
международные проекты разного масштаба, активно участвовали в международных
организациях и объединениях, в результате чего строились экономические коридоры,
способствующие расширению внешнеторговой деятельности, и, как следствие,
увеличению товарооборота между странами.

Одним из самых масштабных
проектов может стать инициатива председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс, один
путь», предполагающая создание крупнейшей в мире экономической зоны, которая
связывала бы государства Востока и Азии через центральный азиатский регион
(Евразийская экономическая зона) и способствовала увеличению экспорта в Европу.
Проект охватывает ряд государств и предполагает глобальное развитие экономики всех
его участников. Основной интерес Китая в привлечении к проекту России заключается
в создании транспортного коридора, через который будут осуществляться поставки товаров
в определённые страны, с существенным сокращением затрат на логистику. Для
России же это возможность экспортировать отечественную продукцию на рынок Китая
и других азиатских стран-участниц, также экономя на транспортных расходах.
Несмотря на то, что инициатором проекта и его основным инвестором является
Китай, Россия также участвует в его инвестировании через совместный
Российско-китайский инвестиционный фонд. Основные инвестиции в Россию в рамках
этого проекта сегодня приходятся на развитие транспортной инфраструктуры,
лесопереработки и т.д. /8/

Следует иметь в виду, что
основная цель Китая в этом проекте – создание балансированного национального
рынка, т.е. развитие отстающих районов страны путём расширения их
внешнеторговой деятельности в направлении Запада. При таком раскладе Россия
получает статус второстепенного участника, который способен предоставить
льготную транспортную площадку. Китайская сторона признает важность России в
данном проекте, так как 25% протяженности запланированного маршрута приходится
именно на нашу страну, но при этом  не
отрицает возможности проложить Экономический пояс Шёлкового пути  без  российского
участия /2/. Несмотря на ряд преимуществ российской транспортной транзитной
системы, она уступает в тарифной конкуренции морскому транспорту. Кроме того,
инвестирование со стороны Китая в развитие транспортной инфраструктуры на
территории России требует последующей отдачи, что   ведет к
образованию государственного долга.

Однако РФ не намерена
становиться просто промежуточным игроком. Являясь инициатором создания ЕАЭС,
Россия обозначила свои интересы в развитии отношений, как с Европой, так и с
Азией. Так, в 2014 году Китай и Россия объявили о сопряжении проекта «Один
пояс, один путь» и ЕАЭС, согласно которым, обе страны признают интересы друг
друга, и поддерживают их в рамках данного партнёрства. Но, тем не менее,
объективно цели каждого государства направлены в первую очередь на собственное
развитие и не всегда совпадают, что характеризует союз КНР и РФ сегодня, как
«дружественный нейтралитет» /4/.

В настоящий момент у
российских бизнесменов возникает вопрос: как будут выстраиваться дальнейшие
отношения России и Китая, учитывая снижение темпов роста экономики КНР и
неопределённости в вопросе транспортного коридора? Особенно остро этот вопрос
стоит у предприятий лесопромышленного комплекса РФ, и без того обременённых
проблемами.

Проблемы и перспективы развития экспорта российского леса в Китай

Китай издавна является крупнейшим покупателем российского леса. На сегодняшний день его доля в российском экспорте составляет 39%. Сама Россия является лидером по поставкам леса в Китай с долей 18,5%. На втором месте находится США с долей 12,34% /1/.  Динамика экспорта российского леса в Китай за последние десять лет выглядит следующим образом:

Как видно из графика, за
это время объёмы экспорта леса в Китай увеличились почти в 1,75 раза, т.е. спрос
с китайской стороны на российский лес рос. Однако за этими цифрами стоит ряд
проблем, и хотя и незначительное, но всё же падение в 2019 году тому
подтверждение. Конечно, это не самый большой спад за анализируемый период, но
сегодня ситуация на рынке способна в корне измениться. Одной из главных причин этого
может стать реализация предложения в российском правительстве на введение
эмбарго на экспорт круглого леса.

Протекционистская
политика РФ в отношении круглого леса началась еще в 2008, когда были введены
повышенные пошлины на экспорт данного товара. Сегодня пошлины достигли размера
в 60%. Их главная цель – стимулировать компании ЛПК торговать обработанным
лесом, который имеет бо́льшую
добавленную стоимость. К тому же правительство возложило на пошлины функцию
ограничения незаконной вырубки леса. С одной стороны, пошлины работают –
экспорт круглого леса снизился и в 2018 установил рекордно низкий показатель –
7,8% от общего объёма заготовок, а экспорт пиломатериалов ежегодно
увеличивается /7/. Но с другой стороны, инициаторы этого предложения явно не
учитывают тот факт, что для многих компаний быстрая переориентация на
производство обработанного леса просто невозможна. Подобного рода модернизация
требует много времени, и что самое главное – больших финансовых затрат, которые
могут стать фактором банкротства для предприятий. Следовательно, можно сказать,
что такая политика работает двояко, и в конечном итоге грозит привести к
разорению компаний, потерям рабочих мест и ослаблению лесной промышленности РФ.

Сейчас ситуацию в
отношении круглого леса усугубило постановление со стороны Китая об ужесточении
фитосанитарного контроля, согласно которому круглый лес из России должен
поставляться без коры. Кругляк необходимо подвергать дополнительной обработке,
что также же приведёт к увеличению затрат предприятий. Но главным барьером, как
и с пошлинами, является неразвитая техническая база наших лесоперерабатывающих
предприятий. Для очистки круглого леса от коры требуется специальное
оборудование, которым обеспечены лишь единицы, как и оборудованием для
фумигации. К тому же в зимний период с учетом климатических условий фумигация
просто невозможна. По мнению экспертов, подобные действия со стороны Китая
могут являться проявлением негласного торгового противостояния двух стран, либо
недовольством из-за обвинения о незаконных вырубках, подкреплённого «угрозами»
о запрете на экспорт кругляка.

Таким образом, по
круглому лесу оценить сегодня ситуацию полноценно невозможно. Пока наше
правительство не возьмёт вектор на сбалансированное ограничение экспорта
круглого леса, которое бы не только стимулировало глубокую переработку
древесины в России, но и учитывало бы последствия для ЛПК, ждать положительных
результатов не стоит. Т.е. следование разработанной до 2030 стратегии РФ по
развитию ЛК, является не лучшим вариантом для стабилизации лесного рынка. Существующая
проблема с незаконной вырубкой не решится запретом на экспорт. Здесь необходимо
усиливать охрану и контроль за использованием древесины, а также ужесточать
меры наказания за незаконные вырубки и использование несертифицированной древесины.
Действующая система «ЕГАИС Лес» не работает, т.к. учитывает только вручную
внесённые данные. Отсюда возникает потребность в создании автоматизированной
системы обязательной регистрации леса, без которой было бы невозможно проводить
никакие операции с лесными массивами. Но для этого необходимы государственные
субсидии.

Помимо проблем с круглым
лесом, Россия испытывает сложности с конкурентоспособностью на мировом рынке
древесины в целом. Несмотря на уникальное качество и относительную дешевизну
российского леса, запасы которого в России являются крупнейшими в мире (20%
площади мирового леса) /9/, слабо развитая инфраструктура играет решающую роль
в позиции на рынке. И подкрепляется это низкой инвестиционной активностью в
лесоперерабатывающей отрасли. Причём древесина ряда стран превосходит
российскую по качеству и цене. Таким образом, политика государства по
увеличению объёмов торговли обработанной древесины наталкивается на барьер,
который оно само же и предопределяет. Добавить к этому недостаточный уровень
материально-технического, кадрового и научного обеспечения лесоперерабатывающей
отрасли, и получается та самая низкая конкурентоспособность.

Большинство проблем
сегодня обусловлены государственной политикой, которая ориентирована на
макроэкономические выгоды и игнорирует трудности в лесной отрасли.

 Несмотря на перечисленные проблемы и некие
разногласия, Китай готов покупать российский лес в ближайшие десятилетия,
поскольку правительство КНР жестко ограничивает национальных
лесопромышленников, защищая окружающую среду. Именно поэтому их деятельность
направлена на обработку импортной древесины, после которой она реализуется на
экспорт. К тому же РФ и КНР выстроили курс на увеличение товарооборота до 200
млн. долл.  уже к 2024 году /5/. Китай
планирует диверсифицировать свои источники импорта, а учитывая торговую войну с
США, и географическое расположение нашей страны, Россия станет одним из главных
претендентов.

Заключение

В конечном счёте, можно
сделать вывод, что перспективы для торговли лесом между двумя странами с
экономической точки зрения существуют, и Китай вот уже десятки лет удовлетворен
лесоматериалами из России, объёмы закупок которых ежегодно растут.
Межгосударственные проекты, хоть и неоднозначно, но способны упростить
процедуру транспортировки и стимулировать компании к дальнейшему наращиванию
объёмов. Однако правительству РФ сегодня следует обратить своё внимание на ЛПК,
состояние которого довольно плачевно, учитывая, что данная отрасль является
второй по значимости во внешней торговле нашей страны. Начинать решать проблемы
следует с развития инфраструктуры, без которой ведение лесной промышленности
невозможно, так как огромная часть леса находится в труднодоступных местах.
Повышая пошлины на круглый лес, разумно предоставлять льготные ставки, при
этом, привязывая их не к объёму инвестиций в переработку, а, например, к
обязательной сертификации леса и его автоматизированному учёту. Большинство
лесопромышленников не способно самостоятельно модернизировать своё производство,
следовательно, необходима поддержка со стороны государства в виде кредитования
или субсидирования.

Все существующие проблемы
подлежат решению именно на государственном уровне. Огромные запасы леса могут
стать невостребованными на китайском рынке, где уже во всю занимаются
плантационным лесовыращиванием с целью самостоятельного обеспечения своих нужд
в древесине. Т.е. заниматься данным вопросом необходимо уже сейчас, пока есть
возможности для улучшения позиций РФ на мировом рынке леса, как с технической,
так и с экономической точки зрения.

Список литературы

1. Trade statistics for international business
development [Электронный ресурс] : Trade Map. – Режим доступа : https://www.trademap.org (дата обращения 21.02.2020).

2.
Аристова Л. Б. Россия и Китай в Евразии: транспортные измерения безопасности /
Л. Б. Аристова, Н. К. Семенова // монография по проекту РФФИ № 19-014-00027 А.
Часть 1. – М. : ИВ РАН, 2019. – 69 с.

3.
Артемьев И. А. Отношения России и Китая на современном этапе. Перспективы
развития экономических отношений и многостороннего сотрудничества / И. А.
Артемьев // Архонт. – 2019. – № 3(12). – С. 94-106.

4.
Дружественный нейтралитет Китая [Электронный ресурс] : Око планеты. – Режим
доступа : https://oko-planet.su (дата обращения
01.03.2020).

5.
Запланированный товарооборот России и Китая в 2024 г. [Электронный ресурс] :
Министерство Экономического Развития РФ. – Режим доступа : http://www.ved.gov.ru/news/25577.html (дата
обращения 01.03.2020).

6.
Итоги внешней торговли России [Электронный ресурс] : Федеральная таможенная
служба. – Режим доступа: http://customs.ru/folder/511
(дата обращения 21.02.2020).

7. Министерство
промышленности и торговли: итоги Красноярского экономического форума 2019
[Электронный ресурс] : сайт министерства – Режим доступа : http://minpromtorg.gov.ru/
(дата обращения 26.02.2020).

8.
На Ли Инициатива «Один пояс, один путь» как новая модель сотрудничества КНР с
Россией и странами Центральной Азии / Ли На // Вестник РУДН. – 2018. – № 4. –
С. 382-392.

9.
Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до
2030 года : распоряжение правительства РФ от 20.09.2018 № 1989 (ред. от
28.02.2019) – 2019. – р. 2.

10.
Суслов Д. В. Российско-Китайские экономические отношения: проблемы и
перспективы / Д. В. Суслов // Учение записки. – № 9. – Хабаровск: ИЭИ ДО РАН. –
2018. – С. 133-150.