Московский экономический журнал 3/2018

image_pdfimage_print

1МЭЖлого

УДК 338.24+338.43

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-13020

Карпузова Вера Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент,

РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва

Чернышева Кира Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент,

РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва

Карпузова Надежда Васильевна,

кандидат экономических наук, доцент,

РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва

Vera I. Karpuzova,

candidate of economic sciences, associate professor,

Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Kira V. Chernysheva,

candidate of economic sciences, associate professor,

Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Nadezhda V. Karpuzova,

candidate of economic sciences, associate professor,

Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Методологические аспекты формирования информационной сферы экономики АПК

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMING THE INFORMATION SPHERE OF THE AIC ECONOMY

Аннотация

В статье изложены результаты авторских исследований, посвященных вопросам формирования информационного общества и развития цифровой экономики в РФ, а также информатизации управления агропромышленным комплексом (АПК). Дана характеристика положения РФ в общемировых рейтингах показателей развития цифровой экономики. Показана необходимость интенсификации информатизации агропромышленного комплекса в целом и управления АПК в частности. Предложены методологические подходы к формированию информационной сферы экономики АПК с учетом новейших достижений в сфере информационных технологий и приоритетных задач, поставленных Правительством РФ.

Summary

The article contains the results of author’s research devoted to the issues of formation of the information society and the development of the digital economy in the Russian Federation, as well as information management of the agro-industrial complex. The characteristics of the position of the Russian Federation in the global ratings of the development of the digital economy is shown. The necessity of intensification of the agro-industrial complex informatization in general and management of the agroindustrial complex in particular is presented. Methodological approaches are proposed to the formation of the agro-industrial complex economy information sphere taking into account the latest achievements in the field of information technologies and priority tasks set by the Government of the Russian Federation.

Ключевые слова: информационная сфера экономики, информатизация, информационное пространство, информационное обеспечение управления, информатизация АПК.

Key words: economy information sphere, informatization, information space, management information support, AIC informatization.

   Высокие темпы развития мировой информационной сферы обусловили необходимость повсеместного использования информационных систем и технологий для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности экономических систем различных иерархических уровней. В связи с этим современную экономику называют глобальной, сетевой, кибер-экономикой, инновационной экономикой. Информация, а также технологии и средства осуществления информационных процессов в такой экономике выступают одним из важнейших ресурсов для принятия эффективных управленческих решений. Важность развития цифрового общества и формирования цифровой экономики в РФ подтверждена Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ Стратегией развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы и другими регламентирующими документами. Приоритетными задачами научной мысли в области национальной цифровой экономики является определение положения Российской Федерации в сфере информационных технологий (ИТ) на мировом уровне, тенденций и перспектив развития отрасли ИТ в РФ, разработка методологических аспектов формирования информационной сферы экономики. Решение этих задач возможно на основе методологии системных исследований с применением методов описания, сравнения, измерения, группировки, анализа, синтеза, индукции, дедукции, экстраполяции и других.

   Согласно международным рейтингам, за последнее десятилетие показатели РФ в области развития информационной сферы имеют устойчивую тенденцию роста. По данным Росстата, индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index, IDI) РФ увеличился с 4,42 в 2008 г. до 7,07 в 2017 г., что составляло соответственно 57 и 77% от максимального уровня. В настоящее время по значению данного индекса Россия уступает некоторым странам Северной и Западной Европы, Гонконгу, Японии, Республике Корея. В 2017 г. РФ занимала 45-е место в рейтинге значений IDI 176 стран мира. Международный индекс цифровой экономики и общества (International Digital Economy and Society Index, I-DESI) РФ в 2016 г. имел значение 0,47. Среднее значение этого показателя по Европе составило 0,54, а в число лидеров по его значению входили Исландия, Республика Корея, Норвегия, Новая Зеландия, Япония, США, Китай, Канада. Глобальный инновационный индекс (Global Innovation Index) РФ в 2017 г. был равен 38,8, что обеспечило России 45-е место в международном рейтинге по данному показателю. При этом по показателю развития информационных и коммуникационных технологий Россия отставала от лидера (Швейцарии) всего на шесть позиций.

   Направление «Информационно-телекоммуникационные системы» входит в число приоритетных исследований и разработок. Финансирование этого направления в период с 2010 по 2016 гг. возросло с 38,1 до 77,9 млрд руб. в действующих ценах, или до 48,9 млрд руб. в сопоставимых ценах 2010 г., и составляет около 8% всех затрат на исследования и разработки в РФ (рисунок 1). Около 60% работ финансируется за счет бюджетов всех уровней, около 10% – за счет коммерческих организаций. Количество научных публикаций российских авторов по тематике ИТ в изданиях, индексируемых в Web of Science, увеличилось с 1197 в 2010 г. до 4036 в 2016 г., что составляет 0,8 и 2,1% от мирового количества таких публикаций соответственно.

Безымянный

   Показатели информатизации агропромышленного комплекса (АПК) в РФ уступают аналогичным показателям других отраслей. Так, количество приобретенных в 2017 г. новых технологий и программных средств в АПК составило 1161 единицу в сфере производства продукции сельского хозяйства и 670 единиц в сфере ее переработки. Это соответственно 5,8 и 3,3% от общего количества по всем отраслям экономики РФ. Прочие обрабатывающие производства имеют долю 36,6%, научные исследования и разработки – 25,9%. Исследования уровней информатизации организаций АПК Центрального Федерального округа РФ, проведенные авторами в 2005-2015 гг. [1, 2], показали, что сельхозпроизводители недостаточно оснащены техническими и программными средствами. В основном используются учетные системы, в некоторых организациях – специализированные решения для автоматизации учета и кормления сельскохозяйственных животных и птицы. В перерабатывающих организациях используется более широкий круг программного обеспечения, включающий автоматизированное и автоматическое управление производственными линиями, логистическими задачами. Ни в одной из обследованных организаций не использовались системы поддержки принятия решений, корпоративные информационные системы, а также не была разработана стратегия информатизации. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос систематизации спектра современных информационных технологий и систем, оценки возможности их применения в АПК и определения эффективности их использования.

   Деятельность любого субъекта АПК неразрывно связана с поиском, сбором, хранением, обработкой, предоставлением и распространением информации, в результате чего формируется его информационная сфера (среда). В соответствии с концепцией информационной сферы, представленной в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 5 декабря 2016 г.), ключевым фактором для повышения качества и результативности принимаемых управленческих решений является формирование эффективной информационной инфраструктуры, отвечающей требованиям субъекта АПК и позволяющей ему результативно взаимодействовать с окружающим его информационным пространством [3]. Информационная инфраструктура представляет собой систему информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и информационных технологий, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие субъектов информационной сферы [2].

   Проведенные исследования теоретических и практических аспектов формирования информационной сферы экономики АПК позволили авторам выработать следующие основные рекомендации.

  1. При формировании экономической информационной сферы следует придерживаться концепции ITSM, в которой информационная инфраструктура выступает как обеспечивающая подсистема экономики [2, 4].
  2. Выбор конкретных информационных систем для развития информационной инфраструктуры субъекта информационной сферы должен опираться на особенности деятельности специалистов разного уровня управления.

   Спектр информационных систем, предназначенных для оперативного уровня управления, представлен системами обработки данных (СОД). Для тактического уровня разработаны информационные системы управления (ИСУ). На стратегическом уровне управления используются системы поддержки принятия решений (СППР).

   В СОД реализованы технологии OLTP (Online Transaction Processing), которые работают с базами данных и позволяют оперативно регистрировать изменения, накапливать информацию для дальнейшей обработки и анализа иными средствами. К системам такого типа относится, например, «1С: Предприятие 8.Х». Использование СОД специалистами оперативного уровня управления подразумевает наполнение баз данных информацией с мгновенной ее регистрацией и возможностью изменения.

   В ИСУ наряду с OLTP-технологиями используются OLAP-технологии (Online Analytical Processing), позволяющие проводить оперативный анализ данных и визуализацию его результатов. Информация в таких системах может храниться как в базах, так и в хранилищах данных. Информационные системы данного типа отвечают потребностям специалистов тактического уровня управления. Примерами ИСУ являются «БЭСТ 5», «БЭСТ-Маркетинг» и др.

   Для стратегического уровня управления разрабатываются СППР, в которых реализованы технологии: ETL (Extract, Transform, Load), OLAP, Data Mining, KDD (Knowledge Discovery in Databases). В СППР предусмотрено создание оперативных складов и хранилищ данных, которые могут наполняться информацией из баз данных СОД, ИСУ, Минсельхоза РФ, Росстата и др. СППР позволяют проводить глубокий анализ данных с помощью встроенных моделей и алгоритмов, разрабатывать пользовательские модели и сценарии обработки данных, находить скрытые закономерности в больших объемах данных, выявлять знания, осуществлять визуализацию данных и результатов анализа. К системам данного типа относятся Deductor Studio, Loginom, SAS Enterprise Miner и др. [5, 6]. Анализ больших объемов данных и искусственный интеллект выделены в ряду основных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий регламентирующими документами отрасли ИТ в РФ [3, 7, 8].

  1. Формирование информационной сферы экономики должно опираться на выработанный научными школами теории информации подход, согласно которому наименьшим структурным элементом экономической информации является реквизит. Одним из первых данную концепцию предложил Королев М.А. Согласно ей, реквизиты подразделяются на признаки и основания. Реквизиты-признаки (измерения) характеризуют качественную сторону информации, участвуют в логической обработке, могут быть представлены буквами; цифрами; буквами, символами и цифрами. Реквизиты-основания (меры) характеризуют количественную сторону информации, участвуют в логической и арифметической обработке, выражаются только цифрами. Четкое понимание структуры экономической информации на данном уровне является ключевым моментом при формировании и использовании ресурсов информационной сферы. Выбор вариантов системной архитектуры, методов и алгоритмов осуществления информационных процессов должен основываться на структуризации экономической информации согласно описанной концепции.

   Экономический показатель формируется из одного реквизита-основания и ряда реквизитов-признаков. Перечень реквизитов-признаков в показателе должен быть достаточным для однозначной идентификации реквизита-основания. Экономический показатель является наименьшей информационной единицей и достаточен для образования документа.

   Массив экономической информации представляется реквизитами-признаками (номенклатурой), показателями, сообщениями. Совокупность массивов образует информационную подсистему. Вся информация об объекте представляет его информационную систему [6, 9].

   При формировании информационных ресурсов и их дальнейшей автоматизированной обработке крайне важным является их соответствие описанной структуре экономической информации. В противном случае неизбежны ошибки при консолидации и анализе данных из-за несоответствия типов данных, невозможности их трансформации и др.

  1. Для снижения издержек на формирование и поддержку информационной инфраструктуры субъект информационной сферы может воспользоваться «облачными технологиями», используя одну из моделей: IaaS (Infrastructure-as-a-Service) – инфраструктура как услуга; SaaS (Software-as-a-Service) – программное обеспечение как услуга); модель PaaS (Platform-as-a-Service) – платформа как услуга. Стратегией развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг. как перспективное направление наряду с «облачными» позиционируются также «туманные» вычисления [8, 10].
  2. Оценка эффективности информационной сферы и ее информационной инфраструктуры должна проводиться не только по локальным экономическим критериям эффективности, как это принято в настоящее время, но и с учетом функциональной и социальной эффективности. При этом необходимо оценивать не только локальную эффективность, но и общесистемную, так как не всегда цели отдельных подсистем способствуют достижению общесистемных целей, а иногда и вступают с ними в противоречие. Использование систем локальных и общесистемных критериев функциональной, социальной и экономической эффективности позволит всесторонне оценить предполагаемые эффекты развития информационной сферы и использования ее ресурсов, а также избежать ошибочных решений, принятых на основе результатов оценки только локальной экономической эффективности. В качестве методической основы оценки эффективности информационной инфраструктуры возможно использование подхода, который позволяет увязать уровень ее зрелости с экономическими показателями через систему балльной оценки факторов зрелости [2, 4].

   Использование предложенных методологических рекомендаций при формировании информационной сферы экономики АПК позволит повысить уровень информатизации организаций агропромышленного комплекса, обеспечит их полноценное включение в информационное пространство страны и мира, будет способствовать выполнению стратегических целей развития отрасли информационных технологий в РФ, повышению конкурентоспособности АПК и национальной экономики в целом.

Литература

  1. Чернышева, К.В. Информационное обеспечение управления отраслью АПК (молочное скотоводство) : Диссертация … кандидата экономических наук : 08.00.05, 08.00.13. / К.В. Чернышева. — Москва, 2007.
  2. Карпузова, Н.В. Повышение эффективности системы управления АПК региона на основе развития информационной инфраструктуры : Диссертация … кандидата экономических наук : 08.00.05. / Н.В. Карпузова. — Москва, 2015.
  3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016.
  4. Гатаулин А.М., Карпузова Н.В. Теоретико-методологические аспекты развития информационной инфраструктуры АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2013. № 5-6. — С. 37-45.
  5. Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В., Карпузова Н.В. Информационные системы и технологии в менеджменте АПК: Учебное пособие. М.: БИБКОМ, ТРАНСЛОГ, 2016. — 462 с.
  6. Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В., Карпузова Н.В. Информационные технологии в менеджменте: Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 301 с.
  7. Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года.
  8. Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы.
  9. Карпузова В.И., Скрипченко Э.Н., Чернышева К.В. Экономическая информация: методологические проблемы // Региональные особенности инновационного развития АПК. Труды тринадцатой Международной научно-практической конференции Независимого научного аграрно-экономического общества России (Немчиновские чтения). — 2009. — С. 30-35.
  10. Карпузова В.И., Чернышева К.В., Карпузова Н.В. Методика использования «облачных» технологий «1С» при реализации сквозной задачи // Новые информационные технологии в образовании: инновации в экономике и образовании на базе технологических решений 1С. Часть 2. Сборник научных трудов 17-й Международной научно-практической конференции . — 2017. — С. 18-20.