http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 3/2017 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 3/2017

УДК 334.732.4

Bezymyannyj-12

Овчинцева Любовь Александровна, ведущий научный сотрудник отдела устойчивого развития сельских территорий и сельской кооперации Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова, г. Москва

lovchintseva@viapi.ru

Ovchintseva  Lubov Alexandrovna, leading research fellow at the Department of Suatainable Rural Development and Rural Co-operation of the Alexander Nikonov All-Russian Institute of Agrarian Issues and Informatics, Moscow

lovchintseva@viapi.ru

Ключевые факторы развития сельской кооперации в российских регионах

Key factors of rural cooperatives development in the Russian regions

Аннотация. В статье представлен анализ управления развитием сельской кооперации по переработке и сбыту продукции сельского хозяйства в регионах-лидерах кооперативного развития. Материал подготовлен с использованием  данных региональной статистики и по результатам исследования, проведенного  автором в 2017 г. на основе данных региональных органов управления АПК и открытых источников данных. Дана критика рекомендаций по разработке государственных программ развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации, принятых в марте 2017 г. проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Изучен опыт поддержки развития кооперации в регионах Российской Федерации: Липецкой, Ульяновской, Орловской, Тюменской областях. Охарактеризованы формы и методы поддержки развития кооперации со стороны органов управления региональным агропромышленным комплексом. Проведенный анализ позволил автору сделать обобщения, дающие представление о том, какие факторы имеют значение при создании региональной кооперативной системы.

Summary. The article presents the analysis of management for rural cooperation development in the field for processing and marketing of agricultural products in the regions where cooperation occurs successfully. The material is prepared by the author using the data of regional statistics and the results of a study conducted by herself in 2017 on the basis of data taken from the regional agricultural administrative bodies and public data sources. The author criticizes the recommendations on the elaboration of state programs of development of agricultural cooperation in regions of the Russian Federation, adopted in March 2017  by the Committee for the basic direction and strategic development of the Russian Federation named «Small business and support of individual business initiative». The author studies the experience of support of cooperation in the regions of the Russian Federation: Lipetsk, Ulyanovsk, Orel regions. The analysis allowed the author to make generalizations, giving an idea of what factors are important in the establishment of a regional cooperative system.

Ключевые слова: сельская кооперация, поддержка кооперации в российских регионах, некоммерческий сектор

Keywords:  rural co-operation, support of co-operation in Russian regions, nonprofit sector

В ноябре 2016 г. президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».  В число направлений этого проекта входит развитие сельскохозяйственной кооперации.

В рамках данного направления были подготовлены рекомендации по разработке государственных программ (подпрограмм) развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации. Эти рекомендации одобрил Проектный комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в марте 2017г. Предполагается, что на основании этих рекомендаций будут приняты программы развития кооперации в десяти субъектах Российской Федерации.

Включение сельской кооперации в состав направлений приоритетного проекта президентского совета можно только приветствовать. В условиях углубляющейся дифференциации сельхозтоваропроизводителей кооперация играет важную социальную роль, на что указывали отечественные и зарубежные исследователи кооперативного процесса. [1] [2] [3]. Авторы рекомендаций подошли к процессу сельского кооперативного строительства, сделав акцент на механизмах поддержки развития субъектов малого предпринимательства. Но опыт развития кооперации в субъектах Российской Федерации показывает более широкий диапазон организационных факторов, влияющих на успешное развитие кооперации. Ниже представлен анализ ключевых факторов развития кооперации в регионах.

В 2017 г. автором было проведено исследование механизмов поддержки кооперации в регионах, характеризующихся положительной  динамикой развития сельской кооперации в последние годы.

Исследование проводилось на основе данных, предоставленных органами управления АПК регионов на основе запросов, а также открытых источников данных в сети интернет и печатных изданиях. Для углубленного исследования были выбраны следующие регионы: Липецкая, Ульяновская,  Орловская, Тюменская области.  Ниже мы хотели бы представить краткие результаты этого исследования.

Анализ внутрирегиональных механизмов поддержки показал, что необходимую базу для успешного кооперативного развития создают, по меньшей мере, следующие условия: региональный закон или программа развития кооперации и малого предпринимательства, учитывающая особенности региона; стабильная линия финансовой поддержки сельских кооперативов; широкий доступ к информации и обучение кооперативных кадров; использование административного ресурса для мониторинга процесса развития кооперации от уровня субъекта до сельского поселения и оперативного решения возникающих проблем. Остановимся подробнее на каждом из этих факторов.

Образцовым регионом по развитию кооперации, без сомнения, является Липецкая область, где кооперирование мелких и средних сельхозтоваропроизводителей стабильно поддерживается с 2010 г. В настоящий момент в регионе действует государственная программа Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», включающая мероприятия по поддержке кооперации до 2020 г. В число направлений программы входят развитие сети кооперативов всех видов, поддержка регионально значимых направлений в сфере сельскохозяйственной кооперации и создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры.

Рис1. Динамика развития кооперативов в Липецкой области

Screenshot_1

Источник: рассчитано по данным управления сельского хозяйства Липецкой области

Достоинства программы: четкие социально значимые цели, комплексное воздействие на внутренние и внешние факторы развития кооперации в регионе, стабильная линия финансовой поддержки, налаженная система мониторинга реализации программы.

Ежегодный объем финансирования мероприятий по развитию кооперации из бюджета Липецкой области составляет от 110 до 125 млн. руб. На весь период реализации программы запланировано финансирование в размере 844 млн. руб.

В Ульяновской области основы кооперативного развития заложила программа «Развитие малых форм хозяйствования на селе на 2010-2012 гг.», одним из направлений которой являлась поддержка кооперативов по сбору, переработке и реализации молока, собираемого в сельской местности у владельцев личных подсобных хозяйств и фермеров.

По данным Еварестовой М.С. в программе приняли участие 69 кооперативов, в том числе 40 – молочных. Деятельность этих кооперативов охватила девять тысяч жителей села из 18 районов Ульяновской области. В результате было создано 360 новых рабочих мест в сельской местности региона.[4]

Из презентации Саловой М.С. можно узнать, что общая сумма поддержки на развитие кооперации в рамках упомянутой областной целевой программы составила 104 млн. руб., в том числе предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на расширение материально-технической базы  — 26,7 млн. руб., выплата субсидий на молоко членам кооперативов — 56,1 млн. руб., субсидирование процентных ставок по кредитам, которые брали кооперативы — 5,4 млн. руб., предоставление средств регионального фонда поручительства сельскохозяйственным  потребительским кооперативам при кредитовании и лизинговых операциях — 15,4 млн. руб. [5]

На начало 2017 г. в области работали 70 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в 2010 г их было 52).

Важным инструментом поддержки кооперации в регионе является областной закон № 134-ЗО «О мерах государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ и отдельных категорий граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Ульяновской области» (принят 27 сентября 2016 г.)

Закон определяет направления финансовой поддержки  сельскохозяйственных потребительских кооперативов и потребительских обществ, а именно предоставление субсидий из бюджета Ульяновской области на возмещение затрат, связанных с

— закупками молока у владельцев личных подсобных хозяйств (как известно, высокие транспортные затраты при сборе молока являются одним из моментов, тормозящих развитие молочной кооперации)

— покупкой мини-теплиц для личных подсобных хозяйств,

— покупкой специализированных автотранспортных средств, технологического, торгового и компьютерного оборудования, программ для электронных вычислительных машин, а также строительных материалов,

— развитием материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативных рынков, в том числе их газификацией и электрификацией,

— осуществлением лизинговых платежей при приобретении специализированного автотранспорта и технологического оборудования,

— покупкой владельцами личных подсобных хозяйств крупного рогатого скота,

— строительством сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и потребительскими обществами мини-ферм, необходимых для содержания крупного рогатого скота гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство,

— возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, которые потребительские общества взяли на технологического, торгового и компьютерного оборудования, программ для электронных вычислительных машин приобретение специализированных автотранспортных средств.[6]

Значение финансовой поддержки для экономического развития не нуждается в доказательствах. Однако здесь есть тоже свои тонкости. По данным наших обследований более всего в поддержке нуждаются кооперативы на начальной стадии своего развития. А также значение имеет пусть небольшая, но стабильная поддержка, это позволяет кооперативу учитывать ее в своих бизнес-планах.

В Липецкой области зарегистрировавшийся сельский кооператив может рассчитывать на грант, который позволит купить оргтехнику и программное обеспечение для неё, возместить административные расходы в сумме от 70 до 300 тыс. руб. (размер выплат зависит финансовых возможностей конкретного района).[7]

Как субъекты малого предпринимательства кооперативы  Липецкой области могут подать заявку на получение микрозаймов под льготный процент в областном фонде малого предпринимательства: на развитие материально-технической базы под 4% годовых, на пополнение оборотных средств под 7% годовых. Поручительства предоставляются по кредитным договорам до 10 млн руб. Размер поручительства не может превышать 70% от суммы обязательств. 

Справившиеся с начальным этапом развития и успешно работающие более года кооперативы могут участвовать в конкурсе на получение гранта Минсельхоза на развитие материально-технической базы. По данным управления сельского хозяйства Липецкой области в 2016 году шесть сельскохозяйственных потребительских кооперативов получили гранты на развитие материально-технической базы в общей сумме 34,9 млн. рублей (в т.ч. 10 млн. рублей из бюджета региона).

Следует учитывать, что потребительские кооперативы облпотребсоюза, имеющие магазины и предприятия питания в сельской местности, в частности, в малонаселенных сельских населенных пунктах, а также предприятий по переработке продукции сельского хозяйства, не могут принимать участие в федеральных программах поддержки, однако поддерживаются из бюджетов субъектов федерации. В нашем случае такие кооперативы поддерживали  в Липецкой, Ульяновской, Тюменской областях.

 В Орловской области в 2012-2015 гг. была реализована областная целевая программ «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 7 сентября 2011 г. № 301. В рамках этой программы поддержка оказывалась кооперативам на приобретение сельхозтехники и оборудования, строительство, реконструкцию, модернизацию объектов складской инфраструктуры (зернохранилищ, овощехранилищ, картофелехранилищ), пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, включая затраты на разработку проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы, на закупку молока, мяса, картофеля, овощей, фруктов у членов кооператива. По данным Суровцевой Е.А. сельскохозяйственные потребительские кооперативы – участники этой программы получили около 7 млн. руб. субсидий из регионального бюджета.[8]

Информирование и обучение играет значимую роль при подготовке кадров для кооперативов, и особенно на стадии создания кооператива. Активный сельский житель, планирующий создание своего бизнеса по переработке сельскохозяйственной продукции, скорее сделает выбор в пользу кооперативной организационной формы, если механизм работы кооператива ему понятен, а административная и некоторая финансовая поддержка гарантирована.

В Липецкой области методическую поддержку кооперативам оказывает Центр развития кооперативов и Фонд развития кооперации. Регулярно проводятся обучающие семинары. При личном обращении можно получить методическую литературу. Также имеется разнообразная информация на сайте Управления сельского хозяйства и упомянутых организаций.

В Орловской области Департамент сельского хозяйства во взаимодействии с региональным отделением АККОР и орловским аграрным университетом на постоянной основе ведет консультационно — разъяснительную работу с действующими кооперативами и потенциальными учредителями новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, разъясняя им преимущества кооперации и возможности получения государственной поддержки. Ежегодно в муниципальных районах работают студенческие информационно-консультационные бригады.

В Ульяновской области информационное содействие кооперативам оказывает  «Агентство по развитию сельских территорий» В агентстве составляется ежегодный план по развитию кооперации, при необходимости разрабатываются проекты нормативно-правовых актов по вопросам поддержки и развития кооперативов. Сотрудники агентства передают в районы и сельские поселения необходимую методическую литературу.

Наличие региональной программы поддержки развития кооперации формирует систему мониторинга за ходом кооперативного развития. Так в Липецкой области информацию по целевым показателям региональной программы на уровне области собирает соответствующий отдел управления сельского хозяйства, а в каждом муниципальном районе имеется координационный совет по развитию кооперации, в него входят руководители комитетов по экономике, сельскому хозяйству, ответственные за поддержку малого бизнеса. Координационные советы помогают кооперативам в районах а также координируют работу на низовом уровне в сельских поселениях, где на сходах регулярно доносится до населения информация о возможностях кооперативного развития.

Следует отметить, что в Липецкой области создана наиболее полная и прозрачная из имеющихся ныне в регионах система мониторинга кооперативов. Здесь собирается не только информация о числе зарегистрированных кооперативов, но и о том, какая доля из них реально работает, каков охват населения, сколько создано новых рабочих мест. Вся информация в виде аналитических годовых отчетов оперативно размещается на сайте управления сельского хозяйства.

Эффективным инструментом мониторинга в Ульяновской области является Агентство по развитию сельских территорий, где имеется соответствующее подразделение, отслеживающее кооперативное развитие в области.

Таким образом, анализ практики регулирования кооперативного развития в регионах показывает, что сельские недостаточно регулировать только как субъекты малого предпринимательства, необходим учет особенностей кооперативов как социально значимых некоммерческих предприятий. Наилучшие результаты дает системная работа и построение вертикали поддержки сельских кооперативов от уровня поселений до региональных органов управления АПК.

Список цитируемой литературы:

  1. Клименко О.И. Уколова Л.В. Социальная деятельность кооперативов и перспективы ее развития.// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2010. № 2. С. 18-28.
  2. Овчинцева Л.А. Социальное значение сельских кооперативов.// Российское село и кооперация: сегодня и завтраМатериалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 309-314.
  3. Thomas Antonio. The Rise of Social Cooperatives in Italy. // International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations Vol. 15, No. 3, September 2004 URL http://library.uniteddiversity.coop/Cooperatives/Multi-Stakeholder_Co-ops/The_Rise_of_Social_Cooperatives_in_Italy.pdf Дата обращения 27.09.2017
  4. Еварестова М.С. О проектном управлении в реализации приоритетного регионального проекта «Развитие системы потребительской кооперации на территории Ульяновской области» // Материалы международной научно-практической конференции «Российское село и кооперация: сегодня и завтра» 1 марта 2017 г. , М. 2017, с. 180-181.
  5. Салова М.С. Презентация «О становлении системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Ульяновской области» URL: http://www.colaxm.ru/files/Ulyanovskaya-oblsat.pdf Дата обращения 06.09.2017
  6. Закон Ульяновской области № 134-ЗО «О мерах государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, потребительских обществ и отдельных категорий граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на территории Ульяновской области» URL: http://docs.cntd.ru/document/463716837 Дата обращения 6.09.2017
  7. Овчинцева Л.А. Сельские кооперативы: цели прежние, проблемы новые.// Крестьяноведение. М. 2017 г. № 2, с.127
  8. Суровцева Е.С. Государственная поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области // АПК: Экономика, управление. — 2016. — № 1. — С. 38-42.

Реферат

Автор дает оценку рекомендациям по разработке государственных программ развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации, принятых в марте 2017 г. проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Анализируя опыт поддержки кооперации в Липецкой, Ульяновской, Орловской и Тюменской областях, выделяет значимые организационные факторы, оказывающие влияние на развитие сельской кооперации. Материал подготовлен с использованием  данных региональных управлений сельского хозяйства и по материалам проведенного  автором в 2017 г. исследования на основе открытых источников данных. Выделены такие факторы, как нормативно-правовое обеспечение, регулярная финансовая поддержка, обучение кадров и доступ к информации, мониторинг и взаимодействие на уровнях управления от региона до сельского поселения. Модельным регионом по развитию кооперации является Липецкая область, где число кооперативов по данным статистики выросло с 2010 г. почти в пять раз до 855 ед. к началу 2017 г. Из них реально работают 84%. Успех достигается там, где региональные программы сочетаются со структурами, работающими на уровне районов и поселений. В случае Липецкой области это районные координационные комитеты, в Ульяновской – Агентство по развитию сельских территорий, опирающееся в своей работе на сельских старост.

Summary

The author assesses the recommendations on the elaboration of regional programs for development of rural cooperatives in Russian regions, adopted in March 2017 by Project Committee for the basic direction and strategic development in the field «Small business and individual business initiative’s support «. Analyzing the experience of support for cooperation in Lipetsk, Ulyanovsk, Oryol and Tyumen regions, the author identifies important organizational factors influencing the development of rural societies. The material was prepared using data from the regional departments of agriculture and on materials conducted by the author in 2017 research based on open data sources. Th e author comes to the conclusion that the most important factors are a system of support, regular financial support, training and access to information, monitoring and interaction at management levels from region to villages. Lipetsk oblast is a Model region for the development of cooperation, where the number of cooperatives increased according to statistics from 2010 by nearly five times to 855 units by early 2017. Of them really work 84% of cooperatives. Success is achieved where a regional program is combined with the structures operating at the level of districts and settlements. In the case of the Lipetsk region it is the regional coordinating committees, in Ulyanovsk – the Agency for development of rural territories, based in their work on village headmen.

Spisok citiruemoj literatury:

  1. Klimenko O.I. Ukolova L.V. Social’naya deyatel’nost’ kooperativov i perspektivy ee razvitiya.// Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ehkonomiki i prava. 2010. № 2. S. 18-28.
  2. Ovchinceva L.A. Social’noe znachenie sel’skih kooperativov.// Rossijskoe selo i kooperaciya: segodnya i zavtra Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 309-314.
  3. Thomas Antonio. The Rise of Social Cooperatives in Italy. // International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations Vol. 15, No. 3, September 2004 URL http://library.uniteddiversity.coop/Cooperatives/Multi-Stakeholder_Co-ops/The_Rise_of_Social_Cooperatives_in_Italy.pdf Data obrashcheniya 27.09.2017
  4. Evarestova M.S. O proektnom upravlenii v realizacii prioritetnogo regional’nogo proekta «Razvitie sistemy potrebitel’skoj kooperacii na territorii Ul’yanovskoj oblasti» // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj
  5. konferencii «Rossijskoe selo i kooperaciya: segodnya i zavtra» 1 marta 2017 g. , M. 2017, s. 180-181.
  6. Salova M.S. Prezentaciya «O stanovlenii sistemy sel’skohozyajstvennoj potrebitel’skoj kooperacii v Ul’yanovskoj oblasti» URL: http://www.colaxm.ru/files/Ulyanovskaya-oblsat.pdf Data obrashcheniya 06.09.2017
  7. Zakon Ul’yanovskoj oblasti № 134-ZO «O merah gosudarstvennoj podderzhki sel’skohozyajstvennyh potrebitel’skih kooperativov, potrebitel’skih obshchestv i otdel’nyh kategorij grazhdan, vedushchih lichnoe podsobnoe hozyajstvo, na territorii Ul’yanovskoj oblasti» URL: http://docs.cntd.ru/document/463716837 Data obrashcheniya 6.09.2017
  8. Ovchinceva L.A. Sel’skie kooperativy: celi prezhnie, problemy novye.// Krest’yanovedenie. M. 2017 g. № 2, s.127
  9. Surovceva E.S. Gosudarstvennaya podderzhka sel’skohozyajstvennoj potrebitel’skoj kooperacii v Orlovskoj oblasti // APK: EHkonomika, upravlenie. — 2016. — № 1. — S. 38-42.