http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2018 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2018

1МЭЖлого

УДК 331.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2018-12001

Краев Юрий Валериевич

Кандидат психологических наук,

Заведующий кафедрой Физического воспитания,

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва

Krayev Yury V.

Candidate of Psychological Sciences,

Head of the Department of Physical Training,

Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Соотношение профессиональной мотивации и удовлетворенности своей деятельностью у преподавателей физической культуры

Ratio of professional motivation and satisfaction with the activity at teachers of physical culture

Аннотация. В результате исследования (посредством анкетирования) было установлено, что преподаватели физической культуры вузов характеризуются значительным рассогласованием профессиональной мотивации и удовлетворенности своей деятельностью, что может оказать негативное влияние на сам процесс и результат их труда. В отношении своей деятельности наиболее существенен разрыв по таким аспектам, как процесс ее осуществления, уровень материальной базы и отношения с администрацией. В отношении профессии – по оценке своего профессионального статуса, перспектив карьеры, уровня собственной профессиональной подготовки, возможности профессионального самосовершенствования и творчества, а также получаемых материальных доходов. Показатели профессиональной мотивации и удовлетворенности деятельностью слабо взаимосвязаны.

Summary. As a result of a research (by means of questioning) it has been established that teachers of physical culture of higher education institutions are characterized by a considerable mismatch of professional motivation and satisfaction with the activity that can exert negative impact on process and result of their work. Concerning the activity the gap on such aspects as process of her implementation, level of material resources and relation with administration is most essential. Concerning a profession – according to the professional status, prospects of career, level of own vocational training, a possibility of professional self-improvement and creativity and also the gained material income. Indicators of professional motivation and satisfaction with activity are poorly interconnected.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, преподаватели физической культуры, профессиональная мотивация, удовлетворенность профессиональной деятельностью.

 Keywords: professional activity, teachers of physical culture, professional motivation, satisfaction with professional activity.

Введение

   Проблема отношения специалиста к своей профессиональной деятельности является одной из ключевых в поиске факторов эффективности его труда. Наиболее значимыми критериями субъективного отношения профессионала к деятельности является мотивация ее осуществления и удовлетворенность своим трудом.

   Существуют основания предполагать, что при значительном рассогласовании профессиональной мотивации (того, чего человек хочет) и удовлетворенности (того, что есть) является потенциальной проблемой, которая может способствовать возникновению целого спектра проблем (снижение профессиональной активности, формальное отношение к деятельности, трудовая прокрастинация и т.п.) [1]. В рамках педагогической деятельности на этом фоне возможно формирование синдрома эмоционального выгорания и других профессиональных деформаций [3].

   В связи с этим, необходимо изучение соотношения профессиональной мотивации и удовлетворенности специалиста в целях поиска средств профилактики и коррекции перечисленных проблем.

МЕТОДИКА

   В исследовании профессиональной мотивации принимали участие 26 преподавателей физической культуры разного пола, возраста и стажа работы (работающих в различных вузах Москвы и Санкт-Петербурга).

   Применялась «Методика изучения мотивации и удовлетворенности профессиональной деятельностью» Г.В. Лозовой [2]. Она представляет собой анкету шкального типа, в которой перечислены аспекты трудовой деятельности, разделенные на две категории: характеристики деятельности и характеристики профессии.

   Полученные данные обрабатывались методами вариационной (определение средних арифметических и стандартных отклонений) и математической (корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента) статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

   Полученные результаты свидетельствуют, что преподаватели физической культуры характеризуются существенным рассогласованием профессиональной мотивации и удовлетворенности деятельностью (Табл. 1).

Безымянный

   Только в двух случаях выявлены более высокие значения показателей удовлетворенности – в отношении оценки санитарно-гигиенических условий и возможности широкого общения в рамках профессиональной деятельности.

   По остальным показателям мотивация существенно превышает значения удовлетворенности профессиональной деятельностью. Об этом свидетельствует и 12 достоверных различий показателей (в том числе, 3-х интегральных).

   Для преподавателей физической культуры характерен довольно высокий уровень профессиональной мотивации (особенно – в плане значимости материальной базы деятельности, организации труда, отношений со студентами и коллегами и достижения высокого уровня профессионализма) и довольно средний (по сути, неопределенный) – уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью (особенно – по отношению к профессиональным перспективам, материальным доходам и профессиональным льготам).

   В отношении деятельности преподаватели имеют существенный разрыв между профессиональной мотивацией и удовлетворенностью по следующим аспектам:

— процесс осуществления деятельности (t = 2,12; р≤0,05);

— материальная база деятельности (t = 2,09; р≤0,05);

— отношения с руководством вуза (t = 2,52; р≤0,05).

   Однако более существенно рассогласование

   В отношении оценки профессии обнаружен существенный разрыв значений профессиональной мотивации и удовлетворенности по следующим аспектам:

— собственный статус (занимаемая должность) (t = 2,36; р≤0,05);

— перспективы профессионального роста (t = 2,07; р≤0,05);

— уровень собственной профессиональной подготовки (t = 2,16; р≤0,05);

— возможность профессионального самосовершенствования (t = 2,79; р≤0,01);

— возможность профессионального творчества (t = 2,17; р≤0,05);

— материальные доходы от профессии (t = 2,77; р≤0,01).

   Следовательно, преподаватели физической культуры в меньшей степенью удовлетворены своей профессией, чем деятельностью.

   Корреляционный анализ показал, что показатели профессиональной мотивации и удовлетворенности деятельностью в данной выборке довольно слабо связаны. Об этом говорит как количество связей – всего 5, так и уровень их достоверности (не превышающий 95%).

ВЫВОДЫ

   Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что  преподаватели физической культуры вузов, будучи высоко мотивированными по отношению к своей профессиональной деятельности, характеризуются средней (неопределенной) удовлетворенностью ее различными аспектами.

Данные факты свидетельствует о своеобразном «профессиональном кризисе», который переживает большинство преподавателей. В связи с этим, необходимо принятие комплекса мер как организационного, так и психологического характера, направленных на оптимизацию отношения специалистов к своей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ильин, Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. – СПб., 2011. – 224 с.
  2. Лозовая, Г.В. Методика изучения мотивации и удовлетворенности профессиональной деятельностью / Г.В. Лозовая // «Психологические основы педагогической деятельности»: Материалы межвузовской научной конференции. – СПб.: ГАФК, 2001. – С. 115-118.
  3. Солдатова, Г.В. Профилактика профессиональных деформаций педагога (учебно-методическое пособие) / Г.В. Солдатова, С.М. Шингаев. – СПб.: СПб АППО, 2016. – 175 с.
  4. Краев, Ю.В. Обзор видов агрессии в управлении персоналом [Текст] / Ю.В. Краев, А.П. Семина // Московский экономический журнал. 2017. №4. С.70.
  5. Краев, Ю.В. Удовлетворенность преподавателей физической культуры своей профессиональной деятельностью [Текст] /  Ю.В. Краев,   Г.В. Солдатова //  Современный ученый. 2017. №7. С.59-61.
  6. Краев, Ю.В. Мотивация профессиональной деятельности преподавателей [Текст] /  Ю.В. Краев,   Г.В. Солдатова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. №12 ч.1. С.60-61.
  7. Краев, В.М. Противодействие обману в кадровой работе. Учебно-методическое пособие [Текст] / В.М. Краев, А.И. Тихонов — Ставрополь : Логос. — 2017. — 29 с. 
  8. Краев, В.М. Риск-менеджмент в управлении кадрами [Текст] / В.М. Краев, А.И. Тихонов // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-2 (21). С. 22-25.