http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 13/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 13/2019

УДК 338.43

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10296

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL COMPLEX OF RUSSIA

Батчаева Зурида
Борисовна,
старший
преподаватель, Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск

Казиева Джандет
Казбековна
, Северо-Кавказская
государственная академия, г. Черкесск

Чикатуева Жанна
Валентиновна,
Северо-Кавказская
государственная академия, г. Черкесск

Хапаева Фатима
Шамильевна,
Северо-Кавказская
государственная академия, г. Черкесск

Batchaeva Z.B.,  zuridabat@mail.ru

Kazieva Dzh.K.,   bellakazieva9797@mail.ru

Chikatueva Zh.V.,  
zhanna.chikatueva@mail.ru

Khapaeva F.Sh., fatimahapaeva@yandex.ru

Аннотация: В статье обосновывается
необходимость создания системы отраслевого государственного
управления агропромышленным комплексом, разработки и принятия ряда
нормативных правовых актов, которые позволят завершить в основном формирование
целостной системы аграрного законодательства Российской Федерации и
устранить пробелы, а также противоречивость действующего законодательства.
Исследование содержит анализ накопленного опыта правового регулирования
организации и функционирования агропромышленного комплекса и научные
рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере
планирования и государственного управления сельским хозяйством
и агропромышленным комплексом в целом.

Summary: The article
substantiates the need to create a system of sectoral state management of the
agro-industrial complex, to develop and adopt a number of regulatory legal acts
that will allow us to complete basically the formation of an integrated system
of agrarian legislation of the Russian Federation and eliminate gaps, as well as
the inconsistency of existing legislation. 
The study contains an analysis of the experience gained in legal
regulation of the organization and functioning of the agro-industrial complex
and scientific recommendations for further improvement of the legislation in
the field of planning and state management of agriculture and the
agro-industrial complex as a whole.

Ключевые слова: Агропромышленный комплекс, правовое
обеспечение, государственное управление, аграрная реформа, аграрная политика,
земельное право.

Keywords:  Agro-industrial complex, legal support,  public administration,  agrarian reform,  agricultural policy,  land law.

Современные проблемы агропромышленного комплекса России и её регионов связаны с необходимостью его ускоренной адаптации к новым экономическим реалиям, связанным с членством страны в ВТО, падением мировых цен на нефть, разгоном инфляционных процессов, режимом санкций, введённых западными державами в отношении ключевых секторов отечественной экономики, ответными мерами в виде продовольственного эмбарго.

В сложившихся условиях возрастает значение используемых механизмов государственного регулирования аграрного сектора, который является одним из базовых структурообразующих подсистем в единой  системе национальной экономики.

Положительно оценивая достижения российской аграрноправовой науки за последние годы, вместе с тем необходимо сказать и о том,что научные исследования правовых вопросов развития АПК и управления им и особенно разработка проблем совершенствования  правового регулирования экономических отношений, складывающихся между сельским хозяйством и другими отраслями АПК, оказались на втором плане, а те немногие исследования, что ведутся, осуществляются при недостаточной координации усилий с представителями экономической и других общественных наук. [3]

В настоящее время система государственного регулирования сельского хозяйства и смежных с ним отраслей охватывает комплекс экономических, организационных, правовых и социальных аспектов развития сельского хозяйства. Обобщая функции и рычаги системы государственного регулирования аграрного сектора в странах с развитой рыночной  экономикой, можно выделить следующие основные ее характеристики:

  • государство оказывает мощную финансово-кредитную помощь фермерским хозяйствам (льготные условия кредитования, налогообложения, бюджетного финансирования);
  • система государственного регулирования сельскохозяйственного  производства охватывает контроль  объемов производства, качества продукции, состояние природных ресурсов;
  • важное значение в комплексе  мер государственного регулирования отводится ценовому механизму. [3]

  Приоритетными рынками должны стать  страны с развивающейся экономикой (прежде всего  Ближний и Средний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия, Центральная Африка, а также страны Евразийского экономического союза), где покупательная способность населения растет быстрее, чем возможности национальных АПК.

На сегодняшний день такие технологии, как вертикальные фермы и роботизированные тепличные комплексы, в России остаются невостребованными из-за высоких издержек в условиях экстенсивного развития АПК. Но по мере технологического прогресса в этой сфере структура издержек, связанных с указанными технологиями, может радикально измениться. В таком случае Россия будет вынуждена стать импортером подобных технологий, упустив окно возможностей для их самостоятельного развития. [1]

Поскольку Россия является страной больших городов, внедрение организационных и логистических решений для гарантированного предотвращения перебоев в снабжении продовольствием  крупных городских агломераций должно стать одним из приоритетов в сфере продовольственной безопасности.

В настоящее время назрела острая необходимость в разработке и принятии ряда  нормативных правовых актов (по возможности в виде  законов,  включая Аграрный кодекс РФ), которые позволят завершить в основном формирование целостной системы аграрного законодательства Российской Федерации и устранить пробелы и противоречивость действующего законодательства, на что обращалось внимание еще в Основных направлениях агропродовольственной политики Правительства РФ на 2001—2010 гг.  Это необходимо сделать еще и потому, что  правовое положение многих сельскохозяйственных товаропроизводителей до сих пор должным  образом в законодательстве не определено, в частности, пока не приняты федеральные законы об особенностях деятельности акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в сельском хозяйстве. Давно требуют решения и вопросы о законодательном регулировании общественных отношений в самом АПК страны, а также о создании отраслевой системы государственного управления им. [7]

Важнейшей составляющей правового обеспечения АПК Российской Федерации является проблема улучшения рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, которые, по данным мониторинга, характеризуются сегодня двумя крайне отрицательными состояниями: деградацией качественного состояния и постоянным ростом площади неиспользуемых земель.

 Земельная и аграрная реформы в России, начатые в конце прошлого века, привели к полному изменению основ земельных отношений в стране (отказ от исключительной государственной собственности на землю в пользу многообразия форм собственности, в том числе частной собственности на земельные участки, функционирование свободного рынка земли, переход к осуществлению сельскохозяйственного производства для извлечения прибыли сельскохозяйственными товаропроизводителями и др.).

В научной литературе правильно отмечалось, что эти новации в последние 20 лет проводились в условиях постоянного изменения законодательства, регулирующего земельные отношения, и, в частности, механизм реализации земельной правосубъектности сельскохозяйственных организаций. Причем данные изменения не всегда приводили к улучшению положения сельскохозяйственных организаций в сфере земельных отношений, к созданию условий для ведения ими сельскохозяйственного производства. Так, «передача в ходе проведения земельной реформы земли, которая использовалась колхозами и совхозами, в общую долевую собственность граждан, привела к тому, что образованные в ходе проведения аграрной реформы сельхозорганизации оказались в «подвешенном» состоянии,  лишенными прав  на землю — их главного средства производства. [5]

  Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий, полученная до вступления в силу этого  Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Однако правильность данного определения земельной доли разделяется далеко не всеми юристами, комментировавшими  положения данного  Закона.

Что касается коллективнодолевой собственности, то, проанализировав это понятие, многие юристы справедливо считают ее юридическим нонсенсом, поскольку она искажает подлинную сущность выраженного ею явления. «Можно лишь сожалеть,  что в пореформенном аграрноземельном законодательстве появилась смесь коллективной (односубъектной) и долевой (многосубъектной) собственности. Повторять ее без критического анализа, тем самым соглашаясь с такой ошибкой, как это делают многие авторы, было бы непростительным, поскольку, употребляя словосочетание «коллективнодолевая» или «коллективносовместная» собственность, смешивают  два разных по своей социально-экономической сущности и правовой природе явления и вводят читателя в заблуждение, так как  эти понятия лишены реального содержания; им не должно быть места  в Российское законодательство: состояние и проблемы юридической  науке и законодательстве». [8]

Список литературы

1. Боев В. Р., Серков А.
Ф., Романов А. Е. Основные результаты аграрной реформы // Экономика
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 4.

2. Ивакин В. И.
Глобальный кризис и агропромышленный комплекс страны — правовые аспекты (обзор
печатных и электронных российских СМИ) // Аграрное и земельное право. 2016. №
9.

3. Иконицкая И. А. К
вопросу о кодификации гражданского и земельного законодательства Российской
Федерации // Аграрное и земельное право. 2017. № 10.

4. Киселев С. В.
Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной
экономики. М., 2014.

5. Козырь М. И. Аграрное
право России: состояние, проблемы и тенденции развития. 2‑е изд. М., 2018.

6. Пандаков К. Г.,
Черноморец А. Е. Аграрно‑земельная реформа: законодательство, теория, практика.
Саратов, 2013. С. 224.

7. Милосердов В. В.
Крепкое сельское хозяйство — важное условие преодоления кризиса // Экономика
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 5.

8. Правовое обеспечение
развития сельского хозяйства в России. М., 2015.