Московский экономический журнал 12/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10900

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АПК ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

ECONOMIC AND LEGAL SUPPORT OF MARKET PRINCIPLES OF FUNCTIONING OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE CHECHEN REPUBLIC 

Алклычев Алклыч Магомедович, д.э.н., профессор, профессор кафедры «Финансы, кредит и антимонопольное регулирование», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», е-mail: alklych@mail.ru

Селимханов Заурбек Асламбекович, соискатель ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Alklychev Alklych Magomedovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the department of Finance, Credit and Antitrust Regulation, Chechen State University, e-mail: alklych@mail.ru 

 Selimkhanov Zaurbek Aslambekovich 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы экономико-правового обеспечения производственно-финансового функционирования субъектов аграрной экономики региона – Чеченской Республики. Целью работы является анализ приоритетных направлений обеспечения экономико-правовых факторов развития сельского хозяйства региона, определение путей развития финансово-кредитных отношений и инвестиционных процессов в современных условиях его функционирования. Делается вывод, что основным тормозом, сдерживающим эффективное развитие сельхозотрасли  выступает совокупность негативных факторов, связанных с состоянием земельных и трудовых отношений, материально-техническим обеспечением АПК региона, и конечно же, недостаточность развития финансово-кредитных отношений и инвестиционных процессов. Определена необходимость в экономико-правовой поддержке аграрного сектора, что может способствовать эффективной реализации экономических и социальных задач регионов, а также финансовой стабилизации и экономическому росту в отраслях АПК.

Summary. The article addresses the issues of economic and legal support for the production and financial functioning of the subjects of the agrarian economy of the region — the Chechen Republic. The purpose of the work is to analyze the priority areas of ensuring the economic and legal factors of the development of agriculture in the region, to determine ways to develop financial and credit relations and investment processes in the modern conditions of its functioning. It is concluded that the main obstacle to the effective development of the agricultural industry is a set of negative factors related to the state of land and labor relations, the material and technical support of the agro-industrial complex of the region, and, of course, the insufficiency of the development of financial and credit relations and investment processes. The need for economic and legal support for the agricultural sector has been identified, which can contribute to the effective implementation of the economic and social tasks of the regions, as well as financial stabilization and economic growth in the agricultural sectors.

Ключевые слова: экономико-правовое обеспечение, финансово-кредитные отношения, государственная поддержка сельского хозяйства.

Key words: economic and legal support, financial and credit relations, state support for agriculture.

Эффективное развитие отраслей АПК невозможно без четкого экономико-правового обеспечения поддержки аграрной сферы. Экономическая политика в аграрном секторе в современный период функционирования показывает такое состояние, что производственная, финансовая и хозяйственная деятельность имеет недостаточное нормативно-правовое обеспечение, слабо контролируется государством, в результате чего имеют место значительные затраты для нивелирования разницы в ценах на продукцию сельского хозяйства и сегодня становится очевидным, что имеет место полное несоответствие цен базовых отраслей и сельскохозяйственного производства [1].

Каждый год в развитых странах в целях обеспечения процесса устойчивого развития аграрной отрасли выделяются значительные средства. Самая большая доля прямых платежей в сфере государственной поддержки сельского хозяйства характерна для Норвегии, Австралии, США и стран ЕС. В данной структуре преобладающая часть отведена растениеводству. В частности, это относится к таким странам как США, Канаде, ЕС. В Финляндии, Норвегии, Швейцарии – на развитие животноводства. Более значительная поддержка прямых платежей в животноводческой отрасли характерна для северных стран, при этом выплаты происходят, главным образом, с учетом размера пастбищ и поголовья скота. Такая практика существует, прежде всего, в районах с худшими условиями производства [2].

Опыт стран Евросоюза показывает, что положительным является ввод более эффективных финансовых мероприятий в рамках государственной поддержки сельского хозяйства, к которым относятся:

  • дотации на обустройство молодых фермеров, имеющих сельскохозяйственное образование и соответствующие профессиональные навыки;
  • компенсационная помощь фермерам в районах с неблагоприятными природными условиями;
  • субсидии под выход пахотных земель из сельскохозяйственного производства;
  • субсидии и займы на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и улучшение жизни фермеров;
  • дотации сельскохозяйственному производству, подвергшемуся стихийным бедствиям;
  • субсидии, направленные на повышение сельскохозяйственного дохода фермера;
  • прочие субсидии, связанные с сохранением окружающей среды, строительством малых оросительных систем и т.д.

Вышеприведенные мероприятия служат основой функционирования механизма устойчивого развития политики в сфере аграрного производства стран ЕС [3].

Возвращаясь «к нашим баранам», надо отметить, что использование зарубежного опыта не должно означать полное его копирование. Необходимо синтезировать все лучшее в нем с имеющимися достижениями в отечественном аграрном производстве. И главной задачей обеспечения выгодной, перспективной работы является реализация приоритетов развития экономики сельского хозяйства регионов Российской Федерации. Для этого требуется усиление акцента на развитие инвестиций в сельскохозяйственный сектор экономики [4].

Основными ресурсными источниками структурных преобразований в сельском хозяйстве должно стать реинвестирование во всех отраслях АПК, перепрофилирование и разукрупнение убыточных предприятий, развитие интеграционных процессов в сельском хозяйстве с предприятиями, обеспечивающими хранение, транспортировку и переработку продукции на базе взаимодействия крупных, средних и мелких производств, обеспечить переход от капиталоёмких технологий – на ресурсосберегающие [5].

Стратегия развития сельского хозяйства региона определяется функциональным стратегическим значением разработки и реализации финансово-кредитной политики в сфере хозяйственной специализации в национальной системе общественного разделения труда. В этой связи, с экономической точки зрения, к направлениям по поддержке развития сельского хозяйства Чеченской Республики необходимо предъявлять соответствующие высокие требования.

При этом необходима разработка механизма поддержки повышения репродуктивного потенциала сельхозпродукции с помощью кредитов и инвестиций путем преодоления ограничивающего влияния факторминимума в цепочке «производство-стоимость» при изготовлении конечного продукта

потребления сельского хозяйства и приоритет должен быть отдан связанным и смежным инвестициям сельского хозяйства с действием мультиплицирующего  синергетического эффекта [6].

К структурным изменениям следует отнести также использование безвозмездных дотаций из бюджета республики для создания новых предприятий инфраструктурного обеспечения отраслей сельского хозяйства.

В условиях бюджетных ограничений является важным обеспечить активизацию перехода к кооперативной форме кредитных организаций с учетом упорядочения механизма финансовых расчетов между сельхозтоваропроизводителями и другими предприятиями республики [7].

Проблемы финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственного предпринимательства региона необходимо исследовать с определения того, на какие инструменты, методы и технологии осуществления кредитно-инвестиционной политики в целях ста­билизации и развития региональной аграрной сферы надо воздействовать, чтобы обеспечить сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства и производственными услугами [8].

С целью успешной реализации экономико-правового обеспечения поддержки аграрной сферы ЧР, необходимо освобождение от налогообложения доходов предприятий сельского хозяйства для приобретения новой техники, развития социальной инфраструктуры села и улучшения плодородия почв, а так же переход к практике прогрессивного налогообложения части прибыли промышленных предприятий, которые производят продукцию для сельскохозяйственной отрасли республики.

Главные экономико-правовые рычаги регулирования рыночных принципов функционирования сельского хозяйства республики – это земельный налог, налог на прибыль перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий. Если сельские товаропроизводители не реализуют продукцию на контрактной основе, НДС следует взимать в минимальных размерах. Вместе с тем следует на ближайшие два года не взимать налог с части прибыли предприятий, которые выкупают продукцию для нужд сельского хозяйства. В результате освобождения от налогообложения части прибыли предприятий сельского хозяйства, средства будут направлены на развитие производства.

Приоритетной задачей, стоящей перед Чеченской Республикой, является формирование многоукладной экономики, включающей, мобильные, ориентированные на новые реалии коллективные и частные предприятия-производители сельхозпродукции с развитой сетью кооперации и агросервиса.

Можно выделить такие приоритетные направления экономического развития сельского хозяйства республики,  как:

  • развитие интеграции в сельском хозяйстве;
  • дальнейшее развитие АО и коллективных сельхозпредприятий;
  • разработка новых форм и методов управления сельским хозяйством и его подкомплексами, с учетом организации эффективных схем факторинга и лизинга;
  • создание системы привлекательности сельского хозяйства и его под-комплексов в инвестиционной сфере;
  • решение социальных проблем сельских территорий.

Таким образом, можно отметить, что при высокой степени механизации и концентрации производства (культуры зерновые и технические, птицеводство, откорм скота) преобладающими являются в основном достаточно крупные хозяйства. В то же время приоритеты в экономике овощеводства, плодоводства и молочного животноводства должны быть отданы именно мелкому производителю. Безусловно, средние и мелкие предприятия в пределах одной отрасли будут эффективно дополнять друг друга, основываясь в своей деятельности на принципах внутриотраслевой специализации и кооперации [9].

Материальной базой мелкотоварного сектора аграрного производства выступают низкорентабельные и убыточные сельхозпредприятия, которые следует преобразовать в ассоциации свободных производителей сельхозпродукции и малые предприятия по их обслуживанию.

Внутрипроизводственные отношения в ассоциации должны иметь своей основой кооперацию и коммерциализацию операций, связанных с товарообменом. Социальная и экономико-правовая политика при этом должна быть ориентирована на повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности, путем стимулирования его трудовой и хозяйственной активности. Важно с социально-экономической  точки зрения предоставить каждому крестьянину правовые гарантии, позволяющие ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи [10].

На наш взгляд, к основным задачам в сфере занятости сельского населения относятся:

  • развитие рынка аграрного труда, подготовка высококвалифицированных специалистов для отраслей сельского хозяйства;
  • повышение уровня правового статуса личных подсобных хозяйств, защита малоимущих слоев сельского населения;
  • повышение расчетной величины прожиточного минимума работников аграрной сферы экономики, с его постепенной индексацией.

К приоритетам развития социальной сферы села, на наш взгляд, следует отнести следующие направления экономико-правового характера:

  • предоставление льгот на товарные ресурсы для сельских территорий;
  • снижение ставок налогообложения для предприятий, обеспечивающих развитие инфраструктуры села;
  • создание фондов социального развития сельской местности, не облагаемой налогами;
  • частичное освобождение от налогообложения людей проживающих в горных районах, имеющие личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства.
  • предоставление льготных кредитов селянам, осуществляющим новое строительство, капитальный ремонт жилых домов и их инженерное обустройство.

Предлагаемые экономико-правовые положения развития сельского хозяйства, в общем, могут быть использованы при разработке целевых программ развития отраслей АПК Чеченской Республики с учетом местных условий и особенностей депрессивного региона.

Список литературы

  1. Алклычев А.М. Ценовая политика государства в условиях финансовой нестабильности // Финансы и кредит. — 2020. — № 8 (800). — С. 1688-1702.
  2. Глазунова И.А. Создание системы информации в АПК Германии/ И.А. Глазунова, Н.С. Романова // Достижения науки и техники АПК. — 2000. — № 6. — С. 42-45.
  3. Кещян В.Г., Чернышев А.С. Государственная поддержка социально-экономического развития депрессивных регионов в зарубежных странах // Региональная экономика. – 2006. – №12. – С.49-58.
  4. Алклычев А.М., Арсаханова З.А. Совершенствование системы субсидирования сельскохозяйственных предприятий в РФ: региональный аспект / В сборнике: Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Материалы Второго Международного форума. Под общей редакцией академика РАН Петракова Николая Яковлевича. 2013. С. 638-645
  5. Алклычев А.М., Магомедова С.Р., Магомедов А.И. Концептуальные основы эффективного развития агропромышленного комплекса на основе государственного регулирования процесса формирования бюджетно-налогового механизма в Республике Дагестан // Вопросы структуризации экономики. — 2013. — № 4. — С. 232-235.
  6. Бобок В.С. Концепция мультипликационного эффекта инвестиций в АПК // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. — 2014. — С. 275 — 280
  7. Алклычев А.М., Магомедова С.Р. Эффективность бюджетного финансирования «малого» сельхозтоваропроизводителя в Республике Дагестан в условиях активизации импортозамещения // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2015. — № 5 (55). — С. 104-110.
  8. Воронин Б.А. Государственная политика  в  аграрной  сфере Российской Федерации // Аграрный вестник Урала. –2016. – № 7. –С. 84-87.
  9. Курбанов К.К. Ключевые проблемы и модернизация аграрного производства в субъектах СКФО // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 3. – С. 124-129
  10. Гасиев П.Е. Эффективность государственной поддержки сельского хозяйства // Известия Горского государственного аграрного университета. –2016. – №48. – С. 242-246