Московский экономический журнал 9/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_9_503

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ECONOMIC POTENTIAL OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Филиппова Ольга Владимировна, кафедра иностранных языков и культуры речи, Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет, olgaphilippova@yandex.ru

Соломаха Светлана Викторовна, старший преподаватель кафедры Педагогики и социально-экономических дисциплин, ФГБОУ ВО ЮУРГАУ

Сычева Алена Андреевна, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, sychewa.ale@yandex.ru

Домничев Дмитрий Юрьевич, доцент кафедры Экономической безопасности, аудита и контроллинга, кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия, ddomnichev@gmail.com

Аветисян Артур Сергеевич, Иркутский национальный исследовательский технический университет, avetisyan_geven@mail.ru

Filippova Olga Vladimirovna, Department of Foreign Languages and Speech Culture, St. Petersburg State Agrarian University, olgaphilippova@yandex.ru

Solomakha Svetlana Viktorovna, Senior Lecturer of the Department of Pedagogy and Socio-Economic Disciplines, FSBEI IN YURGAU

Sycheva Alyona A., Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, sychewa.ale@yandex.ru

Domnichev Dmitry Yuryevich, Associate Professor of the Department of Economic Security, Audit and Controlling, Candidate of Economic Sciences, Associate, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kosygin Russian State University (Technologies. Design. Art)», Moscow, Russia,   Professor,ddomnichev@gmail.com

Avetisyan Artur Sergeevich, Irkutsk National Research Technical University, avetisyan_geven@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности экономического потенциала среднего профессионального образования. Как  отмечает автор, экономический потенциал среднего профессионального образования представляет собой комплексное образование, включающее внешнюю и внутреннюю составляющие, которое позволяет  студентам в течение периода обучения  сформировать свой будущий осознанный подход к будущей профессии и по окончании обучения статья профессионалом своего дела, внося достойный вклад в формирование ВВП страны.

Abstract. The article considers the features of the economic potential of secondary vocational education. As the author notes, the economic potential of secondary vocational education is a comprehensive education, including external and internal components, which allows students to form their future conscious approach to their future profession during the study period and, upon graduation, become a professional in their field, making a worthy contribution to the formation of the country’s GDP.

Ключевые слова: экономический потенциал, среднее профессиональное  образование, экономические перспективы

Keywords: economic potential, secondary vocational education, economic prospects

Экономический потенциал среднего профессионального образования  представляет собой  совокупность  будущих профессиональных возможностей выпускников организаций  среднего профессионального образования (СПО) и определяет целесообразность и перспективы получения студентами рассматриваемого образования как такового. В работе по формированию экономического потенциала  задействованы несколько направлений – это непосредственно организация самого учебного процесса и развитие личностных качеств будущего выпускника[3].

Если рассматривать организацию учебного процесса,  то следует сказать о необходимости интеграции теоретического и практического курсов обучения. В большинстве случаев профессиональное образование и обучение (ПОО) строится на чередовании теории и практики, предоставляя учащимся знания и навыки, необходимые для того, чтобы стать профессионалом.  Например, в Швейцарии система ПОО также в основном характеризуется двойным направлением, когда учащиеся чередуются между профессионально-техническим учебным заведением и компанией, где они практикуются в качестве стажеров [1].

В организации СПО ученики приобретают общие (например, общение, язык, гражданское образование) и профессиональные знания. На рабочем месте они сталкиваются с реальными жизненными ситуациями, практикуют профессиональную деятельность под руководством опытного тренера и развивают профессиональные компетенции. В дополнение к этому основному чередованию, швейцарские профессиональные учебные планы также включают отраслевые курсы, которые часто проходят в учебных центрах, возглавляемых корпоративными ассоциациями. В результате обучения студенты взаимодействуют с разными педагогами. Это часто приводит к тому, что студенты замечают разрыв между тем, что они изучают в теории, и тем, что они практикуют на рабочем месте, то есть между абстрактными явными знаниями, которые обычно преподаются в процессе обучения, и процедурными неявными знаниями, с которыми они сталкиваются на рабочем месте [5]. Учитывая этот разрыв между двумя контекстами, технологии можно использовать для «преодоления разрыва» между организацией СПО и рабочим местом, обеспечивая поддержку для соединения и интеграции знаний, полученных в каждом месте обучения. Действительно, благодаря цифровым преподаватели организаций СПО могут общаться и сотрудничать с преподавателями внутри компании, а также могут быть проинформированы о деятельности, которую их учащиеся выполняют, когда они не в школе, тем самым привнося профессиональный опыт в школу. Кроме того, технологии могут создать особое пространство для размышлений, где различные знания и опыт могут быть интегрированы, осмыслены и переданы всем заинтересованным сторонам [2].

Компетентность и успеваемость являются широко используемыми переменными для измерения результатов образования в частности и определения  уровня экономического потенциала СПО в целом. Компетенцию можно описать как диапазон общих способностей выполнять что-либо или конкретную задачу. Хотя определения компетентности могут различаться в зависимости от характера предметной области и профессии, которые постоянно развиваются в ответ на изменения макро- и мезосреды (например, профессиональная подготовка и педагогическое образование), исследования показали, что компетентность объединяет многочисленные компоненты, включая навыки, ноу-хау. , способности, знания, способности и отношение к выполнению задачи и, в конечном счете, преобразованию в фактическую производительность в конкретной области. Ученые классифицировали компетентность по трем ключевым областям: личной, академической и карьерно-профессиональной.

Для каждой области обычно наблюдаемые компетенции могут быть классифицированы как: когнитивная компетентность (т.е. ноу-хау), мотивационная компетентность (т.е. знать почему) и социально-эмоциональная компетентность.

Исследователи отмечают, что для студентов СПО «двумя важными академическими результатами являются: стремление к дальнейшему образованию и карьерные устремления». Образовательные и профессиональные устремления являются преобладающими мотивационными силами, которые направляют усилия человека на достижение цели, что может последовательно влиять на производительность [3].

Известно, что самооценка ускоряет достижение желаемых результатов в различных аспектах. Например, была обнаружена положительная корреляция между самооценкой и карьерным намерением, образовательными  устремлениями  и настойчивостью. Однако, поскольку более поздние исследования показали, что когнитивные и аффективные компоненты Я-концепции отчетливо разделены, вопрос состоит в том, являются ли эти отдельные Я-концепции (когнитивные и аффективные) взаимозависимыми

Примечательно, что в то время как когнитивная самооценка (т. е. насколько я хорош) в значительной степени коррелирует и имеет взаимную связь с академическими достижениями, связь между аффективной Я-концепцией (т.е. насколько она нравится студенту) и успеваемостью не столь очевидна, например, в исследованиях с австралийскими учащимися дошкольного и старшего школьного возраста. Основываясь на ограниченных эмпирических данных, можно предположить, что когнитивная Я-концепция будет больше связана с результатами, основанными на производительности/компетентности (тогда как аффективная Я-концепция будет больше связана с невыполнением, мотивационными результатами, такими как образование) и карьерными устремлениями [4].

Относительно определения основных компетенций, влияющих на возможность трудоустройства учащихся, высказывались неоднозначные мнения. В то время как в некоторых исследованиях основная компетенция предполагалась как навыки и знания, специфичные для работы, которые позволяют выполнять повседневные действия на данной должности в рамках определенной дисциплины, другие исследования утверждали, что они представляют собой передаваемые навыки и знания (например, информация и знания). коммуникационные технологии (ИКТ) и социальные навыки), которые можно применять в самых разных отраслях.

Недавнее исследование показало, что новые компетенции, такие как протокол здоровья и безопасности, устойчивость, навыки ИКТ и этическое мышление, должны быть включены в учебные программы профессионального образования в условиях встряски COVID-19. В целом, операционные возможности необходимы для повышения возможностей трудоустройства студентов. Однако остается неясным, как самооценка студентов может влиять на этот компетентностный результат в среднем профессиональном образовании [1].

Сегодняшнее образование и занятость полны конкуренции. Пропаганда цели быть конкурентоспособным в современном мире является важной составляющей успеха в жизни. В исследованиях мотивации достижения цель соревноваться и быть победителем известна как ориентация на достижение цели, что имеет особое значение для успеха учащихся организаций СПО.

Устойчивость можно рассматривать как контекстно-ориентированный процесс, в котором человек справляется со стрессом и адаптируется к изменениям, чтобы справиться с ним. Некоторые исследователи считают, что эмоции и аффект также способствуют устойчивости. По сути, организации СПО играют решающую роль в развитии у студентов академической и рабочей устойчивости при подготовке к переходу из университета в рабочее место. Данные показывают, что развитие устойчивости включает в себя укрепление убеждений в компетентности, психологического благополучия и оптимизма.

Важно отметить, что благополучие – это не только счастье человека; укрепление позитивного функционирования не менее важно. Сторонники академической устойчивости и жизнерадостности  утверждают, что академическая устойчивость дает учащимся возможность преодолевать трудности, восстанавливаться и процветать после трудностей и неудач.

Исследование, проведенное в Австралии, показало, что навыки и способности, имеющие отношение к устойчивости, являются элементами успеха учащихся в их школьной жизни и будущих начинаниях. Однако недавнее исследование пришло к выводу, что профессиональные интересы уравновешивают невзгоды на рабочем месте и неблагоприятные особенности работы в индустрии туризма. Следовательно, аффективная я-концепция может быть более сильным двигателем устойчивости, чем когнитивная я-концепция о компетентности в определенных навыках. Таким образом, еще предстоит выяснить, будет ли когнитивная или аффективная самооценка иметь более сильный вклад в устойчивость [5].

Полученные специалистами данные демонстрируют важность формирования профессионального интереса учащихся для осуществления благоприятного первоначального профессионального выбора. Учитывая общее впечатление о превосходстве традиционного образования в существующей образовательной системе, профессионально-ориентированное образование сравнительно менее предпочтительно, и учащиеся профессионального образования, как правило, испытывают чувство неполноценности. Низкое восприятие и имидж могут сильно повлиять на выбор обучения и карьеры. Чтобы исправить ошибочное представление о неполноценности профессионально-ориентированного образования в условиях высшего образования, рекомендуется усилить политику и финансовую поддержку путем включения прикладного образования в различные уровни системы образования и создания узнаваемой образовательной траектории для ПОО, сравнимой с траекториями традиционного образования [4].

Профессиональные институты высшего образования и директивные органы также должны рассмотреть вопрос о том, как улучшить профессиональную идентичность профессий, основанных на практике, и имидж профессионального образования путем содействия общественному признанию вклада специалистов-практиков в общество. Кроме того, в программу профессионального образования следует ввести больше мотивационных элементов для повышения интереса учащихся (аффективных) и навыков мышления (когнитивных) для укрепления соответствующих профессий в различных областях. Помимо стажировок, работа на неполный рабочий день в организации, предлагаемая учебными заведениями, может пробудить интерес и компетентность студентов как к образованию, так и к карьере. Реальный опыт может исправить предвзятое восприятие учащихся и укрепить их понимание профессии, которую они выбирают.

Таким образом, экономический потенциал среднего профессионального образования представляет собой комплексное образование, включающее внешнюю и внутреннюю составляющие, которое позволяет  студентам в течение периода обучения  сформировать свой будущий осознанный подход к будущей профессии и по окончании обучения статья профессионалом своего дела, внося достойный вклад в формирование ВВП страны.

Список источников

  1. Бугров А.С. Перспективы компетентностного подхода к среднему профессиональному образованию // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. №4.
  2. Блинов В.И., Сатдыков А.И., Сергеев И.С., Родичев Н.Ф. Методы разработки сценариев развития среднего профессионального образования в субъектах РФ // Образование и наука. 2021. №2.
  3. Ломтева Е.В., Бедарева Л.Ю. Региональные особенности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. №5 (71).
  4. Цыренов Д.Д. О перспективах развития среднего профессионального образования // Вестник БГУ. 2011. №2.
  5. Черемицын И.Г., Кильмяшкина О.О., Завьялова Г.Ю., Абрамовских Т.А. Профессиональное обучение в условиях высшего образования: подходы, механизмы, опыт и результаты обучения // Современное педагогическое образование. 2021. №10.

References

  1. Bugrov A.S. Prospects of a competence-based approach to secondary vocational education // Vocational education and the labor market. 2018. No.4.
  2. Blinov V.I., Sadykov A.I., Sergeev I.S., Rodichev N.F. Methods of developing scenarios for the development of secondary vocational education in the subjects of the Russian Federation // Education and Science. 2021. No.2.
  3. Lomteva E.V., Bedareva L.Yu. Regional features of employment of graduates of professional educational organizations // Domestic and foreign pedagogy. 2020. №5 (71).
  4. Tsyrenov D.D. On the prospects for the development of secondary vocational education // Bulletin of BSU. 2011. No.2.
  5. Cheremitsin I.G., Kilmyashkina O.O., Zavyalova G.Yu., Abramovskikh T.A. Vocational training in higher education: approaches, mechanisms, experience and learning outcomes // Modern pedagogical education. 2021. №10.

Для цитирования: Филиппова О.В., Соломаха С.В., Сычева А.А., Домничев Д.Ю., Аветисян А.С. Экономический потенциал среднего профессионального образования // Московский экономический журнал. 2022 № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2022-7/

©  Филиппова О.В., Соломаха С.В., Сычева А.А., Домничев Д.Ю., Аветисян А.С., 202.2 Московский экономический журнал, 2022, № 9.