http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 9/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 9/2021

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10522

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ 

MARKETING RESEARCH OF THE REGIONAL CONFECTIONERY MARKET

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Соловьев Николай Николаевич, кандидат экономических наук, доцент, кафедра государственного управления и менеджмента, Нижегородский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Нижний Новгород

Комлева Венера Шамильевна, старший преподаватель, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) – филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Сухова Ольга Валентиновна, преподаватель, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) – филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., taty-lebed@mail.ru   

Solovev N.N., niksolovyev@gmail.com

Komleva V.Sh., Komlevaiptd@mail.ru

Sukhova O.V., suhova-olga321@mail.ru 

Аннотация. В статье описаны результаты исследования динамичного развития рынка кондитерских изделий. Авторы подвергли детальному анализу сегмент печенья. Рассмотрены факторы выбора печенья нижегородцами. Исследование было проведено в мае-июле 2021 года. Выборка составила 208 респондентов 53,8% женщин и 42,6 мужчин. Изучению подверглись такие категории как гендерная принадлежность потребителей, ценовая политика, мотивация, частота покупок, производители, ассортиментные линейки, отношение к программам по стимулированию сбыта. Учитывая рост потребления печенья в России, авторы полагают, что рост спроса сохранится в ближайшие годы и позволит находить новые решения для данного рынка. Выводы статьи соответствуют проведенному исследованию.

Abstract. The article describes the results of a study of the dynamic development of the confectionery market. The authors analyzed the cookie segment in detail. The factors of the choice of biscuits by the citizens of Nizhny Novgorod are considered. The study was conducted in May-July 2021. The sample consisted of 208 respondents, 53.8% women and 42.6 men. The study covered such categories as gender identity of consumers, pricing policy, motivation, frequency of purchases, manufacturers, product lines, attitude to sales promotion programs. Taking into account the growth in consumption of cookies in Russia, the authors believe that the growth in demand will continue in the coming years and will allow finding new solutions for this market. The conclusions of the article are consistent with the research conducted.

Ключевые слова: выбор, исследование потребителей, рынок кондитерских изделий, рынок печенья, опрос, исследование

Keywords: choice, consumer research, confectionery market, biscuit market, survey, research

В последнее время наблюдается устойчивой рост объемов продажи печенья, рост рынка находится в интервале от 6,9-7,7%. На рынке отмечается тенденция к потреблению продуктов с пониженным содержанием сахара и искусственных добавок.

Обратимся к статистике и аналитике, представленной BusinesStat в 2020 г. (рисунок 1). По данным проведенных исследований с 2015 по 2019 год, динамика роста рынка имела положительные значения, ежегодный рост составил 0,3-4,2% в зависимости от сегмента рынка и вида печенья, который присутствовал на нем, в денежных единицах это составило от 710-760 тысяч рублей [1].

Относительно видов печения, представленных на рынке, то можно говорить о двух категориях продукта: сладкое печение и сухое.

Сравнивая позиции сладкого печенья, выделяют следующие критерии, которые привели к росту объемов на 13,4%: с 610 до 692 тыс рублей – во-первых, рынок насыщен; во-вторых, на рынке присутствует множество новых рецептов, вкусов, брендов. Сегмент сладкого печенья, как не звучит парадоксально принял концепцию здорового питания и сформировал линейку продуктов с пониженным уровнем сахара, а также на основе растительных ингредиентов с нанесением маркировку «Можно употреблять в пост».

Большинство из перечисленного для сладкого печенья выше справедливо и для сухого печенья, однако, изменить и внести что-то новое в один из древнейших рецептов, проблематично. Указанные выше цифры роста рынка печенья напрямую связаны с концепцией, которую он придерживается, а именно поиск новых вкусов [1].

И в этом случае сегмент демонстрирует падение на 31,8%: со 100 до 68 тыс.руб. Возникает вопрос оттока потребителей из данного сегмента, но результаты исследований говорят, о смене предпочтений и оттока потребителей в смежные сегменты (сухарики, гренки, хлебцы и т.д.).

Осторожные прогнозы, сделанные BusinesStat, в 2020-2024 гг суммарные продажи печенья в России будут расти на 0,6-1,3% в год. К концу периода они достигнут 800 тыс рублей, что превысит уровень 2019 г на 5,2%. Как ожидается, тенденции минувшего пятилетия, касающиеся продаж печенья по видам, сохранятся: продажи сладкого печенья продолжат расти, продажи сухого – падать [2].

Основной целью исследования выступило изучение спроса на печенье жителей Нижнего Новгорода и выявление критериев продажи.

Исследование было проведено в мае-июле 2021 года. Выборка составила 208 респондентов 53,8% женщин и 42,6 мужчин, как видим, выборка сбалансирована. Распределение респондентов по возрасту представлено на рисунке 1.

Статус и род занятий опрошенных представлен на рисунках 2 и 2а.

Большее количество анкетируемых (38,5%) сообщили, что покупают печенье изредка, 30,8% заявили, что приобретают его несколько раз в месяц, 23,1% потребителей кладут его в свою корзину несколько раз в неделю и 7,7% покупают печенье каждый день (рисунок 3).

Самым распространенным поводом для покупки печенья среди респондентов стала покупка «к чаю», ее выбрали 57,7% анкетируемых. Тогда как 50% опрошенных руководит внезапно возникшее желание покупки печенья; на праздник его покупают 19,2% респондентов, 11,5% выбирают продукт в качестве подарка.

Обстоятельства покупки отражены на рисунке 4. Целенаправленно иду за ним в магазин – 15,4%, захожу за ним в магазин по пути куда-либо – 23,1%, покупаю, когда прихожу в магазин – 26,9%, покупаю, если случайно обращаю внимание в магазине – 34,6%.

Любимым рецептом печенья у потребителей стало Сахарное печенье -50%, на втором месте — Сдобное печенье (42,3%), третье место занял рецепт Затяжного печенья – 26,3%.

Шоколадное печенье выбирают 53,8% опрошенных, галеты чуть менее популярны – 42,3%, курабье на 3 месте – 34,6% голосов. Имбирное и творожное и овсяное печенья находятся в сердцах 30,8% потребителей. Крекеры любят только 19,2% опрошенных покупателей. 88,5% опрошенных предпочитают печенье с начинкой. При выборе начинки аудитория распределилась следующим образом:

С шоколадной начинкой – 61,5%                        С ореховой начинкой — 15,4%

С заварным кремом – 38,5%                                С маковой начинкой – 15,4%

Со сливочной начинкой – 34,5%                         С начинкой из варенья – 11,5%

С творожной начинкой – 30,8%                          Без начинки – 7,7%

С медовой начинкой – 30,8%

53,8% потребителей готовы заплатить за печенье в неделю – менее 400 руб. более 500 руб. заплатят 30,8% аудитории и 11,5% готовы отдать более 1000 руб. Ценовая политика исследуемого продукта устраивает 69,2% аудитории.

Места совершения покупки отражены на рисунке 5.

Справедливая цена является ключевым критерием для покупки данной группы товара у 69,2% опрошенных, 57,7% обращают внимание на вкусовые качества продукции при покупке, тогда как 30,8% заявили, что их покупкой руководит сформировавшаяся привычка. Привлекательная упаковка и известный бренд не играют практически никакой роли для потребителей.

Большую часть опрошенных вполне устраивает качество приобретаемого товара (57,7%), а 19,2% в восхищении от качества.

Ассортимент исследуемой продукции в местах ее приобретения полностью устраивает 23,1% аудитории. Частично удовлетворены выбором – 46,2% опрошенных. 26,9% респондентов сообщили, что не всегда находят любимые варианты в магазине.

По мнению респондентов, производитель не играет совершенно никакой роли. Этой версии придерживаются 61,5% опрошенных; 23,1% больше склонны покупать продукцию отечественного производителя и 15,4% нравятся зарубежные марки.

Любимыми марками, названы: Nestle – 57,7%, Юбилейное – 53,8%, Oreo – 34,6%, Mars – 30,8%, Яшкино – 30,8%, Milka – 30,8%. Остальные менее популярны.

Самым популярным источником получения информации о новинках является сами магазины. 34,6% потребителей в процессе закупки товаров замечают новые виды продукции. Реклама в точках продажи заметна для 30,8% потребителей. 19,2% замечают рекламу по ТВ (рисунок 6). Реклама новой продукции совершенно не влияет на выбор 46,2% опрошенных. Частичное влияние она оказывает на 34,6% покупателей и 19,2% респондентов сообщают, что реклама основательно меняет их намерения (рисунок 7).

В системе мероприятий по стимулированию сбыта, снижение цен, проведение дегустаций и призы занимают верхние позиции по (23,1%); наличие скидки –19,2%, остальным 11,5% нравятся конкурсы от производителей (рисунок 8).

Таким образом, при выходе на рынок печенья необходимо учитывать, что реклама новой продукции совершенно не влияет на выбор 46,2% опрошенных. Самым популярным источником получения информации о новинках является сами магазины. Лишь 34,6% потребителей в процессе закупки товаров замечают новые виды продукции. Привлекательная упаковка и известный бренд не играют практически никакой роли для потребителей.

Реклама дает свои минимальные плоды, способствуя развитию компании, однако снижение цен и «надежность» оказывают куда больше влияния на потребителя печенья.

Список источников

  1. Ибрагимова Н.Р., Мусина Г.А. Оценка российского рынка печенья//NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 76. С. 168-172.
  2. Смирнова Ж.В.Кочнова К.А.Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.

References

  1. Ibragimova N.R., Musina G.A. Ocenka rossijskogo rynka pechen’ya//NovaInfo.Ru. 2017. T. 1. № 76. S. 168-172.
  2. Smirnova Zh.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol’zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.

Для цитирования: Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Соловьев Н.Н., Комлева В.Ш., Сухова О.В. Маркетинговое исследование регионального рынка кондитерских изделий  // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2021-9/

© Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Соловьев Н.Н., Комлева В.Ш., Сухова О.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 9.