Московский экономический журнал 9/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10520

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ НА БАЗЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

FACTORS OF FORMATION OF EFFECTIVE PROJECTS ON THE BASIS OF STUDENT ASSOCIATIONS

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Анастасия Евгеньевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Максимова Алиса Александровна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Поздышева Юлия Владимировна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Lebedeva T.E., taty-lebed@mail.ru  

Bulganina A.E., bulganina555@mail.ru

Maksimova A.A.,  Lisynjk2015@gmail.com

Pozdysheva J.V., pozdyseva26@gmail.com 

Аннотация. В статье описаны результаты исследования функционирования и развития студенческих объединений, и их роли в проектной деятельности вуза. Авторами результаты изучения процесса функционирования студенческих сообществ в вузе, через определение задач, разрешающихся во время проектной работы со студентами, устанавливаются виды и функции студенческих объединений. В работе описывается практический опыт работы со студентами в рамках деятельности студенческих молодежных объединений Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, определяется место и роль студенческих объединений в проектной деятельности вуза.

Abstract. The article describes the results of a study of the functioning and development of student associations, and their role in the project activities of the university. The authors of the results of studying the process of functioning of student communities in the university, through the definition of tasks that are resolved during project work with students, establish the types and functions of student associations. The paper describes the practical experience of working with students in the framework of the activities of student youth associations of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin, the place and role of student associations in the project activities of the university is determined.

Ключевые слова: выбор, исследование, проектная деятельность, факторы деятельности, опрос, исследование

Keywords: choice, research, project activity, factors of activity, survey, research

В последнее время все большее внимание вузов сосредотачивается на проектной деятельности студентов и поддержки их ранних startup-проектов [3]. Поэтому в высших учебных заведениях значительную роль в формировании будущего специалиста и социально-зрелой личности играет система работы проектного офиса, которая курируется соответствующими отделами по работе со студентами [1]. Целью проектной деятельности в образовательном учреждении является создание условий для самореализации в общественном и бизнес-пространстве, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии [2].

Авторами в апреле 2021 года был проведен опрос студентов НГПУ им. К. Минина, с целью выявления требований к деятельности студенческих объединений. В опросе приняли участие студенты разных курсов, преимущественно (92,7%) очной формы обучения (рис. 1). Выборка простая, вероятностная, репрезентативная. Опрос проводился с помощью Google-формы, содержащей как открытые, так и закрытые вопросы.

Основные результаты исследования следующие.

Студентам важна комфортная среда для обучения в вузе, при это 57,3% считают это очень важным, а 42% – важным.

При анализе ответов на вопрос «Какие условия в вузе являются наиболее важными для обучения и самостоятельной работы? (указывались нужные варианты)», были полученные следующие данные, проранжированные по убыванию популярности ответов и  представленные в таблице 1.

Наиболее важными для студентов и магистрантов условиями являются: комфортные аудитории для практических занятий (указали 76,0% респондентов), наличие бесплатного Wi-fi в корпусах вуза (67,3%),  когда можно работать на своих ноутбуках и планшетах, без необходимости переноса занятия в аудитории с ПК для выполнения АСР и КСР (аудиторной и контактной самостоятельной работы в LMS Moodle, студентам нужна комфортная температура в аудиториях (отметили 66,7%), наличие благоустроенной территории вуза (59,3%), что может являться отдельной темой изучения, студенты отметили важность наличия зоны для отдыха и работы в перерывах между парами (56,0%), т.к. учится много иногородних студентов и им необходимо такие  оборудованные зоны, также была отмечена важность наличия проектора и экрана в лекционных аудиториях (55,3%), студентам интересно воспринимать лекционный материал с визуализацией (слайды, фильмы по темам изучаемых курсов), наличие столовой указали половина участников опроса.

В качестве дополнений к вышеперечисленным вариантам, студенты хотят разбить сад перед университетом с беседками, лавочками, чтобы в теплую погоду готовится занятиям на свежем воздухе, увеличить количество посадочных мест в холлах и зонах для самостоятельной работы, благоустройства территории с установкой спортивного городка, тренажерный зал, создание зон отдых и общения, создать карты этажей для упрощения поиска аудиторий в разных корпусах, установку в зданиях вуза вендинговых аппаратов с функцией копирования и печати (например, по субботам читальный зал, предоставляющий данную услугу не работает и студенты ищут, где перепечатать курсовые работы в ближайшей округе, зачастую безуспешно), увеличить количество ПК, подключенных к Интернет в аудиториях, обновить оснащение компьютерных классов, выделить отдельные помещения для подготовки студентов к занятиям и аудитории для проведение семинаров, оснащенных мобильной мебелью, заменить сломанные стулья в аудиториях, студентам нужны розетки для подзарядки своих ноутбуков во время самостоятельной работы в вузе и выполнения других проектов, обеспечить больший комфорт в вузе, чтобы студенты чувствовали себя как дома. Студентам необходима парковка для автомобилей и велосипедов рядом с вузом. Также студенты хотят продлить время работы столовой, особенно это важно студентам, обучающимся во вторую смену и создать в вузе кафетерий. Студенты хотят в электронной системе НГПУ видеть не только расписание по группе, но и расписание преподавателей. Создание комнаты психологической разгрузки, включение работы психолога в штат вуза, чтобы студенты могли консультироваться с ним по своим проблемам.

Студенты следующим образом оценили важность отдельного помещения в вузе для подготовки проектов, конкурсов и других мероприятий, в 4,1 балл по пятибалльной системе (важно и очень важно), что отражено на рисунке 3. Студенты считают, что оно должно быть достаточно просторным, так, площадь данного помещения должна быть  26-40 кв. метров (указало40% респондентов), 41-70 кв. метров (27,3%) и 17-100 кв. метров (12,7%), меньшая площадь 16-25 кв. метров нужна 18% респондентов, что видно из рисунка 4.

Студентам предлагалось выбрать какие мероприятия они бы хотели, чтобы проводились студентами для студентов в вузе, указав наиболее интересные им варианты. Распределение проранжированных ответов по убыванию популярности  представленные в таблице 2. Наиболее популярным оказались: квесты, ктнопоказы, творческие и образовательные мастер-классы, психологическая диагностика, практикоориентированное обучение иностранным языкам, курсы риторики, ораторского искусства и  актерского мастерства, тематические и праздничные мероприятия, лекции и семинары по отдельным предметам, интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», брейн-ринг и др.), данные мероприятия востребованы у каждого третьего студента  вуза, принявшего участие в опросе. Однако многие мероприятия направлены на проектную деятельность студентов, благотворительные и социальные акции, курсы повышения квалификации, что является достаточно важным с точки научной и социальной деятельности вуза, рассматриваемое помещение для подготовки проектов, конкурсов и других мероприятий будет иметь высокую посещаемость под различные проекты студентов, важно разделить зоны под различные задачи и создать мобильную среду помещения. Необходимо его переоборудование и ремонт в фирменных цветах Мининского университета. Студенты считают, что цвет стен аудитории должен быть преимущественно белым, офисные диваны и кресла могут быть красными или черными, столы преимущественно черными, столы для ноутбуков черного, белого и серого цвета, красные пуфы, черные лил красные штабелируемые стулья, белые и черные доски; красные, серые и белые стеллажи и полки, наборы офисных канцтоваров красного и черного цвета.

Студенты считают, что им необходимы также образовательные тренинги, и направленные на командообразование, дискуссионные клубы, курсы повышения квалификации, консультации по вопросам трудоустройства, конкурсы инновационных проектов, с экологической и технико-экономической их оценкой, выставки творческих работ студентов, консультирование студентов по написанию и оформлению статей РИНЦ и ВАК. Проведение благотворительных спектаклей для детей и племянников студентов.

Студенты считают, что наиболее интересной тематикой образовательных семинаров являются: психология, тайм-менеджмент, маркетинг, управление человеческими ресурсами, туризм, 3D-моделирование, экономика и предпринимательство, прикладное творчество (воссоздание забытых традиций и ремесел – керамика, декупаж, вышивка золотыми нитями и бисером, лоскутное шитье), искусство, музыка, философия, ИКТи IT-технологии, педагогика, сервисология, бизнес-планирование, финансовая грамотность, иностранные языки, графический и web-дизайн.

Главное, чтобы студентам было интересно и не скучно получать новые знания, чтобы была наглядность излагаемого материала, с возможностью использования видеолекций. Студенческие объединения могут курировать данные вопросы.

Результаты опроса показали, что оснащение аудитории для проектной деятельности студентов (необходимая для подготовки к конкурсам, созданию бизнес-планов, проведения семинаров, вебинаров и тренингов) должно включать компьютер с проектором, подключенный к Интернет, ноутбуки, магнитно-маркерная доска, пуфы, столики для ноутбуков и планшетов, настенные часы, мобильные столы, стена с покрытием для письма мелом, крючки для сумок, регулируемое освещение, микрофоны, трибуна для выступлений и лекторов, комнатные растения и др., что представлено в таблице 3.

Студенты, готовы уделить на каждый виды мероприятия в среднем от 1 до 5 часов в неделю, такие как семинары и вебинары, тематические мастер-классы, подготовка к проектам и конкурсам, тематическим мастер-классам, мероприятиям студенческих объединений, образовательные инициативы и подготовку к празднику и концерту, то есть посещаемость аудитории для проектной деятельности студентов будет высокая.

Анализируя и оценивая их информативность, какими информационными источниками пользуются студенты при поиске сведений о проводимых мероприятиях и конкурсах в вузе и оцените, были получены следующие результаты, представленные на рисунке 4.

Таким образом, в целом студенты удовлетворены получаемой информацией от деканата, кафедр, кураторов, преподавателей и  старост, студактива, студентов; размещенной на стендах, плакатах в вузе, официального сайта и странички вуза в соцсетях; информационная рассылка в MOODLE, однако есть и неудовлетворенный спрос студентов, что требует более тщательного анализа и проработки данных причин.

Список источников

  1. Бушуева А. А., Цветкова К. Д. Управление студенческим объединением //Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. 2017. С. 3-5.
  2. Козлова Е.А., Толстенева А.А., Груздева М.Л., Хижная А.В. Проектирование и реализация работы студенческих объединений в вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27838 (дата обращения: 01.10.2021)
  3. Мирошниченко А.А., Мерзлякова Д.Р. Подготовка магистрантов к формированию команд обучающихся для проектной деятельности// Вестник Мининского университета. 2020. Т. №1. С.1.

References

  1. Bushueva A. A., Cvetkova K. D. Upravlenie studencheskim ob»edineniem //Innovacionnye podhody k resheniyu professional’no-pedagogicheskih problem. 2017. S. 3-5.
  2. Kozlova E.A., Tolsteneva A.A., Gruzdeva M.L., Hizhnaya A.V. Proektirovanie i realizaciya raboty studencheskih ob»edinenij v vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2018. – № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27838 (data obrashcheniya: 01.10.2021)
  3. Miroshnichenko A.A., Merzlyakova D.R. Podgotovka magistrantov k formirovaniyu komand obuchayushchihsya dlya proektnoj deyatel’nosti// Vestnik Mininskogo universiteta. 2020. T.8. №1. S.1.

Для цитирования: Лебедева Т.Е., Булганина А.Е., Максимова А.А., Поздышева Ю.В. Факторы формирования эффективных проектов на базе студенческих объединений // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2021-7/

© Лебедева Т.Е., Булганина А.Е., Максимова А.А., Поздышева Ю.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 9.