http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 9/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 9/2021

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10563

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ  И ПОДГОТОВКИ И ОБУЧЕНИЯ КАДРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ

TRANSNATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC SCIENCE AND TRAINING AND EDUCATION OF PERSONNEL IN THE FIELD OF ECONOMICS

Уварова Людмила Николаевна, Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет

Рафикова Венера Мунировна, Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет

Гаврильева Надежда Константиновна, ФГБОУ ВО Арктический государственный агротехнологический университет

Черникова Мария Николаевна, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова

Усов Роман Русланович, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 

Uvarova Liudmila Nikolaevna, Sterlitamak branch of Bashkir State University

Rafikova Venera Munirovna, Sterlitamak branch of Bashkir State University

Gavrilyeva Nadezhda Konstantinovna, Arctic State Agrotechnological University

Chernikova Maria Nikolaevna, Perm State Agrarian and Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov

Usov Roman Ruslanovich, Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA)

Аннотация. В статье исследованы транснациональные аспекты развития экономической науки и подготовки и обучения кадров с области экономики. По результатам исследования сделан вывод о том, что изучение современных мировых экономических тенденций будущими экономистами  выступает как неоценимый опыт, способный сформировать у них критическое мышление и творческий подход к решаемым профессиональным задачам. 

Abstract. The article examines the transnational aspects of the development of economic science and the training and training of personnel from the field of economics. According to the results of the study, it is concluded that the study of modern world economic trends by future economists acts as an invaluable experience that can form their critical thinking and creative approach to the professional tasks being solved.

Ключевые слова: транснациональные аспекты развития, экономическая наука, подготовка и обучение кадров

Keywords: transnational aspects of development, economic science, training and training of personnel

Экономическая наука на современном этапе представляет собой направление, которое представляет несомненный интерес для желающих получить образование.  Развитие экономики происходило в течение всего периода развития человечества, данная наука менялась и развивалась параллельно с развитием общества. Соответственно, если  на современном  этапе общество находится на пороге Пятой промышленной революции, то экономика как наука также готовится взять очередной рубеж. И данный факт не может не притягивать  к себе внимания  молодежи, планирующей получить экономическое образование.

Развитие экономики на сегодняшний день приобрело траснациональные масштабы, поскольку сотрудничество  различных стран мира на почве экономических отношений на сегодняшний день выступает неотъемлемой частью мирового хозяйства. По этой причине преподавание различных предметов будущим экономистам должно в обязательном прядке включать не только анализ микро- или макроэкономических направлений развития данной науки, но и так называемый «мегаанализ», который будет включать комплексный подход к анализу макроэкономических отношений на фоне меняющейся ситуации во всем мире.

Известно, что пандемия коронавируса частично нанесла урон установившемуся миропорядку и стала причиной для разрыва некоторых цепочек поставок, которые  выстраивались годами. В условиях частичной изоляции от мира  многим странам пришлось принимать спешные решения, касающиеся выпуска товаров-заменителей вместо тех, которые они привыкли получать от зарубежных партнеров и которые  оказались недоступными по причине  отсутствия возможности их получения. Данные причины, в свою очередь, были обусловлены некоторыми факторами:

  • невозможность осуществить бесперебойный выпуск товара по причине остановки предприятия из-за введения локдауна;
  • невозможность доставить товар из-за прерывания авиационного, железнодорожного или автотранспортного сообщения;
  • длительные перерывы с доставкой товара по причине стремительно резвившегося контейнерного кризиса.

Таким образом, каждая отдельно взятая страна  в определенный момент  оказалась в ситуации, в которой не была до этого никогда: налаженные  экономические связи оказались в  один момент ненадежными, и в области принятия экономических решений на первый план вышла ситуативная спонтанность, продиктованная необходимостью срочно решать возникающие экономические проблемы [1].

Указанная ситуация, на наш взгляд, должна стать предметом рассмотрения  будущих экономистов по той причине, что  она способна продемонстрировать на практике возможность принятия ситуативных решений  в  области экономики. При  этом, необходимо отметить, что   все спонтанное должно быть основано на опыте поколений, который копился годами. Так, если   рассматривать, например контейнерный кризис, который до сих пор не  снизил своей напряженности в мире, то стоит  проанализировать  в данном аспекте опыт работы в данных условиях Китая, который и стал,  в принципе, причиной развития подобного кризиса.  

Негативная ситуация в данной области получила развитие с того момента, когда тысячи  пустых контейнеров, в которых Китай доставил свои товары по онлайн заказам американцам,  скопились  в портах США. И пока весь мир предпринимал попытки  решения вопроса с транспортировкой товаров, Китай вначале принял решение о  дополнительном  производстве контейнеров, а когда данное решение было признано нерентабельным, китайскими предпринимателями была реализована политика выкупа своих контейнеров посредством введения оплаты транспортным компаниям за быструю транспортировку своих контейнеров[2].

Данный шаг  способствовал повышению оборота контейнеров с целью возврата последних в порты Китая, однако общую экономическую  кризисную ситуацию  это не «остудило»: в связи с тем, что высокая оплата за возврат  пустых контейнеров сохранялась только в случае их оперативной транспортировки заказчику, транспортные компании утратили заинтересованность в сотрудничестве с производителями товаров в США, либо отказывая им в перевозке груза из-за длительного срока погрузки в портах, либо  поднимая стоимость перевозки в несколько раз, что также негативно отразилось на объеме перевозок [2].

Данное событие, на наш взгляд, должно стать примером для изучения в процессе преподавания экономки, поскольку  данный кризис имеет две стороны: первая связана с беспрецедентными мерами, предпринимаемыми одной страной, пусть с интенсивно развивающейся экономикой,  для интенсификации  ее развития, при этом, указанное решение в значительной степени негативно сказалось на экономическом положении других стран. Вторая сторона касается сложившейся ситуации с мировой торговлей, которая уже в ближайшем времени может начать испытывать значительный дефицит в тех или иных товарах, и ведущую позицию здесь могут занять  сложные  технические товары, для производства которых необходимы полупроводники, которые уже сейчас находятся в дефиците.

Аналитики TrendForce выяснили, что мировой спрос на микросхемы оказался на 10–30% выше текущего предложения. По данным Susquehanna Financial Group, за первые четыре месяца 2021 года производители полупроводников резко начали отставать по исполнению заказов. Крупным компаниям приходится ждать микросхемы до 17 недель, а небольшим — до одного года или вообще отказываться от проектов. Одновременно растут цены на потребительскую электронику.

При этом со второго квартала 2021 года более 30 производителей полупроводников повысили цены на свою продукцию от 10% до 30%. В число этих компаний вошли UMC, SMIC и Power Semiconductor Manufacturing. Цены на отдельные продукты взлетели в десятки раз [1].

Данная ситуация также не является штатной и предсказуемой, она возникла в результате постпандемических последствий. Однако именно подобные ситуации представляют собой  уникальнейший материал, необходимый для изучения будущими экономистами, поскольку именно на подобных примерах необходимо выстраивать общение на занятиях с молодыми людьми, выбравшими для себя профессию экономиста. Целесоообразность использования подобных примеров для аналитической работы во время обучения будущих специалистов в области экономики заключается в следующем:

  • студенты имеют возможность не просто ознакомиться с ситуациями, провоцирующими различные кризисные явления в экономике, но и самостоятельно сформулировать и пояснить причины их возникновения,  опираясь на современные им экономические реалии;
  • студенты  могут иметь возможность смоделировать возможные пути выхода из подобной ситуации, основываясь на известных им данных с опорой на собственный опыт и уже имеющиеся у них экономические знания;
  • студенты смогут реально включиться в процесс принятия антикризисных решений еще будучи в стенах учебного заведения, и сложившаяся ситуация не будет отделена от них  барьерами времени или каких-либо виртуальных учебных заданий, а может принять реальную форму и касаться всех и каждого.

В этой связи можно предложить к разработке факультативный курс,  который будет касаться рассмотрения кризисных явлений в современной экономике и включать  различные виды  практических занятий, проводимых в различных нетрадиционных формах. В частности, могут быть использованы такие формы, как:

  1. Занятия в форме «workshop». Термин workshop образован от двух английских слов: work (работа) и shop (магазин или мастерская).

В ходе занятий в форме «workshop» обеспечивается интенсивное взаимодействие всех его участников. В основе занятий в форме «workshop» лежит приобретение опыта и практических навыков, которые невозможно получить в процессе лекционного изложения материала. Ключевая особенность занятий в форме «workshop» – интенсивная деятельность всех участников (здесь раскрывается составляющая work). Теория подается в «фоновом режиме» и тут же применяется на практике. Это своего рода исследование определенной проблемы. Благодаря нестандартному подходу каждый участник занятий в форме «workshop» сможет взглянуть на нее с нового ракурса и самостоятельно найти оптимальное решение.

  1. Дебаты. Дебаты – это наилучший способ не только научиться формулировать и отстаивать свою позицию и мыслить логически, но и добиваться решения сложных проблем, ставить себя на место оппонента, анализировать любую ситуацию с разных сторон и видеть ценность в конкуренции идей.
  2. Мозговой штурм. Мозговой штурм – это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. 

Указанные формы занятий будут способствовать  развитию у студентов-экономистов не традиционных решений той или иной поставленной задачи, сформулированной на известном и близком им материале, касающемся мировых экономических реалий  сегодняшнего дня. Это позволит  будущим специалистам в области экономики не просто погрузиться  в анализ  той или иной предметной ситуации, но и почувствовать  себя ответственными  за поиск выхода из нее,  развить логическое и творческое мышление, без чего будущее профессиональное развитие практически не возможно.  

Список источников

  1. Дефицит микросхем: как он возник и чем грозит электронной промышленности [Электронный ресурс]. Режим доступа:
    https://trends.rbc.ru/trends/industry/60ed32189a7947381fb9771e
  2. Контейнерный кризис: причины и прогнозы[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://fashionunited.ru/novostee/beeznyes/kontejnernyj-krizis-prichiny-i-prognozy/2021041231428
  3. Смирнов Е.Н. «Мировая экономика коронавируса»: поиск оптимальных путей преодоления последствий кризиса // Вестник МГИМО. 2020. №3 (72).

References

  1. The shortage of microchips: how it arose and what threatens the electronic industry [Electronic resource]. Access mode: https://trends.rbc.ru/trends/industry/60ed32189a7947381fb9771e
  1. Container crisis: causes and forecasts[Electronic resource]. Access mode:https://fashionunited.ru/novosti/biznes/kontejnernyj-krizis-prichiny-i-prognozy/2021041231428
  2. Smirnov E.N. «The world economy of coronavirus»: the search for optimal ways to overcome the consequences of the crisis // Bulletin of MGIMO. 2020. No. 3 (72).

Для цитирования: Уварова Л.Н., Рафикова В.М., Гаврильева Н.К., Черникова М.Н., Усов Р.Р. Транснациональные аспекты развития экономической науки  и подготовки и обучения кадров в области экономики // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2021-49/

© Уварова Л.Н., Рафикова В.М., Гаврильева Н.К., Черникова М.Н., Усов Р.Р., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 9.