Московский экономический журнал 9/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 18

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10556

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

AESTHETIC COMPONENTS OF ENTREPRENEURSHIP

Иванов Михаил Алексеевич,  к.филос. наук, доцент кафедры «Философия»  Московского авиационного  института  (национальный  исследовательский университет),   Институт № 5  «Инженерная  экономика и  гуманитарные   науки».   E-mail: ivanovmikhailh@gmail.com

Ivanov Mikhail A., Associate Professor, Department of Philosophy, Institute of Engineering Economics and Humanitarian Sciences, Moscow Aviation Institute, (National Research University) (Moscow, Russia), (MAI), Volokolamskoe shosse, 4, Moscow,125993, Russia. E-mail: ivanovmikhailh@gmail.com

Аннотация. Статья предлагает целостное рассмотрение эстетических составляющих в предпринимательской деятельности, которые автор соотносит с выразительностью и совершенством.  Раскрывается их проявление как в процессе, так и в результате деятельности предпринимателя, анализируются их объектные и субъектные характеристики.  Выделяются также два вида эстетической ориентации: первый направлен во вне предпринимательства, на совершенствование мира; второй — на саму предпринимательскую деятельность. В предпринимательской деятельности фиксируется внешний уровень  эстетических составляющих, находящий, в частности, выражение в дизайне и рекламе, — и внутренний, затрагивающий структурно-функциональные характеристики продукта, и — на субъектном уровне – эстетические компоненты предпринимательского творчества.  В статье выделена амбивалентная функциональность эстетических составляющих: их способность повышать эффективность предпринимательства и позитивно влиять на потребителя и производителя, возвышая их до неутилитарного и эмоционально — духовного состояния. 

Abstract. The article offers a holistic consideration of the aesthetic components in entrepreneurial activity, which the author relates to expressiveness and perfection. Their manifestation is revealed both in the process and as a result of the entrepreneur’s activities, their object and subjective characteristics are analyzed. Additionaly two types of aesthetic orientation: the first is aimed outside entrepreneurship, at improving the world; the second — at the entrepreneurship itself. In entrepreneurial activity, the external level of aesthetic components is fixed, which finds, in particular, expression in design and advertising — both internal, affecting the structural and functional characteristics of the product, and — at the subjective level — the aesthetic components of entrepreneurial creativity. The article highlights the ambivalent functionality of aesthetic components: their ability to increase the efficiency of entrepreneurship and positively influence the consumer and manufacturer, raising them to a non-utilitarian and emotional — spiritual state.

Ключевые слова: предпринимательство, эстетические составляющие, совершенство, дизайн, реклама, эффективность производства, эстетическая ценность продукта.

Key words: entrepreneurship, aesthetic components, perfection, design, advertising, production efficiency, aesthetic value of the product.

Вступление

Интерес к и изучению эстетический начал предпринимательства постоянно возрастает. В них видят средство  изменения мотивации потребителя, ключевую составляющую предпринимательского творчества. Утверждается, что  «…эстетическая ценность продукта или услуги становится ключевым элементом для обеспечения долгосрочного успеха бизнеса» (Браун, Полин, [2, с. 25]; см. так же [11, с. 330-341], [7, гл. 11].

Между тем само понятие «эстетическая составляющая предпринимательства» не прояснено, и даже  среди  специалистов по эстетики понятие «эстетическое» применяется в разных смыслах. Это затрудняет адекватное рассмотрение указанной в данной статье тематики.

Основная часть

Мы полагаем, что сводить эстетические составляющие к эмоциональным и чувственным состояниям вообще  было бы неосмотрительно. Всякое ли чувственное удовольствие (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное),  вызванное объектом  (товаром), является эстетическим, как полагает Полин Браун? [2, с.24-27, 48-63]. То, что  оно может является средством привлечения покупателя, сомнения не вызывает, как показывает опыт. Но какие из чувственных наслаждения являются эстетическими, а какие — нет?  Этот вопрос остается открытым.

Безусловно, функционирование эстетических состояний невозможно без чувственности. Но не всякая чувственность  является эстетической.  (Под чувственностью мы понимаем как познавательную чувственность, связанную с внешними чувствами – зрением, слухом и т. п.,  так и чувственность в форме эмоциональности –  переживание и оценивание объектов восприятия, — как материальных,  так и  идеальных).  Мы можем, например говорить о познавательной чувственности, моральной чувственности —  объекты такой чувственности могут сопровождаться эстетическими чувствами или в крайнем случае коррелироваться с ними,  —  но могут быть и самостоятельными, то есть не связанными с эстетичностью. Мы соотносим эстетическую чувственность с определенного рода объектностью или свойствами предметов, которые обладают  выразительностью и совершенством. Это положение мы раскроем ниже.

Другая позиция, которая взывает критическое отношение, связана со сведением  эстетических составляющих  исключительно (или по – преимуществу) к предпринимательскому творчеству  [11, с. 333,336]. Безусловно раскрытие эстетических составляющих в предпринимательском творчестве  — важнейшая  и неисследованная задача. Её решение позволило бы «управлять» и формировать развитие  предпринимательского потенциала, увеличивать эффективность этого вида деятельности.

 Однако узкое понимание творчества в таком подходе оставляет за  эстетическими границами многие виды предпринимательства, которые не связаны с кардинальными инновационными изменениями в экономике.   Любая продуктивная деятельность может иметь эстетические составляющие.

Вместе с тем,  проведение непреодолимой границы между эстетическими составляющих предпринимательства и такими понятиями как эффективность, экономичность, рентабельность,  ставит эстетические факторы вне рамок предпринимательства. И, тем самым, девальвирует предметность темы данной статьи. (Мы исходим из того, что предпринимательство – это деятельность по созданию товаров,  основная цель этой деятельности – получение прибыли. Эстетические составляющие могут способствовать или не способствовать решению этих задач, могут сопровождать или не сопровождать эту деятельность (ее элементы, процессы, результаты и т. п.). 

Важнейшая цель предпринимателя, как отмечалось,  — получение прибыли. Прибыль связана с материальным, утилитарным интересом, ассоциируется с деньгами, выгодой. В такой целеустремленности нет ничего эстетического. И. Кант (1724-1804) показал, что эстетическое отношение не утилитарно, не связано с практическим интересом, бескорыстно, эстетический объект выступает в форме «незаинтересованного любования» [8, с. 190, 203-205, 229-242, 316-322].  Этот вывод в своей основе справедлив. Если человек, глядя на произведение искусства (например, картину художника), думает «за сколько его можно продать», то это не эстетическое отношение, а коммерческое. Однако противоположность эстетического и коммерческого отношений не означает, что между ними — непроходимая пропасть и что они не могут сопрягаться или «переключаться» друг в друга. Ведь чтобы определить коммерческую стоимость художественного произведения, необходимо оценить его эстетические достоинства, которые определяют его цену. Этот пример схематично показывает взаимосвязь коммерческого и эстетического и, хотя он касается области искусства, можно допустить, что подобная схема имеет место в сфере рыночных отношений. Если позитивно-эстетические качества товара увеличивают его цену, то предприниматель объективно заинтересован в придании ему эстетических свойств.

(В современной неклассической эстетике критикуется положение Канта о незаинтересованности эстетического отношения [3], [10,  с. 422-428].  Однако положение Канта о незаинтересованности не следует трактовать в абсолютном смысле. Мы полагаем, что эстетическая заинтересованность специфична и противопоставляется у Канта иным видам заинтересованности. Приведенный выше примет эмпирически это подтверждает). 

Каковы же эстетические свойства товара?  Или, ставя вопрос в общем плане, в чем выражаются эстетические составляющие предпринимательской деятельности и какова их роль?

Поиск эстетических составляющих в предпринимательской деятельности во многом зависит от трактовки понятия «эстетическое». Мы понимаем эстетическое как сферу выразительного. Последняя находит свою конкретизацию в красоте, совершенстве, целесообразности, гармоничности и др.

Мотивация к совершенству — важнейшая составляющая человеческой деятельности вообще и предпринимательской в особенности. Совершенство как оптимальность, выразительность, отсутствие изъянов и т.п. носит эстетический характер. Не случайно красоту определяли как «совершенное в своем роде». Выступая идеалом человеческих устремлений, совершенство может быть отнесено к любым объектам, процессам, явлениям реального и абстрактного мира, формальным и содержательным, структурным и функциональным аспектам бытия. В предпринимательской деятельности совершенство имеет предметную специфику, которую необходимо учитывать.

Отметим два вида ориентации на совершенство в предпринимательской деятельности. Первый рассматривает предпринимательскую деятельность как средство улучшения мира и может показаться сомнительным и неадекватным, так как главная цель деятельности предпринимателя — извлечение прибыли. Однако наряду с этой целью предпринимательская деятельность может ставить себе и другие задачи. Второй ориентирован на саму предпринимательскую деятельность, и здесь объектом усовершенствования выступают все ее элементы.

В определении предпринимательской деятельности как «самостоятельного ведения какого-либо дела с целью получения прибыли» выделены две стороны деятельности. Первая сторона связана с «ведением дела», соприкасается с огромной сферой созидательно-преобразовательного, деятельностно-практического начала человеческого бытия. (Эта сфера может быть и не связана непосредственно с коммерческим началом и находить проявление в государственно-политической, природно-социальной преобразующей деятельности).  Вторая сторона в своей сущности связана с прибыльностью, обогащением, «деланием денег». Для предпринимательской деятельности эти две стороны неразрывны. Если предприниматель не думает о прибыли, он перестает быть предпринимателем. Если не думает о своем деле, то его дело «умирает».

Предприниматели, ориентированные на «ведение дела», на его качественное преобразование, на рассмотрение возможных последствий своего труда, поднимаются на высший уровень предпринимательской деятельности, в задачу которой входит: «…реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей… — реорганизовывать прежние и создавать новые отрасли промышленности» [16, c. 186]. Такие предприниматели являются своеобразными творцами — преобразователями окружающего мира, объектами гордости своего народа и уважения человечества.

Предприниматели, ориентированные прежде всего на собственное обогащение, прибыльность, — наиболее типичны. Однако это не значит, что они навсегда обречены на такую устремленность и не могут в определенных случаях выходить за рамки чистой утилитарности. Предприниматели, выходящие за узкие рамки собственного обогащения, нацеленные на созидание, мотивированы, как правило, на совершенствование мира, на улучшение реальности в техническом, социальном, моральном, личностном и других аспектах. Так, Билл Гейтс (основатель «Microsoft») отмечает: «Многие люди мечтают о работе, которая помогла бы изменить мир к лучшему, и у меня есть такое счастье» [12. С. 229]. Лозунг «Microsoft»: «Компьютер на каждом столе в каждом доме», а стратегическая ориентация: «сделать людей всемогущими с помощью отличных программ» [12. С. 32]. Основная цель, формулируемая корпорацией «Yamaha»: «Внести свой вклад в улучшение качества жизни людей во всем мире» [9. С. 315]. Данная ориентация может проявляться косвенно через бескорыстную благотворительность.

В устремленности на совершенствование мира посредством предпринимательской деятельности эстетические компоненты переплетаются с моральными, политическими, национальными и иными мотивами. Специфика эстетического отношения в этом многослойном переплетении — в бескорыстном созидании и восхищении следствиями и продуктами человеческого труда, мощью человеческого разума, динамикой позитивного изменения мира. Негативные последствия предпринимательской деятельности рождают отрицательную реакцию.

Ориентация на совершенствование самой предпринимательской деятельности проявляется на всех ее этапах и распространяется как на ее процесс, средства, так и на ее результат. В современных условиях данная ориентация находит свое выражение в менеджменте и маркетинге.

Маркетинг включает товарную, ценовую политику, политику по продвижению товара и продажам. В группе «товар» наиболее эстетически насыщенным является аспект, связанный с дизайном (см. далее). Принцип совершенства соотносим с такими аспектами товара, как качество, свойства, торговая марка (брэнд), упаковка. В продвижении товара эстетические начала очевидны в аспекте «реклама». В целом наряду с ориентацией на производство задача маркетингового совершенствования заключается в формировании гармоничных отношений с потребителями, поставщиками, конкурентами.  (Собственно такая позиция в общем и целом   повышает эффективность производства и стабилизируети социально-экономические отношения). 

В современном менеджменте акцент делается на развитии организации как открытой системы, активно взаимодействующей с внешней средой, в том числе и  природной)  и оперативно реагирующей на ее изменения.

Развитие организации необходимо связано с совершенствованием товара. Здесь важнейший аспект — функциональное совершенство, когда созданный продукт в наибольшей степени отвечает своему назначению. Так, компания «Rolls-Royce» была основана для создания «лучшего автомобиля в мире», продукты этой компании стали синонимом инженерного совершенства и самого высокого качества.

Как правило, такого рода совершенство связано с инновационностью в технике, научной и технологической сферах. Так, компания «Intel» была ориентирована на создание идеального (самого мощного, обладающего «несравненным качеством») процессора. И эта цель (в относительном смысле) была достигнута.

Создаваемые в современных высоких технологиях продукты в определенном смысле представляют собой произведения искусства. Хотя они не обладают уникальностью художественного произведения, художественной образностью, они благодаря своему функциональному и дизайнерскому совершенству, насыщенности человеческим интеллектом, искусности выступают своеобразными тиражируемыми техническими образами нашего времени. Это обстоятельство подмечают и сами создатели таких продуктов. «Софтвер, — как характеризует Гейтс, — великая комбинация искусства и техники» [12. С. 78].

Ориентация на совершенство проявляется и во внутренней структуре творческого процесса. Так, Стив Возняк, один из основателей компании «Apple» и первого настольного компьютера, отмечает, что инженерная идея «должна стать частью меня. Это настоящее искусство. И когда я ею проникаюсь, то довожу ее до совершенства» [15].

Идея совершенства имеет разную специфику. Для Гейтса она выражается в простоте. «Суть в том, чтобы создать как можно более краткий и лаконичный код». «Вопрос в том, чья стратегия упрощает лучше». Именно талант Гейтса к упрощению, по мнению специалистов, сыграл важнейшую роль как в его инженерных разработках, так и в менеджменте [12. С. 13, 46, 137].

Стремление к совершенству может принимать негативную форму — не столько стремиться к совершенству, сколько искать несовершенства и их устранять; исходить из того, что если совершенство недостижимо, то достижимо уменьшение несовершенства; «никогда не обращать внимания на хорошие новости — выкладывать плохие»; «не тратить время на обсуждение, как хорошо идут дела» [12. С. 65].

В предпринимательской деятельности устремленность к совершенству имеет два взаимосвязанных полюса — инженернотехнологический и коммерческий. Несовершенные решения хотя бы в одном из них приводят к негативным последствиям в предпринимательской деятельности.

В истории предпринимательства есть множество примеров, когда ошибочные коммерческие решения девальвировали передовые инженерные достижения, а искусные коммерческие ходы «продвигали» не лучшие на данный момент технические решения. Так, компания «Rolls-Royce» создавала совершенные автомобили, но несовершенные решения в сфере менеджмента привели к тому, что автомобильные заводы «Rolls-Royce» были проданы компании «Volkswagen». Прозорливые коммерческие решения «Microsoft» позволили завоевать рынок операционных систем, оттеснив на обочину компанию «Apple», создавшую более совершенную операционную систему [9. С. 238—240, 264—265].

Совершенными (оптимальными) в сфере менеджмент-  маркетинговой деятельности являются такие решения, которые позволяют предвидеть будущее в неустойчивой, постоянно меняющейся сфере рынка и вне ее. «Предприниматель не обязательно должен быть изобретателем. Специфика его деятельности в том, чтобы подмечать, отыскивать и продумывать конкретные формы использования новых идей… предугадывать, как реализация новых идей в производственном процессе будет воспринята рынком, уметь соединить в едином процессе внедрение новинки и реакцию рынка» [4.С. 162]. В решении этих задач огромная роль принадлежит предпринимательскому чутью, деловой проницательности. Эти творческие интуитивные способности сродни художественной фантазии, способной по части выстраивать образ целого, в едином видеть многое, фиксировать с помощью эстетического чувства наиболее полезные комбинации идей [7]. Гениальный предприниматель в состоянии почувствовать желание рынка, увидеть в новых идеях (технических, научных, технологических) единые (общие) для многих людей потребности. Подобные способности характерны и для искусства, и для науки. Разве композитор не выражает в своем произведении единые устремления многих людей? Или не вызывает своим творением отклик в сердцах многих?

Выдающийся предприниматель способен угадать то, что хочет потребитель, даже тогда, когда потребитель не сознает своего интереса. Другими словами, он способен угадать потенциальный интерес потребителя. В этой эстетической по своей природе фантазии находит проявление совершенство как гармония единого и многого, как согласованность части и целого.

Крайности в реализации стремления к совершенству могут иметь отрицательные последствия. Они выражаются в сознании достигнутого совершенства, объявлении себя компанией «номер один», высокомерии, нежелании чему-то учиться у других, вере в то, что «мы все делаем идеально хорошо», нетерпимости к ошибкам, боязни экспериментировать [14. гл. 7]. Лекарством против этого перфекционистского заболевания является прежде всего понимание того, что совершенство — идеал, к которому можно лишь в той или иной степени приближаться, никогда его не достигая.

Совершенствование самой предпринимательской деятельности имеет два уровня — внутренний (преобразования функционально-содержательных свойств товара, мотивационно-творческая сфера предпринимателя и др.) и внешний (дизайн, реклама и др.).

Отмеченные аспекты принципа совершенства касались главным образом внутренних сторон предпринимательской деятельности: мотивации предпринимателя, процессов предпринимательского творчества, функционально-содержательных свойств товара и др.

Принцип совершенства находит свое проявление во внешней форме предпринимательской активности, в частности во внешней форме бытия товара. Этот аспект обозначают широко распространенным термином «дизайн».

Дизайн, как внешне-эстетическая сфера бытия товара, является важнейшим эстетическим элементом предпринимательской деятельности, хотя и вторичным, выступая средством реализации предпринимательской идеи. Однако это такое средство, которое в определенных аспектах принимает приоритетное целевое значение. Дизайнерские разработки могут кардинально усилить предпринимательскую идею, придать предмету предпринимательской деятельности (товару) такую внешне-структурно-функциональную форму, которая по-новому высвечивает его утилитарно-потребительские качества.

Дизайн, или художественное конструирование, продолжает традиции декоративного прикладного искусства. Человек с древнейших времен стремился придать предметам своей деятельности, в том числе утилитарным, выразительные, эстетичные формы (с помощью орнамента, окраски, облика и т.д.).

Сочетание искусства и промышленности в XIX в. подготовило возникновение в начале XX в. дизайна как качественно нового явления в обществе потребления. Истоки дизайна связывают прежде всего с деятельностью объединения «Баухауз» (Германия, 1919). Школа «Баухауз» видела свою цель не в привлечении на свою сторону вкусов потребителя, а в том, чтобы осуществить переворот в отношениях между формой и функцией и использовать новые материалы [12. С. 473]. Речь шла не о простом подчинении предмета своему назначению, а о коренном преобразовании всех элементов предмета, придании им гармонической согласованности. Представители такой концепции дизайна вступали в конфликт со сторонниками так называемого «сталлинга» — течения, стремившегося подчинить форму предмета потребностям рынка, изменить внешний вид предмета, не изменяя при этом технологии его производства. Эта цель входит в функции дизайна (по мнению исследователей, около 60 % деятельности дизайнеров сводится к модификации предмета применительно к эволюции сбыта), однако дизайн в своей сущности ставит более высокие задачи. «Дизайнер не занимается теми проблемами устройства предмета, которые являются областью инженера, в его компетенцию входит размещение, соотношение и контуры элементов, которые облекают конкретную функцию в оригинальную и притом выразительную и красивую форму. Дизайнер чутко прислушивается к художественным веяниям, подчиняет свой замысел программе, разработанной инженером, оценивает с помощью специалистов по сбыту реакции покупателей, учитывает требования рентабельности, не становясь рабом “прибыли”, проектирует и продвигает новые модели, не позволяя себе полной свободы эстетических излишеств… При этом эстетическое качество предмета должно отвечать его назначению и вытекать из него» [13. С. 475].

Таким образом, перед дизайнером стоят сложные и противоречивые задачи: он должен учитывать запросы потребителя и интересы рынка; найти гармонию между функцией и эстетичной формой продукта; отвечать требованиям рентабельности, не попадая в полную зависимость от прибыли; сконструировать предмет красивым, но без эстетических излишеств.

В этих противоречивых устремлениях дизайнера наиболее отчетливо проявляется эстетически преобразующая функция его деятельности, находящая свое выражение в соединении утилитарного и неутилитарного, красоты и пользы, возвышающая потребителя над узкоутилитарным отношением к миру вещей.

«Творчество дизайнера приобретает подчас философское значение: дизайнер осознает, что в своей деятельности он оперирует знаками, воплощающими “дух цивилизации”, и что его деятельность способствует сложению нового языка, общего для широких социальных слоев, языка, который рождается на основе единых для всего мира и находящихся в непрерывном обмене потребностей, интересов и чаяний» [13. С. 499].

Это значение дизайна было оценено и использовано в деятельности  Стива Джобса и компании  Apple,  что привело к созданию инновационных продуктов ,  повлиявших на развитие современной цивилизации [1, с. 89-94].

В указанных аспектах творчество дизайнера сливается с деятельностью предпринимателя-новатора, который формирует новые потребности в глобальном мире и пытается изменить его к лучшему.

Мир дизайна в современном обществе необозрим. Дизайнерские разработки охватывают все — от предметов повседневного обихода до летательных аппаратов, космических кораблей, продуктов высоких технологий. Любой новый продукт становится объектом дизайнерских преобразований. Это — императив нашего мира и свидетельство его эстетизации.

Исследователи отмечают: если в сфере искусства классические эстетические ценности деградируют, вытесняются массовым искусством, девальвируются в постмодернистской практике, то в дизайнерских разработках сохраняется дух классического эстетического сознания — стремление к красоте, светоносности, выразительности форм и др. [5. С. 518]. Этот весьма позитивный факт повышает значимость дизайна в современном мире и деловой практике.

Всеобщая эстетизация предметного мира, мира товаров и услуг в форме их дизайнерского преобразования требует от предпринимателя умения эстетически осмыслять мир, учитывать эстетическую составляющую в своей деятельности, знать основные направления и тенденции в сфере дизайна, инновации в развитии искусства, особенно изобразительного. Конечно, предприниматель может воспользоваться услугами профессиональных дизайнеров и это вполне нормальная практика. Однако предприниматель несет главную ответственность за результаты деятельности своей организации. Он принимает окончательное решение. Он может опираться на работу дизайнера, выбирая при этом лучший вариант решения из потенциально бесчисленного разнообразия технических форм. Для этого необходимо обладать собственным дизайнерским видением. В противном случае предприниматель будет «заложником» дизайнерских разработок и их возможных ошибок.

Наряду с дизайном важнейшим внешним эстетическим фактором предпринимательской деятельности выступает реклама. Реклама (от лат. reclamo — выкрикиваю) есть информация о потребительских свойствах товаров и видов услуг с целью создания спроса на них; она активно использует эстетические составляющие для воздействия на поведение потребителей. В современных условиях реклама представляет собой новое культурное направление «искусство рекламы», в которое входит искусство создания рекламного послания, рекламного дизайна, рекламной режиссуры. Значение эстетических составляющих рекламы в предпринимательской деятельности исключительно велико.

Значимость эстетических составляющих в предпринимательской деятельности следует подразделить на три основных аспекта:

  1. коммерческий — эстетические начала влияют на коммерческие результаты: если уродливое продается плохо, то красивое — хорошо;
  2. собственно эстетический — совершенствование процесса, средств и продуктов предпринимательской деятельности;
  3. духовный — актуализация эстетического отношения (и для предпринимателя, и для потребителя), которое означает возникновение нового вида отношения — бескорыстного, неутилитарного, непотребительского. Эстетическое отношение как бы «выводит» бизнес из мира выгоды, потребления и пользы и возвышает над ним, пусть на мгновения, возводит к духовным ценностям. Потребительское отношение к миру вещей снимается восхищением этими вещами, если они близки к совершенству. Эстетическое насыщение утилитарных вещей приводит к единению утилитарного с неутилитарным, красоты с пользой.

Итак, эстетические составляющие в предпринимательстве являют свою очевидную ценность и возрастающий потенциал – они служат не только эффективности предпринимательской деятельности, но и способствуют созданию продуктов, удовлетворяющих как потребительские  запросы людей, так и их эстетические устремления.

Заключение

Целью данной статьи было целостное рассмотрение эстетических составляющих в предпринимательстве.  Для этого мы анализировали их проявление в процессе и в результатах предпринимательской деятельности, сочетая такой подход с выявлением объектных характеристик эстетических факторов (прежде всего совершенство продуктов деятельности) и субъектных (эстетическая мотивация, эстетические представления, предпринимательское творчество).  Исследование позволило выявить эстетическую ориентацию  на преобразование  реальности посредством предпринимательской деятельности и фиксировать  эстетические составляющие  в самой деятельности предпринимателя,   которые  находят свою актуализацию как на внешнем уровне  (в частности, в дизайнерских разработках и рекламе), так и на внутреннем (структурная согласованность и функциональность продукта,   творческая деятельность субъекта предпринимательства).

Данная структуризация не  является окончательной и не закрыта для критики. Однако она затрагивает основные  элементы эстетических составляющих в рассматриваемой предметной сфере.

Исследование выявило сложную функциональность эстетических составляющих в предпринимательстве. Они, с одной стороны, вне положены ориентации на прибыль и утилитарность, с другой — позволяют эффективно реализовать эти цели.  Вместе с тем, они насыщают предпринимательскую деятельность и потребителей её результатов особой эмоциональностью, связанной с духовными ценностями человека. 

Список источников

  1. Айзексон У. Стив Джобс. СПб, Астрель, 2011.
  2. Браун, Полин. Эстетический интеллект: Как его развивать и использовать в бизнесе и жизни /пер. с англ. Н.Брагиной. —  М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020.  – 320 с.  
  3. Берлеант, А. Историчность эстетики / Пер. на рус. Т. Б. Любимовой // Феноменология искусства — М. : Институт философии РАН, 1996. — С. 241—261.
  4. Бусыгин А.В. Предпринимательство: основной курс. М., 1994.
  5. Бычков В.В. Эстетика. М., 2004.
  6. Иванов М. А. Эстетические аспекты предпринимательской деятельности // История и философия науки (Философия науки). Учебн. пособ.   Ю.В. Крянев [и др.] ; под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной.  – 4-е изд., перераб. и доп. М. : КноРус, 2018. – 418 с.  Гл. 11.4.  
  7. Ильенков Э.В.Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. М., 1964. Вып. 6.
  8. Кант И. Критика способности суждения. Кант И. Собр соч в 6 т.  Т. 5. М., «Мысль», 1966.   —  564 с.
  9. Крейнер С.,Дирлав Д.Брэнды, которые изменили бизнес: полная коллекция величайших брэндов мира. СПб., 2004.
  10. Крутоус В. П. Траектория поворота от классики к нонклассике в так называемой «онтологической эстетике» // Восьмой Российский Философский Конгресс — «Философия в полицентричном мире». Секции (I). Сб. науч.  статей М.: РФО — ИФРАН — МГУ. Изд-во “Логос”,М. , 2020. – 1428 с.  https://iphras.ru/uplfile/zinaida/ROOTED/root/congress/sektsii_rfk_chastw_1.pdf  С. – 422-428. Дата обращения: 28. 09. 21.
  11. Литау Е.Я. Эстетика как источник развития предпринимательского творчества // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 9А. С. 330-341. DOI: 10.34670/AR.2019.90.9.030
  12. Лоу Д.Говорит Билл Гейтс ; пер. с англ. М., 2004.
  13. Моран А.История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. М., 1975.
  14. Финкельштейн С.Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: Анализ и практические выводы; пер. с англ. 3-е изд. М., 2006.
  15. Художник из Силиконовой долины // Ведомости. 2006. 1 дек.  
  16. Шумпетер Й.Теория экономического развития. М., 1982.

References

  1. Ajzekson U. Stiv Dzhobs. SPb, Astrel`, 2011.
  2. Braun, Polin. E`steticheskij intellekt: Kak ego razvivat` i ispol`zovat` v biznese i zhizni /per. s angl. N.Braginoj. —  M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2020.  – 320 s. 
  3. Berleant, A. Istorichnost` e`stetiki / Per. na rus. T. B. Lyubimovoj // Fenomenologiya iskusstva — M. : Institut filosofii RAN, 1996. — S. 241—261.
  4. Busy`gin A.V. Predprinimatel`stvo: osnovnoj kurs. M., 1994.
  5. By`chkov V.V. E`stetika. M., 2004.
  6. Ivanov M. A. E`steticheskie aspekty` predprinimatel`skoj deyatel`nosti // Istoriya i filosofiya nauki (Filosofiya nauki). Uchebn. posob.   Yu.V. Kryanev [i dr.] ; pod red. prof. Yu.V. Kryaneva, prof. L.E. Motorinoj.  – 4-e izd., pererab. i dop. M. : KnoRus, 2018. – 418 s.  Gl. 11.4.  
  7. Il`enkov E`.V. Ob e`steticheskoj prirode fantazii // Voprosy` e`stetiki. M., 1964. Vy`p. 6.
  8. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya. Kant I. Sobr soch v 6 t.  T. 5. M., «My`sl`», 1966.   —  564 s.
  9. Krejner S.,Dirlav D. Bre`ndy`, kotory`e izmenili biznes: polnaya kollekciya velichajshix bre`ndov mira. SPb., 2004.
  10. Krutous V. P.   Traektoriya povorota ot klassiki k nonklassike v tak nazy`vaemoj «ontologicheskoj e`stetike» // Vos`moj Rossijskij Filosofskij Kongress — «Filosofiya v policentrichnom mire». Sekcii (I). Sb.  nauch.  statej M.: RFO — IFRAN — MGU. Izd-vo “Logos”,M. , 2020. – 1428 s.  https://iphras.ru/uplfile/zinaida/ROOTED/root/congress/sektsii_rfk_chastw_1.pdf  S. – 422-428. Data obrashheniya: 28. 09. 21.
  11. Litau E.Ya. E`stetika kak istochnik razvitiya predprinimatel`skogo tvorchestva // E`konomika: vchera, segodnya, zavtra. 2019. Tom 9. № 9A. S. 330-341. DOI: 10.34670/AR.2019.90.9.030
  12. Lou D. Govorit Bill Gejts ; per. s angl. M., 2004.
  13. Moran A. Istoriya dekorativno-prikladnogo iskusstva ot drevnejshix vremen do nashix dnej. M., 1975.
  14. Finkel`shtejn S. Oshibki top-menedzherov vedushhix korporacij: Analiz i prakticheskie vy`vody`; per. s angl. 3-e izd. M., 2006.
  15. Xudozhnik iz Silikonovoj doliny` // Vedomosti. 2006. 1 dek.
  16. Shumpeter J. Teoriya e`konomicheskogo razvitiya. M., 1982.

Для цитирования: Иванов М.А. Эстетические составляющие предпринимательства  // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2021-42/

© Иванов М.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 9.