Московский экономический журнал 9/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 338

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10541

ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К УСЛУГАМ ДЕТЕЙЛИНГА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ 

RESEARCH OF CONSUMER ATTITUDE TO AUTO DETAILING SERVICES IN NIZHNY NOVGOROD

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Бозина Татьяна Анатольевна, старший преподаватель, Институт пищевых технологий и дизайна – филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород)

Зыкова Мария Евгеньевна, старший преподаватель, Институт пищевых технологий и дизайна – филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород)

Угольникова Наталья Борисовна, старший преподаватель, Институт пищевых технологий и дизайна – филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород) 

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., taty-lebed@mail.ru

Bozina T.A., kaf-mend@yandex.ru

Zykova M.E., kaf-mend@yandex.ru

Ugolnikova N.B., kaf-mend@yandex.ru 

Аннотация. В статье представлены результаты исследования детейлинг услуг в Нижнем Новгороде. Авторами рассмотрен достаточно молодой для России рынок комплексных автомобильных услуг. Исследование было проведено в сентябре 2021 года. Авторами изучены такие вопросы как: наличие автомобиля в собственности, количество детейлинг центров в Нижнем Новгороде, критерии выбора детейлинг центров, услуги, предоставляемые детейлинг центрами, частота обращений, виды услуг, наиболее востребованные в детейлинг центрах, причины химической чистки салона автомобиля.

Анализ услуг детейлинг центров популярны, однако, такая услуга, которой авторы уделили особое внимание как химчистка салона, востребована на уровне ниже среднего. Выводы статьи соответствуют проведенному исследованию.

Abstract. The article presents the results of a study of detailing services in Nizhny Novgorod. The authors considered the market of complex automotive services, which is quite young for Russia. The study was conducted in September 2021. The authors studied such issues as: the ownership of a car, the number of detailing centers in Nizhny Novgorod, criteria for choosing detailing centers, the services provided by detailing centers, the frequency of calls, the types of services most in demand in detailing centers, the reasons for dry cleaning of the car interior.

The analysis of the services of detailing centers is popular, however, such a service, which the authors paid special attention to as dry cleaning of the salon, is in demand at a below average level. The conclusions of the article are consistent with the research conducted.

Ключевые слова: детейлинг услуги, рынок автоуслуг, химическая чистка салона, опрос, исследование

Keywords: auto detailing services, car services market, salon dry cleaning, survey, research

Рынок детейлинг услуг получил свое развитие в странах с высоким уровнем развития автомобильной промышленности – США, Япония, Германия и др [1,4]. В нашей стране, к сожалению, отечественный сегмент авторынка западает, однако, насыщение рынка зарубежными автомобилями привело к тому, что по объёмам развития именно детейлинг услуг, Россия находится на 5 месте рядом с Австрией и Францией [2,3].

Характеризуя целевую аудиторию рынка детейлинг услуг можно отметить следующие характерные особенности: мужчины старше 35 лет, предприниматели, бизнесмены, чиновники и служащие госструктур, руководители крупных предприятий и банковского сектора [5].

Осторожные прогнозы исследователей данного вопроса говорят о том, что в перспективе сегмент будет увеличиваться за счет естественного роста количества дорогих автомобилей на рынке и за счет распространения информации среди потенциальных клиентов о детейлинг услугах. Через какое-то время обслуживание дорогих автомобилей в детейлинг центрах должно стать таким же обязательным и естественным, как и регулярное техническое обслуживание[4,6].

Цель данного исследования – выявить потребность автовладельцев в детейлинг услугах и их отношение к ним.

Исследование было проведено в сентябре 2021 года. Выборка составила 110 человек. Как видно из рисунка 1 из них 86,4% автовладельцев и 13,6% — автопользователей (ездят по доверенности).

В Нижнем Новгороде существует свыше 15 детейлинг центров (рисунок 2), которые предоставляют достаточно широкий спектр услуг: химическая чистка, мойка, полировка, техобслуживание транспортного средства, возможность аренды водителя с автомобилем и т.д. Чистка салона не является основной специализацией этих центров.

Из числа опрошенных, большая часть придерживается мнения, что производить чистку салона автомобиля надо по мере необходимости (45,5%), 22,7% проводят чистку салона регулярно, 13,6% — довольно часто и 9,1% — редко или совсем никогда этим не занимались (чистит владелец авто) (рисунок 3).

Абсолютное большинство автовладельцев сошлась во мнении, что места, наиболее подверженные загрязнению – это коврики (86,4%) и сиденья (81,8%). Менее подвергаются загрязнению: потолок (40,9%), Пластиковые элементы салона (36,4%), панели на дверях (31,8%) и другие места (9,1%).

Половина из прошедших опрос самостоятельно занимается поддержанием чистоты в салоне машины (54,5%). Другие доверят это дело другим (36,4%), обращаются в специальные сервисы (31,8%).

Чуть больше половины из опрошенных никогда не пользовались услугой по химчистке салона автомобиля (54,5%). Остальным когда-либо приходилось воспользоваться этой услугой (45,5%).

Те, кто пользовался услугами химчистки или производил ее самостоятельно, остались довольны результатом работы: оценка 4 (45,5%) и 5 (22,7%) оценку 3 поставили 13,6%, 2 и 1 по  9,1%

Период времени, что был затрачен на химчистку салона автомобиля, оказался недолгим и вполне оправданным. Оценка ожидания составила 3 -(27,3%), 4 – (22,7%), 5 – (31,8%) и вновь оценки 2 и 1 поставили по 9,1% — как мы видим отрицательный опыт и его причины у данных респондентов.

Основными критериями при выборе детейлинг центра, на что в первую очередь обращают внимание – это качество (86,4%) и время работы (72,7%). Менее важными оказались цена и месторасположение сервиса (50%), а также спектр производимых ими услуг (40,9%) (рисунок 4).

По результату опроса преобладающим способом записи на химчистку является запись по телефону (72.7%). Менее актуальными остались варианты: запись на месте предоставление услуги (59,1%) и запись через специальный сайт (50%). Неудобными вариантами стала запись через приложение и другие методы записи (9,1%).

Удобнее всего пользователям оплачивать с помощью банковской карты (81,8%) или уже наличными на месте (54,5%). Оплата с помощью онлайн кошельков, переводы с карты и безналичный расчет не столько популярны (22,7%).

Самой знакомой детейлинг услугой из представленных, оказалась ручная химчистка салона (81,8%). 54,5% слышали об экспресс, 31,8% о механической и с демонтажем.

Две трети опрошенных пользовались ручной химчисткой салона (68,2%), 31,8% — механической, 22,7% — экспресс и 9,1% — с демонтажем.

Для большинства основными предпосылками обращения в химчистку будет отсутствие свободного времени (63,6%), а также отсутствие специального необходимого оборудования (59,1%). Менее важными будут: качественная работа специалиста (40,9%) и продажа своего автомобиля, покупка поддержанного автомобиля и наличие в семье питомца (36,4%), рекомендация друзей или знакомых (31,8%), а также другие (4,5%).

Основными причинами чистки салона автомобиля, по мнению прошедших опрос будет очистка от разного рода загрязнений (77,3%), пятен (68,2%) и придание салону прежнего вида во время покупки (72,7%), деликатная очистка кожи у кого присутствует кожаный салон (31,8%), устранение неприятных запахов и отчистка от табачного дыма (22,7%), также очистка от шерсти (18,2%).

По результату опроса: 31,8% из опрошенных делали химчистку салона 2-6 месяцев назад, 27,3% — менее месяца и 7 месяцев – 1 год назад, 13,6% — более 1 года назад (рисунок 5).

Таким образом, было выявлено, что в Нижнем Новгороде предоставляемые услуги по оказанию детейлинг услуг, в частности химическая чистка салона, являются не столь актуальными, чтобы их делать основными. В плане дополнительной услуги, на пример, на автомойке, химчистка салона автомобилей вполне имеет место быть.

Список источников

  1. Булганина С.В., Большакова Ю.С., Бездетко К.А., Титова Т.А. Маркетинговое исследование спроса на услуги шиномонтажного центра//Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 11 (101). С. 119-123.
  2. Булганина С.В., Булганина А.Е., Сульдина В.В., Белоусова К.В. Оценка необходимости услуг сервисного центра// Наука Красноярья. 2018. Т. 7. № 4-2. С. 45-49
  3. Булганина С.В., Веникова М.Ю., Попова А.С. Маркетинговое исследование потребителей автосервисных услуг / С.В. Булганина, // Наука Красноярья. — 2017. — Т. 6. — № 3-4. — С. 100-102.
  4. Костров В.Н., Вакуленко Р.Я., Булганина С.В., Васько А.А., Степанова А.В. Маркетинговое исследование потребителей автосервисных услуг // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2017. № 53. С. 179-186
  5. Лебедева Т.Е., Миронов Н.А., Хазанова В.В., Груздева К.Е. Использование услуг детейлинг-центров//Актуальные проблемы современного транспорта. 2020. № 1. С. 93-99.
  6. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий //Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. № 1 (26). С. 5.

References

  1. Bulganina S.V., Bol’shakova YU.S., Bezdetko K.A., Titova T.A. Marketingovoe issledovanie sprosa na uslugi shinomontazhnogo centra//Nauka i biznes: puti razvitiya. 2019. № 11 (101). S. 119-123.
  2. Bulganina S.V., Bulganina A.E., Sul’dina V.V., Belousova K.V. Ocenka neobhodimosti uslug servisnogo centra// Nauka Krasnoyar’ya. 2018. T. 7. № 4-2. S. 45-49
  3. Bulganina S.V., Venikova M.YU., Popova A.S. Marketingovoe issledovanie potrebitelej avtoservisnyh uslug / S.V. Bulganina, // Nauka Krasnoyar’ya. — 2017. — T. 6. — № 3-4. — S. 100-102.
  4. Kostrov V.N., Vakulenko R.YA., Bulganina S.V., Vas’ko A.A., Stepanova A.V. Marketingovoe issledovanie potrebitelej avtoservisnyh uslug // Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta. 2017. № 53. S. 179-186
  5. Lebedeva T.E., Mironov N.A., Hazanova V.V., Gruzdeva K.E. Ispol’zovanie uslug detejling-centrov//Aktual’nye problemy sovremennogo transporta. 2020. № 1. S. 93-99.
  6. Smirnova ZH.V., Kochnova K.A. Obuchenie sotrudnikov servisnyh predpriyatij s ispol’zovaniem informacionnyh tekhnologij //Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T.7. № 1 (26). S. 5.

Для цитирования: Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Бозина Т.А., Зыкова М.Е., Угольникова Н.Б. Исследование отношения потребителей к услугам детейлинга в Нижнем Новгороде // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: 

© Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Бозина Т.А., Зыкова М.Е., Угольникова Н.Б., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 9.