Московский экономический журнал 9/2020

image_pdfimage_print

УДК 338.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10608

Развитие принципа корпоративной социальной ответственности 

Development of the principle of corporate social responsibility 

Кузнецов Антон Олегович, аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ФГОБУВО, департамент корпоративных финансов и корпоративного управления г. Москва 

Kuznetsov Anton Olegovich, PhD student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Department of corporate Finance and corporate governance, Moscow 

Аннотация. Данная статья раскрывает важную и актуальную на сегодняшний день проблему развития принципа корпоративной социальной ответственности (далее, КСО) и проблемы социально-экологического характера. В условиях глобальных экологических проблем, неоднозначной экономической обстановки в стране и проблемами среднего, крупного бизнеса возникают проблемы, связанные с отсутствием должного внимания бизнеса к социальным-экономическим и социально-экологическим проблемам государства. Анализируются проблемы развития КСО в России и предлагаются рекомендации по их разрешению.

Summary. This article reveals an important and urgent problem of the development if the principle of corporate social responsibility (hereinafter, CSR) and problems of a socio-ecological nature. In the context of global environmental problems, the ambiguous economic situation in the country and the problems of medium and large business, problems arise associated with the lack of due attention of business to the socio-economic and socio-ecological problems of the state. The problems of CSR development in Russia are analyzed and recommendations for their destruction are offered. 

Ключевые слова: корпоративный бизнес, корпоративная социальная ответственность, развитие бизнеса и государства.

Keywords: corporate business, corporate social responsibility, business and government development.

Взаимодействие бизнеса и государства с каждым годом обрастает новыми проблемами, несмотря на нормативно-правовые новшества, цифровое развитие и общую международную конъюнктуру.

Современный бизнес требует мобильности, прорывных решений в вопросах интеграции правовых основ в совместную деятельность с государством. В большей степени – это касается среднего и крупного бизнеса, который часто задействован в масштабных разноотраслевых инфраструктурных проектах.

Крупный бизнес несет в себе особую роль-роль устойчивого развития. Эта роль является ключевой в контексте международного стратегического ориентира для мирового сообщества. В силу того, что нынешний корпоративный сектор затрагивает окружающий мир своим технологическим несовершенством, речь об устойчивом развитии не может идти. Устойчивое развитие предполагает собой совершенство существующих технологий, разработок для будущих поколений без нанесения пагубного влияния на поколение нынешнее.

Социальная ответственность бизнеса, не только крупного, несет в себе чрезвычайно важную роль в устройстве устойчивого мира. На мой взгляд целесообразно вводить новые нормативы для компаний среднего и крупного бизнеса, а именно дополнительный налог, последующий адресно на реализацию социальных проектов, которым недостаточно субсидий, выделяемых на том или ином уровне. Необходимо подготовить нормативно-правовую базу для того, чтобы средний и крупный бизнес в обязательном порядке отчислял средства в созданный специализированный фонд по поддержке социальных проектов. При этом нужно понимать, что если государство берет с частного сектора дополнительный налог, значит государство должно взять на себя ответственность за ответную помощь бизнесу, которая может выражаться: в льготном кредитовании текущей деятельности компании, в привилегиях при выполнении государственных заказов, в возможности бизнесу превышать допустимое присутствие бизнеса на рынке с точки зрения антимонопольного законодательства.

Малый бизнес не способен заботиться должным образом о социальном назначении, только если бизнес изначально ни имеет направленности социального бизнеса. Акцент на среднем и крупном бизнесе считаю правильным в силу того, что компании, имеющие многомиллиардную выручку, не  просто так достигли таких результатов. С точки зрения этики забота об окружающей среде, об обществе должна быть заложена изначально при достижении определенного финансового благосостояния компании. Многие компании обязаны окружающей среде, социальной активности населения и в целом той или иной аудитории, на которую рассчитан продукт или услуга.

КСО должно рассматриваться Правительством  как вклад частного сектора в устойчивое развитие России, с акцентом на то, как бизнес учитывает социально-экономическое факторы и воздействие на окружающую среду без убытков для своей деятельности.

За границей правительства разных стран  рассматривают КСО как добровольную деятельность, которую бизнес предпринимает в симбиозе интересов гражданского общества и личных профессиональных интересов. При этом законом не предусматривается обязательное участие в социальной деятельности.

Однако Россия сложена по-другому. Открытому частному бизнесу в России 30 лет. В сравнении с зарубежными странами, менталитет Российского бизнеса в стадии зарождения. На мой взгляд частный сектор пока не готов идти в развитии принципа КСО уверенными шагами, так как в сознании руководителей компаний среднего и крупного бизнеса нет понимания для чего они должны участвовать в социальной деятельности, заботиться об окружающей среде. Более того, считаю, что Российское предпринимательство не готово вести такую деятельность добровольно, в том числе, и из-за трудностей, особенностей ведения бизнеса в России.

Тем не менее, для исправления ситуации необходимо продвигать инициативы бизнеса, которые приводят к мультипликативному эффекту в социально-экономических и экологических областях. Необходимо проводить тесную работу в партнерстве с частным сектором, общественными организациями, потребителями. Важным шагом в формировании у бизнеса верного отношения к КСО-это создание поощряющей политики, формирующей ответственный подход бизнеса к своей деятельности, что, в свою очередь, со временем перейдет в добровольные действия в контексте социальной ответственности.

На сегодняшний день для целостного развития принципа КСО в России существует необходимость в:

  • повышении степени интереса гражданского общества и выделение важности социально-экологической ответственности;
  • способствованию ответственности и прозрачности бизнеса, путем полного раскрытия отчетности и ведению «белой» бухгалтерии; 
  • повышении осведомленности и создании эко среды вокруг принципа КСО;
  • продвижении политики и институциональной среды, которая бы вознаграждала бы социальные и экологические проекты бизнеса;
  • включении КСО на законодательном уровне в обязательную практику ведения бизнеса для субъектов среднего и крупного бизнеса;
  • формировании политики государственных «зеленых» закупок у компаний, которые с большей ответственностью подходят к социально-экологическим вопросам;
  • создании регулятивных норм, инструкций и предложений для среднего и крупного бизнеса в решении социально-экологических проблем.

Мировой опыт с точки зрения развития принципа КСО может являться примером того, как бизнес ответственно соблюдает социальные нормы, однако не корректно идти на поводу у других государств, так как внутренняя социально-экономическая ситуация в России сильно отличается и неоднозначна. Как уже было сказано, в первую очередь, правительство должно применить обязательный регламентирующий характер соблюдения принципа КСО и поощряющий набор инструментов. Инициативы в области КСО должны быть встроены в структуру работы правительства и ведомств.

Это важно в силу того, что имея общие национальные цели, как социально-экономическая и социально-экологическая безопасность, бизнес будет  вовлечен в решение не вымышленных, а утвержденных на государственном уровне социально значимых вопросов

Проблемы в решении и пропаганде вопроса КСО можно сравнить с взрослым человеком, чья проблема идёт из детства. Вопрос смены поколений в данном вопросе играет важную роль. Поколения идут вместе с новыми трендами, тренды развиваются с технологиями, технологии ведут к перепроизводству и часто удешевлению процессов, в силу международных факторов, влияющих на Россию. Неразвитость технологий и отсутствие четкого понимания у бизнеса  необходимости заботы об окружающем мире, влекут за собой ряд проблем, связанных с необходимостью внедрения новых альтернативных, зеленых технологий, реализации чрезвычайно важных социально-экологических проектов. Вопрос не в модности понятия КСО, а в фундаментальности проблемы. Невозможно сразу создать работающую систему и оперативно адаптировать мировой опыт КСО в России, но возможно воспитывать в сознании общества, бизнеса острую необходимость в социальной ответственности. На мой взгляд, здесь затрагивается и общеобразовательный фактор, фактор дисциплины. И для того, чтобы  Россия социально-экономически развивалась, социальная ответственность  должна стать национальным приоритетом.

Список литературы

  1. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие России: Монография. М.: ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 2010.-164
  2. Корпоративная социальная ответственность [Текст]: учебник/под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. – Москва: КНОРУС, 2016. – 320 с.