Московский экономический журнал 9/2020

image_pdfimage_print

УДК 65.011.56 или 007.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10605

ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР ИЛИ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

THE DIGITALIZATION AND THE CLOUD TECHNOLOGY: A WASTE OF MONEY OR COMPETITIVE ADVANTAGE FOR SMALL BUSINESSES

Фомин Александр Анатольевич, к.э.н., профессор кафедры экономической теории и менеджмента, Государственный университет по землеустройству,

Фомина Мария Александровна, ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» 

Fomin Alexander, Ph. D., Professor of the Department of economic theory and management of the State University of land use planning, agrodar@mail.ru

Fomina Maria, State university of land use planning, Moscow, Russia,  mariafommary@gmail.com 

Аннотация. В информационный век компаниям в различных сферах, особенно в IT, приходиться моментально приспосабливаться к стремительным изменениям рынка. Становиться сложнее формировать устойчивые конкурентные преимущества, которые можно было оперативно внедрять в процесс работы сотрудников без дополнительных трат на обслуживание или обучение. Какие же возможные сервисы существуют уже на данный момент, и насколько издержки использования различных ПО и облачных технологий способствуют наращиванию конкурентных преимуществ и позволяют занять свою нишу бизнес-единицам? Ответ на данный вопрос позволит выработать ряд рекомендаций по модификации операционной и финансовой деятельности для предприятий малого и среднего бизнеса.

Summary. In the information age, companies in various fields, especially in IT, have to instantly adapt to rapid market changes. It is becoming more difficult to create sustainable competitive advantages that could be quickly implemented in the work process of employees without additional expenses for maintenance or training. What possible services already exist at the moment, and how much do the costs of using various software and cloud technologies contribute to building up competitive advantages and allow business units to occupy their niche?

The answer to this question will allow us to develop a number of recommendations on the modification of operational and financial activities for small and medium-sized enterprises.

Ключевые слова: цифровизация, облачные технологии, конкурентные преимущества.

Keywords: digitalization, cloud technology, competitive advantages.

Многие компании в связи с пандемией и возникшим кризисом смогли приспособиться к жестким ограничениям и условиям по всему миру. Остаться на рынке и не обанкротиться позволила, конечно, повсеместная цифровизация, IT-решения стали еще более ценным ресурсом. Сложившееся ситуация позволила фирмам выйти из консервативного застоя в области внедряемых и используемых сервисов и физической привязки бизнеса (офлайн деятельность). IT-компании, у которых до кризиса услуги предоставлялись благодаря онлайн-решениям (доставка, онлайн-шопинг и др.), удержали свой статус на рынке, а порой даже не справлялись с увеличенным трафиком заказов.

Чтобы компании и впредь были готовы к новым потрясениям, разберем ряд технологий устойчивости и экономии, которые в современном мире стоит внедрять повсеместно, чтобы эффективность компании и ее IT-отдела набирала свои мощности.

Переход в облако

Одна из самых распространенных и известных способов минимизации издержек – это переход к облачной инфраструктуре. Однако для каждой из отраслей существуют множество препятствий при переходе к данному сервису:

  • Реорганизация процессов и методик работы;
  • Зависимость от провайдера сервисов;
  • Более сложный контроль данных;
  • Более сложные решения по целостности данных и информационной безопасности;
  • Рост уровня сложности проектирования комплексных систем;
  • Сложность интеграции данных;
  • Реорганизация модели отказоустойчивости и резервирования данных;
  • Слабо контролируемые обновления;
  • Рост зависимости от стабильности доступа.

Более того, многие компании осуществляют переход к облаку скорее для ускорения процесса выхода на рынок, а не для сокращения расходов. Внедрение облака хранения не замедляют свою тенденцию среди организаций малого и среднего бизнеса, что позволяет конкурировать с лидерами рынка.

Также, переход в облако минимизирует временные затраты на управление несовместимыми приложениями, которые, по данным отчета Techaisle составляют для владельцев компаний малого и среднего бизнеса в среднем почти целую рабочую неделю.

В 2022 г. согласно данным Gartner примерно 60% компаний будут пользоваться услугами облачных сервисов, если сравнивать с 2018 г., то количество таких организаций вырастет в два раза. Поэтому в 2020 г. ожидается всемирная тенденция роста частных облачных провайдеров на 17%. Ожидаемые расходы организаций по переходу к облачному хранению оцениваются в $ 266,4 млрд.

Однако многие прогнозы на 2020 год были пересмотрены после кризисного периода, катализатором которого была пандемия коронавируса. К примеру, ожидается сокращение IT-технологий до 50% согласно Forrester research. Но стоит отметить, что несмотря на прогнозы снижение спроса будут не во всех сегментах IT— увеличатся расходы на облачные технологии, специализированное программное обеспечение, коммуникационное оборудование и телекоммуникационные услуги, что позволит организациям осуществить безболезненный переход на дистанционный режим работы и обучения. Так как за время введения жесткого режима карантина многие компании пересмотрели свои взгляды на вид работы – все больше привлекают или переводят сотрудников на дистанционную.

На данный момент усовершенствование и поддержка IT-системы без существенных затрат стало доступно благодаря облачным сервисам. Именно ради оптимизации расходов, по данным OpsrampSkyhighnetworks и Directive, переезжают в облако в 47% случаев.

Такая статистика связана с неравномерной загрузкой серверов, платформ, приложений и т.д. многих онлайн-компаний. Самый простой пример – это интернет-магазины во время больших распродаж, как «черная пятница» или «кибер-понедельник». В такие периоды требуется больше вычислительных мощностей, но иметь постоянные расходы на пользование такой инфраструктуру постоянно — дорого и нерационально. 

В облачном сервисе задачи по рациональному использованию виртуальных мощностей решаются с помощью автоматического масштабирования. Ритейл компании получают их у провайдера, и будут изменяться в зависимости от количества пользователей, совершающих покупки. Это позволяет регулировать расходы организаций, так как оплата будет совершена только за использованные серверные мощности.

Компаниям не приходится приобретать, обслуживать и обновлять собственные компьютерные системы, они могут оплачивать только необходимые вычислительные ресурсы по мере их использования.

При использовании комплексного облачного сервиса, в которое, помимо бизнес-приложений, входят средства обеспечения безопасности, задачи защиты данных самой организации и пользователей (клиентов) можно делегировать на интеллектуальные средства безопасности и заниматься основной деятельностью без опасений.

Автоматизация разработки софта в облачных сервисах

Спрос на облачные платформы растет, так как это позволяет автоматизировать операции тестирования кода, сборки приложений из компонентов, доставки обновлений до пользователей, что очень важно для компаний, работающих по разным моделям: IaaS, PaaS и SaaS.

IaaS (Infrastructure as a Service) — вычислительная инфраструктура (серверы, хранилища данных, сети, операционные системы), которая предоставляется клиентам для разворачивания и запуска собственных программных решений.

При использовании такой модели вы получаете полные административные права внутри арендованных виртуальных серверов. Однако все настройки операционных систем этих серверов придется выполнять самостоятельно.

PaaS (Platform as a Service) — это готовые инструменты, развернутые в облаке. Например, к ним относят системы управления базами данных, среды машинного обучения и аналитики больших данных. Эти вычисления и данные облачных провайдеров необходимо настраивать под требования компании, но нет необходимости в выстраивании с нуля. Большое преимущество — организации не нужно следить за настройками, обновлениями и безопасностью, операционная поддержка ложится на самих провайдеров. Более того, около 50% решений, которые предлагают сегодня облачные провайдеры, доступны только в облаке — больше нигде их нельзя получить.

SaaS (software as a Service) — это модель предоставления лицензии на программное обеспечение по подписке, облачное решение, т.е. находящееся на серверах в интернете. К таким приложениям, работающим по данной модели относятся: «Битрикс24», Skype для бизнеса и др.

Важные задачи при разработке SaaS – это своевременная модификация и обновление новых функций, так как это основное конкурентное преимущество на данном рынке. А также при этом необходимо мгновенно исправлять ошибки и не допустить падения сервиса, так как много недовольных пользователей – это мгновенная огласка в СМИ, что подрывает доверие к компании.

При различных облачных моделях использования программного обеспечения позволяет, один раз подписавшись на услугу, как угодно менять не только количество рабочих мест, но и объем используемой функциональности. Автоматические обновления и исправления устанавливаются сами, участия внутренних IT-специалистов не нужно. Такая же ситуация с серверными приложениями — за них, включая администрирование, обновление и безопасность, отвечает провайдер.

Кто сегодня пользуется облачными решениями

Аналитики компании Intuit предложили разделить все компании малого и среднего бизнеса, использующие облачные технологии, на четыре категории:

  • «Plug-in players»: игроки, которые подключаются к сервисным платформам или продуктам, предоставляемым другими компаниями, и создающие на их основе свой нишевой бизнес.
  • «Portfolioists»: в основном это фрилансеры (самозанятые), которые задействуют облачные службы для работы и общения с коллегами.
  • «Hive»: сообщества профессионалов, которые используют облачные сервисы для формирования гибких продуктивных команд, выполняющих определенные задачи.
  • «Head-to-headers»: малые компании, которые благодаря облачным технологиям могут в своих сегментах почти на равных конкурировать с крупными игроками.

Лидерам рынка стоит особенно внимательно присмотреться к последней категории — такие компании сегодня работают буквально на всех рынках и во всех сферах, и они, без преувеличения, очень конкурентноспособны и в геометрической прогрессии нарабатывают мощности.

Заключение

Согласно совместному исследованию Microsoft и SuperJob, 78% руководителей, 53% сотрудников и 71% менеджеров по работе с персоналом считают, что технологии мобильной и совместной работы нужны для улучшения бизнес-показателей, а исследование The Economist показывает, что сотрудники компаний, активно внедряющих мобильные технологии, стали трудиться на 16% продуктивнее, что эквивалентно 6,4 часа работы в 40-часовую рабочую неделю.

Также сильным показателем является, что подавляющее большинство компаний в финансовом секторе, здравоохранении и розничной торговли, постепенно переходят к модели «Сloud only» (использование только облачных сервисов).

Все эти тенденции отражают текущий этап диджитализации бизнеса в мире и в России. В 2020 году все новые рутинные операции в инфраструктуре можно задействовать через провайдеров инфраструктурных и платформенных облачных сервисов, а экспертизу получить от компаний, предоставляющих консалтинг, интеграцию, IT-аутсорсинг, аутстаффинг.

Передача рутины или высокоэкспертных задач на аутсорс помогает компаниям фокусироваться на собственном бизнесе, а дополнительные сервисные подразделения и капитал наращивать только тогда, когда это оправдано.

В такой гибридной экосистеме способность работать с IT-системой, которая основывается на внешних сервисах, создавать и поддерживать рабочие процессы и видеть направления будущего развития поможет бизнесу адаптироваться и быть готовыми к любым кризисам.

Литература

  1. Фомин А.А., Шаповалов Д.А, Лепехин П.П. Создание общедоступных информационных систем управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве // Московский экономический журнал, 2019, № 1. С. 45
  2. Фомин А.А. Проект «Цифровое сельское хозяйство»-драйвер инновационного развития АПК // АПК: Экономика, управление. 2019. № 11. С. 72-76.
  3. Летунов И. Кризис и 5 векторов развития ИТ-систем, чтобы снизить расходы бизнеса / Летунов И. – Текст: электронный // Журнал Mail.Ru Cloud Solutions: Интернет-портал. – URL: https://mcs.mail.ru/blog/5-vektorov-razvitiya-it-sistem-chtoby-snizit-raskhody (Дата обращения 15.07.2020).
  4. Фомин А.А., Михайлина Е.И. Анализ основных рынков продовольствия в условиях распространения короновируса COVID-2019 и перспективы выхода из кризиса. Московский экономический журнал. 2020. № 5. С. 37.