Московский экономический журнал 9/2020

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10646 

АНАЛИЗ СПРОСА НА ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТУРИЗМ: «ПУШКИНСКИЕ МЕСТА» 

ANALYSIS OF DEMAND FOR LITERARY TOURISM: «PUSHKINSKY PLACES»

Шерстянкина Любовь Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МАОУ Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Нижний Новгород

Яшкова Наталья Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения, Нижегородский филиал, г. Нижний Новгород, Нижегородский инженерно-экономический университет, Княгинино

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Соловьева Юлия Алексеевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Sherstyankina L.L., shlubov@list.ru

Yashkova N.V., nv-jaschkova@yandex.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Solovyeva J.A., Alexeevna.iul@yandex.ru

Аннотация. В статье описаны результаты исследования отношения и факторов выбора продуктов в сегменте внутреннего туризма, в частности, литературного туризма и мест, посвященных А.С. Пушкину. Исследование было проведено среди жителей Нижнего Новгорода. Изучению подверглись такие категории как гендерная принадлежность потребителей, знание жизни поэта, его произведений, мест, связанных с ним, частота их посещений важность соотношения «цена-качество». Выводы статьи соответствуют проведенному исследованию.

Summary. The article describes the results of a study of the attitude and factors of choosing products in the segment of domestic tourism, in particular, literary tourism and places dedicated to A.S. Pushkin. The study was carried out among residents of Nizhny Novgorod. The study covered such categories as the gender of consumers, knowledge of the poet’s life, his works, places associated with him, the frequency of their visits, and the importance of price-quality ratio. The conclusions of the article are consistent with the research conducted.

Ключевые слова: услуги, внутренний туризм, литературный туризм, факторы формирования спроса, опрос, исследование.

Keywords: services, domestic tourism, literary tourism, factors of demand formation, survey, research. 

Введение

В непростой год для индустрии туризма возросло значение и появился интерес к внутреннему рынку данной отрасли. В России туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями страны и её народа [4]. Культурно-познавательный туризм всегда был наиболее востребован у российских туристов, отдающих свое предпочтение путешествиям по родной стране.

В последние годы на рынке турпродуктов замечена тенденция к развитию видового туризм, в частности, в познавательном туризме выделяют литературный туризм как отдельное, самостоятельное направление [3]. Именно к этому виду туризма проявляют интерес школьники, родители и соотечественники, путешествующие по стране [1,2]. Перед туроператорами стоит непростая задача выявить актуальные маршруты. С этой целью было выполнено исследование, результаты которого, представлены ниже.

Цель исследования: выявление потребностей потенциальных туристов и их актуальности в посещении мест, где побывал Александр Сергеевич Пушкин.

Методом маркетингового исследования является опрос в Google-форме с целью изучения туристической привлекательности пушкинских мест. В данном опросе приняли участие 53 респондента, которые отвечали, как на закрытые, так и на открытые вопросы. Участие принимали женщины и мужчины. В возрасте от 18 до 27 лет.

Как видно из рис. 1, большинство опрошенных составили – женщины (60,4%), мужчины (39,6).

Большинство респондентов читали произведения Александра Сергеевича Пушкина и их 88,7%, но нашлись и те, кто не смог вспомнить ни одного из прочитанных произведений.

Из видов произведений, которые были прочитаны, для большинства респондентов больше всего запомнилось – различные сказки и рассказы – 85%, остальные запомнили поэмы (рисунок 3).

На вопрос «какие пушкинские места в России вам известны?» 83% опрошенных считают Большое Болдино самым известным местом, небольшая часть (1,9%) опрошенных не знают пушкинских мест (рисунок 4).

Так как опрос проводился среди нижегородцев, то 83% респондентов уже побывали в Большом Болдино, поэтому это место стало лидером опроса, на втором месте — известное пушкинское место – Царское село.

39,6% респондентов нечасто посещают пушкинские места, и лишь 24.5% опрошенных стараются посещать места знаменитого автора поэм, сказок, стихов и не только регулярно, чтобы открыть для себя что-то новое (рисунок 5).

Как видно из рисунка 6 — 54,7 % опрошенных не планируют посещать пушкинские места, и 45,3% участников хотели бы посетить или побывать в местах Александра Сергеевича вновь.

  1. Обсуждение. Таким образом, большинство всех опрашиваемых читали произведения автора Пушкина А.С., и больше всего запомнились сказки автора, скорее всего потому, что именно их читали в детстве всем детям и изучали стихотворения и поэмы в школе. Многим известны и интересно посещать пушкинские места, а самое известное и посещаемое место знаменитого автора сказок — это красивое местечко — Большое Болдино, но посещают данное место не так уж и часто, и в дальнейшем большинство опрошенных не собираются дальше посещать и узнавать пушкинские места.
  2. Выводы. Как мы видим из результатов проведенного исследования развитие литературного турима, безусловно, связано с развитием определенной локации и известности личности. Не самое последнее место в развитии литературного туризма играет роль уровень инфраструктуры территории: чем лучшее она развита, тем более привлекательнее место для туристов. Следующий фактор, на который необходимо обратить внимание – продвижение территории, так как даже нижегородцы лишь слышали о Большом Болдино, но лишь малое число жителей посещали его. Продвижение территории в контексте личности – главная задача в развитии литературного туризма.

В связи с этим, учитывая результаты исследования, необходимо расширять и развивать литературный туризм, который может послужить одним из драйверов развития внутреннего туризма.

Литература

  1. Асанова Д.В., Ивлев Д.С., Карасев И.Е. Современное состояние литературного туризма в России В сборнике: Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы. Сборник статей по материалам 4-й международной студенческой научно-практической конференции. 2019. С. 157-160.
  2. Котова П.С. Литературный туризм как вид туризма В сборнике: Молодые исследователи — регионам. материалы Международной научной конференции: в 3 томах. 2019. С. 563-564.
  3. Чуйкина В.С. Современное развитие литературного туризма в России В сборнике: Геосфера. Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Ответственный редактор А.М. Фархутдинов. Уфа, 2019. С. 372-373.
  4. Шерстянкина Л.Л., Булганина А.Е., Булганина С.В., Погодина Т.В. Исследование спроса на образовательный туризм молодежью //Образование и наука в современном мире. Инновации. 2020. № 1 (26). С. 96-106.

Referents

  1. Asanova D.V., Ivlev D.S., Karasev I.E. Sovremennoe sostoyanie literaturnogo turizma v Rossii V sbornike: Molodezhnyj turizm v Rossii: resursy, tendencii, perspektivy. Sbornik statej po materialam 4-j mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 157-160.
  2. Kotova P.S. Literaturnyj turizm kak vid turizma V sbornike: Molodye issledovateli — regionam. materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: v 3 tomah. 2019. S. 563-564.
  3. Chujkina V.S. Sovremennoe razvitie literaturnogo turizma v Rossii V sbornike: Geosfera. Sbornik nauchnyh statej studentov, magistrantov, aspirantov i molodyh uchenyh. Otvetstvennyj redaktor A.M. Farhutdinov. Ufa, 2019. S. 372-373.
  4. Sherstyankina L.L., Bulganina A.E., Bulganina S.V., Pogodina T.V. Issledovanie sprosa na obrazovatel’nyj turizm molodezh’yu //Obrazovanie i nauka v sovremennom mire. Innovacii. 2020. № 1 (26). S. 96-106.