Московский экономический журнал 9/2020

image_pdfimage_print

УДК 330

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10642

СТРАТЕГИИ И СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ АКТИВНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

STRATEGIES AND WAYS TO ACHIEVE ACTIVE LONGEVITY UNDER ECONOMIC SANCTIONS

Бурцева Татьяна Александровна, д.э.н., доцент, профессор кафедры статистики, МИРЭА — Российский Технологический Университет

Сидоров Андрей Алексеевич, МИРЭА — Российский Технологический Университет

Шапетько Леонид Алексеевич, МИРЭА — Российский Технологический Университет

Аннотация. Авторами проведено исследование проблем достижения активного долголетия в условиях экономических санкций. В результате обоснована актуальность исследования для исполнения стратегических задач России, выявлена наиболее привлекательная стратегия регионального развития в сфере активного долголетия. Представлен обзор лучших способов реализации активного долголетия и предложены рекомендации.

Summary. The authors conducted a study of the problems of achieving active longevity in the context of economic sanctions. As a result, the relevance of the study to fulfill the strategic objectives of Russia is substantiated, the most attractive regional development strategy in the field of active longevity is identified. A review of the best ways to implement active longevity is presented and recommendations are made.

Ключевые слова: активное долголетие, способы достижения активного долголетия, санкции, старение населения.

Keywords: active longevity, ways of achieve active longevity, sanctions, population aging.

  1. Обоснование проблемы исследования

Старение населения является мировой проблемой охватывающей экономики с совокупностью долей 78% мирового ВВП по подсчетам аналитиков Morgan Stanley. К 2100 году по прогнозам ООН население мира сохранит устойчивую тенденцию роста и достигнет рекордной отметки в 11,2 млрд. человек [1], более чем четверть из которых — люди в возрасте 60 лет и старше [2]. В 2018 году впервые в истории численность населения в возрасте 65 лет превысила численность населения в возрасте до 5 лет [3] и уже сейчас статус «возрастная страна» носят не только развитые страны Европы, но и многие другие страны — США, Китай, Канада, Индия, ЮАР, Мексика, Аргентина, Индонезия и, в том числе, Россия. Из-за этого мировой рост трудоспособного населения замедляется: в 2016 г. – 1% против 1,6% в среднем ежегодно за предыдущие 20 лет. Данный фактор приводит к росту демографической нагрузки (числа пенсионеров и детей по отношению к работающему населению) и старению самой рабочей силы. Доля работников 55–64 лет в мире с текущих 13% возрастет за следующее 10-летие до 15% против стабильных 10% в предыдущие пять десятков лет [4, c. 3]. Мировой опыт подтверждает, что пожилые люди в странах с высоким уровнем дохода находятся в поисках новых альтернатив традиционным жизненным этапам. К примеру, по данным исследований в Соединенных Штатах, было выявлено, что большинство людей, приближающихся к традиционному пенсионному возрасту, на самом деле не желают выходить на пенсию [5].    

Из представленного выше списка «возрастных стран» России приходится решать сразу две неразрывно связанных между собой проблемы, а именно: старение населения и санкции, причем последние не только со стороны стран запада. По оценкам экономистов потери России от санкций хоть и составили 800 млрд. руб., но не были единственной движущей силой кризиса в стране [6, с.7]. То есть введенные западом санкции еще больше усугубили и без того кризисную ситуацию в стране.

По данным Росстата, представленным на рисунке (рис.1), в России продолжают трудиться 14,7% женщин и 5,2% мужчин пенсионеров. [7, 119]

Исходя из этого изменение границ пенсионного возраста в России изменит картину, это приведет к смене стратегий, потребует внедрения новых типов старения. По мнению американских психологов, выделяются следующие пять индивидуальных типов старения:

  • Регрессия. Пожилой человек возвращается к прошлой форме поведения.
  • Бегство. Пенсионер меняет место жительства, чтобы избежать необходимости решать проблемы.
  • Изоляция. Пожилой человек становится пассивным, не участвует в жизни общества.
  • Эгоистичный. Престарелый человек стремится привлечь к себе внимание окружающих.
  • Активная старость. Пенсионер стремится участвовать в общественной жизни, решает проблемы со здоровьем, наличием недомоганий.

Изменение ситуации в России потребует от общества и лиц предпенсионного и пенсионного возрастов реализации пятого типа старения. Данный тип старения определяется необходимостью реализации концепции здоровой старости, основной целью которой является поддержание функциональной способности, обеспечивающей благополучие в пожилом возрасте.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), под активным старением понимается, прежде всего, процесс оптимизации возможностей для обеспечения здоровья, участия в жизни общества и защищенности человека с целью улучшения качества его жизни в ходе старения.

Стратегия, направленная на реализацию концепции здоровой старости — это стратегия активного долголетия. Она является общемировым стандартом, установленным ВОЗ.          

Ведущая группа иностранных ученых Университета Вашингтона, медицинский журнал Lancet, опираясь на данных=е с 1990 по 2017 год, в 2019 году установила мировой средний возраст старения, к которому накапливались несколько «старческих» болезней. Он составил в среднем 65 лет. Наступает у жителей разных стран в разное время:

  • в Японии и Швейцарии в среднем в 76 лет,
  • в Центрально-Африканской Республике – в 53 года,
  • в Афганистане – в 51 год, а в Папуа – Новой Гвинее – вообще в 45 лет.

Россию ученые отнесли к числу стран, население которых стареет быстрее, чем в среднем в мире: уже к 59 годам у россиян обычно накапливается характерный для преклонного возраста набор болезней. [8, с. е164]. Графическое изображения рейтинга остальных стран представлено на рисунке (рис.2).

Отечественные ученые еще раньше делали подобные выводы. В 2017 году Анатолий Вишневский, директор Института демографии НИУ «Высшая школа экономики», писал: «Хронологическое старение идет везде, но получается, что наших 60-летних надо сравнивать не с 60-летними итальянцами или японцами, а с 70-летними. Доля населения старше 60 лет в России – 20%, а в Японии доля населения старше 70 лет – 18%. Если у нас люди достигают порога старения раньше, чем в других странах, то раньше возникают и все те сложности, с которыми пожилое население обращается к социальным системам: лечение, обслуживание и т.д.». Исходя из вышеизложенного, реализация концепции здоровой старости для России крайне актуальна.

Исследования также находят свою актуальность в стратегических задачах России. Президент России в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставил цель к 2030 г. повысить ожидаемую продолжительность жизни населения России до уровня развитых стран. [9]

Исходя из рейтинга качества жизни, предоставляемого ООН за период с 1990 по 2017 годы, Россия входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития, которую составляют 59 государств, и находится на 49 позиции [10, c.26](рис.3)

Однако, учитывая достаточно высокое положение в выше представленном рейтинге уровня человеческого развития Российская Федерация по данным Всемирного Банка, представленным на рисунке (рис.4) еще далеко до уровня развитых стран (клуб 80+), хотя и заметна тенденция к улучшению за последние 15 лет.

Анализ данных, представленных в таблице ожидаемой продолжительности жизни в регионах России за 2018 год (таблица 1) показывает, что лишь 1 регион – Республика Ингушетия в состоянии войти в клуб 80+.

Согласно уточненному демографическому прогнозу Росстата от 28 декабря 2019 года расчет численности населения осуществляется в 3-х вариантах- низкий, средний и высокий прогнозы- базирующиеся на основе различных гипотез касательно будущих тенденций миграции, рождаемости и смертности. В высоком варианте прогноза ожидаемая продолжительность жизни возрастет с 73,53 лет в 2019 году до 81,66 лет в 2035 году, при снижении разницы в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами до 6,4 лет. (78,26 и 84,66 лет у мужчин и женщин, соответственно). В среднем варианте прогноза ожидаемая продолжительности жизни возрастет с 73,42 лет в 2019 году до 79,1 лет в 2035 году, при разнице в продолжительности жизни в 7,5 лет (75,18 и 82,69 лет у мужчин и женщин, соответственно). В низком варианте прогноза ожидаемая продолжительность жизни вырастет с 73,31 лет в 2019 году до 75,40 лет к концу 2035 года, с разницей в 8,4 летней продолжительности жизни (71,12 и 79,51 лет мужчин и женщин, соответственно) [11]. Исходя из представленных данных видно, что поставленная стратегическая цель по увеличению ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет к 2030 году не может быть в полной мере быть выполненной даже в высоком варианте прогноза без каких-либо изменений. Причины этого в следующем:

  • на среднюю продолжительность жизни в России оказывают влияние географические факторы — в первой десятке (табл.1) регионы, имеющие хорошую экологическую обстановку — Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика., Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика;
  • одной из особенностей достижения долголетия в России является отсутствие традиций установки на долгую жизнь и систематического контроля своего здоровья.

В подтверждение сказанного выше, на рисунке (рис.5) представлена доля населения в возрасте 65–74 лет и в возрасте 75 лет и старше с ограничениями, связанными с выполнением одного или нескольких основных видов повседневной деятельности (ВПД), по странам [5]. Как видно из рисунка, в России максимальная доля населения в возрасте 65–74 лет и в возрасте 75 лет и старше с ограничениями, связанными с выполнением одного или нескольких основных видов повседневной деятельности среди стран мира.

Согласно распоряжению правительства Российской Федерации №164-р от 5 февраля 2016 г. «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» хронической патологией страдают около 80 процентов лиц старшего поколения. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается четыре — пять различных хронических заболеваний. Затраты на медицинскую помощь пациенту 70 лет и старше превышают стоимость лечения 16 — 64-летних в 7 раз. [12, с.7]

Можно предположить, что экономические санкции стали фактором данного процесса. Однако по результатам опросов Фонда общественного мнения россияне считают, что нет (рис.6). [13]

Как уже было отмечено данные санкции носят двусторонний характер учитывая фактор, что западные санкции лишь усугубили и без того кризисное положение вызвав подорожание товаров на фоне обесценивания национальной валюты, могли на первый взгляд быть не заметны опрошенным. Однако ответные санкции в виде продовольственного эмбарго 2014 года нанесли гораздо больший ущерб непосредственно населению. От введения эмбарго цены на продукты питания меньше не стали, наряду с этим появилась практика замещения натуральных продуктов суррогатами, что безусловно крайне негативно сказывается на здоровье в особенности пожилого населения страны. По результатам опросов Фонда общественного мнения, представленным на рисунке (рис.7), все больше респондентов сомневаются в правильности такого рода ответных мерах. Фактор негативного влияния употребления продуктов питания с замещение натуральных продуктов суррогатами в период продуктового эмбарго требует дополнительного исследования.

Стоит также отметить, что в условиях экономических санкций средства на социальные программы и проекты являются весьма ограниченными.

Можно предположить, что реформирование системы здравоохранения и сокращение численности врачей стало причиной раннего старения населения РФ. По данным Всемирного Банка на 1000 человек населения в России приходится всего 4 врача. (рис.8). Что снизило результативность работы и лечения населения.

Однако, как представлено на рисунке (рис.9) тенденция роста для всех стран и России в целом по одному из важнейших индикаторов.

Исходя из вышеизложенного, актуальность исследования также базируется на проблемах связанных с исполнением стратегических целей государства, учитывая санкционную составляющую. Так как помимо внутренних проблем страны добавляются внешние такие как введенные антироссийские санкции, и более того контрсанкции, которые также оказывают огромное влияние на благополучение населения страны.

2. Результаты исследования и выводы    

По результатам исследования:

  1. Старость и «Возраст» не являются синонимами, так в разных государствах старость наступает в разных возрастных категориях и где-то человек в 45 лет уже обладает несколькими «старческими» болезнями, а где-то только в 76 лет. Многие люди, приближающиеся к традиционному пенсионному возрасту, рассматривают возможность не выходить на пенсию.
  2. Выявлено, что население России старее населения многих развитых стран потому, что старость здесь наступает раньше, а не потому, что дольше живет.
  3. Явно обозначено, что проблема старения населения требует комплексных стратегических и системных ответных мер со стороны общества.
  4. Установлено, что в России, как и в развитых станах, здоровье пожилых людей не соответствует росту продолжительности жизни. [5]
  5. Выявлено также, что наряду с развитыми странами в РФ действующие системы здравоохранения недостаточно ориентированы на оказание той помощи, которая требуется пожилым людям, даже в странах с высоким уровнем дохода, а модели обеспечения долгосрочной помощи являются недостаточными и нестабильными, а физические и социальные условия сопряжены с достаточным количеством барьеров и сдерживающих факторов, препятствующих как поддержанию и сохранению здоровья, так и активному участию в жизни общества пожилых людей. [5]
  6. Установлено, что введенные западом санкции лишь усугубили и без того предкризисную ситуацию в стране, также особое внимание было уделено и ответным санкция, популярность у населения, которых также начала спадать, так как они также, как и санкции извне негативно влияют на благополучие и здоровье граждан, и само наличие санкций серьезно задерживает реализацию пятого типа старения.
  7. Показана невозможность исполнения стратегических документов касательно увеличения ожидаемой продолжительности жизни до 80 лет к 2030 году даже в высоком варианте прогноза, предоставленного Росстатом, если не предпринять мер, направленных на улучшение ситуации.

На данный момент многие регионы Российской Федерации осуществляют несколько основных стратегий государственного управления в сфере активного долголетия:

  • стратегию активного участия,
  • децентрализованного регулирования,
  • смешанную стратегию.

Суть стратегии активного участия заключается в финансировании и создании различных форм активного долголетия для граждан 3 поколения: баз отдыха, туристических центров, кружков, спортивных клубов, соревнований и т.д.

Стратегия децентрализованного регулирования предполагает, что регион не формирует собственную программу активного долголетия, а главную роль в программах активного долголетия предоставляется общественным организациям, фондам, частным специализированным учрежденим, роль государства — создать им необходимые правовые, экономические и иные условия и осуществлять ключевые мероприятия повышения качества жизни пожилого населения с помощью ведомственных министерств (здравоохранения, труда и социальной защиты, спорта и туризма и т.п.).

Смешанная стратегия, в свою очередь, используется в регионах, правительство которых заинтересовано в использовании потенциала и возможностей людей престарелого возраста. По отношению к государственным организациям региональное правительство использует стратегию активного вмешательства, к прочим — стратегию децентрализованного регулирования (это характерно, например, для Свердловской области).

Авторами исследования, исходя из отечественного опыта, также представлен обзор лучших способов реализации активного долголетия:

  • В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре с 2012 года активно используется технология семейного ухода за пенсионерами «Приемная семья для пожилого гражданина», которая предусматривает совместное проживание и ведение хозяйства одиноких граждан старшего поколения, которые не могут по состоянию здоровья выполнять повседневные задачи, и их помощников, назначаемых государством.
  • В Хабаровском крае реализуется проект «Соседская помощь». Он направлен на максимально возможное продление пребывания граждан в домашних условиях и поддержание их социального, психологического и физического состояния на достойном уровне.
  • В СМИ областного и муниципального уровней в 2018 году было организовано 265 радиоэфиров, 414 телевизионных передач, 910 публикаций в периодических печатных изданиях, 615 материалов было размещено в сети Интернет.
  • В качестве групповой и индивидуальной профилактики в Московской области организованы и успешно функционируют 28 Центров здоровья для взрослого населения.
  • В Нижегородской области в соответствии с законом «О физической культуре и спорте в Нижегородской области» правом пользования на безвозмездной основе спортивными сооружениями, находящимися в государственной собственности, обладают неработающие пенсионеры, по возрасту зачисленные в оздоровительные группы при данных учреждениях.
  • В городе Москве уже несколько лет в целях улучшения качества жизни пенсионеров реализуется программа «Московское долголетие». Все желающие пенсионеры могут записаться на спортивные секции по интересам различного направления: общая физическая подготовка, занятия на спортивных тренажерах, плавание, танцы, скандинавская ходьба, шашки и шахматы.
  • В Ивановской области реализуется проект «Одиссея путешествий», где пожилые граждане обучаются в Школах социальных экскурсоводов. Они овладевают теоретическими знаниями и практическими навыками социального туроператора и социального экскурсовода на основе принципа добровольчества.
  • В Орловской области получили распространение и показали свою эффективность специализированные ярмарки вакансий по пенсионеров.
  • В Хабаровском крае активно функционирует проект «Университет третьего возраста», в рамках которого ежемесячно проводятся занятия на различных факультетах, таких как «Школа здоровья», «Храм души», «Прикладное творчество», «Виртуальный туризм», «Школа безопасности», «Школа психологической грамотности», «Музыкотерапия», «Синема-терапия».
  • В регионах реализуются мероприятия по повышению доступности медицинской помощи, обеспечению граждан старшего поколения диспансеризацией и профилактическими осмотрами, включая граждан, проживающих в сельских территориях.
  • В Калужской области для оказания медицинской помощи гражданам старшего поколения, широко используются имеющиеся при поликлиниках дневные стационары. Кроме этого, для маломобильных граждан старшего поколения в Калужской области организована доставка лекарств на дом медицинской и патронажной службой, а также социальными работниками. За 2018 год 9801 человек из числа граждан старшего поколения и инвалидов воспользовались данной услугой.
  • Также отдельно стоит отметить 30 — летний опыт работы клуба любителей бега «Пульс» в г. Калуге, Калужская область. Данный клуб проводит мероприятие «Олимпиада третьего возраста», участвуют в которой пенсионеры из команд городских советов ветеранов городов Калужской области. Также на некоторых предприятиях Калужской области были созданы группы оздоровительной направленности, в которых опытные инструкторы по спорту занимаются с пенсионерами.
  • В Тверской области действует ряд туристских маршрутов и экскурсий для туристов старшей возрастной категории: лечебно-оздоровительные маршруты с экскурсионно-развлекательной программой.

Достижение активного долголетия в России:

  1. обеспечит людям пенсионного возраста достойный уровень трудовой занятости;
  2. создаст условия и возможности пожилым людям для участия без препятствий в волонтерской деятельности;
  3. создаст современные формы интенсификации социальных контактов пожилых людей с окружающим миром: только 40% людей старше 55 лет встречаются несколько раз в неделю с родственниками, друзьями, или коллегами.
  4. сделает доступной и бесплатной высококвалифицированную медицинскую помощь пожилым людям

3. Рекомендации

По рекомендациям ВОЗ — необходимо отказаться от устаревших представлений о старении и основательно пересмотреть и переосмыслить современное понимание старения и здоровья, а также способствовать разработке преобразующих подходов, которые не должны носить директивный характер, а должны укреплять способность пожилых людей к достижению успеха в постоянно меняющихся условиях, в которых им предстоит жить. С экономической точки зрения затраты на пожилых людей следует рассматривать в качестве инвестиций, а не в качестве расходов. Данные инвестиции обеспечивают благосостояние и разнообразный вклад пожилых людей в общество. [5] Структура этих инвестиций и виды эффектов представлены на рисунке (рис.10).

ВОЗ рекомендует следующие приоритеты для реализации активного долголетия:

  • Согласование систем здравоохранения с потребностями групп пожилого населения, которые они обслуживают в настоящее время.
  • Развертывание и развитие систем, направленных на долгосрочную помощь.
  • Создание благоприятных условий для пожилых людей.
  • Совершенствование измерения, мониторинга и понимания.

Помимо приоритетов ВОЗ предлагается следующие стратегии здорового старения:

  • Профилактика хронических состояний или обеспечение их раннего выявления и контроля.
  • Содействие образу жизни, способствующему укреплению жизнеспособности.
  • Устранение барьеров для участия, компенсация потери жизнеспособности.
  • Обеспечение достойного уровня жизни на склоне лет.
  • Поддержка образа жизни, благоприятно влияющего на жизнеспособность.
  • Ведение хронических болезней на поздних стадиях.
  • Обращение вспять или замедление спада жизнеспособности.

Не смотря на введенные санкции, все это необходимо учитывать при разработке мероприятий по реализации принятой в России стратегии действий в интересах старшего поколения.

Как отмечалось выше, регионы Российской Федерации осуществляют три основные стратегии государственного управления в сфере активного долголетия, по мнению авторов именно первый тип стратегий оптимален и необходимо отдавать предпочтение именно этой стратегии государственного управления.  

Исходя из представленного обзора лучших способов реализации активного долголетия, предлагается для реализации стратегии активной старости разработка и реализация проектов он-line университетов третьего возраста в регионах. Актуальность определяется в первую очередь тем, что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые нормативно закреплено понятие непрерывного образования, которое обеспечивает возможность реализации права граждан на образование в течение всей жизни. В среднем формальным и неформальным образованием охвачены 30 процентов взрослого населения страны (в мире в развитых странах доля обучающегося взрослого населения достигает 70 — 80 процентов). 

Цели проекта:

  • формирование информационной культуры людей предпенсионного и пенсионного возраста;
  • создание качественной и доступной системы дистанционного образования для лиц третьего возраста;
  • преодоление информационного неравенства и исключенности из социально-культурной жизни пожилых граждан.
  • создание к 2021 году портала дистанционного обучения для людей предпенсионного и пенсионного возраста

Библиографический список

  1. Организация Объединенных Наций. Народонаселение // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/population/index.html (Дата обращения: 06.01.20).
  2. United Nations Department of Economic and Social Affairs. The world Population Prospects:2015 Revision // [Электронный ресурс]:   Режим доступа: https://www.un.org/en/development/desa/publications/world-population-prospects-2015-revision.html (Дата обращения: 06.01.20).
  3. United Nations. Ageing // [Электронный ресурс]:     Режим доступа: https://www.un.org/en/sections/issues-depth/ageing/ (Дата обращения: 06.01.20).
  4. Бурцева Т.А., Гагарина С.Н., Чаусов Н.Ю. Оценка качества жизни населения старших возрастов при обосновании стратегий активного долголетия в условиях структурных демографических изменений.Вестник университета. 2019;(2):5-12. Режим доступа: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-5-12 (Дата обращения: 06.01.20).
  5. Всемирная организация здравоохранения. Всемирный доклад о старении и здоровье // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/186463/9789244565049_rus.pdf?se (Дата обращения: 06.01.20).
  6. Pestova, Anna and Mamonov, Mikhail, Should We Care?: The Economic Effects of Financial Sanctions on the Russian Economy (July 29, 2019). BOFIT Discussion Paper No. 13/2019. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://helda.helsinki.fi/bof/bitstream/handle/123456789/16219/dppdf?sequence=3 (Дата обращения: 06.01.20)
  7. РОССИЙСКИЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ ЕЖЕГОДНИК. CТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК 2018 //[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/year/year18.pdf (Дата обращения: 06.01.20)
  8. The Lancet Public Health. Научный журнал. Angela Y Chang, Vegard F Skirbekk, Stefanos Tyrovolas, Nicholas J Kassebaum, Joseph L Dieleman : Measuring population ageing: an analysis of the Global Burden of Disease Study 2017 (vol. 4 March 2019) : Pages: e159–67.// [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.thelancet.com/action/showPdf?pii=S2468-2667%2819%2930019-2  (Дата обращения: 06.01.20)
  9. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (Дата обращения: 06.01.20)
  10. Human Development Indices and Indicators. 2018 Statistical Update // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update.pdf (Дата обращения: 07.01.20)
  11. Уточненный демографический прогноз до 2036 года (28 декабря 2019 года). Росстат // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://gks.ru/folder/313/document/72529 (Дата обращения: 07.01.20)
  12. Распоряжение правительства РФ №164-р от 5 февраля 2016 г. «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/government/173 (Дата обращения: 07.01.20)
  13. Санкции: влияние на экономику и на жизнь. Фонд общественного мнения. // [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://fom.ru/Ekonomika/14232 (Дата обращения: 07.01.20)
  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 07.01.20)