http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 9/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 9/2020

УДК 339.972+338.28

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10635 

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

UK’S MILITARY ECONOMIC DEVELOPMENT: MODERN FEATURES AND PROSPECTS

Гусарова Ольга Владимировна, научный сотрудник, Отдел военно-экономических исследований безопасности ЦМБ, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М Примакова Российской академии наук, (ИМЭМО РАН), г. Москва, (e-mail: olgusarova@imemo.ru)

Gusarova Olga V., Research Associate, the Department of Military and Economic Security Research CIS, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO), Moscow 

Аннотация. Великобритания является одной из крупнейших военных держав и крупнейшим производителем вооружения и военной техники не только в Западной Европе, но и в мире в целом. В данной статье рассматриваются основные группы внутрисистемных показателей, характеризующих состояние и тенденции развития военной экономики Великобритании. К ключевым из них относятся уровень финансирования военной организации государства, структура военных расходов, их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны, объем экспорта вооружений и военной техники (ВиВТ). Анализируется их динамика за последние несколько лет, выделяются основные военные проекты, выполняемые министерством обороны. Основные проблемы реализации таких проектов связанны прежде всего с перерасходом средств и увеличением срока реализации проекта или программы. В связи с этим в статье анализируется значение для военного сектора экономики контрактов с единственным поставщиком, как наиболее крупных, на чью долю ежегодно приходится около 50% средств, потраченных министерством обороны на закупку ВиВТ. 

Summary. The UK is one of the largest military powers and the largest arms producers not only in the Western Europe, but also in the world. This article examines the main groups of intra-system indicators that characterize the condition state and the main trends of the UK’s military- economic development. The key ones include the level of financing of the state’s military organization, the structure of the military expenditures, their share in the country’s gross domestic product (GDP), and the volume of arms exports. The article analyzes their dynamics over the past few years and highlights the main military projects of the UK Ministry of Defence. The main problems of such projects as the time-scales and the cost overruns are considered. In this regard, the article analyzes the significance of single source contracts for the military economy, as the largest, whose share annually accounts for about 50% of the procurement expenditures of the UK Ministry of Defence.

Ключевые слова: Великобритания, военная экономика, оборонный бюджет, экспорт вооружений, оборонныезакупки.

Keywords: the UK, military economy, defense budget, arms exports, defenceprocurement. 

Основные военно-экономические показатели

Великобритания является одной из передовых стран мира по уровню военных расходов, стабильно удерживая за собой на протяжении второй половины 2010-х годов седьмое место в рейтинге стран с наибольшими оборонными расходами, однако по итогам 2019 г. Великобритания переместилась на 8-е место, уступив Германии (табл.1). Ее удельный вес в общемировых военных расходах составляет 2,8%[1].

В сентябре 2019 г. был опубликован обзор расходов британского правительства на ближнесрочную перспективу. Согласно ему, бюджет министерства обороны (МО) в 2019-20 фин. г.[2] составит 39,5 млрд. ф.ст., а в 2020-21 фин. г. – 41,3 млрд. ф.ст. [1]. Дополнительные ресурсы, выделенные на оборону, приведут к реальному увеличению основного бюджета МО на 2,6% за год [1], четырехлетнее же увеличение составит около 9,6%, что является самым большим показателем с начала 1980-х годов.

Суммарные же расходы на оборону по всем министерствам и ведомствам составили 45,3 млрд. ф.ст. (60,44 млрд. долл.) в 2018-19 фин. г. и 46,6 млрд. ф.ст. (60,37 млрд. долл.) в 2019-20 фин.г. [2]. Это позволяет Великобритании сохранять расходы на оборону на уровне 2,1–2,2% от ВВП. Согласно официальной статистике Организации Североатлантического договора (НАТО), в настоящий момент Великобритания является одной из шести стран НАТО (помимо США, Греции, Польши, Латвии и Эстонии), чьи траты на оборонные нужды составляют не менее 2% от ВВП (в 2019 г. – 2,13%). В абсолютном исчислении Великобритания тратит на оборонные нужды больше, чем любой другой член НАТО, за исключением США.

Однако согласно данным Комитета по обороне, опубликованным в июле 2019 г., Великобритании удается выполнять свое обязательство как страны-члена НАТО по поддержанию оборонных расходов на уровне не ниже 2% ВВП только благодаря тому, что в последние годы в них были включены несколько статей, которые не учитывались ранее, такие как, например, пенсии и содействие миротворческим миссиям ООН [4]. Без учета же новых статей доля военных расходов Великобритании в ВВП страны неуклонно снижалась на протяжении последних десятилетий, составляя 6% в 1960 г., 4,2% – в 1980 г., 3,3% – в 1993 г., 2,2% – в 2000 г., и 1,8% – в 2018 г. [4]. Аналогичные данные приводит и Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (СИПРИ) [3].

На рис. 1 представлена структура расходов Министерства обороны Великобритании. Рассмотрим ее подробнее.

Целевая структура оборонного бюджета Великобритании довольно стабильна и сбалансирована. Более четверти всех средств направляются на содержание военнослужащих. Эти деньги расходуются исключительно в интересах военнослужащих регулярных войск и резервных сил. В пересчете на одного военнослужащего это составляет более 65 тыс. ф.ст. в год. Содержание гражданских служащих занимает 4,9% бюджета. При этом стоит отметить, что за последние годы доля расходов по этой статье значительно увеличилась (с 0,6% в 2012 г.). Существенной статьей расходов остается строительство военных объектов, при этом наблюдается незначительный рост расходов в этом сегменте – 11,4% в 2018 г., по сравнению с 10,6% в 2017 г.

Приоритетной задачей МО остается повышение уровня технического оснащения ВС Великобритании, при уменьшении количества устаревающей техники до уровня не более 30%. На закупку вооружений и военной техники тратится чуть более 20% бюджета, а на НИОКР – 3,5% (7,69 и 1,33 млрд. ф.ст. соответственно). Великобритания успешно справляется со взятыми на себя обязательствами как страны-члена НАТО расходовать на исследования, разработку и закупку новой техники не менее 20% оборонного бюджета.

Совместно с материально-техническим обеспечением (МТО) средства на программы закупки, модернизации вооружений и военной техники (ВиВТ) составляют более 40% от бюджета МО [7]. Расходы по этим статьям подробно регламентирует «План оснащения вооруженных сил на десятилетний период», ежегодно публикуемый британским министерством обороны.

Еще одним показателем военно-экономическогоразвития является численность вооруженных сил. На протяжении последних трех десятилетий (со времен окончания «холодной войны») численность вооруженных сил Великобритании постоянно сокращается. В соответствии с целями «Стратегического обзора обороны и безопасности» 2015 г. (Strategic Defenceand Security Review 2015, SDSR 2015), одного из основных программных документов британского правительства, к 2020 году необходимое количество полностью подготовленных военнослужащих вооруженных сил[3] Великобритании должно составить 144 200 человек. Однако согласно данным доклада, представленного Парламенту, по состоянию на 1 июля 2019 года численность всех видов ВС Великобритании была уже ниже целевых показателей SDSR 2015 на 2020 год [8]. Помимо общего сокращения ВС, Стратегическим обзором также ставилась задача по увеличению численности обученных резервных сил («Будущие резервы 2020»). Программа «Будущие резервы 2020» была начата еще Коалиционным правительством (2010–2015 годы) с целью расширения численности обученных резервистов вооруженных сил, увеличения обстоятельств, при которых они могут быть развернуты, и лучшей интеграции резервов с регулярной армией. Однако, несмотря на пересмотр критериев, лежащих в основе определения целевых показателей, они в настоящий момент не достигнуты (исключение составляет количество подготовленных резервистов ВВС) (табл. 2).

Одним из важнейших военно-экономических показателей является объем экспорта вооружений и военной техники. Несмотря на то, что экспорт ВиВТ зависит от различных факторов, включая политические, например, готовность правительства разрешить экспорт вооружений в конкретные страны, а также наличия государственных средств для финансирования экспорта, его можно рассматривать как главный показатель конкурентоспособности оборонной промышленности страны на международном рынке.

Великобритания является крупным экспортером оборонной продукции. Согласно официальной статистике Министерства обороны, заказы на экспорт оборонной продукции в 2018 г. составили 14 млрд. ф.ст., что выше уровня предыдущего года (9 млрд. ф.ст.) на 36%. Доля Великобритании на мировом рынке оборонного экспорта в 2018 г. оценивается МО в 19%. По итогам 10-летнего периода Великобритания остается вторым по величине мировым экспортером оборонной продукции после США [9]. Стоит отметить, что в течение многих лет британская статистика формировалась на основе данных по экспортным поставкам из Великобритании. С недавнего же времени МО начало публиковать данные, основываясь на экспортных заказах, которые размещаются на несколько лет вперед, и поставки по которым могут быть скорректированы или вообще отменены.

По данным же Стокгольмского международного института исследований проблем мира, который основывает свою статистику на фактических поставках основных видов обычных вооружений и использует для сопоставления данных по поставкам различных видов вооружений и выявления общих тенденций значение показателя тренда, Великобритания по итогам 10-летнего периода стабильно занимает шестое место среди крупнейших поставщиков [3]. При этом стоит отметить значительное снижение показателя объема экспорта в 2018 и 2019 гг. по сравнению с предыдущими годами.

Крупнейшими рынками оборонного экспорта Великобритании являются Ближний Восток (почти 80% в 2018 г.), Северная Америка и Европа. Авиакосмическая отрасль традиционно превалирует в мировом экспорте вооружений (табл. 3). В Великобритании последние 10 лет на нее приходится более 80% ежегодных заказов (табл. 4). В 2018 г. эта цифра достигла 96% от общей стоимости британского экспорта оборонной продукции [9]. Основу экспорта составляют самолеты «Тайфун» и «Хок» и комплектующие к ним, а также подсистемы, узлы и агрегаты, решения для обслуживания и поддержки самолетов «Торнадо» и F-35 [10].

Непререкаемым лидером оборонной промышленности Великобритании остается BAE Systems. В 2018 г. на его долю пришлось около 15% расходов МО. При этом доля МО в продажах BAE Systems составляла 18% в 2017 г. Для сравнения, на долю МО США в том же 2017 г. пришлось около 70% продаж LockheedMartin. Общая прибыль компании составляет 10,4%, что сопоставимо с уровнем рентабельности таких мировых лидеров как LockheedMartin и Boeing (10% и 11% соответственно). Помимо того, что BAE Systems является одним из крупнейших работодателей и налогоплательщиков Великобритании, его вклад в экономику страны также измеряется объемом инвестиций на НИОКР и объемом экспорта, которые составили 1,2 млрд. ф.ст. и около 3 млрд. ф.ст. в 2018 г. соответственно [13]. На протяжении многих лет компания входит в список крупнейших военно-промышленных компаний мира, занимая в настоящий момент 6-е место. Вторая британская компания из списка – Rolls-Royce, занимает 20-е место [12].

Значение контрактов с единственным поставщиком для военного сектора экономики

Наиболее серьезными проблемами системы оборонной контрактации на сегодняшний день остаются ежегодный значительный перерасход средств и отставание по срокам реализации программ, при том, что контракты на научные исследования, разработку и закупку оборонной продукции занимают практически четверть военного бюджета страны (рис. 1).Согласно «Плана оснащения вооруженных сил на десятилетний период», суммарный перерасход средств по 27 его главным военным проектам к моменту их завершения составит 3280 млн. ф.ст., а срок исполнения будет превышен на 215 месяцев [6, p. 40].Таким образом в среднем, каждый из этих проектов обойдется на 121,5 млн. ф.ст. дороже, а отставание по срокам реализации одного проекта составит 8 месяцев.

Одно из исследований, проведенных в интересах министерства обороны, показало, что по среднему уровню перерасхода средств Великобритания с 8% превосходит США, где аналогичный показатель составляет 25%. Однако по своевременности реализации проектов США со средней задержкой в 25% опережает Великобританию, где задержка от планируемого срока исполнения составляет 32%. По сравнению с Австралией, Великобритания реализует оборонные проекты с более низкой средней задержкой, однако во Франции средняя годовая задержка составляет 1,5 месяца по сравнению с шестью месяцами в Великобритании [14].

Такие международные сравнения довольно условны, так как требуют унификации определений, условий и допущений для разных типов проектов. Однако очевидно, что эффективность оборонных контрактов, и в первую очередь контрактов с единственным поставщиком, может рассматриваться как показатель зрелости системы государственных оборонных закупок. Оборонно-промышленная политика Великобритании определяет основы политики закупок, в то время как эффективность закупок в свою очередь влияет на развитие оборонной промышленности.

Почему контракты с единственным поставщиком или неконкурентные контракты заслуживают отдельного рассмотрения? Во-первых, речь идет о наиболее крупных и затратных проектах. По британскому законодательству закупки у единственного поставщика применяются в обязательном порядке при стоимости контракта выше 5 млн. ф.ст., и, соответственно, под них попадают все сложные системы оружия и техники.[4] Ежегодно на них приходится около 50% средств[5], которые МО тратит на закупку [15]. Это в среднем около 7 млрд. ф.ст. в год.[6] Во-вторых, в случае заключения такого контракта, его стоимость и уровень доходности необходимо определить заранее и включить в сам договор, то есть прибыль, которую получит поставщик или подрядчик определяется по специальной методике с применением специальной ставки – базовой нормы прибыли. Базовая норма прибыли определяется МО на основе рекомендаций и методологии Управления по регулированию закупок у единственного поставщика.

Таким образом, серьезной задачей с точки зрения военно-экономического развития является повышение эффективности контрактации в области закупок продукции военного назначения и, в частности, в сфере контрактов с единственным поставщиком. Процесс совершенствования контрактной системы Великобритании идет непрерывно.

Первой серьезной попыткой ввести меры регулирования таких закупок стало Соглашение о прибыли 1968 г., так называемая «Желтая книга». Его заключению способствовали противоречия, возникшие между правительством и представителями промышленности, по поводу допустимых затрат на такие контракты и их чрезмерной прибыльности, особенно в условиях существования монополии. Толчком послужили крупные контракты с британской компанией по производству электротехнического оборудования Ferranti (1960 г.) и Bristol Siddeley Engines, специализирующейся на производстве авиадвигателей (1959-1965 гг.). Целью Соглашения было обеспечение адекватного уровня прибыли в соответствии с размером затрат компании, сопоставимого со средним уровнем дохода, получаемого британской промышленностью.

Существенные изменения системы оборонных закупок связаны с Законом о военной реформе 2014 года (The Defence Reform Act 2014), который стал следующей значимой вехой в развитии механизма оборонной контрактации. Результатом его подписания стало введение в британское законодательство «Правил заключения контрактов с единственным поставщиком» (Single Source Contract Regulations 2014) и учреждение Управления по регулированию закупок у единственного поставщика (Single Source Regulations Office). Новый нормативный документ был разработан с целью обеспечения наиболее эффективного расходования средств налогоплательщиков при условии получения поставщиками и подрядчиками Министерства обороны оптимального размера прибыли. За время существования нового законодательства в него уже дважды вносились довольно существенные поправки.

Надо отметить, что законодательство 2014 года значительно усложнило и расширило методику определения базовой нормы прибыли по сравнению с «Желтой книгой» 1968 г. В настоящее время оборонная промышленность развивается в рамках глобальной экономики с более разнообразным промышленным сектором и значительным сектором услуг. Крупные поставщики МО могут иметь штаб-квартиры в других странах, производя как военную, так и гражданскую продукцию. Оборонные контракты все больше различаются по своему характеру, уровню риска и сложности. Это требует учета все большего числа критериев при расчете допустимой нормы прибыли оборонных контрактов, при сохранении принципа сопоставимости.

Таким образом, базовую норму прибыли и ее колебания можно рассматривать как один из показателей эффективности развития оборонно-промышленной отрасли в целом. С этой точки зрения, представляется интересной динамика ставки. В 2015 г. она составляла 10,6% от суммы контракта, после чего базовая норма прибыли ежегодно снижалась, достигнув уровня 6,81% в 2018 г. Однако размер базовой нормы прибыли, установленный на 2019-20 фин.г., составляет 7,63%, что говорит и о росте уровня прибыли в целом по отрасли.

Заключение

В заключение отметим, что на развитие военного сектора Великобритании может повлиять выход Великобритании из ЕС и возможное в связи с этим падение фунта стерлингов по отношению к доллару США и евро. По прогнозам, в течение десятилетнего периода на оплату военных контрактов, заключенных с иностранными подрядчиками, уйдет 30,4 млрд. долл. СШАи 6,2 млрд. евро [7]. Вместе это составляет внушительную сумму – почти 30 млрд. ф.ст. по обменному курсу на октябрь 2019 г. или примерно 16% от общей стоимости «Плана оснащения вооруженных сил 2018» (рассчитано по: [16])[7]. Если произойдет ощутимое падение курса фунта стерлингов, то могут возникнуть серьезные проблемы с финансированием, как отдельных военных проектов, так и плана в целом.

Нельзя обойти стороной и вопрос влияния пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 на оборонный сектор Великобритании. Однако это влияние будет носить опосредованный характер и иметь отложенный эффект в отличие от других секторов экономики. Замедление темпов развития военно-экономической деятельности будет зависеть от нескольких факторов, среди которых основными являются ВВП страны и объем экспорта военной продукции. Все официальные прогнозы (Еврокомиссии, Европейского Центробанка, МВФ) в настоящий момент сходятся в одном: в 2020 году Европейский регион и Великобританию в частности ждет падение ВВП с последующим ростом в 2021 г., который однако, по мнению большинства экспертов, не покроет падение 2020 г. Группой британских ученых опубликован прогноз, который рассматривает три возможных сценария развития пандемии коронавируса (в зависимости от ее продолжительности) и дает соответствующий разброс по уровню падения ВВП от 10 до 24% [17]. С учетом прогноза Еврокомиссии об уровне падения ВВП ЕС на 7,4% в 2020 г., эти цифры по Великобритании выглядят довольно реальными, так как Великобритания находится в числе наиболее пострадавших государств наряду с Испанией, Италией и Германией. Это серьезные цифры, которые неизбежно приведут к уменьшению объема средств, потраченных на оборону страны, и как следствие на отставание по срокам реализации основных военных проектов. Однако, если говорить о гражданских секторах экономики, то именно 2020 год станет для них критическим с последующим постепенным восстановлением. Что же касается военной экономики, то здесь стоит ожидать проседания в 2021-2022 гг. (в случае если мировой кризис не будет носить еще более глубокого характера по сравнению с прогнозами на апрель-май 2020 г.). Это будет вызвано как некоторыми проблемами непосредственно оборонно-промышленного комплекса, так и возможным частичным перераспределением средств в пользу гражданских секторов, нуждающихся в поддержке.

С учетом вышеизложенного Великобритания вероятно сохранит свои позиции среди основных военных держав и будет придерживаться обязательства тратить на военные нужды не менее 2% ВВП, на фоне общего снижения уровня военных расходов. Как быстро при этом уровень военных расходов сможет вернуться к прежнему показателю зависит от многих факторов, включая темпы восстановления экономики в целом и военно-политическую мотивацию. 

Список использованной литературы

  1. Her Majesty’s Treasury. Spending Round 2019. September 2019.
  2. Defence Expenditure of NATO Countries (2012-2019), 25 June 2019. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2019_06/20190625_PR2019-069-EN.pdf
  3. SIPRI Military Expenditure Database. Stockholm International Peace Research Institute. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/SIPRI-Milex-data-1949-2019.xlsx
  4. Shifting the Goalposts? Defence Expenditure and the 2% Pledge: An Update. Twentieth Special Report of Session 2017–19. House of Commons Defence Committee. 6 July 2019. URL: https://publications.parliament.uk/pa/cm201719/cmselect/cmdfence/2527/2527.pdf
  5. Ministry of Defence Annual Report and Accounts 2018–19. Ministry of Defence. 22 July 2019. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/831729/6.5297_MOD_ARA_2018-19_PRINT__ERRATA_CORRECTED_.pdf
  6. The Defence Equipment Plan 2018. Financial Summary. UK Ministry of Defence. 18 March 2019. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/788481/20190318-EP18_v3.pdf
  7. The Equipment Plan 2018 to 2028. The National Audit Office. Ministry of Defence. 5 November 2018. URL: https://www.nao.org.uk/wp-content/uploads/2018/11/The-Equipment-Plan-2018-2028-.pdf
  8. UK Defence Personnel Statistics. House of Commons Library Briefing paper, 26 September 2019. URL: http://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/CBP-7930/CBP-7930.pdf
  9. UK Defence and Security Export Statistics in 2018. Department for International Trade, London. 30 July 2019. URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-defence-and-security-exports-for-2018/uk-defence-and-security-export-statistics-for-2018
  10. Combat air strategy: An ambitious vision for the future, Ministry of Defence, London. 2018. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/725600/CombatAirStrategy_Lowres.pdf
  11. SIPRI Yearbook 2019: Armaments, Disarmament and International Security, Oxford: Oxford University Press, 2019.
  12. SIPRI Arms Transfers Database. Stockholm International Peace Research Institute. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/html/export_toplist.php
  13. The Contribution of BAE Systems to the UK Economy, Oxford Economics Report, BAE Systems, London, September 2019. URL: https://www.baesystems.com/en/download-en/20200114121824/1434642962498.pdf
  14. Grey B. Review of Acquisition for the Secretary of State for Defence, Ministry of Defence, London. October 2009.
  15. Annual qualifying defence contract statistics: 2018/19. Single Source Regulations Office. 12 June 2019. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/866148/Annual_qualifying_defence_contract_statistics_2018-19_Feb_20.pdf
  16. Her Majesty’s Revenue and Customs. October 2019: monthly exchange rates. 23 September 2019. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/832929/exrates-monthly-1019.csv/preview
  17. Leslie J., Hughes R., McCurdy Ch., Pacitti C., Smith J., Tomlinson D. Long haul lockdown: Three scenarios for the impact of coronavirus on the UK economy. // VoxEU.org. 2020. – 11 May. – URL: https://voxeu.org/article/three-scenarios-impact-coronavirus-uk-economy
  18. Konovalov V.B., Tikhonov A.I., Fursov V.A., Sogacheva O.V., Pyanova N.V. Marketing planning in industrial enterprises in the context of import substitution strategy // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 12.С. 171-182.

[1]Она входит в топ-10 стран по уровню военных расходов, доля каждой из которых превышает 2% от общемировых военных затрат.

[2] Финансовый год в Великобритании начинается 1 апреля указанного первым года и заканчивается 31 марта следующего года.

[3]Британцы используют три основных способа подсчета количества военнослужащих: общее количество вооруженных сил Великобритании, общее количество подготовленных вооруженных сил Великобритании и общее количество регулярных сил Великобритании. Общее количество вооруженных сил Великобритании является наиболее всеобъемлющем из трех. Однако Стратегический обзор обороны и безопасности основывается на общем количество подготовленных вооруженных сил Великобритании как наиболее важном показателе.

[4] Например, подводные лодки типа «Эстьют», авианосец «Куин Элизабет», многоцелевые истребители «Тайфун».

[5] Для сравнения в 2010 г. эта цифра составляла 36%.

[6] Пик уровня расходов по таким контрактам пришелся на первые два года действия нового законодательства (более 9 млрд. ф.ст. в 2015 и 10 млрд. ф.ст. в 2016 гг.). Затем их совокупная стоимость стала резко снижаться и составила всего 3,8 млрд. ф.ст. в 2018 г. Это связано с тем, что в 2015-2016 гг. были начаты наиболее дорогостоящие на сегодняшний день проекты, как например программа «Дредноут» по разработке и созданию нового поколения ПЛАРБ.

[7]Рассчитанопо: Her Majesty’s Revenue and Customs. October 2019: monthly exchange rates. 23 September 2019. Mode of access:https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/832929/exrates-monthly-1019.csv/preview.