Московский экономический журнал 9/2019

УДК 159.9.072

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19087

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ

FEATURES
OF MATRIMONIAL ATTITUDES OF STUDENTS

Наталья
Евгеньевна Жданова,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры прикладной социологии, Уральский государственный экономический
университет

Zhdanova N.E.

Аннотация: В
статье рассматриваются результаты исследования прокрастинации
субъектов образовательного пространства. Для изучения особенностей мотивации
профессиональной деятельности педагогов был организован сбор данных у 100
респондентов, из которых студенты – 60 человек и 40 человек преподавателей.
Обнаруженные закономерности подтвердили предположение о том, что индивидуально-психологические
особенности личности (мотивация, волевой самоконтроль, психологические защиты)
могут служить предпосылками возникновения прокрастинации.

Summary: The article deals with the results of the study of
procrastination of subjects of educational space. To study the features of
motivation of professional activity of teachers, data collection was organized
from 100 respondents, of which students – 60 people and 40 people of teachers.
The results were processed in the statistical package SPSS Statistics 19.0 by
means of descriptive statistics and other types of analysis. The discovered
regularities confirmed the assumption that individual psychological features of
personality (motivation, strong-willed self-control, psychological protection)
can serve as prerequisites for the emergence of procrastination.

Ключевые слова: прокрастинация,
индивидуально-психологические особенности, мотивация, волевой
самоконтроль, психологические защиты, субъекты образовательного процесса.

Keywords: procrastination, individual psychological
characteristics, motivation, strong-willed self-control, psychological
protection, subjects of the educational process.

В условиях нестабильности
общества большему влиянию негативных факторов поддаются студенты. Этот
возрастной период характеризуется: часто сменой места жительства, новым кругом
общения и новыми условиями обучения. После перехода на данный возрастной этап,
юношам необходима адаптация, на которую влияют множество факторов, которые
могут влиять на успеваемость студентов.

Прокрастинация – новое
понятие в психологии и таймменеджменте, которое обозначает постоянное
откладывание важных дел на потом. Как показывает практика, обычно, все задания
выполняются либо в последний день, либо в последнюю ночь.

Феномен «прокрастинации»
является практически не исследуемым, но из теоретического анализа можно сделать
вывод, о том, что возможны взаимосвязи с мотивацией, волевым самоконтролем,
защитными механизмами личности и самоорганизацией.

Существует два вида
прокрастинации: «расслабленная» и «напряженная». Вышеперечисленные виды
прокрастинации у студентов являются «расслабленной» прокрастинацией, так как
предпочтение отдается более приятным делам и откладыванию более важных, сложных
дел на потом.

Однако не стоит забывать
о том, что бывает также и «напряженная» прокрастинация. У обучающихся людей она
может проявляться во время выполнения сложных и требующих больших временных затрат
заданий, проектов, исследовательских и научных работ. Обычно, на выполнение
таких заданий дается длительный промежуток времени, но при этом обучающийся
также  параллельно должен выполнять
домашние задания, что может повлечь за собой откладывание выполнения объемной
работы, что будет вызывать напряжение, стресс, а в дальнейшем и потерю во
времени. Данный вид прокрастинации имеет плачевные последствия, так как может
привести
к неврозу.

Цель
работы: является
выявление детерминаций прокрастинации, их сравнительный
анализ между студентами и педагогами как субъектами образовательного
пространства и выявление взаимосвязи между мотивацией, волевым самоконтролем,
психологическими защитами как детерминантами формирования прокрастинации
субъектов образовательного процесса.

Для реализации
поставленной цели применялись диагностические методики и опросники: шкала
прокрастинации [1]; шкала прокрастинации [2]; методика «Мотивация к успеху» [3];
методика «Индекс жизненного стиля» [4]; опросник «Диагностика особенностей самоорганизации-39»
[5]; диагностика волевого самоконтроля [7].

Исследование было
проведено на выборке студентов: 60 студентов различных специальностей, из них 7
юношей и 53 девушки, в возрасте от 17 лет до 21 года. Также в исследовании
принимали участие 40 преподавателей, из них 16 мужчин и 24 женщины, в возрасте
от 25 до 58 лет.

В результате проведенного
эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

Прокрастинация имеет высокий и средние уровни выраженности как у
студентов, так и преподавателей. Это свидетельствует о том, что данный феномен
характерен для всего контингента образовательного пространства.

Наиболее выраженным механизмом психологической защиты                       у студентов и
преподавателей является проекция, согласно которому респонденты приписывают
кому-то или чему-то своим собственные мысли, чувства и мотивы.

У
студентов наиболее развиты способности к построению планов для выполнения
определенной деятельности, что может способствовать продуктивности результатов.

Ярко
выраженной является шкала «Общий Индекс». Студентов отличает спокойствие,
уверенность к себе, ответственность, устойчивость намерений. Как правило, они систематически
реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны
контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной
направленностью.

У
студентов мотивация к успеху имеет ярко выраженный характер. Это выражается в
том, что они направлены на достижения успеха в своей учебной деятельности.

Проведенный
сравнительный анализ между студентами и педагогами не показал различий, это
можно объяснить тем, что все респонденты находятся в образовательном
пространстве одного учебного заведения и таким образом происходит подражание.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что уровень
прокрастинации у преподавателей и студентов не имеет различий, то есть данный
феномен характерен для всего контингента образовательного пространства.

Для получения
различий по другим показателям необходимо увеличение выборки, так как при
теоретическом анализе было показано, что различия у разных возрастных групп
присутствуют.

Анализ
результатов регрессионного анализа на выборке студентов позволил заключить
следующее.

Склонность
личности к «откладыванию на потом» определяется частотой использования такой
психологической защиты, как проекция и моделью поведения, как настойчивость.

Факт
позволяет заключить, что люди, применяемые в ситуации выполнения поставленной
цели защитный механизм проекцию, будут более склоны к «откладыванию на потом»,
так как происходит перекладывание собственной ответственности на других людей.
Если же у человека преобладает настойчивость в поведении, то уровень
прокрастинации будет снижаться.

Шкала
прокрастинации К. Лэя показала, что прокрастинация определяется частотой
использования психологических защит замещение, проекция также как и в первом
случае, настойчивости.

Доминирование
замещения как защитного механизма у человека
в ситуации достижения цели будет определять склонность личности к замене менее
приятного занятия на более приятное, что опять же будет способствовать
прокрастинации.

По данной
шкале данные показывают, что, возможно, проекция может способствовать снижению
уровня прокрастинации, так как человек сравнивая себя  с другими людьми, может стремиться к более
высоким результатам.

Анализ
результатов регрессионного анализа на выборке преподавателей позволил заключить
следующее.

Результаты
по шкале прокрастинации Б. Тукмана на обеих выборках имеют одинаковый уровень
выраженности, поэтому можно сделать вывод, что для обеих возрастных групп
необходима работа с защитным механизмом проекцией и чертой характера
настойчивостью.

Результаты
по шкале прокрастинации К. Лэя показали, что
у преподавателей необходимо работать с уровнем настойчивости.

В результате
полученных данных, можно сделать вывод о том, что в более зрелом возрасте
необходимо работа именно с поведенческими характеристиками, так как защитные
механизмы перешли на зрелый уровень.

Таким образом, результаты
исследования подтверждают, что           образовательном пространстве очень часто
возникают проблемы с успеваемостью обучающихся. Феномен прокрастинации является
одним из факторов, способствующих возникновению неуспеваемости.

Библиографический список

1. Крюкова
Т.Л. Стили совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях // Журнал
практического психолога. 2010. № 2. С. 3-22.

2. Юдеева Т.Ю., Гаранян
Н.Г., Жукова Д.Н. Апробация опросника студенческой прокрастинации С. Lay //
Психологическая диагностика. 2011 № 2. С. 84–94.

3. Ильин
Е. П. Мотивация и мотивы. –
СПб.: Питер, 2008. –
512 с: ил. – (Серия
«Мастера психологии»).

4. Кружкова
О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности: Учеб. пособие.
Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 153 с.

5. Ишков
А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография.
– М.: Издательство АСВ. 2004. 224 с.

6. Ишков А.Д.
Применение опросника «Диагностика особенностей самоорганизации» в
психологопедагогических исследованиях // Казанская наука. 2014. № 8. С. 152–154.

7. Ильин Е.П.
Психология спорта: учеб. пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. 352 с.