http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 9/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 9/2019

УДК 331.101.6

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19025

УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ В АВИАКОМПАНИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «АЭРОФЛОТ — РОССИЙСКИЕ АВИАЛИНИИ»

Петрашин В.Д., МГТУ им. Н.Э. Баумана Россия, г. Москва

Аннотация: В статье исследованы способы расчета производительности в российских и зарубежных авиакомпаниях. Разработан метод оценки производительности.Предложены и обоснованы конкретные организационно-управленческие мероприятия, направленные на повышение производительности сотрудников авиакомпании ПАО Аэрофлот. Проведена оценка экономической эффективности от их внедрения.

Summary: The article investigates the methods of performance analysis in Russian and foreign airlines. The method of performance evaluation is developed. Specific organizational and management measures aimed at improving the performance of Aeroflot employees are proposed and justified. The economic efficiency of their implementation was assessed.

Ключевые слова: производительность, оценка производительности, управление производительностью, повышение производительности, авиакомпания.

Keywords: performance, airline, performance evaluation, performance management, performance improvement.

Производительность
труда сотрудников ПАО «Аэрофлот» достигается применением высокоэффективных
средств мотивации, которые представлены компенсационными и социальными
пакетами.

Система
оплаты труда в Компании учитывает категории должностей, результативность
деятельности структурных подразделений, особенности региональных рынков труда,
а также индивидуальный вклад каждого работника. Чтобы привлекать на работу
наиболее профессиональные кадры, которые и позволяют обеспечить желаемую
производительность труда, компания использует определенные схемы, например, для
летного состава предусмотрены единовременные выплаты при трудоустройстве в
авиакомпанию, чтобы удерживать наиболее опытный персонал, существует программа
«Золотой якорь» — это специальный пенсионный план для командиров воздушных
судов, участникам программы ПАО «Аэрофлот» начисляет ежегодные бонусы на
именной пенсионный счет в корпоративном негосударственном фонде. Размер бонуса
увеличивается за каждый последующий год, отработанный в авиакомпании. Кроме
того, при выходе на пенсию с авиакомпании, пилотному составу назначается
дополнительная корпоративная пенсия.

Рассчитаем
показатели производительности ПАО «Аэрофлот» с учетом отраслевой специфики
(таблица 1) [1].

Используя
стандартные показатели расчета производительности труда (через натуральные и
стоимостные показатели), мы получили, что показатели производительности растут
на протяжении анализируемого периода, так, по производительность по
пассажиропотоку выросла в 2017 году на 10,77%, в 2018 году – на 3,29%. По
пассажирообороту рост производительности труда в 2017 году составил 10,77%, в
2018 году – 3,29%. По выручке производительность труда выросла в 2017 году на
2,49%, в 2018 году на 7,78%.

В авиапредприятиях, где доля затрат живого труда составляет около
трети от общих эксплуатационных расходов, рост производительности труда
является одним из важных резервов снижения себестоимости авиаперевозок.

Повышение производительности труда обеспечит авиапредприятию
экономию материальных ресурсов, создаст условия для уменьшения потребности в
парке воздушных судов, агрегатах, запасных частях и материалах для выполнения
заданного объема работ [2].

Зарубежные авиакомпании производят расчет производительности труда,
обязательно устанавливая причинно-следственную связь ее изменения, то есть по
сути проводят факторный анализ, определяя, что именно и каким образом влияет на
производительность труда [3]. Это позволяет получить весьма информативную
модель, изменение отдельных факторов в которой дает высокий рост
производительности труда.

Данные по производительности труда мировой
авиаотрасли за 2016-2018 гг. представлены в таблице 2 [4].

Отметим,
что для оценки производительности труда в мировой авиаотрасли используются
показатели: ATK/работник (Available Tonne Kilometers –
располагаемый тоннокилометраж), стоимость единицы рабочей силы /ATK,
GVA/работник (Gross
Value Added – валовая добавленная стоимость).

Далее
рассмотрим международную методику расчета производительности (ОЭСР, МОТ) –
добавленная стоимость на одного среднесписочного работника (производительность
труда по добавленной стоимости).

Методика
расчета приведена в приложении 1 к приказу Минэкономразвития России от
20.12.2018 № 748 [5]:

1)
добавленная стоимость (ДС) рассчитывается как сумма прибыли от продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг, оплаты труда работников и страховых
взносов, уплачиваемых предприятием в государственные внебюджетные фонды РФ, по
следующей формуле:

Где:

Приб
– прибыль предприятия;

ОТ
– сумма расходов на оплату труда работников;

СтрхВ
– сумма страховых взносов;

НалСб
– сумма налогов, включаемых в себестоимость.

При этом для предприятий, использующих общий режим налогообложения, прибыль рассчитывается по данным налоговой декларации по налогу на прибыль организации как разница между выручкой от реализации и прямых расходов по следующей формуле:

где:

Выр
– сумма строк 11 («Выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного
производства») и 12 («Выручка от реализации покупных товаров») приложения № 1 к
Листу 2 формы налоговой декларации по налогу на прибыль организации;

ПрмРсх
– сумма строк 10 («Прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам
(работам, услугам)») и 20 («Прямые расходы налогоплательщиков, осуществляющих
оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю в текущем отчетном (налоговом)
периоде, относящиеся к реализованным товарам») приложения № 2 к Листу 2 формы
налоговой декларации по налогу на прибыль организации.

2)
рекомендации, приведенные в «Прогнозе долгосрочного
социально-экономического развития РФ на период до 2030 года» (разработан
Минэкономразвития России) — врезка 2. Критерии, используемые для расчета
высокопроизводительных рабочих мест.

«В
качестве основного критерия высокопроизводительных
(высокотехнологичных) рабочих мест (далее — ВПРМ), к каким относится и
авиаотрасль, для большинства секторов использовалась производительность труда,
рассчитанная как добавленная стоимость, создаваемая предприятием, на одного
сотрудника. Все занятые рабочие места предприятия, производительность труда
которого превышает определенный уровень, считаются относящимися к
высокопроизводительным рабочим местам. В случае российских предприятий рабочее
место считается высокопроизводительным, если добавленная
стоимость в расчете на одно замещенное рабочее место находится на уровне не
менее 612 тыс. рублей.

Разработанный метод оценки производительности труда для авиапредприятий
с учетом результатов проведенного исследования представлен на рис. 1.

Данный метод позволяет провести
всестороннюю оценку производительности труда, как по привычным, российским
методикам, так и используя международные показатели, которые также
рекомендованы Минэкономразвития России. При этом экспертная оценка, проведенная
высшим менеджментом, позволит выявить внутренние резервы и проблемы, которые не
проявятся на предыдущих этапах исследования.

В ходе исследования деятельности ПАО
«Аэрофлот» можно сделать вывод, что компания занимает лидирующие позиции среди
российских компаний, оказывающих услуги авиаперевозки. При этом
компания проигрывает в конкурентной борьбе с международными крупнейшими компаниями.
Российский «Аэрофлот» по итогам World Airline Awards 2018 занял в мировом рейтинге 23-е место (год
назад 30-е, в 2016 году – 40-е, в 2015 году – 46-е), в европейском – шестое.
Это лучший результат в истории авиакомпании. Для сравнения S7 Airlines находится
на 98-м месте (95-е место в 2017 году) мирового рейтинга [6].

Таким
образом, ПАО «Аэрофлот» достаточно конкурентоспособен на мировом уровне,
однако, необходимо продолжать работу над улучшением показателей деятельности.

Существует
достаточно большое количество направлений для улучшения производительности
авиакомпании, по мнению экспертов, для ПАО «Аэрофлот» необходимо проводить
работу в следующих направлениях:

  • информатизация и диджитализация, в частности, предлагается оборудовать салоны самолетов компании розетками и USB-портами, что позволит значительно повысить удовлетворенность пассажиров перелетом;
  • совершенствование ТО и ремонта парка воздушной техники, например, предлагается внедрение технологий 3D-печати запчастей, что позволит значительно сократить время на ремонтные работы, а значит увеличить количество летных часов;
  • совершенствование управления персоналом за счет внедрения эффективного трудового контракта для высокопроизводительных рабочих мест;
  • внедрение ССП (система сбалансированных показателей) с целью повышения эффективности управления производительностью труда.

Рассмотрим
предложенные направления подробнее.

В
качестве первого направления было предложено оснастить все самолеты компании
розетками и USB-портами.

Чтобы
определить, насколько актуально данное предложение для пассажиров и как
изменяется уровень удовлетворенности пассажиров от наличия розеток и
USB-портов, был проведен опрос среди пассажиров авиакомпаний, опрос проводился
в интернете, приняли участие 40 человек.

На
рис. 2 представлены результаты ответов на вопрос «Оцените важность наличия
розеток и USB-портов в салоне самолета (у вашего кресла)».

Из
данных рис. 6 следует, что для преобладающего большинства розетки и USB-порты
крайне важны, практически все люди в настоящее время пользуются гаджетами,
ноутбуками, планшетами, которые постоянно нуждаются в зарядке, одна из самых
актуальных проблем во время путешествия – это необходимость заряда техники.
Поэтому внедрение данной меры способно существенно повысить удовлетворенность
пассажиров ПАО «Аэрофлот».

В
качестве второго направления повышения производительности было предложено
внедрить 3D-печать деталей для ремонта.

Современные
3D-технологии печати позволяют с высокой точностью, с наименьшими затратами и в
кратчайшие сроки создавать нужную деталь за счёт чего можно повысить
производительность на авиапредприятии, сократить время на ремонт и
обслуживание, а также снизить финансовые потери, связанные с простоем самолетов
[7].

 3D печать обеспечивает массу преимуществ, как
для авиастроения, так и для других производственных сфер:

  • сокращение временных затрат на 20-30%. Печать на 3D-принтере занимает гораздо меньше времени, чем производство традиционным способом, особенно, если необходимо выполнить деталь в единичном экземпляре;
  • печать деталей сложной геометрии и возможность изготовления цельных изделий, которые ранее изготавливались составными;
  • готовые детали, благодаря особенностям производства и применению новых материалов, получаются более легкими, что очень важно для отрасли;
  • уменьшение количества отходов на 70-95%.

Принтер
работает в автоматическом режиме и может эксплуатироваться практически 24 часа
в сутки, требуя при этом минимального количества обслуживающего персонала [8].

В
парке ПАО «Аэрофлот» 292 воздушных судна. На один самолет ПАО «Аэрофлот»
приходится порядка 3900 летных часов в год, при этом в ремонте самолет проводит
порядка 400 часов. То есть общее количество часов в ремонте составляет 116800
часов за год. При этом использование 3D-принтера, по мнению экспертов,
позволяет сократить время ремонта на 20-30%, для расчета примем 20%, тогда
23360 часа можно высвободить для совершения вылетов. 

Представим
данные расчетов в таблице 3.

Таким
образом, совершенствование технологий ремонта способно увеличить выручку ПАО
«Аэрофлот» на 15966 млн.руб. или на 2,61%. При этом увеличится количество часов
полетов парка воздушных судов на 23360 часов или на 2,05%.

В
качестве третьего направления было предложено совершенствование управления
персоналом за счет внедрения эффективного трудового контракта для высокопроизводительных
рабочих мест.

Наиболее
высокопроизводительными рабочими местами в ПАО «Аэрофлот» являются пилоты
воздушных судов. Таким образом, целесообразно начать внедрение эффективного
трудового контракта именно с данных рабочих мест.

Внедрение
эффективного трудового контракта предполагает установление критериев
эффективности выполнения должностных обязанностей. Составим сетку надбавок и
штрафных санкций для пилотов ПАО «Аэрофлот», базой применения является оклад,
отметим, что заработная плата пилотов складывается из оклада, оплаты за вылеты
(зависит от налета часов), премий, то есть данной системой предлагается
варьировать премиальную часть заработной платы, при этом окладная часть и
оплата за вылеты меняться не будет (таблица 4):

Таким
образом, пилоты будут заинтересованы в эффективной работе, соблюдение трудовой
дисциплины, правил взаимоотношений с клиентами и коллегами, то есть их работа
станет более эффективной, а значит и более производительной. Отметим, что процент
поощрений гораздо выше, чем штрафов, что должно стимулировать пилотов соблюдать
указанные критерии.

В
качестве четвертого направления было предложено внедрение ССП с целью повышения
эффективности управления производительностью труда.

По каждому показателю необходимо
установить критическое и целевое значение (таблица 5). Если значение сравнялось
с критическим, то реализуются мероприятия, соответствующие данному показателю.

Контроль
предложенных показателей позволит своевременно выявлять и проводить мероприятия
по повышению производительности ПАО «Аэрофлот».

Далее проведем
оценку экономической эффективности разработанных мероприятий по повышению производительности ПАО «Аэрофлот».

Рассмотрим затраты на предложенные меры
(таблица 6).

В итоге затраты на предложенные
мероприятия составят 32304 тыс.руб.

Полученный экономический эффект от
разработанных мероприятий будет состоять в уменьшении текучести пилотов и
снижении затрат на подбор и обучение вновь поступившего персонала. Также будет
наблюдаться рост выручки ПАО «Аэрофлот».

Оценка экономического эффекта от снижения
текучести кадров и сокращения расходов на подбор персонала определяется по
формуле:

Где Sтк – экономический эффект (ущерб) от снижения
(увеличения) текучести кадров;
∆kтк – коэффициент, характеризующий снижение (увеличение) текучести кадров
(например была текучесть персонала 15%, после реализации каких-либо мероприятий
стала 10%, снижение составляет 5%, соответственно ∆kтк=0,05);
H – численность персонала организации или подразделения, чел.;
Sпо – затраты на поиск, подбор и обучение нового сотрудника, руб. в расчете на
одного человека.

Специалисты утверждают [9], что увольнение
каждого сотрудника, а в особенности опытного и проработавшего более 3 лет,
приводит к потерям финансовых ресурсов, находящимся в промежутке от 10% до 20%
(в зависимости от уровня должности и опыта работы) годового заработка
уволившегося сотрудника. Эти потери связаны с необходимостью вложений средств,
как финансовых, так и временных, в поиск и подбор нового персонала, его
обучение, адаптацию новичка и т.д.

Проверим
данное утверждение, используя данные ПАО «Аэрофлот». Рассмотрим расходы на
поиск и подготовку пилота (таблица 7).

Далее
определим, какую долю от годовой заработной платы пилота составляют данные
расходы: 821/4800*100 = 17,1%. Таким образом, выдвинутое ранее утверждение
исследователей подтвердилось.

Так
как в ПАО «Аэрофлот» очень велики вложения в профессиональный уровень
сотрудников и предъявляются высокие требования к должности, то примем потери
равными 15%.

Текучесть
кадров в
ПАО «Аэрофлот» среди первых пилотов за 2017 год составила 8%.  Отток кадров составляет: 628 × 0,08 = 50
чел./год. Среднемесячная заработная плата сотрудников составляет 400 тыс.руб.
Исходя из этого годовая заработная плата специалиста составляет 4800 тыс.руб.

Таким образом, потери от текучести кадров в
настоящее время составляют:

З1 = 4800 × 50 × 0,15 = 36000 тыс. руб.

Предполагается,
что за счет предложенных мероприятий текучесть кадров сократится вдвое, до 4%.
Если численность работников останется на том же уровне, то предположительно
уволится 25 чел. (628 *0,04).

Следовательно,
после внедрения мероприятий, потери от текучести составят (при условии
сохранения размера среднего заработка):

З2 = 4800 × 25 × 0,15 = 18000 тыс. руб.

Экономический
эффект от реализации мероприятий составит:

Э
= З1 – З2 = 36000 – 18000 = 18000 тыс. руб.

Таким образом, за счет сокращения текучести пилотов
повысится их общий профессиональный уровень (меньше новичков, больше
профессиональных сотрудников), что приведет к повышению производительности,
экономический эффект выразится в приросте прибыли на 18 млн.руб.

Далее определим, как выручка ПАО «Аэрофлот» от
реализации предложенных мероприятий (таблица 8).

Таким образом, за счет предложенных мероприятий ПАО
«Аэрофлот» увеличит выручку и прибыль, сократятся расходы.

При этом
социальная составляющая будет выражена в повышении удовлетворенности
сотрудников, росте эффективности их работы, улучшении профессионального уровня
коллектива.

Далее рассмотрим прогнозные экономические
показатели деятельности ПАО «Аэрофлот» после внедрения предложенных мероприятий
(таблица 9).

На рис. 3 представлены основные экономические
результаты мероприятий.

Из данных таблицы следует, что выручка ПАО
«Аэрофлот» вырастет на 9,3% или на 56,9 млрд.руб., при этом темп роста затрат
ниже темпа роста выручки за счет повышения эффективности работы персонала и
неизменности постоянных расходов, что приведет к росту чистой прибыли от
реализации на 13,3% или на 0,8 млрд.руб. Производительность труда сотрудников
повысится на 9,3%.

Положительно
характеризует предложенные мероприятия и возрастание показателя рентабельности,
с 0,9% до 1%.

Чистый
экономический эффект, рассчитанный как разница между приростом прибыли и
затратами на мероприятие, составит 767,7 млн.руб. в год.

Таким
образом, расчеты подтверждают экономическую эффективность предложенных
мероприятий.

Использованные источники

  1. Производственные системы в России и в мире. Альманах «Управление производством». – 2013. – 85 с.
  2. Сколько получают пилоты крупнейших мировых авиакомпаний.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/photoreport/15/06/2017/5941b2459a7947d315cafd45 Дата обращения: 08.05.2019
  3. Экономика гражданской авиации: Учебное пособие – М.: МГТУ ГА, 2014. –130 с.
  4. Человеческий капитал в цифровую эпоху: стратегические подходы к проблеме повышения производительности труда. Исследование консалтинговой компании «Авиаперсонал». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://events.ato.ru/upload/FILES/WoF18_Miroshnichenko_AviaPersonal.pdf Дата обращения: 08.05.2019
  5. Андреев А.В. Методика разработки измеряемых показателей эффективности управления предприятиями отрасли воздушного транспорта // Практический маркетинг. — №2. – 2012. – С.29-33.  
  6. Грибов, В. Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. – М.: КНОРУС, 2010. – 416 с.
  7. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации. М.: КНОРУС. 2015. – 360 с.
  8. Производительность труда в авиакомпаниях по итогам 2016 года https://www.aviaport.ru/digest/2017/05/02/441457.html Дата обращения: 08.05.2019
  9. Найшев
    М.В. Некоторые пути повышения производительности труда в условиях
    авиатранспортного рынка // Научный вестник Московского государственного
    технического университета гражданской авиации. — № 6. – 2005. – С. 132-135.