Московский экономический журнал 8/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 330

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10546 

НОВЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ 

NEW FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF THE FUNCTIONALITY OF HUMAN NEEDS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION

Хохлов Александр Андреевич, кандидат технических наук, доцент, Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород

Волостнов Николай Степанович, доктор экономических наук, профессор, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Лазутина Антонина Леонардовна, кандидат экономических наук, доцент, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, НГПУ им. К. Минина  (Мининский университет), г. Нижний Новгород 

Khokhlov A.A., hakva54@bk.ru

Volostnov N.S., volostnov_nikolay@mail.ru

Lazutina А.L.,  lal74@bk.ru 

Аннотация. В статье раскрывается экономическое содержание потребностей людей, как био-социальных личностей; рассматривается не только производство вещей, но и производство людей, которое объективно невозможно без экономических благ – вещей, услуг, работ.

Исходя из современных характеристик экономических благ, удовлетворяющих и развивающих личность каждого члена общества / государства, –  а это наблюдается не только в развитых странах, к этому идет все человечество на основе производительных сил, детерминированных развертыванием научно-технической революции во всем мире, а  тем самым и расширением доступа к ним, предложена оригинальная трактовка современного рынка экономических благ, который включает в себя такие сегменты, как: рынок обычных / традиционных экономических благ; рынок симулятивных экономических благ; рынок сетевых экономических благ.

Abstract. The article reveals the economic content of people’s needs as bio-social individuals; it is considered not only the production of things, but also the production of people, which is objectively impossible without economic benefits — things, services, work.

Based on the modern characteristics of economic benefits that satisfy and develop the personality of each member of society/state, — and this is observed not only in developed countries, to this all humanity goes on the basis of productive forces, Determined by the unfolding of the scientific and technological revolution throughout the world, and thereby by increased access to them, offers an original interpretation of the modern market of economic benefits, which includes such segments as: the market of ordinary/traditional economic benefits; the market for simulation economic benefits; network economic benefits market.

Ключевые слова. Потребности, экономические блага, рынок, научно-технический прогресс, традиционные экономические блага, сетевые экономические блага, рынок, воспроизводство, потребности

Keywords. Needs, economic benefits, market, scientific and technological progress, traditional economic benefits, network economic benefits, market, reproduction, needs

Воспроизводство человечества включает в себя не только воспроизводство рабочей силы, но и воспроизводство  людей. К сожалению, в современной  экономической науке, речь идет исключительно о воспроизводстве рабочей силы, что в корне неверно. Производство людей осуществляется в тесной взаимосвязи с производством вещей.

Более того, в этом смысле речь в экономической науке речь идет о воспроизводстве такого узкого сегмента людей, как экономически активное население [1]. Это с одной стороны правильно, поскольку именно оно созидает / создает экономические блага, стоимость, которая затем распределяется / перераспределяется и используется, в том числе и для воспроизводства других категорий населения. Воспроизводство последних в этом смысле носит производный характер. Это означает, что, чем выше численность экономически активного населения, чем оно фондовооруженнее,  или / капиталовооруженее / науковооруженнее / знание-вооруженнее, чем продуктивнее / эффективнее, тем больше реальных возможностей (при прочих равных условиях) осуществлять их воспроизводство – неработающих (детей, школьников, студентов, военнослужащих, чиновников и т.п.).

Процесс воспроизводства человека, как био-социального существа неразрывно связан с удовлетворением его потребностей, которые носят конкретно-исторический характер. Закономерностью их движения является их возрастание, усложнение их структуры, сокращение времени, цикла удовлетворения [3]. Речь в этом смысле идет и о том, что органичной компонентой этого процесса является развитие личности каждого члена общества, создание условий для его самореализации, что настоятельно диктуется требованиями развертывающейся научно-технической революции.

Учитывая, что потребности представляют собой выражение объективно необходимых условий воспроизводства, экономические  блага, которые связаны с этим, объективно необходимо и важно, особенно для лиц принимающих решения (ЛПР), для элит (политических, бизнес-элит), учитывать специфику производимых / распределяемых / обмениваемых / потребляемых / используемых благ.

Так, все экономические блага можно подразделить на предметы потребления и средства производства; на:  вещи, услуги и работы; на основные и производные; первичные и вторичные; на естественные (минерального, растительного, животного происхождения) и искусственные; реальные и виртуальные; на движимые и недвижимые; на моно- и поли –разового применения; делимые и неделимые; хранимые и нехранимые; на автономные (хлеб, сахар и др.) и взаимозаменяемые (кофе – чай; яблоки – груши); взаимодополняемые – бензин и автомобиль, сотовый телефон и компьютер, нейтральные и т.д.; частные блага, смешанные и чистые общественные блага; конечные и промежуточные блага; блага с реальной полезностью, блага с дополнительной полезностью, обусловленной – их редкостью, связанной  с естественной ограниченностью их производства, с высокой ценой и ограниченным спросом, а также блага с дополнительной полезностью, детерминированной сетевым характером их потребления.

Данная классификация имеет значение не только для лиц. принимающих решение, для элит, но и для маркетологов, поскольку обычные или традиционные вещи / услуги / работы – продукты питания, вода и напитки, обувь, одежда, жилье, транспортные средства, включают в себя также симулятивные экономические блага, которые имеют дополнительную полезность, которая является субъективной реальностью, однако, генерируется тщеславием человека, его гордыней, его некоей исключительностью (одаренностью, талантом, способностями, связями / блатом, статусом, властью, богатством и т.д.), когда продается и покупается / потребляется не просто потребительная стоимость, а некое символическое благо, когда потребительная стоимость демонстрируется, показывается ее обладателем, что она недоступна для остальных , –  например, покупаются не просто часы, которые показывают «который час», а часы престижной марки, с бриллиантами, изумрудами и т.д., за десятки и сотни млн. долларов; не просто обувь – кроссовки, а кроссовки известного бренда, стоящие десятки млн. долларов; штучные женские сумочки, которые производятся по одной штуке в месяц и стоят десятки тыс. долларов, – например женская сумочка французского дома моды Hermes «Birkin» продается сегодня за 380 тыс. долларов; в этом же ряду жилье, которое строится и располагается в престижном районе, – дорогое, недоступное для посещения другими людьми / обывателями; это же касается покупки престижных благ в брэндовом магазине, питания в престижном ресторане, клубные блага для элитариев, куда вход обычным «смертным» воспрещен; здесь же чисто виртуальные экономические блага – компьютерные игры, различные чемпионаты иллюзий т.п. [5].

Наряду, с обычными / традиционными, симулятивными благами, необходимо вычленять также сетевые блага, – в частности, программные продукты и компьютеры и т.д. Их особенностью является наличие внешних эффектов (положительных и отрицательных) в потреблении.

Если говорить о положительном внешнем эффекте, то полезность, которую получает каждый покупатель / потребитель от такого блага,  напрямую определяется числом пользователей этим благом. Действительно, если до революции домашний телефон был у царя Николая II и у его приближенных,  элит, то совершенно другая ситуация уже с полезностью от потребления сотовых телефонов в современных условиях, когда ими владеют не просто млн., а млрд. людей. Причем, в этих условиях происходит не исчезновение полезности, не ее истощение, – из-за интенсивного, массового наращения пользователей, а, напротив, ее повышение / развертывание. Данные сетевые  блага являются сложными и для их разработки, и для производства, и для потребления; они требуют колоссальных инвестиций в науку, в образование, в обучение / переобучение, но, с другой стороны, как показывает современная практика, производство подобных экономических благ происходит за счет эффекта масштаба и массовости потребления, когда наблюдается существенное – на порядок – сокращение издержек производства и издержек использования  / потребления [2].

Другой важной чертой данных экономических благ, если говорить о глобализации, выступает та, что производители во всех странах мира, используя возможности правительств / власти, бизнес-сообществ, общественных институтов нуждаются  в разработке и внедрении на этот счет единых стандартов. Следует также подчеркнуть, что данные блага реализуют свою полезность не изолированно, а в определенной совокупности, – например, сотовый телефон и вышки / ретрансляторы, разработка программных продуктов, различных приложений.

Специфика данных сетевых благ стимулирует известный отрыв научной, технической, инженерной элит, от государства / власти. Данные социальные группы начинают играть относительно самостоятельную, автономную от государства роль, с чем последнее, разумеется, не соглашается и никогда не согласится. Современное человечество в настоящее время это противоречие наблюдает воочию, – в частности, общеизвестно, как «загуглили» президента США Д.Трампа; или – как в современной России информационные гиганты пытаются игнорировать законные, справедливые интересы российского государства / общества относительно распространяемого ими контента, связанного с рекламой наркотиков, суицида, терроризма и т.д.

Следует подчеркнуть, что сегмент современного рынка, связанный с сетевыми благами в настоящее время достаточно успешно  развивается – и по масштабам, и по интенсивности, по темпам, по охвату различных стран и народов.

Сложность и противоречивость современной мировой экономики, связанная с диалектикой потребностей, их структурной перестройкой, их возвышением (В.И. Ленин), в том числе не должна игнорировать и такие важные компоненты как: уровни, качество и продолжительность жизни различных социальных групп – сверхбогатых / богатых / среднего класса / бедных, люмпенизированных слоев; расовые / этнические особенности; религиозные пристрастия, – так, например, мусульмане не едят свинины, православные не вкушают в посты скоромные  – мясо, сливочное масло; или, в этом же ряду, потребность в пище может быть связана с потреблением здоровой и нездоровой пищи, пищи, различной по полезным веществам, калорийности, энергии; здоровым и нездоровым питанием – булимия, анорексия, вегетарианство и пр.; с модой; с образом жизни – спортивным / не спортивным и т.д.; что касается социальной стороны потребностей, то важно обратить внимание на такие обстоятельства, как их легитимность / нелегитимность, «со здоровой и с «теневой экономикой»; с благами и анти-благами (алкоголь, наркотики, табак) и др.

Еще одной существенной проблемой понимания потребностей является учет их взаимосвязи не только с платежеспособным спросом, но с семьями; внешними и внутренними источниками воспроизводства людей; с запасами (национальные богатства) и потоками (заработная плата, прибыль, рента, ссудный процент); с трудом, который является, как говорил К. Маркс, потребностью всякого здорового человека [4].

 И, что еще более важно, необходимо учитывать общественно- политическую, социально-экономическую компоненту и формирования, и материализации, и удовлетворение потребностей людей в условиях научно-технического прогресса, покрывающего в настоящее время все человечество, весь мир. 

Список источников

  1. Ананченкова П.И. Трансформационные процессы на рынке труда и их влияние на развитие корпоративного обучения. Труд и социальные отношения. 2020. № 2. С. 88-97.
  2. Мельников В.Ю. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека. Мельников В.Ю. Ростов-на-Дону, 2020.
  3. Кос А., Кучерявый А.Е., Костин А.А. Приложения интернета вещей. В сборнике: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. III Международная научно-техническая и научно-методическая конференция: сборник научных статей. 2014. С. 32-38.
  4. Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е., Люшина Э.Ю., Моровова И.М., Цапина Т.Н. Кадровый резерв: особенности, оценка и проблемы формирования. Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 72.
  5. https://fashionunited.ru/novostee/moda/v-gonkonge-za-380-tys-dollarov-prodana-samaya-dorogaya-sumka-v-mire/2017060418270

References

  1. Ananchenkova P.I. Transformational processes in the labor market and their impact on the development of corporate training. Work and social relations. 2020. № 2. S. 88-97.
  2. Melnikov V.Yu. The role of the state in ensuring human rights and freedoms. Melnikov V.Yu. Rostov-on-Don, 2020.
  3. Kos A., Kucheryavy A.E., Kostin A.A. Applications of the Internet of Things. In the collection: Topical problems of infotelecom communications in science and education. III International Scientific, Technical and Methodological Conference: a collection of scientific articles. 2014. C. 32-38.
  4. Lazutina A.L., Lebedeva I.E., Lyushina E.Yu., Morovova I.M., Tsapina T.N. Personnel reserve: features, assessment and problems of formation. Moscow Economic Journal. 2017. № 4. Page 72.
  5. https://fashionunited.ru/novostee/moda/v-gonkonge-za-380-tys-dollarov-prodana-samaya-dorogaya-sumka-v-mire/2017060418270

Для цитирования: Хохлов А.А., Волостнов Н.С., Лазутина А.Л. Новые факторы влияющие на формирование функционала человеческих потребностей в условиях цифровизации // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-65/

© Хохлов А.А., Волостнов Н.С., Лазутина А.Л., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 8.