Московский экономический журнал 8/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 631.115:631.15 (470.13)

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10488

ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

THE CONCEPT, PRINCIPLES AND LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT SYSTEM

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0412-2019-0051 по разделу Х 10.1., подразделу 139 Программы ФНИ государственных академий на 2020 год, регистрационный номер ЕГИСУ АААА-А20-120022790009-4

 The article was prepared within the framework of state task No. 0412-2019-0051 under section X 10.1., subsection 139 of the Program of the FNI of State Academies for 2020, the registration number of the USISU AAAAA-A20-120022790009-4 

Юдин Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Тарабукина Татьяна Васильевна, научный сотрудник Института агробиотехнологий им.А.В. Журавского – обособленное подразделение ФГБУН ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар

Yudin Andrey Alekseyevich, Candidate of Economic Sciences, Researcher at the A. V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi National Research Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar

Tarabukina Tatyana Vasilyevna, researcher at the A. V. Zhuravsky Institute of Agrobiotechnologies – a separate division of the Federal State Budgetary Institution of the Komi Scientific Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar 

Аннотация. В качестве механизма удовлетворения гражданских и государственных потребностей, повышения экономического развития выступает институт государственных закупок.

В современных условиях России роль государственного закупочного механизма принадлежит контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Несомненно, источником, к которому необходимо обратиться в первую очередь, выступает Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг  для  обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором контрактная система определена  как совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

 Отдельные нормы Закона о контрактной системе регулируются также актами федеральных министерств и ведомств. В соответствии с нормами Закона о контрактной системе субъектами РФ и органами местного самоуправления в пределах своих компетенций также принимаются нормативно-правовые акты, связанные с регулированием некоторых аспектов в области закупок. 

Abstract. The Institute of public procurement acts as a mechanism for meeting civil and state needs, increasing economic development.

In modern conditions of Russia, the role of the state procurement mechanism belongs to the contract system in the field of procurement of goods, works and services for state and municipal needs. Undoubtedly, the source to which it is necessary to turn first of all is the Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs», in which the contract system is defined as a set of participants in the contract system in the field of procurement and actions carried out by them, including using a unified information system in the field of procurement, in accordance with the legislation of the Russian Federation and other regulatory legal acts on the contract system in the field of procurement, aimed at ensuring state and municipal needs.

A participant in the purchase is any legal entity, regardless of its organizational and legal form, form of ownership, location and place of origin of capital, or any individual, including one registered as an individual entrepreneur (paragraph 4 of Article 3 of Law No. 44-FZ).

Certain provisions of the Law on the Contract System are also regulated by acts of federal ministries and departments. In accordance with the provisions of the Law on the Contract System, the subjects of the Russian Federation and local self-government bodies, within their competence, also adopt normative legal acts related to the regulation of certain aspects in the field of procurement.

Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, единая информационная система, правовое регулирование

Keywords: contract system, public procurement, unified information system, legal regulation

В качестве механизма удовлетворения гражданских и государственных потребностей, повышения экономического развития выступает институт государственных закупок.

В современных условиях России роль государственного закупочного механизма принадлежит контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [1].

Разрабатывая законопроект о контрактной системе России, эксперты придерживались опыта США. Необходимо отметить, что словосочетание «контрактная система» заимствовано из американского законодательства, при этом разъяснение данного термина в законодательстве США не приведено.

В отечественной учебной литературе, а также в нормативно-правовых актах приводятся различные определения  «контрактной системы», которые необходимо рассмотреть более подробно [2].

Несомненно, источником, к которому необходимо обратиться в первую очередь, выступает Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения  государственных  и  муниципальных нужд», в котором контрактная система определена  как совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной  системы  в  сфере  закупок,  в  соответствии  с  законодательством  Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд [3].

Анализ определения «контрактной системы», приведенный на законодательном уровне, вызывает ряд вопросов. Так, по мнению И.В. Митьковской трактовка термина в законе, громоздка и не в полном объеме отражает суть института государственных закупок. Косарев К.В. считает, что сводить термин «контрактная система» к ее участникам – не совсем верно [4].

С точки зрения Андреевой Л.В. понятие контрактной системы объединяет различных субъектов закупочной деятельности, на которых нормативно-правовыми актами возложены функции, исполнение которых ориентировано на достижение целей закупок [4].

Ф.А. Тасалов считает, что разработчики закона, заимствовав понятие контрактной системы из законодательства США (в котором отсутствует термин «федеральной контрактной системы»), не до  конца понимали суть контрактной системы, ее цели и задачи [5].

С точки зрения В.А. Федоровича, под Федеральной контрактной системой следует понимать основной механизм государственного регулирования экономического развития, решения социально-экономических  проблем общества [6].

Е.П. Чорновол  предлагает такой  вариант  определения  «контрактной  системы», которое позволяет устранить недостатки определений, содержащихся в дефинитивных нормах приведенных  нормативных  актов.  Взяв  за  основу  то  определение  контрактной  системы, которое дается в п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указанный автор в определение понятия вводит ряд уточняющих элементов, которые существенно дополняют ее основные  сущностные  компоненты,  но  при  этом  состав  субъектов  контрактных  отношений Е.П. Чорновол понимает, как совокупность субъектов публично-правового порядка [7].

М.В. Шмелева  в  своем  определении  контрактной  системы  указывает  на  то,  что  эта система представляет собой правовой механизм, в состав которого входят «взаимозависимые и взаимодействующие элементы», а также на то, что одним из основных сущностных элементов контрактной системы следует считать ее цель [8].

Из анализа различных определений, под контрактной системой закупочной деятельности следует понимать совокупность участников и действий, совершаемых ими  в  соответствии  с  принципами  контрактной  системы  в процессе всех этапов закупочной деятельности,  направленных на удовлетворение государственных нужд.

Федеральным законом № 44-ФЗ установлены принципы закупок, представленные на рис. 1.

Рассмотрим каждый принцип более подробно.

  1. Принцип открытости и прозрачности заключается в открытости сведений о государственных и муниципальных контрактах для граждан России. Данный принцип обеспечивается, посредством размещения сведений о закупках в Единой Информационной Системе (ЕИС).
  2. Принцип обеспечения конкуренции заключается в создании равных условий для всех участников закупки, то есть этот принцип реализуется посредством  добросовестной  конкуренции  между  участниками закупок.
  3. Принцип профессионализма заказчика заключается в проведении закупок для государственных и муниципальных нужд квалифицированными кадрами, проходящие переподготовку и повышающие квалификацию на постоянной основе.
  4. Принцип стимулирования инноваций заключается в том, что заказчик при планировании закупки и ее размещении должен делать выбор в пользу модернизированной продукции, обладающей улучшенными характеристиками [9].

Управление инновациями на государственном уровне посредством реализации принципа стимулирования инноваций контрактной системы направлено на решение следующих задач:

  • выявление основных направлений научных исследований в экономике страны;
  • создание и совершенствование институциональной базы для инновационного развития экономики;
  • мотивация органов управления, научных, проектных и производственных организаций к вовлечению их в инновационный процесс;
  • привлечение финансовых, материально-технических ресурсов, необходимых для организации научных исследований и внедрения инноваций.

Можно сформулировать основные направления реализации принципа стимулирования инноваций при осуществлении закупок:

  • формирование реестра инновационной продукции для закупок по обеспечению государственных и муниципальных нужд;
  • предоставление заказчикам услуг высоко квалифицированных специалистов, имеющих подготовку в сфере НИОКР;
  • организация закупки инновационной продукции с помощью открытого конкурса;
  • разработка системы показателей, связанных с оценкой квалификации поставщиков инновационной продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • повышение профессионализма заказчика, который осуществляет закупку инновационной продукции.
  1. Принцип единства контрактной системы заключается в выполнении закупок в четкой последовательности всех этапов закупочных процедур. 
  2. Принцип ответственности за  результативность  и  эффективность заключается в том, что уполномоченные органы  должны  исходить  из  необходимости достигнуть заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Эффективность закупок предусматривает отношение затраченных ресурсов на организацию торгов к  получаемым  выгодам – то  есть  исполнению показателей деятельности государственных органов в соответствии с планом [10].

Таким  образом,  четкость в совершении закупок для государственных  и муниципальных нужд, базирующаяся на соблюдении принципов контрактной системы,  а  также на нормативно-правовых актах, регулирующих эту сферу, позволяет сделать вывод о её эффективности и значимости.

Законодательство  Российской  Федерации  о  контрактной  системе  в  сфере закупок  товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения  государственных  и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации,  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации,  Бюджетного кодекса  Российской  Федерации,  а  также  состоит  из  Закона  о  контрактной системе [11].

Рассмотрим  границы  или  сферу  применения  Закона  о  контрактной системе.  В соответствии с ч. 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ  регулирует отношения, направленные  на  обеспечение  государственных  и  муниципальных  нужд  в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения  коррупции и других злоупотреблений, в части, касающейся:

  • планирования закупок товаров, работ, услуг;
  • определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • заключения гражданско-правового  договора,  предметом  которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества);
  • особенностей исполнения контрактов;
  • мониторинга закупок и аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
  • контроля за  соблюдением  законодательства  Российской  Федерации  и иных  нормативных  правовых  актов  о  контрактной  системе  в  сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Нормы  права,  содержащиеся  в  других  федеральных  законах  и регулирующие отношения в сфере закупок, должны соответствовать Закону о контрактной системе [12].

Участники контрактной системы представлены на рис. 2.

Таким образом, участником закупки является  любое юридическое лицо независимо  от  его  организационно-правовой  формы,  формы  собственности, места  нахождения  и  места  происхождения  капитала  или  любое  физическое лицо,  в  том  числе  зарегистрированное  в  качестве  индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ) [13].

 Отдельные  нормы  Закона  о  контрактной  системе  регулируются  также актами федеральных министерств и ведомств [14-15]. В  соответствии  с  нормами  Закона  о  контрактной  системе субъектами  РФ  и  органами местного  самоуправления в пределах своих компетенций также принимаются нормативно-правовые акты, связанные с регулированием некоторых аспектов в области закупок.

Список источников

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 14. – Ст.1652.
  2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собр. законодательства РФ. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст.4571.
  3. Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд: постановление Правительства РФ от 10.02.2014 № 89 (ред. от 27.07.2019) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 7. – Ст.683.
  4. О порядке  осуществления  Федеральной  службой  финансово-бюджетного надзора  полномочий  по  контролю  в  финансово-бюджетной  сфере: постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (ред. от 17.08.2020) // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 49 (часть VII). – Ст.6435.
  5. О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион): Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 18.06.2021) // Собр. законодательства РФ. – 2016. – № 13. – Ст.1880.
  6. Алехина, О.В. Исследование коррупции в сфере государственных закупок через призму принципов контрактной системы / О.В. Алехина // Закон и власть. – 2019. – № 2. – С.32–35.
  7. Андреева, Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции / Л.В. Андреева // Юрист. – 2013. – № 14. – С.3–8.
  8. Афанасьев, М.В. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М.В. Афанасьев, Л.А. Мясникова // Вопросы экономики. – 2005. – № 4. – С.75–85.
  9. Байбарова, М.А. Маркетинговые инструменты продвижения территориального кластера в концепции развития региона / М.А. Байбарова // Синергия наук. – 2018. – № 27 – С.258–268.
  10. Баутин, В.М. Концептуальные основы формирования инновационной экономики в агропромышленном комплексе России: монография / В.М. Баутин. – М.: Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2012.
  11. Белова, С.Н. Взаимосвязь финансового мониторинга и финансового контроля в сфере государственных закупок / С.Н. Белова // Научный альманах: сборник научных трудов. – Москва, 2020. – С. 15–19.
  12. Блюм, Ю.Д. Инновации: понятие и состояние в Республике Коми / Ю.Д. Блюм, М.С. Демина // СЕВЕРГЕОЭКОТЕХ – 2015: материалы XVI Международной молодёжной науч. конф.: в 6 ч. – Ухта: Ухтинский государственный технический университет, 2015. – С.149–
  13. Бобров, А.В. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности национальной экономики / А.В. Бобров // Студенческий вестник. – 2021. – № 23-2 (168). – С.39–41.
  14. Голованова, С.В. Межфирменная кооперация: уроки для развития кластеров в России / С.В. Голованова, С.Б. Авдашева, С.М. Кадочников // Российский журнал менеджмента. – 2010. – Т. 8. – № 1. – С.41–66.
  15. Гоненко, Д.В. Современная система государственных закупок Российской Федерации: основные проблемы и их решение / Д.В. Гоненко, А.Н. Новичихин // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – Т. 2. – № 5 (113). – С.14–20.

References

  1. O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny`x i municipal`ny`x nuzhd: Federal`ny`j zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (red. ot 02.07.2021) // Sobr. zakonodatel`stva RF. – 2013. – № 14. – St.1652.
  2. O zakupkax tovarov, rabot, uslug otdel`ny`mi vidami yuridicheskix licz: Federal`ny`j zakon ot 18.07.2011 № 223-FZ (red. ot 01.07.2021) // Sobr. zakonodatel`stva RF. – 2011. – № 30 (ch. 1). – St.4571.
  3. Ob utverzhdenii Pravil osushhestvleniya vedomstvennogo kontrolya v sfere zakupok dlya obespecheniya federal`ny`x nuzhd: postanovlenie Pravitel`stva RF ot 10.02.2014 № 89 (red. ot 27.07.2019) // Sobr. zakonodatel`stva RF. – 2014. – № 7. – St.683.
  4. O poryadke  osushhestvleniya  Federal`noj  sluzhboj  finansovo-byudzhetnogo nadzora  polnomochij  po  kontrolyu  v  finansovo-byudzhetnoj  sfere: postanovlenie Pravitel`stva RF ot 28.11.2013 № 1092 (red. ot 17.08.2020) // Sobr. zakonodatel`stva RF. – 2013. – № 49 (chast` VII). – St.6435.
  5. O perechne tovarov, rabot, uslug, v sluchae osushhestvleniya zakupok kotory`x zakazchik obyazan provodit` aukcion v e`lektronnoj forme (e`lektronny`j aukcion): Rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 21.03.2016 № 471-r (red. ot 18.06.2021) // Sobr. zakonodatel`stva RF. – 2016. – № 13. – St.1880.
  6. Alexina, O.V. Issledovanie korrupcii v sfere gosudarstvenny`x zakupok cherez prizmu principov kontraktnoj sistemy` / O.V. Alexina // Zakon i vlast`. – 2019. – № 2. – S.32–35.
  7. Andreeva, L.V. Formirovanie kontraktnoj sistemy` v Rossii v usloviyax e`konomicheskoj integracii / L.V. Andreeva // Yurist. – 2013. – № 14. – S.3–8.
  8. Afanas`ev, M.V. Mirovaya konkurenciya i klasterizaciya e`konomiki / M.V. Afanas`ev, L.A. Myasnikova // Voprosy` e`konomiki. – 2005. – № 4. – S.75–85.
  9. Bajbarova, M.A. Marketingovy`e instrumenty` prodvizheniya territorial`nogo klastera v koncepcii razvitiya regiona / M.A. Bajbarova // Sinergiya nauk. – 2018. – № 27 – S.258–268.
  10. Bautin, V.M. Konceptual`ny`e osnovy` formirovaniya innovacionnoj e`konomiki v agropromy`shlennom komplekse Rossii: monografiya / V.M. Bautin. – M.: Izd-vo RGAU-MSXA im. K.A. Timiryazeva, 2012.
  11. Belova, S.N. Vzaimosvyaz` finansovogo monitoringa i finansovogo kontrolya v sfere gosudarstvenny`x zakupok / S.N. Belova // Nauchny`j al`manax: sbornik nauchny`x trudov. – Moskva, 2020. – S. 15–19.
  12. Blyum, Yu.D. Innovacii: ponyatie i sostoyanie v Respublike Komi / Yu.D. Blyum, M.S. Demina // SEVERGEOE`KOTEX – 2015: materialy` XVI Mezhdunarodnoj molodyozhnoj nauch. konf.: v 6 ch. – Uxta: Uxtinskij gosudarstvenny`j texnicheskij universitet, 2015. – S.149–152.
  13. Bobrov, A.V. Gosudarstvenny`e i municipal`ny`e zakupki kak instrument povy`sheniya e`ffektivnosti nacional`noj e`konomiki / A.V. Bobrov // Studencheskij vestnik. – 2021. – № 23-2 (168). – S.39–41.
  14. Golovanova, S.V. Mezhfirmennaya kooperaciya: uroki dlya razvitiya klasterov v Rossii / S.V. Golovanova, S.B. Avdasheva, S.M. Kadochnikov // Rossijskij zhurnal menedzhmenta. – 2010. – T. 8. – № 1. – S.41–66.
  15. Gonenko, D.V. Sovremennaya sistema gosudarstvenny`x zakupok Rossijskoj Federacii: osnovny`e problemy` i ix reshenie / D.V. Gonenko, A.N. Novichixin // E`konomika i upravlenie: problemy`, resheniya. – 2021. – T. 2. – № 5 (113). – S.14–20.

Для цитирования: Юдин А.А., Тарабукина Т.В. Понятие, принципы и правовое регулирование контрактной системы // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-40/

© Юдин А.А., Тарабукина Т.В., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 8.