Московский экономический журнал 8/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10474

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА ПОД ВЛИЯНИЕМ COVID-19

CURRENT STATE OF TOURISM DEVELOPMENT TRENDS UNDER THE INFLUENCE OF COVID-19

Нгуен Ньят Куанг, кафедра управления в международном бизнесе и индустрии туризма, Государственный университет управления

Nguyen Nhat Quang, Department of Management in International Business and Tourism Industry, State university of management

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние тенденций развития туризма под влиянием COVID-19. Автор указывает, что нынешняя пандемия COVID-19 привела к глобальным вызовам, экономическим кризисам и кризисам в области здравоохранения, а также оказала вторичное воздействие на мировые отрасли, включая туризм и путешествия, которые вносят основной вклад в сферу услуг во всем мире. Индустрия туризма и отдыха испытала на себе наиболее сильное негативное влияние от воздействия COVID-19 и относится к наиболее пострадавшим мировым отраслям. В этой связи сегодня очень важно определить направления восстановления операционной деятельности туристической отрасли и повышения ее эффективности.

Abstract. The article considers the current state of the trend of tourism development under the influence of COVID-19. The author points out that the current COVID-19 pandemic has led to global challenges, economic and health crises, and has also had a secondary impact on global industries, including tourism and travel, which make the main contribution to the service sector worldwide. The tourism and recreation industry has experienced the strongest negative impact from the impact of COVID-19 and is one of the most affected global industries. In this regard, it is very important today to determine the directions for restoring the operational activity of the tourism industry and improving its efficiency.

Ключевые слова: туризм, тенденции развития, неблагоприятные последствия, COVID-19

Keywords: tourism, development trends, adverse consequences, COVID-19

Распространение  вируса COVID-19 привело к огромным финансовым потерям и вызвало глобальные медицинские и экономические кризисы во всем мире. Самые пугающие новости о сезонных вспышках гриппа, эпидемиях, пандемиях и катастрофах приводят к резкому спаду в индустрии путешествий и туризма, которая вносит основной вклад в сферу услуг[3].

По мысли ученых, туристическая отрасль в значительной степени, чем какая- либо другая, подвержена воздействию кризисов. Так, туристические кризисы могут  быть классифицированы на пять типов. Первый связан с событиями, влияющими на окружающую среду, такими как изменение климата, землетрясения и вырубка лесов. Второй связан с событиями, которые влияют на общественный и политический климат, включая террористические акты, перевороты и выборы с применением насилия. Третий включает события, связанные со здоровьем, такие как эпидемии болезней, поражающие людей или животных, а четвертый –технологические события, такие как сбои систем информационных технологий и аварии на транспорте. Наконец,  пятый вариант   основан на таких событиях, как финансовые кризисы или сильные колебания валютных курсов [2].

Связанные со здоровьем кризисы в туристическом секторе не являются чем-то новым, поскольку угроза эпидемий возрастает с начала 1900-х годов, несмотря на достижения медицины. Некоторые из основных эпидемий, зарегистрированных в течение этого периода, включали распространение таких заболеваний, как испанский грипп, гонконгский грипп,  атипичная пневмония, свиной грипп, Эбола и пр. Нынешняя глобальная пандемия, помимо значительного воздействия на способность туристического сектора нормально функционировать, привела к потере рабочих мест в туристическом секторе, снижению доходов предприятий в сфере туризма и индустрии гостеприимства, а также потеря налоговых поступлений для правительств, среди прочего.

Пандемии отрицательно сказываются на поведении туристов и их психическом благополучии. Так, люди   отказываются от запланированных поездок, опасаясь заражения болезнью, поскольку избежать передачи вируса во время путешествия кажется невозможным. Кроме того, путешествия туристов увеличивают риск массового заражения.

Путешественники играют значительную роль в передаче вирусов, эпидемий, вспышек или пандемий между пунктами назначения местных сообществ.  Исследователями было установлено, что ограничения на поездки являются наиболее полезными и эффективными мерами вмешательства на ранних и поздних этапах инфекционного заболевания, чтобы минимизировать его распространение и контролировать скорость передачи в сообществах [3].

В глобальном масштабе путешествия и туризм вносят значительный вклад в ведущий сектор создания рабочих мест, социально-экономического и культурного развития во всем мире. Во многих городах, регионах и странах туризм играет важнейшую роль в качестве стратегической основы ВВП экономики. Индустрия туризма и отдыха играет жизненно важную роль в экономической деятельности и удовлетворении потребностей клиентов, но общеизвестно, что данная отрасль всегда испытывает самые сильные удары различных болезней, эпидемий, сезонного гриппа и глобальных пандемий.  В сфере досуга, путешествий и въездного туризма наблюдалось более резкое падение, что привело к убыткам в размере 2,86 триллиона долларов США, что составило 50% плюс потеря доходов [1]. 

С течением времени развитие индустрии туризма было волнообразным.  Темпы роста индустрии туризма и отдыха ускорились в 2010-х годах благодаря активной мобильности и участию многих стран.  Индустрия путешествий и туризма оказала положительное влияние и внесла значительный вклад в мировую экономику.  Так, в частности, в 2018 году она напрямую внесла около 782 млрд евро в экономику ЕС и создал 14,4 рабочих мест. 

Статистика указывает на рост числа международных туристических прибытий с 2010 по 2019 год во всем мире. Согласно статистике 2019 года, в Северную Америку прибыло 146,4 миллиона иностранных туристов, а в страны Ближнего Востока — 61,4 миллиона. В период с 2010 по 2019 год количество иностранных туристов увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Европа была одним из основных направлений для международных путешественников с точки зрения региона происхождения. По данным ЮНВТО, на европейский регион приходится более 50% международных туристических прибытий во всем мире, и это самый посещаемый регион в мире. Индустрия путешествий и туризма стала ключевым двигателем культурного и социально-экономического прогресса и создает миллионы возможностей трудоустройства в индустрии путешествий [4]. 

В связи с возникновением пандемии COVID-19 сфера туризма продемонстрировала резкое снижение на 98% в мае 2020 года, что отражало запреты на поездки и ограничения во всем мире на фоне профилактических мер по сдерживанию быстрой передачи вируса. За первые пять месяцев 2020 года произошло резкое снижение на 56% числа прибытий туристов со всего мира по сравнению с данными 2019 года за тот же период.  Азия и Тихоокеанский регион пострадали первыми и зафиксировали резкое 60-процентное падение прибытий туристов с января по май 2020 года.

Появление нынешней пандемии привело к глобальному экономическому кризису и вызвало беспрецедентные потрясения в ведущих секторах мировой экономики. 

Туризм как важнейший сектор социально-экономического развития на местном и национальном уровнях в значительной степени зависит от энергопотребления. Любой рост числа прибывающих туристов требует увеличения спроса на энергию. В свою очередь, в сочетании с соответствующим увеличением количества путешествий из-за роста туризма это имеет некоторые последствия для экологической устойчивости. 

 Пандемия повлияла на модели потребления энергии и на глобализацию и туризм,  это вызвало необходимость переосмысления существующей ситуации и внедрения  инноваций для стратегий устойчивого восстановления.

Нельзя не отметить как неблагоприятный фактор отрицательное влияние пандемии на психическое благополучие туристов. В частности, многие туристы были вынуждены отменить свои поездки, так как во время путешествия избежать заражения вирусом  для многих кажется сложной задачей [2].

Воздействие COVID-19 на занятость в сфере туризма оказало большее давление на образование в сфере туризма. Это серьезно повлияло на возможности создания рабочих мест во всем мире. Благодаря виртуальному обучению и преподаванию студентам также приходится сталкиваться с перерывами в обучении, наймом и нестабильными возможностями трудоустройства в туристическом бизнесе. Туристические программы, инициативы и академические университеты сталкиваются с проблемой сокращения набора новых студентов, маркетинговой и государственной поддержки, а также финансирования исследований. Специалисты в этой связи должны рассмотреть инновационные подходы и исследовательские возможности для определения организационной удаленности, принимая во внимание проблемы психического здоровья и конфиденциальности заинтересованных сторон, затронутых COVID-19 [1]. 

В рамках восстановления туристической отрасли многими странами были предложены следующие меры, способствующие росту объемов поступления от туристической деятельности:

  1. Формирование на территории страны так называемых «туристических песочниц» (Таиланд) или  «туристических пузырей» (Шри-Ланка).
  2. Интенсификация развития и поддержка развития внутреннего туризма (применение кэш-бэка на расходы по внутреннему туризму в России).
  3. Развитие так называемого онлайн-туризма (посещение известных мировых музеев и других достопримечательностей удаленно).

Также многие страны  готовы продолжить развитие туристической отрасли с  применением такие антиковидных мер, как двухнедельная изоляция туристов  на карантинах в определенных отелях,  проведение двух или трехэтапного тестирования, а также с предоставлением определенных преференций вакцинированным туристам.  Однако последние меры не всегда  являются популярными у лиц, желающих путешествовать, по той причине, что они не всегда готовы к карантинным мерам или не желают нести высокие финансовые затраты на многократное тестирование, которое подтвердит отсутствие у них коронавирусной инфекции.

Волнообразное развитие пандемии, к сожалению, не позволяет большинству стран мира выработать какие-либо превентивные меры, направленные на развитие туристической отрасли. Несмотря на то, что принятие мер защиты населения той или иной страны от заражения коронавирусом необходимо, нельзя сбрасывать со счетов важность развития таких важных отраслей, как туризм, поскольку он напрямую влияет как на уровень ВВП страны, так и на занятость населения в данной сфере. В этой связи правительствам  различных государств еще предстоит предпринять   ряд различных мер, позволяющих, с учетом обеспечения определенного уровня безопасности своих граждан, все же осуществлять развитие туризма в стране.

Таким образом, пандемия COVID-19 оказала социальное, психологическое, социально-экономическое и культурное влияние на различных участников туризма, и они будут страдать от неблагоприятных последствий в еще течение более длительного времени. Пандемия предоставила «обширную» новую основу, в которой ученые и исследователи в области туризма могут проводить исследования с использованием применимых исследовательских моделей. 

 Одновременно исследователям необходимо внедрить технико-экономические обоснования, прогнозирование спроса на туризм, а также активные и передовые методы, которые были бы полезны и целесообразны для изучения последствий COVID-19 различными организациями и заинтересованными сторонами. 

Список источников

  1. Оборин М.С. Последствия влияния пандемии COVID-19 на мировой туризм // Сервис в России и за рубежом. 2021. №1 (93).
  2. Карпова Г.А., Валеева Е.О. Проблемы и перспективы развития туризма в условиях пандемии // Известия СПбГЭУ. 2021. №1 (127).
  3. Крюкова Е.М., Шадская И.Г., Соколова А.Г. Пандемия COVID-19: вызовы и точки роста индустрии туризма // Инновации и инвестиции. 2021. №4.
  4. Gretzel, et al. e-Tourism beyond COVID-19: a call for transformative research Inf. Technol. Tour., 22 (2) (2020), pp. 187-203
  5. Степаненко, С. Г. Цифровизация образования как процесс глобализации экономики / С. Г. Степаненко, В. В. Помазанов // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». – 2020. – № 3. – С. 829-839.
  6. Помазанов, В. В. Организационно-тактические особенности предъявления для опознания / В. В. Помазанов, С. И. Грицаев, С. Г. Степаненко // Полицейская и следственная деятельность. – 2021. – № 2. – С. 40-52. – DOI 10.25136/2409-7810.2021.2.35995.
  7. Чунихина, Т. Н. Правоведение / Т. Н. Чунихина, С. Г. Степаненко. – Краснодар : Кубанский государственный технологический университет, 2017. – 231 с. – ISBN 9785833306802.

References

  1. Oborin M. S. Consequences of the impact of the CAVID-19 pandemic on world tourism / / Service in Russia and abroad. 2021. № 1 (93).
  2. Karpova G. A., Valeeva E. O. Problems and prospects of tourism development in the conditions of a pandemic / / Izvestiya Spbgetu. 2021. №1 (127).
  3. E. Kryukova.M., And Shadskaya.G., Sokolova A. G. The CAVID-19 pandemic: challenges and growth points of the tourism industry / / Innovations and investments. 2021. No. 4.
  4. U. Gretel et al. electronic Tourism beyond COVIND-19: A call for Transformative Research Inf. Technol. Excursion., 22 (2) (2020), pp. 187-203
  5. Stepanenko, S. G. Digitalization of education as a process of economic globalization / S. G. Stepanenko, V. V. Pomazanov / / Electronic network polythematic journal «Scientific works of KubSTU». — 2020. — No. 3. — pp. 829-839.
  6. Pomazanov, V. V. Organizational and tactical features of presentation for identification / V. V. Pomazanov, S. I. Gritsaev, S. G. Stepanenko / / Police and investigative activities. — 2021. — No. 2. — pp. 40-52 – — DOI 10.25136/2409-7810. 2021.2.35995.
  7. Chunikhina, T. N. Pravovedenie / T. N. Chunikhina, S. G. Stepanenko. — Krasnodar : Kuban State Technological University, 2017. — 231 p – — ISBN 9785833306802.

Для цитирования: Нгуен Ньят Куанг. Современное состояние тенденций развития туризма под влиянием Covid-19 // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-26/

© Нгуен Ньят Куанг, 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 8.