Московский экономический журнал 8/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10607

Мотивация труда персонала на предприятии региона 

Motivation of personnel labor at the enterprise of the region

Выскребенцев Иван Сергеевич, аспирант каф. «Экономика транспорта» ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения»

Vyskrebentsev Ivan Sergeevich, postgraduate student of the department. «Economics of Transport» FSBEI HE «Ural State University of Railways»

Аннотация. В данной статье рассматривается система мотивации труда на предприятии региона. Предлагается критерии мотивации труда проанализировать с помощью дисперсионного анализа.

Summary. This article examines the system of labor motivation at an enterprise in the region.It is proposed to analyze the criteria of labor motivation using analysis of variance.

Ключевые слова: Мотивация персонала, дисперсионный анализ, пассажирский комплекс, пассажирские перевозки, качество транспортного обслуживания.

Ключевые слова: Personnel motivation, analysis of variance, passenger complex, passenger transportation, quality of transport services.

Степень экономического развития Уральского региона напрямую зависит от эффективности работы региональных предприятий. Предприятия, которые проводят повышение квалификации своим работникам, занимаются мотивацией труда персонала имеют большую привлекательную способность для работников, тем самым повышает квалификационный уровень работников.[1]

Для построения эффективной системы мотивации труда необходимо проведение дисперсионного анализа экономического механизма мотивации сотрудников Уральского филиала АО «ФПК».

Цель дисперсионного анализа – исследование наличия или отсутствия существенного влияния факторов на изменения мотивации персонала.

Задачами дисперсионного анализа является:

  • изучение состояния системы мотивации и стимулирования труда;
  • оценка эффективности и оптимальности принимаемых управленческих решений.

Для проведения дисперсионного анализа проведено анонимное анкетирование сотрудников Пассажирского вагонного депо Челябинск – структурного подразделения Уральского филиала АО «ФПК». Анкетирование направлено на выявление факторов, влияющих на материальную и нематериальную мотивацию персонала и позволит выявить параметры, которые не удовлетворяют сотрудников предприятия.

Анкета содержит 8 вопросов, каждое из которых может быть оценено от 1 до 5 баллов. Тест предлагается всем группам предприятия (руководителям отделов, специалистам, служащим и рабочим). Опрошено 51 человека, из них 4 руководителя, 11 специалистов, 36 рабочих.

В Приложении Ж приведены результаты опроса (статистические данные) значимости влияния факторов на общую мотивацию сотрудников. Предложенные факторы в опросе:

  • удовлетворенность физическими условиями;
  • удовлетворенность коллективом;
  • удовлетворенность уровнем заработной платы;
  • удовлетворенность премиальной частью заработной платы;
  • удовлетворенность зарплатой в соотношении с трудозатратами;
  • удовлетворенность служебным продвижением;
  • удовлетворенность тем, как на своей работе вы можете использовать свой опыт и способности;
  • удовлетворенность длительностью рабочего дня.

Исходя из результатов опроса необходимо выяснить зависимость предложенных факторов на мотивацию персонала.

1) Выявить зависимость материальных факторов на мотивацию труда сотрудников.

Данные опроса мотивационных факторов представлены в таблице 1.

Результаты опроса представим при помощи рисунка 1.

Расчет степеней свободы рассчитывается по формулам

где a – Число групп факторов (4).

где n – Число групп факторов (51).

Также отметим, число наблюдений в каждой группе сотрудников:

Руководители – 4 наблюдения, специалисты – 11 наблюдений, рабочие – 36 наблюдений.

Произведем расчет

Сумма квадратов отклонений (общее среднее всех наблюдений) по формуле

где xij – оценка респондента по i-тому критерию.

Произведем расчет

Объясненная влиянием фактора a сумма квадратов отклонений рассчитывается по формуле

где X= – общее среднее наблюдений;

X=i – общее среднее наблюдений в градации факторов.

Произведем расчет

Необъяснённая сумма квадратов отклонений или сумма квадратов отклонений ошибки рассчитывается по формуле

Произведем расчет

Общая сумма квадратов отклонений рассчитывается по формуле

Произведем расчет

Далее необходимо рассчитать фактическое отношение Фишера – отношение дисперсии, объяснённой влиянием фактора (межгрупповой), и необъяснённой дисперсии (внутригрупповой) и сравнить с критическим значением Фишера.

Объясненная дисперсия рассчитывается по формуле

Произведем расчет:

Необъясненная дисперсия рассчитывается по формуле

Произведем расчет

Фактическое отношение Фишера рассчитывается по формуле

Произведем расчет

Далее необходимо сравнить с установленным критическим значением Фишера

Так как фактическое отношение Фишера больше критического, можно сделать вывод что материальные факторы, а именно те критерии оценки материальных мотивационных факторов существенно влияют на общий уровень мотивации персонала.

2) Выявить зависимость нематериальных факторов на мотивацию труда сотрудников.

Данные опроса мотивационных факторов представлены в таблице 2.

Результаты опроса представим при помощи рисунка 2.

Произведем расчет по формулам:

Исходя из расчетов, фактическое отношение Фишера больше критического, можно сделать вывод что нематериальные факторы, а менно те критерии оценки нематериальных мотивационных факторов существенно влияют на общий уровень мотивации персонала.

3) Сравнение полученных значений дисперсионного анализа материальных и нематериальных факторов мотивации труда.

По итогам дисперсионного анализа материальных факторов фактическое значение Фишера составило 16,64.

По итогам нематериальных факторов фактическое значение Фишера составило 15,22.

Следовательно, материальные факторы для сотрудников Пассажирского вагонного депо Челябинск – структурного подразделения Уральского филиала АО «ФПК» являются наиболее важными, но при этом, нематериальные факторы незначительно отличаются, что говорит о благоприятной заинтересованности нематериальными факторами мотивации труда.

Исходя из результатов дисперсионного анализа, можно сделать вывод, что сотрудники, в первую очередь, заинтересованы в удовлетворении материальных факторов, но при этом значение нематериальных факторов мотивации для сотрудников не менее важно.

Рассмотрим основные предпочтительные направления экономического механизма мотивации сотрудников Пассажирского вагонного депо Челябинск, исходя из проведенного анкетирования в рамках дисперсионного анализа.

С помощью таблиц 1, 2 на рисунке 3 изобразим диаграмму приоритетных материальных и нематериальных факторов, исследуемых групп работников, отображающую предпочтительные направления совершенствования факторов мотивации сотрудников.

Исходя из данных диаграммы 3 можно сделать следующие выводы:

  • руководители заинтересованы в стимулировании факторов нематериальной мотивации, таких как: служебное продвижение, физические условия труда, использование накопленного опыта и знаний;
  • специалисты заинтересованы в стимулировании и факторов материальной и нематериальной мотивации: уровень заработной платы, соотношение заработной платы и трудозатрат, уровень премиальной части заработной платы, использование накопленного опыта и знаний;
  • рабочие заинтересованы в стимулировании и факторов материальной и нематериальной мотивации: уровень премиальной части заработной платы, использование накопленного опыта и знаний, служебное продвижение и физические условия труда.

Одинаково низкую удовлетворенность во всех группах сотрудников получили следующие факторы:

  • удовлетворенность служебным продвижением;
  • соотношения уровня заработной платы с трудозатратами;
  • физические условия труда;
  • премиальная часть заработной платы.

Таким образом, в настоящее время Уральскому филиалу АО «ФПК» необходимо разработать механизм оценки мотивации сотрудников, который предполагает анализ материальных и нематериальных факторов мотивации, позволяющий в дальнейшем повысить низкую удовлетворенность сотрудников ранее изученными факторами неудовлетворенности мотивации труда на предприятии.

Проведен анализ системы мотивации и стимулирования труда, на основании которого можно сделать следующие выводы:

1) На основании проведенного анализа организационной структуры и динамики основных технико-экономических показателей можно сделать вывод об эффективности деятельности АО «ФПК», однако в разрезе финансовых показателей наблюдается невыполнение по объемам выручки и достижения поставленных результатов;

2) Анализ занятости и заработной платы персонала и трудовых ресурсов определил, что на предприятии происходит снижение численности персонала, основной причиной текучести кадров является отсутствие неудовлетворительная компенсация, далее идет переезд в другое место, затем прочие причины увольнения; уровень среднемесячной заработной платы увеличился на 2 861,0 руб.; среднемесячная заработная плата работников ведущих профессий в 2019 г. выросла в среднем на 102,5 % или 583,4 руб.; наибольший вес в структуре заработной платы занимает оплата по тарифным ставкам и окладам, наименьшую – материальная помощь; наибольшее влияние на размер премиальных выплат оказывают индивидуальные показатели оценки деятельности; производительность труда увеличивается, однако, производительность труда билетных кассиров и работников, занятых в ремонте подвижного состава снизилась, что связано со снижением объемов приведенных проездных документов, проданных на поезда дальнего следования и приведенного продукции.

3) На сегодняшний день в Уральском филиале АО «ФПК» действует эффективный экономический механизм мотивации труда. Премирование работников структурных подразделений Уральского филиала АО «ФПК» за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности производится в зависимости от выполнения показателей премирования, сгруппированных по двум уровням.

Список использованных источников

  1. Сухарева С. В. Основные цели транспортной стратегии России на период до 2030 г. / С. В. Сухарева, М. С. Тихонова // Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее: материалы II Международной научно-практической конференции. СибАДИ. Омск : СибАДИ. – 2018. – С.607-611.
  2. Свиридчук Г. П. Территориальная организация и развитие пассажирских комплексов в крупных железнодорожных узлах России : доктор экон. наук: 08.00.05 . – М. : ГУУ. – 2017. – 170 с.
  3. Алферова А. А. Оценка качества транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте: автореф. дисс. соиск. уч. степени канд. экон. наук: 08.00.05. – М. : 2017. – 141 с.
  4. Рачек С.В. д.э.н. профессор: Формирование системы показателей эффективности как ключевое направление стратегического развития холдинга / Управление экономическими системами: электронный научный журнал 2012 г.