http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 8/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 8/2020

УДК 339

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10592

ОСОБЕННОСТИ БРАЗИЛЬСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

FEATURES OF THE BRAZILIAN FOREIGN DIRECT INVESTMENT POLICY

Нзенге Нзенге Арно, аспирант кафедры управления корпоративными финансами, Институт управления экономики и финансов, Казанский федеральный университет, Россия, г. Казань

Ахметов Рустэм Рафгетович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления корпоративными финансами, Институт управления экономики и финансов, Казанский Федеральный университет, Россия, г. Казань

Nzenge Nzenge Arno

Akhmetov Rustem Rafgetovich

Аннотация. В статье речь идёт о политике иностранных инвестиций, факторах движения иностранных капиталов в Бразильской экономике. Основной целью явилось изучение компонентов бразильской инвестиционной политики, мер, принятых для налогового регулирования, а также выяснение места прямых иностранных инвестиций в Бразилии среди стран БРИКС и в глобальной экономике.

Summary. The article deals with the policy of foreign investment, the factors of the movement of foreign capital in the Brazilian economy. The main goal was to study the components of the Brazilian investment policy, measures taken for tax regulation, as well as to find out the place of foreign direct investment in Brazil among the BRICS countries and in the global economy.

Ключевые слова: инвестиционная политика, прямые иностранные инвестиции, инвестиции в Бразилии.

Keywords: investment policy, foreign direct investment, investment in Brazil.

Бразилия является одним из крупнейших получателей прямых иностранных инвестиций в мире. Это заметное место связано с тем, что в Бразилии были созданы благоприятные условия для иностранных инвесторов, адекватные режиму местного бизнеса. Иностранные инвесторы имеют доступ практически ко всем секторам экономики, за исключением атомной энергетики, аэрокосмической промышленности, внутренних авиаперевозок, средств массовой информации, почты и телеграфа, здравоохранения и некоторых других секторов. Кроме того, были введены различные стимулы (налоговые, таможенные, финансовые и т.д.) для развития отраслей, которые экспортируют и производят высокотехнологичную продукцию, а также импортируют высокопроизводительное оборудование и используют IT-технологии. Росту притока прямых иностранных инвестиций способствовал допуск иностранных компаний к участию в приватизации в банковском секторе, энергетике и телекоммуникациях. Были приняты специальные меры по привлечению инвестиций в некоторые районы страны, где были созданы свободные экономические зоны: Свободная экономическая зона «Манаус» и Свободная экономическая зона (СЭЗ) «Амапа». Среди преимуществ в свободной экономической Зона «Манаус», например, можно отметить:

  • освобождение от уплаты налога на ввоз импортируемых товаров, предназначенных для потребления в пределах свободной зоны;
  • снижение ставки налога на импорт ввозимых товаров, используемых для производства промышленных товаров в СЭЗ с последующей их продажей в других регионах страны;
  • освобождение от уплаты налога на промышленные товары потребительских и промышленных товаров, производимые в свободной зоне;
  • освобождение предприятий от уплаты подоходного налога сроком на 10 лет;
  • освобождение предприятий от уплаты экспортной пошлины;
  • освобождение от налога с оборота товаров и услуг товаров, ввозимых из других штатов Бразилии и предназначенных для потребления или производства промышленной продукции в СЭЗ «Манаус»;
  • выделение финансовых ресурсов из специального инвестиционного фонда для реализации важнейших проектов.

В дополнение к федеральным налоговым льготам предприятиям, работающим в СЭЗ «Манаус», также предоставляются налоговые льготы на уровне штата (штат Амазонас) и муниципалитета (г. Манаус) [1].

В то же время Бразилия во время острой фазы мирового финансового кризиса в 2009 году установила некоторые ограничения для уменьшения потока спекулятивного капитала. Она ввела налог на иностранные инвестиции в ценные бумаги на сумму 6%, которые были отменены в июне 2013 года. Существуют также ограничения в трудовом законодательстве, требующие, чтобы любая бразильская компания с иностранным капиталом имела как минимум 2/3 граждан Бразилии. Им должно выплачиваться не менее 2/3 фонда оплаты труда такой компании. В таблице 1 представлены перспективы развития инвестиционной политики и динамики прямых иностранных инвестиций в Бразилии.

По оценкам агентства «Foreign investment in Latin America and the Caribbean «ECLA», Бразилия имела почти такой же объём иностранных инвестиций как Италия, Австралия, Ирландия. Это объясняется тем что, в 2018г. динамика прямых иностранных инвестиций приходящие в Бразилию практически выросли

и составили 65,3 млрд. долл. США и в том числе накопленные инвестиций значительно выросли и составили 702,2 млрд. долл. США к тому же году. Параллельно с 2016г. наблюдается сокращение прямых иностранных инвестиций из страны, что подтверждает желание правительства Бразилии стимулировать внутреннюю инвестиционную политику для экономического роста страны. В 2018г. накопленные инвестиции, исходящие из страны, составили 232,8 млрд. долл., практически в 2 раза меньше чем накопленные прямых иностранных инвестиций приходящие в страну в этому же году.

Большая часть прямых иностранных инвестиций направляется в финансовый сектор, реальный сектор и сектор услуг Бразилии. В 2016 годах увеличились инвестиции в нефть и добычу полезных ископаемых, продовольствие и табак, металлургию, транспорт и связь (табл.2). Эти инвестиции способствовали росту отдельных секторов экономики Бразилии.

В целом наблюдается общий рост всех секторов, от реального сектора к сектору услуг. Бразилия занимает 7-е место в мире по объему ВВП, заявив о себе

не только как о производителе сельскохозяйственного и минерального сырья, но и самой современной машиностроительной продукции, включая авиационное оборудование, разнообразные биотехнологические и химические продукты, технические услуги. В 2018г. увеличивалась доля инвестиций в сельское хозяйство (1,0%), нефтегазовую промышленность (8,5%), металлургию (7,1%), строительство (1,0%), финансы и страхование (16,6%) и другие секторы (18,8%).

Бразилия является крупнейшим в мире производителем сахара, основным производителем сои, кукурузы, мяса и некоторых тропических фруктов. Сегодня более 5000 иностранных фирм инвестируют в бразильскую экономику. Среди них такие известные транснациональные корпорации из США, Esso и Grupo Texaso, автомобильный гигант Ford, General Electric (машиностроение), Wall Mart (торговля). Американская компания Ceres Inc. на более чем 3000 гектарах земли в Бразилии выращивает сахарный сорго, являющийся сырьем для производства тепла и электроэнергии [3].

В накопленных бразильских иностранных инвестициях есть три приоритетных канала — США, страны Латинской Америки и некоторые страны ЕС. По сравнению с 2010 годом значимость развитых стран Европы и США в прямых иностранных инвестициях в Бразилию снизилась. Исключением является Испания, которая традиционно развивает разносторонние экономические связи со странами Латинской Америки и в том числе и Бразилии [4].

Важным шагом в формировании механизма государственной поддержки иностранных инвестиций стало создание Бразилией Национального суверенного фонда (ФСБ — активы около 9 млрд. долларов), который осуществляет инвестиции за рубежом. Основная часть прямых иностранных инвестиций из Бразилии была направлена в финансовый сектор и добычу полезных ископаемых. Бразильский дом TNC Vale SA — диверсифицированная горнодобывающая компания, вторая по величине в мире, занимает 4-е место среди 100 крупнейших иностранных нефинансовых ТНК (как Gerdau, Camargo Corrêa, Ultrapar) в развивающихся странах. «TNC Vale SA» является крупнейшим

в мире экспортером железной руды, занимая почти пятую часть этого рынка. 90% запасов железной руды, принадлежащих компании, добываются открытым способом. «Vale SA» также разрабатывает месторождения бокситов, меди, марганца и золота в зарубежных странах.

В топ-100 ТНК также вошли нефтяная компания Petroleo Brasileiro SA (Petrobras), Gerdau SA (металлургия) и пищевая и табачная промышленность, а также производство напитков JBS SA. Другие бразильские ТНК также увеличивают свои иностранные инвестиции — Votorantim (конгломерат), Camargo Corrêa (конгломерат), Marfrig (агропромышленный комплекс), Ultrapar (добыча нефти и газа), Embraer (авиационная промышленность), Weg (производство электрооборудования) и другие.

Инвестиционные потоки между Бразилией и странами БРИКС, по данным официальной статистики невелики (Таблица 3).

В 2017г., накопленные инвестиции между Бразилией и странами БРИКС в целом показывают важность приоритетных направлений инвестиционной деятельности Бразилии, а именно рост внутренних капитальных вложений и привлеченных капиталов для финансирования инвестиционных проектов. В 2017г., объём прямых иностранных инвестиций стран БРИКС в Бразилию составил около 3127 млн. долл. США. Из них, первое место занимает Китай (2492 млн. долл.), второе место ЮАР (422 млн. долл.), третье место Индия (192 млн. долл.) и четвёртое место Россия (22 млн. долл. США).

Китай является ключевым инвестором среди стран БРИКС и реальные инвестиции из Китая весьма существенны, так же как из Индии. Индийско-китайские компании имеют 5 совместных предприятий в Бразилии. Две из них, где доля бразильской «Vale SA» составляет 25%, занимаются производством железорудных окатышей. Еще два совместных предприятия — «Longyo» и «Yankuang» — занимаются производством кокса и никеля [5].

Для избежания административных барьеров и снижения инвестиционных рисков, очень часто используется совместное сотрудничество в мобилизации средств финансирования высокорисковых сделок. Такая стратегия применяется между участниками БРИКС при инвестиционном проектировании в Бразилии. Подобные проекты были реализованы компаниями «Gerdau» — Бразилия» — крупнейшим производителем сортового проката и специальных сталей в мире и индийской группой «Kalyani» путём создания совместного предприятия «Kalyani Steels Ltd», которое приобрело «SJK Steel Plant Ltd» в городе Тадипатри с 45% доли каждой стороны. Завод выпускает до 300 тысяч тонн специальных сталей в год, предназначенных в основном для автомобильной промышленности (Кондратьев В., 2014. с.70).

Следует отметить, что в Бразилии проводится эффективная инвестиционная политика, результатом которой явилось то, что страны БРИКС по инвестициям в экономику занимают первое месте по объёму ПИИ в Бразилию. Если рассматривать долю инвестиций отдельного государства в Бразилию среди стран БРИКС, то лидирует Китай

Учитывая положение Бразилии в глобальном масштабе (7-е место) и в пределах БРИКС (3-е место), можно сказать, что инвестиционная политика Бразилии показывает признаки развитой экономики и может быть отнесена к числу стран, которые будут привлекать еще больше иностранные капиталы. Это преимущество Бразилии пред другими странами объясняется тем, что были приняты специальные меры бразильскими лидерами. Сначала создание условий привлекательности для инвесторов, а затем создание инвестиционной инфраструктуры, а также налогового регулирования, что способствует массовому движению иностранных капиталов в Бразилии.

Но изменение международного финансово-экономического положения, связанное с пандемией Covid-19, угрожает этой позиции из-за последствий, создавших финансовые трудности для инвестирования. Итак, если Бразилия хочет придерживаться лидирующей позиции на региональном и международном уровне, то она будет вынуждена адаптировать свои инвестиционные стратегии к текущей ситуации, и осваивать современные источники финансирования инвестиций.

Использованные источники

1. UNCTAD database — www.unctad.ru.

2. Locations Competing for Investment Attraction in selected industry — http://www.investmentmap.org/prioritySector.aspx.

3. IMF database — http://elibrary-data.imf.org/FindDataReport.

4. Tomberg I. (2013) The expansion of Chinese capital in the post-crisis period. Part 2 // Bulletin of the Federal State Institution «Registration Chamber» of the Ministry of Justice of the Russian Federation. 2013, No. 3. p. 40.

5. Scissors D. China’s Steady Global Investment: American Choices — http://www.heritage.org/research/reports/2013/07/china-s-steadyglobal-investment-american-choices.

6. Kondratiev V.(2014) Developed in China // Direct Investments, No. 1-2, 2014 — S. 70