http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 8/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 8/2020

УДК 37.014.54

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10578

МЕНЕДЖЕРАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

MANAGEMENT OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION AS A MECHANISM OF INCREASING THE QUALITY OF HUMAN CAPITAL

Богомолова Юлия Игоревна, доцент кафедры мировой и национальной экономики, Всероссийская академия внешней торговли при Минэкономразвития России

Bogomolova IUliia Igorevna

Аннотация. Целью статьи является исследование необходимости применения методов менеджмента в сфере высшего образования в качестве механизма повышения качества человеческого капитала. Автором проанализированы процессы коммерциализации высшего образования в России и западных странах, выявлены положительные и отрицательные стороны этого явления. В статье затронуты проблемы оценки качества высшего образования, и обоснована необходимость использования комплексной многосубъектной оценки. Проанализированы проблемы образовательно-трудового дисбаланса, проявляющегося в слабой взаимосвязи рынков труда и образования и отсутствии равновесия.

Summary. The purpose of the article is to study the need to apply management methods in higher education as a mechanism for improving the quality of human capital. The author analyzed the processes of commercialization of higher education in Russia and Western countries, identified the positive and negative aspects of this phenomenon. The article touches upon the problems of assessing the quality of higher education, and substantiates the need to use a complex multi-subject assessment. The article analyzes the problems of educational and labor imbalance, manifested in the weak relationship between labor and education markets and the lack of equilibrium.

Ключевые слова: человеческий капитал; высшее образование; коммерциализация социальной сферы; образовательно-трудовой дисбаланс, менеджерализация высшего образования.

 Keywords: human capital; higher education; commercialization of the social sphere; educational and labor imbalance, managerialization of higher education.

Важнейшей формой инвестирования в человеческий капитал являются образование и обучение (профессиональное или специальное).

В России получение профессионального образования уже давно стало необходимым условием для повышения конкурентоспособности человека на рынке труда. Причем, начиная с 90-х гг. 20 века можно наблюдать постоянный рост популярности среди населения  именно высшего профессионального образования (табл.1).

Как видно из таблицы 1, количество ВУЗов в последние десятилетия имело тенденцию к увеличению. Некоторое снижение количества стало наблюдаться только с 2016г., что связано, прежде всего, с демографическими проблемами. Однако до распада СССР эта тенденция коррелировалась с ростом населения. Начиная же с 90-х гг. XX века количество высших учебных заведений, и соответственно количество студентов росло, несмотря на ярко выраженные депопуляционные процессы, протекающие в России в это период.

Очевидно, что этот рост числа Вузов спровоцировали не структурные изменения в экономике, потребовавшие большего количества специалистов высокой квалификации. Причиной явился переход к рыночным отношениям, предполагающий формирование нового хозяйственного механизма в сфере образования, опирающегося на основные рыночные принципы (свобода предпринимательства и ценообразования, саморегуляция, конкуренция, договорные отношения, самофинансирование, равноправие и т.д.). Причем создание рынка образовательных услуг носило стихийный, плохо контролируемый характер.

Безусловно, рыночные условия диктовали необходимость коммодификации образования, но большая часть ВУЗов России пошли по пути «чистой» коммерциализации,  постепенно превратив учреждения в источник прибыли. 25-й президент Гарвардского университета Дерек Бок, подразумевая под  коммерциализацией только стремление университетов извлечь прибыль из своей преподавательской, исследовательской и иной деятельности выделяет следующие ее тенденции и факторы:

  • влияние на университеты экономических сил (например, расширение департаментов информатики и превращение ее в профилирующую дисциплину);
  • влияние внешней корпоративной культуры (так, в университетах все чаще используются такие выражения, как CEO (chief executive officer) -старший администратор; bottom line — практический результат; brand name — фирменный знак, бренд);
  • влияние карьерных интересов студентов на учебную программу университета (например, увеличение числа спецкурсов);
  • стремление к сокращению расходов (привлечение большего числа преподавателей на временную работу);
  • попытки найти числовое выражение для таких показателей, которые на самом деле не подлежат исчислению (например, определять абстрактные ценности с помощью денежного эквивалента, а не качественных характеристик) [2].

Само по себе это явление не носит исключительно негативный характер. Например, в США коммерциализация образования, начатая еще в начале XX века, ограничивалась, как правило, периферией университетской жизни — спортивными соревнованиями, заочным обучением или курсами повышения квалификации), особенно активно стала проводиться после второй мировой войны, продемонстрировавшей значение науки. Именно в этот период государственные ассигнования в данную сферу увеличивались каждый год, что способствовало росту числа научных открытий и улучшению положения университетов. Изменение экономической и политической ситуации в конце 70-х гг. диктовали необходимость поиска новых механизмов финансирования науки и образования. Одним из таких механизмов стала кооперация университетской исследовательской работы с интересами бизнеса[4]

Несмотря на значительное количество критиков, можно говорить о том, что коммерциализация западных ВУЗов в большей степени положительно повлияла на систему образования.

В России же этот процесс носит скорее негативный характер. Сегодня значительное количество специалистов отмечает, что рынок образовательных услуг в нашей стране не способен решить важные для экономики и общества задачи.  

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» провозглашает, что «Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [1].

Исходя из вышеприведенной трактовки, можно говорить, что высшее образование с одной стороны должно удовлетворять запросы народного хозяйства страны, а с другой – потребности личности в развитии, что выдвигает в нему два базовых требования – общественная полезность и  высокое качество образования.

Рассмотрим, насколько процессы коммодификации и коммерциализации высшего образования в нашей стране обеспечили соблюдение этих требований.

Что касается общественной полезности, призванной удовлетворить потребности рынка труда и обеспечить высокую производительность, то сегодня можно наблюдать образовательно-трудовой дисбаланс, проявляющийся в слабой взаимосвязи рынков труда и образования и отсутствия равновесия.

С одной стороны, спрос работодателей, например, на инженерные, технические профессии не может быть удовлетворен, а с другой стороны каждый год ВУЗы выпускают специалистов (бакалавров), вынужденных работать не по специальности. Уже давно говорится о перенасыщении рынка работников, имеющих экономическое, юридическое, социологическое образование.  При этом, популярность неконкурентоспособных образовательных программ не снижается.

Можно говорить о том, что в нашей стране спрос на рынке образовательных услуг во многом продиктован таким неценовым фактором как мода. Очень часто родители и будущие студенты просто руководствуются красивым звучанием будущей профессии, а также абстрактной надеждой на возможность трудоустройства на престижную и высокодоходную должность после получения диплома. При этом ВУЗы также ориентируются исключительно на спрос потенциальных обучающихся, а не на спрос рынка труда.

Проблемой является и то, что значительная доля специалистов (бакалавров) вынуждена занимать рабочие места, часто не требующие диплома о высшем образовании. То есть можно говорить о неэффективном расходовании бюджетных средств в данной сфере.

Данный факт ставит под сомнение разумность сложившейся в последние десятилетия массовости и доступности высшего профессионального образования, что постепенно находит и отражение в государственной политике[5].

Что касается качества высшего образования, то его низкие значения отмечают многие работодатели, столкнувшиеся с выпускниками современных ВУЗов.  Особенно это касается непрофильных для ВУЗа специальностей и ряда негосударственных учебных заведений, которые в большом количестве были созданы под воздействием растущего спроса. Нельзя не отметить и неконтролируемое до определенного времени развитие таких форм обучения как экстернат, заочное, вечернее обучение.

Одной из специфических черт образования является сложность, а иногда и невозможность оценки его качества до момента начала трудовой деятельности. Несмотря на большое количество нормативов, стандартов и различных методик, оценка качества образовательных услуг и эффективности их применения в период обучения в значительной мере зависит от потребителя, то есть студента. То есть обучающийся, будучи соучастником оказания услуги, должен сам понимать сложность поставленных задач,  предвидеть будущий эффект от процесса образования. Ожидания студента, лежащие в основе оценки и обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг и включающие значительное количество  измерений субъективного характера, могут быть сформированы  на основе имеющегося у них квалификации и опыта и получаемой из различных источников информации. Но у людей 18-23 лет опыта или квалификации для адекватной оценки получаемого комплекса образовательных услуг не достаточно.

Что касается независимой оценки качества образовательной деятельности государственных вузов, то она также во многом опирается на данные полученные методом анкетирования, так как учитывает характеристики студенческого опыта обучения,  а также открытость и доступность информации о деятельности ВУЗов (осуществляется на основании экспертного анализа сайтов образовательных организаций и наличия на них сведений о педагогических работниках, доступности взаимодействия студентов с сотрудниками подразделений и администрацией по телефону и электронной почте) [3].

То есть единственным субъектом, способным провести всестороннюю и комплексную оценку качества образовательных услуг в процессе обучения является сам ВУЗ.

На качество образования влияет, прежде всего, профессионализм и компетентность профессорско-преподавательского состава (ППС). Все остальные критерии (обеспеченность учебными аудиториями,  наличие электронных интерактивных лабораторий, информационная открытость и т.д.) имеют второстепенное значение. Однако провести объективную оценку деятельности ППС так же сложно, так и оценку качества образования. Несмотря на высокую остепененность ППС и зачастую высокие результаты рейтинговой оценки качества его деятельности, непосредственное качество процесса преподавания в последние года падает. Это спровоцировано, прежде всего, спецификой данной сферы, проявляющейся в отсутствии прямого влияния производительности отдельного работника на производительность всей организации. Именно поэтому для многих вузов свойственны такие явления как непотизм и «Принцип Питера», позволяющие некомпетентным сотрудникам долгое время занимать должности. Усовершенствования требует и российская система присуждения научных степеней.

Результатом низкого качества высшего образования является не только неудовлетворенность работодателей уровнем компетенции выпускников, но и наблюдаемое в России падение такого  показателя как производительность труда, определяемого во многом теоретической подготовкой работника.

На основании всего вышесказанного можно утверждать, что сложившиеся процессы коммерциализации высшего образования в России привели к снижению его значимости как вида инвестирования в человеческий капитал страны. При этом отказ от ориентации ВУЗов на получение прибыли не представляется возможным в современных условиях. Еще Ректор Иллинойсcкого университета Эндрю Дрейпер отмечал, что университет «не только формирует нравственный облик и интеллектуальный потенциал студентов, но и является коммерческим предприятием, а поэтому его ждет крах, если в управлении им не будут использоваться методы бизнеса» [6].

Перед системой высшего образования стоит задача поддержания академического климата и сохранения традиционных ценностей при соблюдении баланса между классическим обучением и ориентацией на рыночную конъюнктуру.

Вариантом решения обозначенной задачи может стать внедрение такого механизма управления ВУЗами, который бы позволил бы при сохранении практики использования ими рыночных методов создать ограниченный рынок образовательных услуг, ориентированный на удовлетворение потребностей общества и государства. В качестве такого механизма автором предлагается использовать социально ориентированную менеджерализацию, определяемую как контролируемый со стороны социальных институтов многосубъектный процесс внедрения без ущерба качеству образования методов и принципов менеджмента в управление ВУЗами с целью повышения качества человеческого капитала  при условии приоритетной ориентации организаций на решение экономических и общественных задач.

Основными элементами предлагаемого механизма должны стать: подсистема обеспечения максимального согласования конъюнктур рынка образовательных услуг и рынка труда (особую важность здесь имеет использование механизмов государственно-частного партнерства); подсистема обеспечения и совместной многосубъектной оценки качества образовательных услуг; подсистема оказания платных услуг; кадровая подсистема; подсистема формирования и поддержания имиджа.

Полагаем, что внедрение в управление в сфере высшего образования социально ориентированной менеджерализации позволит согласовать интересы участников рынка образовательных услуг: государства, ВУЗов, потребителей услуг и работодателей посредством гармонизации их ожиданий и требований, упорядочить процессы коммодификации и коммерциализации и в конечном итоге повысить эффективность инвестиций в человеческий капитал.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // ИПП «Гарант.Ру». – Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362// (дата обращения: 12.08.2020).
  2. Бок, Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования [Текст] / пер. с англ. С. Карпа; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. — 224 с.
  3. В России проведена независимая оценка качества деятельности госвузов [Электронный ресурс]// РИА Новости. — 2016. — Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/156/43762/ (дата обращения: 20.07.2020).
  4. Костюченко, А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России [Электронный ресурс]/ А.П. Костюченко// Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 172-176. — Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/156/43762/ (дата обращения: 10.08.2020).
  5. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fedstat.ru (дата обращения 25.07.2020).
  6. The University Presidency // Atlantic Monthly. 1906. No. 97. P. 36.

[4] В 1980 году конгресс принял закон Бэя — Доула, облегчивший университетам оформление патентов и лицензий на открытия, которые были сделаны в ходе исследований, финансируемых государством. Федеральным законодательством, как и законами отдельных штатов, было предусмотрено субсидирование разнообразных форм кооперации между университетами и бизнесом, и это помогло воплотить результаты академических исследований в новые товары и технологии. Кроме того, специальные налоговые льготы побудили бизнес вкладывать деньги в университетскую науку. К 2000 году число патентов, выданных университетам, возросло более чем в 10 раз, а их годовой доход от авторских прав и продажи лицензий достиг миллиарда долларов. Около 12 тысяч ученых приняли участие в соглашениях о сотрудничестве с местными компаниями, причем общее число таких соглашений превысило 100010. Многие университеты создали центры технической поддержки малого бизнеса или так называемые бизнес-инкубаторы, где начинающим предпринимателям помогают советом и деньгами. Некоторые вузы образовали специальные структуры, которые занимаются венчурными инвестициями в компании, созданные университетскими профессорами.

[5] В 2016 году вице-премьер правительства Ольга Голодец заявила о необходимости достижения следующей пропорции среднего специального образования и высшего — 65 % и 35 % соответственно. Заявление было мотивировано тем, что России не нужно то количество специалистов, которое российские вузы выпускают сейчас. Для достижения заявленного, О. Голодец отметила, что необходимо повышать качество и привлекательность среднего специального образования. Данная пропорция: 65 на 35, в настоящий момент, по словам О. Голодец, является идеальной.