http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 8/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 8/2020

УДК 332.142

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10576 

АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

ANALYSIS OF BALANCED DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF EASTERN SIBERIA

Соломинская Ольга Олеговна, аспирант 3 курса, Бурятский государственный университет им.Доржи Банзарова  

Solominskaia Olga Olegovna

Аннотация. Статья посвящена анализу и определению перспективных направлений сбалансированного развития субъектов России (Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край, Красноярский край и Республика Тыва). В статье анализируются причины несбалансированного социально-экономического развития указанных регионов юга Восточной Сибири. Даны определения терминов устойчивого и сбалансированного развития, а также их характеристики. Описана концепция сбалансированного развития каждого субъекта с учетом принципов и характеристик его текущего состояния. Анализ оценок социально-экономической ситуации в исследуемых регионах показал, что в российской экономике преобладает не сбалансированное развитие регионов, а дисбаланс в их развитии, что требует детального и всестороннего исследования на уровне каждого региона. 

Summary. The article is devoted to the analysis and definition of promising directions for the balanced development of the constituent entities of Russia. The article analyzes the reasons for the unbalanced socio-economic development of these regions of Eastern Siberia. The definitions of the terms of sustainable and balanced development, as well as their characteristics are given. The concept of balanced development of each subject is described, taking into account the principles and characteristics of its current state. An analysis of assessments of the socio-economic situation in the regions under study showed that the Russian economy is dominated not by the balanced development of the regions, but by the imbalance in their development, which requires a detailed and comprehensive study at the level of each region.

Ключевые слова: сбалансированное развитие, устойчивое развитие, регион, стратегия, перспективы, отрасль.

Keywords: balanced development, sustainable development, region, strategy, prospects, management, industry.

Со второй половины двадцатого века установилась тесная связь между экономическим развитием и изменениями окружающей среды. Практически во всех странах мира, в том числе и  России, наблюдается тенденция к ухудшению состояния окружающей среды: государство испытывает серьезные экономические потери в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, вызванных природными явлениями метеорологического, гидрологического и геологического характера. C точки зрения мирового сообщества, риски, драйвером которых является изменение климата, по вероятности наступления и ожидаемому размеру убытков являются одними из самых значительных рисков, угрожающих миру как в настоящее время, так и в последующие десятилетия . Угрозы, которые несут эти риски, могут повлиять на стабильность многих отраслей мировой экономики, устойчивое развитие общества в целом.[7]  (Доклад банка России)

Глобальные расхождения между растущими потребностями населения и снижением качества окружающей среды свидетельствуют о необходимости сбалансированного сочетания экономических, социальных и экологических компонентов развития, сдвига в глобальном экономическом развитии в пользу окружающей среды, что требует значительной адаптации всех экономических и политических субъектов. В связи с этим актуальность приобретает вопрос исследования основ стабильного и сбалансированного развития региона, страны и мира в целом. Целью данной статьи является анализ основных тенденций развития и перспектив совершенствования сбалансированного развития регионов юга Юго-Восточной Сибири.

Несмотря на мощный научный потенциал, вопрос тенденций сбалансированного развития экономики страны и ее регионов в системе международных экономических отношений до сих пор остается актуальным. В то же время требуют изучения процессы прогнозирования развития региональной экономики с учетом особенностей, предпосылок и факторов внешней и внутренней политики природопользования каждой отдельной страны.

Автор научных трудов Сергеева Н.В. при уточнении в своей работе понятия сбалансированности подчеркивает, что это прежде всего взаимное соответствие имеющихся ресурсов и удовлетворения потребностей в них. При достижении общей экономической сбалансированности внутри региона часто возникают нерациональные соотношения — диспропорции, имеющее место в определенных условиях между производствами, отраслями, характеризующиеся несоответствием между взаимосвязанными элементами. Это происходит в результате воздействия таких факторов, как различия в темпах развития отраслей, ошибках в координации и планировании, а также в результате влияния стихийных природных и техногенных явлений. Такие диспропорции оказывают отрицательное влияние на темпы роста производства, производительность труда, ухудшают жизненный уровень населения и оказывают негативное воздействие на состояние окружающей среды [3]Сергеева

Анализ научных источников показывает, что под сбалансированным развитием понимается управляемое гармоничное развитие, а основой его управляемости является системный подход и современные информационные технологии, которые позволяют быстро моделировать различные варианты направлений развития, с высокой точностью прогнозировать их результаты и выбор наиболее оптимального пути. Однако обеспечение подлинной сбалансированности положительных общественных тенденций, устойчивости экономического роста и развития региона невозможно без достижения консенсуса вокруг основных составляющих организационного механизма, обеспечивающего легитимность и действенность государственной политики. Такой консенсус возможно достичь только в случае практического наращивания потенциала, прежде всего социально-экономического, на уровне территориальных образований.

Переход к устойчивому сбалансированному развитию, с точки зрения Головановой Л.А., представляет собой глобальный процесс, в котором каждая страна должна скоординировать со всем мировым сообществом меры, принятые в направлении реализации целей и принципов новой цивилизационной модели. Россия взяла на себя обязательства по внедрению в систему хозяйствования принципов устойчивого сбалансированного развития. В частности, это подтверждается принятием Российской Федерацией Парижского соглашения, согласно которому все его участники должны сократить глобальные антропогенные выбросы в атмосферу парниковых газов до климатически нейтрального уровня, когда они не превышают величины поглощения этих газов из атмосферы. Также, это означает отказ от ископаемого углеводородного топлива в пользу возобновляемых источников энергии, энергоэффективных и энергосберегающих технологий.

В долгосрочном плане успешное решение задачи сбалансированного развития будет зависеть от новых подходов, которые приведут к изменению привычной практики на всех уровнях как официальной, так и частной жизни общества [1].

Для того, чтобы вывести регион на траекторию устойчивого развития, следует не только определить ресурсную обеспеченность территории, сбалансированность экономических, социальных и экологических интересов субъектов политики местного развития, но и детально проанализировать ситуацию в ведущих секторах экономики определенной территории [1].

Среди основных факторов, обеспечивающих устойчивое сбалансированное развитие региона, выделяются следующие:

‑ экологический фактор — определяет условия и границы восстановления экологических систем вследствие их эксплуатации;

‑ экономический фактор — предполагает формирование экономической системы муниципального образования, гармонизированной с экологическим фактором развития;

‑ социальный фактор — утверждает право человека на высокий жизненный уровень в условиях экологической безопасности и благополучия [5].

Нужно отметить, что эти три составляющие сбалансированного развития региона должны быть согласованы между собой. Отсюда следует, что такое сложное явление, как сбалансированное развитие региона необходимо рассматривать не как сумму отдельных перечисленных выше элементов сфер деятельности человека, а как систему, которая является множеством элементов, находящихся во взаимодействии и благодаря этому представляет собой целостность.

Рассматривая глобальные факторы негативного влияния на экономику, можно сказать, что с ростом в 1970-х гг. промышленного производства в нашей стране, настала жизнь ограниченности ресурсов и борьбы с увеличением выбросов углерода в атмосферу и поэтому, главная задача как политики государства, так и глобальной мировой политики в отношении сбалансированности развития в рамках рационального природопользования состоит в полном устранении зависимости экономического роста от потребления материалов и энергоресурсов, уменьшении антропогенной нагрузки на окружающую среду. Быстрая и практически не контролируемая индустриализация, урбанизация, усиление многих других видов антропогенного давления на окружающую среду нарушили круговорот веществ и природные процессы в биосфере, в результате чего отмечается ускоренное разрушение окружающей человечество природы.

Учитывая необходимость согласованного взаимодействия субъектов региональной экономики, при реализации сбалансированного развития испытывающий на себе влияние административных, инновационных, политических, ценностно-культурных, финансово-экономических, нормативно-правовых факторов, соответствующий целевым установкам региональной социально-экономической политики, разработанным посредством индикативного планирования с учетом интересов населения региона, исполнительных органов государственной власти, бизнеса, институтов гражданского общества, организаций сферы образования, исследований и разработок

Рассматривая потенциал и текущую ситуацию сбалансированного развития Юго-Восточной Сибири, следует подчеркнуть, что согласно стратегии пространственного развития России, территория Сибири поделена на два макрорегиона — Южно-Сибирский и Ангаро-Енисейский. В перспективе каждое из этих новообразований получит свою стратегию развития на основе конкурентных преимуществ местных экономик. Развитие трех субъектов федерации — Красноярского края, республик Хакасия и Тыва — во многом предопределит комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь», реализацию которого в конце марта 2019 года одобрил председатель правительства страны Д. Медведев.

В Сибирском федеральном округе в упомянутых выше документах обозначены целевые установки и показатели развития. Сейчас перед региональными органами власти, межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение», Сибирским отделением РАН, бизнес-структурами стоит задача выработать практические предложения по реализации поставленных целей.

Важнейшим направлением социально-экономического развития Сибири является воссоздание и расширение форм кооперации и взаимодействия между регионами, а также сохранение заселенности территорий, особенно когда речь идет о приграничных районах. Все планируемые к исполнению мероприятия призваны обеспечить сбалансированное пространственное развитие. На сегодняшний день, исторически, ситуация сложилась таким образом, что в южном поясе развития проживает практически две трети населения, на этих же территориях находится львиная доля инфраструктурного сектора. Крупные агломерации, ставшие транспортно-логистическими, торгово-финансовыми, научно-образовательными и культурными центрами, являются точками притяжения субъектов населения и бизнеса. В то время, как в малых городах и сельских территориях фиксируется отток населения.

Развитие агломераций южной части Восточной Сибири должно обеспечиваться с помощью высокотехнологичных производств, сектора информационных технологий, а не за счет экстенсивного наращивания трудовых ресурсов. Основные показатели социально-экономического развития исследуемых регионов отражены в Табл. 1.

Крупные агломерации, являющиеся транспортно-логистическими, торгово-финансовыми, научно-образовательными и культурными центрами, являются точками притяжения молодых людей. Поэтому, особое значение в этом контексте приобретает деятельность научно-образовательных организаций. Именно научное сообщество может стать связующим звеном в развитии всех сфер деятельности в Сибири.

Сибирский федеральный округ претендует на создание сразу нескольких научно-образовательных центров мирового уровня. Предполагается, что всего в рамках реализации приоритетного национального проекта «Наука» таких центров в стране будет создано 15. Один из них в ближайшем будущем может появиться в Красноярске на базе Сибирского федерального университета. В рамках создания научно-образовательных центров будут реализовываться проекты, направленные на разработку и трансфер передовых технологий, знаний и подготовку кадров для Индустрии 4.0. В приоритете у красноярского центра — нанотехнологии, разработка и использование приборов и устройств, работающих на новых физических принципах; технологии, связанные с использованием новых материалов и покрытий, композитных материалов; аддитивные технологии; интеллектуальные системы управления качеством продукции на основе цифрового моделирования производственных процессов, автоматизация и роботизация производства; технологии моделирования и прогнозирования состояния природно-климатических систем; интеллектуальные системы мониторинга и управления.

Согласно планам, красноярский научно-образовательный центр будет сфокусирован на шести направлениях развития: геологоразведка и горное дело, ракетно-космические системы, цветная металлургия, нефтегазовое дело, рациональное природопользование и экология, приборо- и машиностроение. При этом важно, что по каждому направлению есть конкретные партнеры среди промышленных предприятий. Это, в частности, «Роснефть», АО «ИСС», ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «Полюс», ОК «РУСАЛ», ОАО «Красмаш», ОАО «НПП «Радиосвязь», АО «КБ «Искра».

В средне- и долгосрочной перспективе глобальная конкурентоспособность стран и регионов будет определяться использованием новых производственных технологий и бизнес-решений 4-й промышленной революции. В основе Индустрии 4.0 лежит широкое использование цифровых технологий и нанотехнологий; аддитивных технологий и технологий на основе новых физических принципов; создание новых материалов и новых способов обработки; переход к новым технологиям управления производственными процессами, логистикой и бизнес-процессами. В перспективе широкое распространение получат информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии. Все это позволит существенно снизить издержки, повысить производительность труда, получить принципиально новые продукты, услуги и сформировать новые рынки.

Красноярский край является ключевым промышленным регионом Российской Федерации с развитой отраслью по добыче и переработке сырьевых ресурсов, топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Перспективы социально-экономического и промышленного развития края в средне- и долгосрочной перспективе будут определяться активным использованием технологий четвертой промышленной революции в базовых секторах экономики. При этом для проведения прорывных исследований мирового уровня и комплексного сопровождения разработок и трансфера передовых технологий в реальный сектор экономики в Красноярском крае имеются все необходимые условия. Речь идет как об университетах, проводящих конкурентные на мировом уровне научные исследования и ведущие подготовку востребованных кадров, так и о ведущих предприятиях, работающих на территории региона, об инновационной инфраструктуре [11].

На ряду с Красноярским краем Республика Бурятия также являет собой развивающийся регион с глубокими историческими и культурными традициями, обладающий огромным ресурсом развития, природным, туристическим и рекреационным потенциалом. Государственный территориальный баланс Республики Бурятия включает более 600 месторождений полезных ископаемых, всего же разведано более 700 различных по генезису месторождений. Ценность разведанных и оцененных запасов полезных ископаемых в Республике высока, из них около двух третей составляют энергия и ее источники, драгоценные, цветные и драгоценные металлы. На территории пролегают железнодорожные линии Восточно-Сибирской железной дороги и Байкало-Амурской магистрали (БАМ), однако удаленность от морских портов, деловых и культурных центров России, отсутствие современных логистических центров накладывает свои ограничения на внешнеэкономической деятельности.

Земельный фонд составляет 35,1 млн. га каштановых, серых лесных и черноземных почв, которые имеют наибольшее промышленное значение и занимают 56,4% площади всех сельскохозяйственных угодий и 76,5% площади пахотных земель. Лесные ресурсы являются одним из основных возобновляемых природных ресурсов. Общая площадь лесов Республики Бурятия составляет 27,0 млн. га, из которых 20,6 млн. га покрыто лесом. Общий запас древесины составляет 2241,0 млн. куб. метров. Обилие байкальской флоры является основой традиционной восточной медицины.

Экономика Республики Бурятия имеет низкую долю в народном хозяйстве и в экономике федерального округа Дальний Восток (ДФО). Республика Бурятия несет ответственность за 0,3% валового внутреннего продукта России (ВВП) и 4,7% ее валового регионального продукта (ВРП). В большей степени это обусловлено высокими экологическими ограничениями, налагаемыми особым режимом хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории в бассейне оз. Байкал.

В отраслевой структуре экономики Республики Бурятия наибольшая доля приходится на промышленность — 24,0%, торговлю — 13,7%, транспорт и хранение — 12,0%. Промышленность является основным сектором экономики Республики Бурятия. Доля налоговых поступлений в консолидированном бюджете Республики Бурятия составляет около 40,0%, в промышленное производство республики входят 1200 предприятий и организаций, обеспечивающих рабочие места, и до 17,0% от общей численности занятых в экономике республики. Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка, энергетика, добыча золота, угля и урана, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая промышленность, электротехническое оборудование, пищевая и легкая промышленность.

Приоритетное направление сбалансированного развития Республики Бурятия представляет агропромышленный комплекс, на который приходится до 7,0% ВРП и занятость с котором составляет около 8,0% от общего числа занятых в экономике Республики . Относительно нестабильной является структура сельского хозяйства. К ключевой развитой отрасли агропромышленного комплекса относится животноводство. На животноводство приходится почти две трети продукции., такое же количество производится в личном подсобном хозяйстве населения.

Туризм признан стратегическим направлением развития Республики Бурятия. В последние годы наблюдается положительный темп роста числа туристов в стране со среднегодовым темпом роста 116,0%. Доля иностранных туристов составляет 10,0%. Большинство иностранных туристов являются гражданами Монголии, Китайской Народной Республики, Южной Кореи, Германии и Франции. Основную часть внутреннего туризма составляют жители Республики Бурятия (61,0%) и соседних регионов (30,0%). Структура туризма по видам туризма свидетельствует о преимущественно рекреационном характере посещений: доля туризма в сфере отдыха, оздоровления и рекреации составляет около 60,0% всех туристических посещений. Значительную долю составляет коммерческий туризм (30,0%) [8].

Но поскольку Бурятия отличается довольно суровым, резко-континентальным засушливым климатом, это накладывает ограничения в деятельности и развитии рекреационного комплекса.

Также, существует проблема недостаточной развитости транспортной инфраструктуры и невысокой плотности транспортных сетей.

Что касается Иркутской области, то в настоящее время она имеет торгово-экономические связи с более чем 95 странами мира. Торговыми партнерами Иркутска являются страны Европейского Союза, а также страны Азии, Африки и Америки. Большая часть товаров и услуг, производимых в регионе, экспортируется.

Иркутская область обладает высоким интеллектуальным, промышленным и природным потенциалом, имеет выгодное географическое положение. Регион обладает рядом конкурентных преимуществ для стабильного развития:

  1. Относительно низкие затраты на энергоресурсы, что обусловлено наличием в регионе рядом гидроэлектростанций, а следовательно, высоким уровнем развития энергетического комплекса.
  2. Большие запасы доступных полезных ископаемых. Иркутская область — один из самых богатых минеральных регионов России. Минеральный баланс в Иркутской области включает 71 вид минералов. Основным сырьем являются углеводороды, золото, слюда, железо, бурый и черный уголь, поваренная соль.
  3. Высокий промышленный потенциал. Он обусловлен наличием большого комплекса производственных мощностей в Иркутской области в сферах машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, горного дела, агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства.
  4. Уникальные рекреационные, лесные и водные ресурсы.
  5. Наличие крупных транспортных узлов на территории (БАМ, Транссиб, Федеральные автомобильные дороги, международные аэропорты в Иркутске и Братске). Регион расположен недалеко от государственной границы с Монголией и на пересечении федеральных округов Сибири и Дальнего Востока.

Благодаря сбалансированной налогово-бюджетной политике, а также мерам по увеличению инвестиций в регионе, в последние годы активно реализуются проекты развития инфраструктуры, несмотря на ухудшение макроэкономической ситуации и увеличение обязательств по выполнению майских указов Президента Российской Федерации. Строительство и реконструкция объектов инвестиционного строительства (санитарные объекты, дороги, развитие малой авиации, речной транспорт) в регионе значительно развиты. Государственные программы Иркутской области содержат комплексы запланированных мероприятий, которые взаимосвязаны по задачам, срокам реализации, исполнителям и ресурсам и обеспечивают наиболее эффективное достижение целей и решений проблем социально-экономического развития Иркутской области [12]

Территория Забайкалья отличается выгодным географическим положением и привлекательна для добычи потенциальных ресурсов (полезных ископаемых, сырья, воды, леса и почвы). Субъект аккумулирует потенциал сбалансированного развития в следующих направлениях: добыча полезных ископаемых; строительная промышленность; транспорт и связь, оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей, мотоциклов, хозяйственных товаров и товаров народного потребления и др. В регионе есть стратегически важные железные и автомобильные дороги.

Все это способствует эффективному развитию промышленности и экономики во всем регионе, а также межрегиональным и внешнеэкономическим, торговым и культурным связям. Среди субъектов Российской Федерации экономика Забайкальского края находится на 51-м месте.

Территория Забайкалья имеет выгодные конкурентные преимущества, которые позволяют ему участвовать в процессе территориальной конкуренции. Потенциал добычи полезных ископаемых является основным конкурентным преимуществом региона, что определяет его специализацию в реализации крупных проектов в области инфраструктуры и ресурсов. Поэтому основными отраслями сбалансированного развития региона являются горнодобывающая промышленность; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; производство, включающее в себя цветную металлургию, машины и оборудование, а также производство продуктов питания. Их доля в общем объеме промышленного производства в регионе составляет более 90 %.

Транспортная система Забайкалья является одним из основных транспортных узлов Сибирского федерального округа и Российской Федерации. Через регион проходят дороги через Сибирь и Байкал-Амур, Чита-Хабаровск и Чита-Забайкальск-Амур. Особое место в развитии этих направлений в региональной экономике занимает регион Китая — страна с одной из крупнейших и наиболее быстро растущих экономик мира. Расположение вблизи динамично развивающихся провинций Китая, наличие достаточной энергетической и транспортной инфраструктуры, сырьевых ресурсов и открытой территории в провинции являются факторами, определяющими привлекательность инвестиций для иностранных и российских инвесторов. В регионе находится крупнейший российско-китайский контрольно-пропускной пункт Забайкальск, который обслуживает большую часть грузовых перевозок с Китаем.

Тяжелая техника является одной из ведущих отраслей промышленности Забайкалья: компании этой отрасли производят подвесную технику для строительных работ и других механизмов и ремонтируют тепловозы. В Забайкалье началось производство станков и другого металлообрабатывающего оборудования, изготавливается магнитное оборудование [10].

Анализируя текущее состояние развития региона, необходимо выделить основные вопросы, имеющие стратегическое значение для устойчивого развития Республики Тыва, и оценить социально-экономическую устойчивость исследуемой территории. Ключевыми направлениями, требующими совершенствования в рамках стабильного и сбалансированного развития Республики Тыва, определены:

1) Недостаточное развитие транспортной системы. В 1976-1982 годах были проведены инженерно-геологические изыскания и технико-экономическое обоснование строительства железных дорог в республику. Однако строительство не началось. Доступный автомобильный транспорт, который перевозит более 90% грузов, дорогой, конкурентоспособность товаров, производимых в республике, низкая и ограничивает участие республики в межрегиональных отношениях.

2) Слабая энергетическая база. Особой проблемой развития промышленности республики и экономики в целом является низкий резерв мощностей на тепло и электроэнергию. Производимая ими электроэнергия не может обеспечить реализацию крупных и перспективных проектов в республике.

3) Проблемы развития промышленного комплекса. Развитие промышленного производства в Республике Тыва характеризуется специализацией на сырье, преобладанием объемов производства в горнодобывающей промышленности, слабой диверсификацией отраслевой структуры и низкой конкурентоспособностью продукции.

4) Низкий объем валового регионального продукта. По показателю ВРП на душу населения Республика Тыва заняла 79-е место во всем российском рейтинге. Однако необходимо отметить положительную динамику постоянного роста ВРП ТУ в период с 2008 по 2019 год.

5) Проблемы занятости населения. В сфере занятости ситуация остается сложной. В результате сокращения производства, ликвидации и простоя рабочие места очень ограничены. В общем рейтинге России республика находится на 78-м месте с уровнем безработицы в 2019 году.

Также, несмотря на меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации по улучшению взаимоотношений между бюджетами, уровень финансовой безопасности бюджета Республики Тыва является низким. Доля собственных доходов в доходах консолидированного бюджета республики в 2019 году достигла 24,7%. Эти вопросы являются ключевыми для стабильного развития Республики Тыва и четко демонстрируют значительное отставание в регионе с точки зрения ключевых социально-экономических показателей. Показатели являются количественным описанием ситуации и позволяют оценить социально-экономическую устойчивость региона [9].

Таким образом,  в условиях нарастания проблем общемирового характера и необходимости перестройки экономического уклада, перед мировым сообществом остро стоит проблема построения гибкого и эффективного механизма управления развитием территории. В связи с этим, на региональный и местный уровни накладывается большая ответственность решения практических задач реформирования социальной сферы, промышленного сектора и обеспечения экологической безопасности и ресурсообеспеченности.

Список использованной литературы

  1. Голованова Л.А., Володько Г.Н. Основы устойчивого развития муниципального образования // Ученые заметки ТОГУ: Электронное научное издание. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019.С. 318-319.
  2. Гончаров А.Ю. Структурное управление сбалансированным социально-экономическим развитием региона: Автореф… дисс. док. эк. наук. — Воронеж.: 2016. — 44 с
  3. Сергеева Н.В. Обзор подходов к понятию сбалансированного развития региона // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2019. №4. 139-142.
  4. Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналит. докл. / под ред. В.С. Ефимова. — Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. — 76 с.
  5. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона [Текст]: монография / Т.В. Ускова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. — 355 с.
  6. Шаихова А.А. Учебное пособие по дисциплине «Экология»-Махачкала: ДГИНХ, 2014- 181с.
  7. Влияние климатических рисков и устойчивое развитие финансового сектора Российской Федерации // Доклад для общественных консультаций. Москва, 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/108263/Consultation_Paper_200608.pdf (Дата обращения 10.08.2020)
  8. О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года // ТехЭксперт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/553221182 (Дата обращения: 17.07.2020)
  9. О Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года // ТехЭксперт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550322563 (Дата обращения: 17.07.2020)
  10. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года (с изменениями на 18 февраля 2020 года) // ТехЭксперт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/410804127 (Дата обращения: 17.07.2020)
  11. Постановление Правительства Красноярского края от 30.10.2018 № 647-п «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года» // Министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krskinvest.ru/pages/strat_cer (Дата обращения: 17.07.2020)
  12. Стратегическое развитие // Официальный портал Иркутской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://irkobl.ru/region/economy/strategy/ (Дата обращения: 17.07.2020)