http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 8/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 8/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10561

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ

METHODS AND TOOLS FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF TERRITORIES

Хачатрян Аревик Врежовна, аспирант, Нижегородский институт управления – филиал РАНХиГС

Khachatrian Arevik Vrezhovna

Аннотация. В статье показано, что органы управления территорией (регионом, муниципальным образованием) реализуют два вида управленческих функций, обосновано стратегическое значение функций управления развитием, определено их содержание. Сформулированы результаты реализации методов воздействия органов управления на процесс социально-экономического развития территорий. 

Summary. The article shows that the management bodies of the territory (region, municipality) implement two types of management functions, justified the strategic importance of development management functions, defined their content. The results of the implementation of methods of influence of government on the process of socio-economic development of territories.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие территорий, функции управления, объекты управления функционированием и развитием, методы управления, результаты реализации методов.

Keywords: social and economic development of territories, management functions, objects of management of functioning and development, management methods, results of implementation of methods.

Экономические реформы, осуществляемые в стране, обусловили внимания к территориальному аспекту управления, поскольку именно на уровень территорий смещен центр тяжести решения социальных и экономических проблем. От того, насколько успешно здесь будут проходить реформационные процессы, в определяющей степени зависят результаты социального и экономического развития страны в целом.

Данное обстоятельство объективно требует поиска и реализации адекватных методов и инструментов территориального управления.

Практика показывает, что органы управления любого уровня-региона, муниципального образования — выполняют два вида управленческих функций: управление функционированием (функции обслуживания) и управление развитием. Объекты управления функционированием и развитием представлены в Таблице 1.

Не умаляя значения группы функций обслуживания, можно с уверенностью утверждать, что в условиях современной экономики превалирующее значение приобретают функции управления социально-экономическим развитием, так как круг традиционных вопросов экономического развития значительно расширяется в связи с необходимостью преодоления санкционного влияния, кризисных явлений, коррупционных проявлений и др.

Таким образом, в системе  «управление функционированием — управление развитием» все  больший удельный вес приобретают функции управления развитием (рис 1).

Рассмотрим более подробно содержание основных функций управления развитием (таблица 2).

Когда общепринятые вопросы экономического развития рассматриваются в совокупности с вопросами формирования и развития рыночной инфраструктуры и выхода из кризисных ситуаций, которые сопровождаются переходом экономики из одного состояния в другое, тогда роль функции социально-экономического развития становится особенно значимой.

При активном вмешательстве региональной администрации, используя имеющиеся местные преимущества или путем создания новых, на процессы экономического развития, преодоления кризиса будет результативным, но в тоже время, если экономические процессы будут оставлены без внимания, то соответственно, выход из кризиса будет болезненным.

Результаты реализации методов воздействия территориальной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

  • создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
  • регулирование деловой активности;
  • прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Рассмотрим эти результаты управления развитием территории.

Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. Здесь речь идет о рыночной инфраструктуре, наличие земли и соответствующих прав на нее, необходимых для развития новых видов экономической активности, развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.

Регулирование деловой активности. Путем уменьшения налогов или предоставления займов, субсидий, гарантий, местная администрация стимулирует побудительные мотивы предпринимателей, которые необходимы для развития данной территории.

К регулирующим воздействиям администрации относится установление правил пользования землей.

Прямая кооперация администрации и бизнеса. Непосредственное сотрудничество частных организаций и администрации для реализации крупных проектов развития территории является целесообразным. В некоторых случаях для регулирования деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания в форме государственно-частного партнерства.

Общемировой тенденцией последних лет стал рост числа организаций неправительственного, негосударственного характера, вовлеченных в решение проблем экономического развития территорий. Как правило, это бесприбыльные организации, которые могут оказывать помощь частному бизнесу, содействовать его развитию. К таким организациям можно отнести местные торгово-промышленные палаты, специализированные агентства по развитию или маркетингу региона. Кооперация администрации с такими организациями приносит пользу территории в целом.

Таким образом, социально-экономическое развитие территории — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Главной долгосрочной целью социально-экономического развития является становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры.

Библиографический список

  1. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. Учебник. Нижний Новгород, 2013.-561с.
  2. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. М.:1997.
  3. Лившиц Л.Я. Никулина Л.Н. Введение в рыночную экономику. Учебное пособие. Под ред.. М.: Высшая школа. 1994. -154с.
  4. Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие; ООН РАН, НИМБ.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика »», 2004.-605с.
  5. Хватков Н.П. Управление экономической муниципального образования: теория, методология, практика. Монография.- Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002.