http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 8/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 8/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10555

МЕТОДЫ КОНКУРЕНТНОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

METHODS OF COMPETITIVE DEVELOPMENT OF OIL AND GAS COMPANIES

Лодейщиков Евгений Александрович, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ); специальность «Бурение нефтяных и газовых скважин»; группа БНГС-18-1с

Lodeishchikov Evgenii Aleksandrovich

Аннотация. Современные рыночные условия оказывают неоспоримое воздействие на развитие компаний, на формирование конкурентных стратегий для достижения преимуществ на рынке и совершенствования своего производства. Крупнейшие субъекты экономики – нефтегазовые компании также заинтересованы в разработке направлений развития для занятия лидирующих позиций на рынке. В результате анализа было выявлено, что наиболее распространёнными методами развития в условиях конкуренции на сегодняшний день являются реструктуризация предприятий, переход на новый уровень цифровизации, постоянное внедрение инноваций. Стоит отметить, что нефтегазовые компании обладают достаточными возможностями для успешного внедрения таких стратегий.

Summary. Modern market conditions have an undeniable impact on the development of companies and on the formation of competitive strategies to achieve advantages in the market and improve their production. The largest oil and gas companies are also interested in creating development directions for taking leading positions in the market. As a result of the analysis, it was revealed that the most common methods of development in a competitive environment today are the restructuring of enterprises, the transition to a new level of digitalization, and the constant introduction of innovations. It is worth noting that oil and gas companies have enough opportunities to successfully implement such strategies.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, конкурентное развитие, конкурентное преимущество, реструктуризация, инновации, цифровизация.

Keywords: oil and gas complex, competitive development, competitive advantage, restructuring, innovation, digitalization.

На данный момент концепции управления нефтегазовых компаний обусловлены изменением стратегических ориентиров их деятельности, которые связаны с возможными вариантами их дальнейшего развития – от масштабного сокращения деятельности и поддержания добычи на минимальном уровне до существенного роста экспорта и роста добычи [Сергеев, 2010].

Анализ экономической ситуации в нефтегазовой отрасли показывает, что реализация того или иного варианта развития зависит от влияния различных факторов. В нефтегазовой отрасли наличие конкурентной среды требует от предприятий гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся условия внешней среды. Однако жесткие организационные структуры российских нефтегазовых предприятий не способны выдерживать нагрузку потока меняющейся информации, замедляют процедуры выработки нетрадиционных решений и препятствуют эффективному реагированию предприятий на происходящие изменения. Это приводит к технологическому отставанию, а также к потере конкурентоспособности [Сергеев, 2010].

Необходимы новые механизмы регулирования экономических отношения для того, чтобы преодолеть негативные явления в компаниях нефтегазового сектора. Основой такого механизма может служить концепция реструктуризации предприятия. В условиях российской экономики для нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, не вошедших в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний, эффективная реструктуризация является необходимым условием сохранения их конкурентоспособности [Винокуров, 2010].

Реструктуризация может применяться в трех основных ситуациях:

  • организация находится в состоянии глубокого кризиса, предприятие является неплатежеспособным, что характерно для многих российских промышленных предприятий;
  • текущее положение предприятия можно считать удовлетворительным, но прогнозы дальнейшей деятельности являются неблагоприятными;
  • успешно работающие предприятия с целью усиления конкурентоспособности [Голубничий, 2007].

Если традиционный подход к реструктуризации предприятия исходит из анализа взаимодействия предприятия (его внутренней среды) и его внешней среды, то современный (интеграционный) подход рассматривает взаимодействие трех взаимосвязанных компонентов: внешняя среда; бизнес-окружение; внутренняя среда [Сергеев, 2010].

Тан Сюй Вэй к важнейшим конкурентным преимуществам компаний нефтегазового комплекса относит инновации. Благодаря инновациям компании нефтегазового комплекса способны внедрять в свою деятельность новые методы повышения нефтеотдачи и газоотдачи, максимально использовать потенциал энергосбережения, а также комплексно использовать извлечение нефтегазовых ресурсов. Кроме того, к конкурентным преимуществам относятся создание условий для постоянного обновления, применение новых методов управления, поглощение и слияние нефтегазовых компаний, формирование диверсифицированных энергетических холдингов [Вэй, 2016].

Форд Гаррард, управляющий директор по Европе, Ближнему Востоку и Африке компании Airswift, выделил 5 ключевых преимуществ цифровизация в нефтегазовой отрасли. Во-первых, автоматизация ведет к повышению согласованности и производительности. Согласно статье, опубликованной в Harvard Business Review, пик спроса на основные сырьевые товары может наступить уже в 2025 году. Поскольку запасы сокращаются, а цены колеблются, важно, чтобы ресурсные компании быстро справлялись с неопределенностью. Например, автоматизация повторяющихся процессов может повысить согласованность, точность и скорость.

Цифровизация окажет значительное влияние на производительность тремя способами. Во-первых, снижение вариативности принесет пользу организациям, использующим качественные методологии, такие как Lean Six Sigma. Это позволит высвободить их лучшие таланты, чтобы сосредоточиться на инновациях, разработке продуктов и операционном совершенстве. Во-вторых, талант в сочетании с интуицией, логикой и аналитическими навыками будет иметь жизненно важное значение для организаций, стремящихся к процветанию в цифровой конкурентной среде. В-третьих, будущие потребности в навыках будут включать машинное обучение, разработку программного обеспечения, робототехнику. Существующие роли будут переопределены, поскольку инженеры высокого уровня будут освобождены от рутинных задач, чтобы сосредоточиться на более сложных заданиях.

Вторым преимуществом цифровизации является использование данных. Цифровизация проникла во сферы жизни, но только 1% всех данных с нефтяной вышки в настоящее время используется для принятия решений. Более широкий доступ к данным позволяет руководителям высшего звена рассматривать всю деятельность организации в целостном виде. Компании, ориентированные на цифровые технологии, могут оставаться на шаг впереди своих конкурентов, используя большие данные для производства большего объема данных с меньшими операционными издержками и автономного отслеживания соответствия требованиям.

Опрос и передача этих данных станут фактором, создающим конкурентное преимущество. Об этом свидетельствует быстро растущий спрос на специалистов по обработке данных и инженеров машинного обучения. Потребности в рабочей силе меняются, и McKinsey утверждает, что к 2027 году нефтегазовые компании будут нанимать более высокую долю специалистов по данным уровня PhD, чем геологов.

Третьим преимуществом является сокращение затрат. Автоматизация позволяет оптимизировать и быстро, точно повторять процессы. Это позволяет компаниям делать больше с меньшим количеством ресурсов и сокращать накладные расходы при минимизации риска. McKinsey предполагает, что цифровые технологии могут улучшить общий денежный поток на $11 за баррель по всей цепочке создания стоимости нефти и газа на шельфе, добавив $300 млрд в год к 2025 году.

Цифровизация может повысить безопасность и обеспечить эффективное и точное принятие решений. Некоторые потенциальные инновации включают в себя

  • 3D печатные модели буровых установок производятся дешево и быстро для оценки местоположения до начала строительства;
  • Подводные роботы для ремонта газопроводов у побережья;
  • Дополненная реальность (AR) и беспилотные технологии для оценки и инспекции морских нефтяных вышек.

Инновационное предложение Harvard Business Review предлагает использовать AR и датчики движения глаз, чтобы гарантировать, что оборудование выключено правильно и записывать точное время и место, когда это произошло. Это снижает риск для жизни человека и обслуживания оборудования, устраняя возможность возникновения ошибок.

Результатом цифровизации также может стать повышение привлекательности и удержание сотрудников. Демографические сдвиги усиливают потенциальную нехватку квалифицированных кадров в нефтегазовой отрасли, о чем свидетельствуют Financial Times и Harvard Business Review. По мере того, как пожилые работники выходят на пенсию, они забирают с собой годы специальных навыков и институциональных знаний. Результаты доклада GETI показывают, что молодые поколения больше привлекают развивающиеся отрасли, такие как возобновляемые источники энергии. Демографические сдвиги требуют изменения бизнес-моделей. Гибкая работа и диджитализация могут привлечь и удержать неиспользованные и разнообразные таланты.

Стратегия фирмы обычно определяется с точки зрения ее положения в отрасли, в которой она работает, и конкурентных преимуществ фирмы. Это конкурентное преимущество, в свою очередь, вытекает из сочетания активов (чем владеет фирма) и возможностей (как фирма функционирует). В то время как имидж нефтегазовой отрасли заключается в том, что все дело в активах, конкурентное преимущество, как правило, является результатом сочетания материальных активов, возможностей и нематериальных активов, таких как репутация и интеллектуальная собственность. Типы возможностей, которые с наибольшей вероятностью отличают одну фирму от других в такой высококонкурентной области, как нефть и газ, представляют собой сложные наборы взаимодополняющих возможностей, которые необходимы для решения ключевых задач и которые трудно развивать и имитировать, особенно когда задачи являются новыми и требуют новых наборов возможностей [Garcia, Lessard, Singh, 2014].

На конкурентоспособность нефтегазовых предприятий оказывает влияние огромное количество факторов, среди которых выделяются мировые цены на нефть, рыночная власть производителей и потребителей, тенденции мировых рынков и политические аспекты. Чтобы компании нефтегазового сектора продолжали функционировать, они должны развивать свои конкурентные преимущества. Реструктуризация фирмы поможет справиться с неопределённостью, активно отвечать на запросы внешней среды, активно использовать постоянно меняющуюся информацию. Также одним из главных трендов в 21 веке является диджитализация, которая несет в себе множество преимуществ, среди которых можно выделить повышение производительности предприятия, сокращение затрат, повышение привлекательности среди молодежи.

Список использованных источников

  1. Винокуров А.А. (2005). Особенности влияния условий и факторов внешней среды при формировании стратегии развития вертикально-интегрированных нефтяных компаний, с. 63-66.
  2. Вэй Т. С. (2016). Конкурентоспособность предприятий нефтегазового комплекса России и Китая. Горный информационно-аналитический бюллетень, № 4, с. 420–424.
  3. Голубничий Н.А. (2007). Формирование эффективной системы управления строительством в крупном нефтегазодобывающем комплексе в современных условиях, с. 27-30.
  4. Сергеев О.А. (2010) Методы повышения конкурентоспособности предприятий нефтегазовой отрасли на основе структурно-организационной модернизации, с. 165-167.
  5. Garcia R., Lessard D., Singh A. (2014). Strategic partnering in oil and gas: A capabilities perspective. Energy Strategy Reviews. Vol. 3, p. 21-29.
  6. Garrad F. (2018). How oil and gas firms can increase competitive advantage with technology. URL: https://www.airswift.com/blog/automation-benefits-oil-gas/

List of references

  1. Vinokurov, A. A. (2005). Features of the influence of environmental conditions and factors in the formation of the development strategy of vertically integrated oil companies, pp. 63-66.
  2. Wei T. S. (2016). Competitiveness of oil and gas companies in Russia and China. Mountain information and analytical Bulletin, no. 4, pp. 420-424.
  3. Golubnichy N. A. (2007). Formation of an effective construction management system in a large oil and gas production complex in modern conditions, pp. 27-30.
  4. Sergeev O. A. (2010) Methods of increasing the competitiveness of oil and gas industry enterprises on the basis of structural and organizational modernization, pp. 165-167.
  5. Garcia R., Lessard D., Singh A. (2014). Strategic partnering in oil and gas: a capabilities perspective. Energy Strategy Reviews. Vol. 3, p. 21-29.
  6. Garrad F. (2018). How oil and gas firms can increase competitive advantage with technology. URL: https://www.airswift.com/blog/automation-benefits-oil-gas/