Московский экономический журнал 8/2020

УДК 331.5

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10549

Анализ безработицы в Российской Федерации

Analysis of unemployment in the Russian Federation

Троценко Вячеслав Михайлович, к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов, факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: t-v-m@indox.ru

Trotsenko Vyacheslav Mikhaylovich, Candidate of Economic Sciences, associate professor accounting and finance, Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikov», 614990, Perm Krai, Perm, st. Petropavlovskaya, 23, E-mail: t-v-m@inbox.ru

Аннотация. Вопрос безработицы является острой социально –экономической проблемой, требующей пристального внимания со стороны органов государственной власти и разработке мер по ее сокращению. Высокой уровень безработицы одновременно является как причиной, так и следствием негативной экономической ситуации в стране. В статье рассмотрена динамика основных показателей, характеризующих состояние безработицы в Российской Федерации, а также основные последствия сложившихся тенденций.

Summary. The issue of unemployment is an acute socio –economic problem that requires close attention from state authorities and the development of measures to reduce it. The high unemployment rate is both a cause and a consequence of the negative economic situation in the country. The article considers the dynamics of the main indicators that characterize the state of unemployment in the Russian Federation, as well as the main consequences of the current trends.

Ключевые слова: безработица, уровень занятости, статистический анализ, динамика, рабочая сила.

Key words: unemployment, employment rate, statistical analysis, dynamics, labor force. 

Безработица влечет за собой серьезные проблемы, которые касаются всего государства. Это приводит к значительному сокращению потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительно увеличиваются производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при высоком проценте безработицы экономическая ситуация в стране ухудшается, вследствие этого уровень жизни населения падает. Таким образом, при низких доходах общества, резко ухудшается материальное положение семей безработных, что приводит к росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность.

Безработица является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Проблема безработицы в Российской Федерации в условиях экономического кризиса нуждается в немедленных государственных действиях по снижению её уровня и выработке рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.

По определению Международной организации труда — безработ­ным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней. По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не име­ют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Статистическое исследование безработицы в Российской Федерации, показывает общую отрицательную тенденцию роста безработицы.

Абсолютное значение числа безработных в 2011 год по сравнению с 2010 годом составило -622 тыс. чел., а в 2019 году по сравнению с базисным (2010 г.) число безработных уменьшилась на -2286 тыс. чел.. Темп роста в 2019 г. по сравнению с 2010 г. составил 58,77%. В 2019 году абсолютное значение 1% прироста равно 36,57%.

Особое внимание следует уделять методам расчета средних показателей рядов динамики, которые являются обобщающей характеристикой его абсолютных уровней, абсолютной скорости и интенсивности изменения уровня ряда динамики.

Рассчитаем эти показатели для нашего анализа. Так как анализируем интервальный ряд динамики с равноотстающими уровнями во времени, то средний уровень рассчитаем по формуле:

Среднегодовая численность безработных за 10 лет составила 4201,2 тыс. чел.

Среднегодовой абсолютный прирост числа безработных рассчитаем по формуле:

Среднегодовой темп роста рассчитывается по формуле:

Среднегодовой темп роста числа безработных за период с 2010-2019 гг. составит 94,27%.

Среднегодовой темп прироста получим вычтя из среднего темпа роста 100%:

Дынные представленных на гистограмме наглядно отражают динамику снижения числа безработных в РФ за анализируемый период.

Наибольший темп прироста по сравнению с предыдущим годом за анализируемый период составил 9,64% в 2015 году, а наименьший -16,07% в 2012 году.

Росстат подвел итоги выборочного обследования рабочей силы  по состоянию на вторую неделю января 2019 года.

Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в январе 2019г. составила 74,9 млн. человек, из них 71,2 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,7 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в январе 2019г. составил 4,9% (без исключения сезонного фактора).

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15 лет и старше) в январе 2019г. составил 58,8%, в возрасте 15-72 лет – 64,3%. Общая численность занятых в январе 2019 года составила 71229 тыс. чел, что на 700 тыс.чел меньше, чем в январе 2018 года.

Общая численность безработных в январе 2019 года составила 3667 тыс. чел, что на 251 тыс.чел меньше, чем в январе 2018 года. Среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля женщин в январе 2019г. составила 47,5%, городских жителей – 62,7%, молодежи до 25 лет – 20,4%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности – 23,2%. Уровень безработицы среди сельских жителей (8,0%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,0%). В январе 2019г. это превышение составило 2,0 раза.

В целях повышения представительности данных показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца. Рассмотрим численность рабочей силы на графиках:

Общая численность рабочей силы в январе 2019 года составила 74896 тыс. чел, что на 950 тыс.чел меньше, чем в январе 2018 года.

Рассмотрим уровень безработицы ( безработные к численности рабочей силы) с января 2018 по января 2019 года.

Исходя из графика можно сделать вывод, что уровень безработицы в января 2019 года сократился по сравнению с январем 2018 года на 0,3. А самое минимальное значение за рассматриваемый период составило 4.8 в декабре 2018года. Из-за снижения общей численности рабочей силы снизилась общая численность занятых и общая численность безработных.

Последствия безработицы могут быть негативными:

  • Снижение доходов населения.
  • Снижение квалификации у людей.
  • Экономические последствия – потеря внутреннего валового продукта.
  • Снижение динамики роста трудоспособного населения к труду и работе.
  • Замедление темпов роста экономики страны.
  • Снижение уровня жизни людей из-за недостаточности дохода.

Так как безработица представляет из себя серьезную экономическую проблему для государства, то оно в свою очередь, пытается с ней бороться и предпринимает специальные меры для ее решения, что отражается в государственной политике.

По борьбе с безработицей предпринимаются следующие меры, которые являются общими для всех видов безработицы:

  • Создание служб занятости для трудоустройства безработных.
  • Выплата пособий по безработице лицам, состоящим на учете в службе занятости населения. Регулируется федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации».
  • Для борьбы с фрикционной безработицей используются такие меры, как:
  • Происходит усовершенствование системы сбора предоставления информации о наличии свободных рабочих мест.
  • Создание специальных служб для этих целей.
  • При борьбе со структурной безработицей предпринимаются следующие меры:
  • Создаются специальные государственные службы и учреждения для переподготовки и переквалификации населения.
  • Происходит помощь службам и учреждениям такого типа.
  • Средствами по борьбе с циклической безработицей являются:
  • Проводится антициклическая политика, которая направлена на недопущение сильных спадов производства и массовой безработицы.
  • Создаются дополнительные рабочие места в государственном секторе экономики.

Методика подсчетов этих ведомств такова, что скрытая и латентная безработицы не учитываются, а так же все безработные, которые не получают пособия по безработице, то есть не состоят на учете в службе занятости населения, вот и получается, что уровень безработицы в стране гораздо ниже, чем уровень, который получается в результате расчетов и представленных данных официальной статистики.

Проблема безработицы в России сегодня очень актуальна и приводит к следующим негативным последствиям:

  • Недополученный выпуск продукции, то есть отклонение фактического валового внутреннего продукта от потенциального в результате того, что происходит неполное использование рабочей силы.
  • Сокращается доходная часть федерального бюджета, что в результате приводит к уменьшению налоговых поступлений и снижению выручки от реализации благ.
  • Происходят прямые потери в располагаемых дохода и снижение уровня жизни лиц, которые стали безработными, и членов их семей.
  • Общество и государство затрачивает свои средства на защиту безработных: выплата пособий по безработице, выполнение программ, способствующих росту занятости среди населения, профессиональная переподготовка и помощь в трудоустройстве безработных.

На сегодняшний день уровень безработицы снижается, но, несмотря на это Россия продолжает предпринимать массу мер для увеличения числа трудоустроенных граждан. Регулирование безработицы в России осуществляется сразу по нескольким направлениям, одним из основных является обеспечение равных возможностей всем резидентам Российской Федерации независимо от гражданства и возраста. 

Список литературы 

  1. Игебаева Ф. А. Демографическое воспроизводство населения: анализ и прогнозирование // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – №2-1 (52).
  2. Калининская, Ю. Д. Проблема безработицы в современной России // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 349-350. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54493/ (дата обращения: 06.06.2020).
  3. Куклин А. А. Прогноз воспроизводства населения России / А.А. Кукулин, Г.П. Быстрай, А.В. Васильева, И.А. Лыков // Народонаселение. – 2017. – № 4(66).
  4. Макарова Д.А., Мехтиев Т.Т. Перспективы и прогнозы демографического развития России// Изд. Наука и инновации. Саратов. 2017.
  5. Римашевская Н.М., Бочкарева В.К., Мигранова Л.А., Молчанова Е.В., Токсанбаева М.С. 2013. Человеческий потенциал российских регионов. Народонаселение, 61 (3).
  6. Тарасова О.В. К вопросу о применении математических методов изучения демографических процессов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24.
  7. Трудовые ресурсы: занятость и безработица // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/(дата обращения: 06.04.2020).
  8. Уровень безработицы и дефицита достойного труда в 2019 году останется высоким, считает МОТ // Международная организация труда. URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_616001/lang—ru/index.htm (дата обращения: 2.12.2018).