slot gacorslot88https://sjlas.org/slot-gacor/https://sjlas.org/slot-dana/https://sjlas.org/slot-pulsa/https://nicerjss.com/slot-gacor/https://nicerjss.com/slot-dana/https://nicerjss.com/slot-pulsa/https://sdbagl.org/slot-gacor/https://sdbagl.org/slot-dana/https://sdbagl.org/slot-pulsa/http://pkc.grsmu.by/assets/slot-gacor/http://ctdn.kubg.edu.ua/wp-content/uploads/2019/09/slot-gacor/https://profor.facmais.edu.br/https://www.spr.org.br/din/eventos/-/slot-online/https://bio-med.euroasia-science.ru/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/http://slovopys.kubg.edu.ua/wp-content/uploads/2019/09/slot88/http://e-journal.sastra-unes.com/public/journals/1/slot-deposit-dana/https://submissoesic.propes.ufabc.edu.br/public/journals/9/slot-gacor/https://pedomanwisata.com/http://library.nmuofficial.com/https://revista-uem.uno/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://uimscics.ui.edu.ng/wp-content/uploads/2021/09/slot-deposit-pulsa/http://alumni.sastra-unes.com/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://thedanipost.com/wp-content/uploads/2020/09/slot88/https://cloud-journals.com/images/slot-deposit-pulsa/https://interrev.com/public/journals/1/slot88/https://anais.faama.edu.br/public/journals/3/slot88/http://uad-jrnl.nau.in.ua/public/journals/1/slot88/https://library.uhsp.edu.ua/wp-content/uploads/2022/02/slot-deposit-pulsa/https://fastgrowingtree.forest.ku.ac.th/https://pay.ucdavis.edu/gacor88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 8/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 8/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10544

ФОРМИРОВАНИЕ СТОИМОСТИ БЕНЗИНА В РОССИИ

FORMATION OF THE PRICE OF PETROL IN RUSSIA 

Силичев Максим Алексеевич, Пермский национальный исследовательский политехнический университет.

Silichev Maksim Alekseevich 

Аннотация. Формирование цены на бензин в России является важной темой для рынка моторных топлив. Рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования цен на бензин, выявляться особенности формирования цены на бензин в России по сравнению с другими странами. 

Summary. The formation of petrol prices in Russia is an important topic for the motor fuel market. The theoretical and practical aspects of the formation of petrol prices are considered, the peculiarities of the formation of prices for petrol in Russia in comparison with other countries are identified.

Ключевые слова: бензин, нефтепродукты, экономический рынок, цена, акциз.

Keywords: petrol, oil products, economic market, price, excise.

Формирование цены на бензин в России является важной темой для рынка моторных топлив. Стоимость бензина довольно важна для экономики не только России, но всех стран мира. Цена бензина влияет на все сферы экономики, например, увеличение стоимости бензина приводит к повышению цен на промышленные товары, усилению инфляции и понижению прибыльности производств. Увеличение стоимости бензина ведет к увеличению стоимости всех товаров, в конечном итоге за бензин платит не перевозчик, а потребитель, который покупает продукты и товары Кроме того, покупка топлива составляет большую часть для личного потребления, поэтому существенное увеличение цен на данный вид топлива сказывается на благосостоянии граждан, особенно в условиях падения доходов населения.

Рассмотрим теоретические и практические аспекты формирования цен на бензин: определим понятие и классификации ценообразующих факторов на рынке автомобильного бензина, виды и механизмы формирования цен на бензин, а также методы государственного регулирования рассматриваемого рынка. Рассмотрим формирование стоимости одного литра бензина на конкретных цифрах. 

Для изучения факторов, формирующих цену на розничном рынке автомобильного топлива, необходимо понять, что такое ценообразующие факторы.

Ценообразующие факторы- это условия, в которых формируются структура и уровень цены. В зависимости от происхождения данных условий выделяются разные типы ценообразующих факторов и существует несколько классификаций, которые применимы в том числе и к рынку автомобильного топлива.

По характеру воздействия на формирование цены выделяются следующие группы:

 1.конъюнктурные (связаны с изменениями рынка);

2.базовые или неконъюнктурные (внутрипроизводственные);

3.регулирующие (государственная политика).

Конъюнктурные факторы связаны с изменчивостью рынка, зависят от рыночных тенденций, влияния общественных предпочтений, политических условий, поведения покупателей и т.д. К конъектурным факторам можно отнести спрос и предложение на бензин, сезонность, структуру отраслевого рынка.

На каждом рынке товаров и услуг на стоимость товара влияет спрос и предложение, если спрос превышает предложение, то цена товаров растет, и наоборот. В конкретном регионе спрос на бензин определяться, количеством автомобилей, типом двигателя (бензиновый, дизельный), уровнем дохода населения. При увеличении доходов населения спрос на бензин увеличивается. Человек может позволить себе больше передвигаться при увеличении дохода и потребление бензина растет. Предложение на рынке моторных топлив стабильное, нет резких скачков цен по причине дефицита топлива.     

В России большое влияние на ценообразование бензина влияет структура отраслевого рынка, наличие крупных вертикально интегрированных компаний, которые включают полный цикл производства бензина от добычи нефти до сбыта бензина на АЗС. Такие компании можно по пальцам пересчитать: «Роснефть», «ЛУКОИЛ», «Газпром» и др. Слабая конкуренция на рынке моторных топлив способствует установлению завышенных цен на нефтепродукты. При этом федеральная антимонопольная служба не реагирует на факты монополизации рынка, государству выгодны высокие цены на топливо.    

К базовым ценообразующим факторам относятся затратные, внутрипроизводственные, стоимостные. Например, себестоимость добычи нефти, стоимость переработки нефти, глубина нефтепеработки, цена транспортировки бензина до АЗС. Рассмотрим подробнее влияние цены нефти на цену бензина. Во время Российско-Саудовской ценовой войны 2020 года на рынке нефти и падения спроса на нефть из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 произошло снижение общемировых цен на нефть на 26% [1]. За ценой на нефть произошло снижение цен на топливо в США, Европейских странах. Однако, зависимость стоимости нефти и бензина в России имеет свои особенности. В России снижения цен на бензин не наблюдалось, так как внутренняя стоимость топлива искусственно формируется «демпфирующим механизмом». В большинстве стран розничная стоимость бензина формируется по законам рыночной экономики. В России применяется специальный сдерживающий механизм, который получил название «демпфер». Он предполагает перечисление государством напрямую владельцам НПЗ разницы средней экспортной цены на нефть и внутренней стоимости топлива. Это соглашение работает и в обратную сторону: если цена нефти опускается ниже установленного балансного уровня демпфера, то уже нефтяные компании перечисляют разницу внешних и внутренних цен в бюджет [2].

Степень проявления регулирующих факторов зависит от интенсивности вмешательства государства в экономику. Ценовые ограничения со стороны государства могут носить рекомендательный или директивный характер. К регулирующим факторам относиться выше описанный демпфирующий механизм, акцизы, налоги.

По происхождению факторы, влияющие на ценообразование, можно разделить на:

  1. объективные (например, закон спроса и предложения);
  2. субъективные (например, государственная политика).

На субъективные и на некоторые объективные факторы можно оказывать воздействие, причем государственная политика влияет на ценообразование и оказывает регулирующие воздействие на другие факторы. Рассмотренные классификации помогают определить виды ценообразующих факторов и охарактеризовать способы их влияния на формирование стоимости топлива.

Для определения процесса ценообразования, необходимо понять, через какие стадии производства проходит бензин перед тем, как попадет потребителям. Бензин производят из нефти, то есть первый этап – это добыча сырой нефти и подготовка ее на нефтяном промысле до товарной нефти. Следующий этап – транспортировка товарной нефти по магистральному нефтепроводу до нефтеперерабатывающего завода. На НПЗ происходит последовательность следующих операций: подготовка сырья (очистка и обезвоживание нефти), первичная перегонка нефти (разделение ее на фракции), вторичная перегонка (переработка полученных фракций и выработка компонентов товарных нефтепродуктов) и товарное производство (смешение компонентов с вовлечением разных присадок для получения товарных нефтепродуктов с заданными показателями качества). В результате, на выходе с НПЗ получаются различные виды топлив (керосин, дизельное топливо, бензин) и сырье для последующей химической переработки непосредственно производство из нефти бензина, дизельного топлива, керосина и др. Далее происходит транспортировка топлива в оптовое распределение, и заключительный этап – транспортировка на автозаправочные станции [3].

На каждом из выше описанных этапов цепочки происходит последовательное добавление стоимости бензина: затраты на добычу нефти, подготовку, переработку и хранение бензина, его транспортировку, расположение НПЗ и его мощность также влияют на стоимость бензина. Например, по данным на июль 2020 года стоимость бензина марки АИ-95 в наиболее удаленных от НПЗ городах Магадан и Анадырь достигает 59 р/л, в то время как в центральной России 45-47 р/л [4].

 Из чего же складывается розничная цена на бензин?

Рассмотрим более подробно формирование стоимости бензина на пути от НПЗ до АЗС.

Розничная цена бензина складывается из следующих составляющих:

  1. Оптовая цена с производства- себестоимость продукта плюс прибыль производителя;
  2. Отпускная цена промышленности- оптовая цена, налог на добавленную стоимость и акциз;
  3. Снабженческо-сбытовые надбавки (для возмещения затрат и получения прибыли, если сбытом занимается оптовая база);
  4. Торговые надбавки (для возмещения затрат и получения прибыли розничных АЗС)

В итоге, розничную стоимость бензина можно записать следующей формулой:

Розничная стоимость= ((Себестоимость + Прибыль предприятия+ НДС + Акциз) + Торговые надбавки [5].

Итак, мы разобрались, из каких, составляющих складывается цена на бензин. На основе выше изложенного предлагаю рассмотреть стоимость бензина по на конкретных цифрах.

Заходим на Российские торгово-сырьевые биржи [6] и узнаем среднею оптовую стоимость бензина с НПЗ. Средние цены на бензин марки АИ-95 в 2020 году составляет 45 000 рублей за тонну.  Плотность бензина составляет 750 кг/м3, узнаем, что в одной тонне около 1333 литра бензина. Получается, что отпускная цена с НПЗ 30-34 р/л. Но, такая цена для компаний, у которых нет своих НПЗ. Вертикально- интегрированные компании (Лукоил, Газпром, Роснефть) полностью осуществляют цикл от добычи нефти до продажи на АЗС. По разным оценкам, оптовая цена бензина АИ-95 с НПЗ для АЗС этих компаний составляет 24 000 – 28 000 рублей за 1 тонну, соответственно за литр максимум 20 р/л.      

Акциз. Акциз – это косвенный налог, налагаемый в момент производства на товары массового потребления. Повышение акцизов на топливо происходит практически каждый год. Это естественный процесс, который позволяет увеличить поступления денежных средств в бюджет, за счет спроса на эту продукцию. Рост акцизов на бензин происходит за счет принятия закона и подписания его Президентом. Принятые акцизы на бензин с 1 января 2020 года влияют на общую стоимость топлива. Акциз на бензин с 1 января по 31 декабря 2020 года составляет 13 100 рублей за тонну, соответственно за 1 литр 9,82 рубля [7]. 

Торговые надбавки АЗС. По данным различных источников, наценка АЗС составляет около 16 % [8-9]. Сюда входит доставка топлива до АЗС, налог на прибыль, затраты на содержание АЗС. Как мы уже выяснили, цена бензина до АЗС составляет 19+9,82 = 28,82 руб/л. В итоге бензин до продажи потребителю стоит 29,82 + 16%= 34,59 р/л.

НДС. Налог на добавленную стоимость– это косвенный налог на прибавочную (добавленную) стоимость, возникающую в процессе создания товаров, работ, услуг. На 2020 год ставка НДС составляет 20%, считаем итоговую стоимость бензина: 34.59 + 20% = 41.5 руб/л. Остальная разница в цене- это более высокая наценка АЗС или более высокая цена доставки топлива.

При этом, в оптовую стоимость бензина с НПЗ входит налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налоги на имущество, таким образом налоговая составляющая в цене бензина доходит до 60%.

 Рассмотрен процесс формирования стоимости бензина в России, стоимость бензина состоит из цены НПЗ, акцизов, НДС, прибыли АЗС. При этом доля налоговой составляющей достигает до 60%. Большее влияние на стоимость бензина играет монополизация рынка вертикально-интегрированными компаниями и регулирующая политика государства. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. org [Электронный ресурс]/ Российско-саудовская ценовая война-Элетрон.данн. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Российско-саудовская_ценовая_война– Заглавие с экрана (дата доступа: 30.07.2020)
  2. gazeta.ru [Электронный ресурс]/ Почему стоимость бензина в России не зависит от цен на нефть-Элетрон.данн. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2020/04/09/13043131.shtml– Заглавие с экрана (дата доступа: 20.08.2020)
  3. .Бондарев В. А., Зоря Е. И., Цагарели Д. В. Операции с не-фтепродуктами. Автозаправочные станции. — М.: Издатель-ство «Паритет», 1999. — 338 с.
  4. ru [Электронный ресурс]/ Цены на бензин в областных центрах России-Элетрон.данн. – Режим доступа: https://fuelprices.ru/ceny-na-benzin-v-gorodah-rossii– Заглавие с экрана (дата доступа: 30.07.2020)
  5. Наумов В.В. Вагин В.Д. Ценообразование: Учебное пособие (в схемах) /– М.: МИЭМП, 2005. с.49.
  6. com [Электронный ресурс] / Санкт-Петербургская
    Международная Товарно-сырьевая Биржа -Элетрон.данн. – Режим доступа: https://spimex.com/markets/oil_products/trades/results/ –(дата доступа: 30.07.2020)
  7. ru [Электронный ресурс]/ Налоговые ставки по акцизам на подакцизные товары на период с 2020 года по 2022 год включительно -Элетрон.данн. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=52453&fld=134&dst=100312,0&rnd=0.512576844960702#002808897171440594. –(дата доступа: 30.07.2020)
  8. ru [Электронный ресурс]/ Сколько стоит открыть АЗС и какая прибыль с неё в цифрах — Элетрон.данн. – Режим доступа: https://topmodul.ru/pribyil_s_azs/ –(дата доступа: 30.07.2020)
  9. mfa.ru [Электронный ресурс]/ Олег Алексеенков, ГК «Трасса»: Если мы строим социализм, то наценка на бензин может быть и 10% . – Режим доступа:www.mfa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1522&catid=11&Itemid=487– Заглавие с экрана (дата доступа: 31.07.2020)