http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 8/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 8/2019

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18090

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL TRANSFORMATION OF THE DEVELOPMENT OF MUNICIPAL ENTITIES

Лазутина
Антонина Леонардовна,
кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный
педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева
Татьяна Евгеньевна,
кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Моровова
Ирина Михайловна,
кандидат экономических наук, доцент, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный
исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.
Лобачевского», г. Арзамас

Тихонова
Евгения Олеговна,
кандидат экономических, доцент,  Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Национальный
исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И.
Лобачевского», г. Арзамас

Lazutina A.L., lal74@bk.ru

Lebedeva T. E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Morovova I.M., 30940@mail.ru

Tikhonova E.O., jteh@mail.ru

Аннотация: В
статье рассматриваются результаты исследований экономических и управленческих
механизмов непосредственно влияющих на формирование потенциала муниципальных
образований в процессе развития. Авторами раскрывается процесс создания
организационно-экономических условий для эффективной деятельности и развития
хозяйствующих субъектов муниципальных образований. Каждый из этапов данного
процесса подробно обсуждается.

На основе проведенного анализа авторами
статьи разработаны экономические критерии саморазвития муниципальных
образований.

В качестве экономических критериев
саморазвития определены критерии оценки эффективности деятельности
рассматриваемых структур.

Представленные рекомендации сформулированы
с учетом специфики образований и особенностей их функционирования. Рекомендации
позволят повысить качество производственно-социального комплекса территории и
его социальную эффективность.

Summary: The article discusses the results of studies
of economic and management mechanisms directly affecting the formation of the
potential of municipalities in the development process. The authors disclose
the process of creating organizational and economic conditions for effective
activity and the development of economic entities of municipalities. Each of
the stages of this process is discussed in detail.

On the basis of the analysis performed, the authors of the article
developed economic criteria for the self-development of municipalities.

Criteria for evaluating the effectiveness of the activities of the
structures under consideration are defined as economic criteria for
self-development.

The presented recommendations are formulated taking into account the
specifics of the formations and the peculiarities of their functioning. The
recommendations will improve the quality of the production and social complex
of the territory and its social efficiency.

Ключевые
слова:
потенциал, организационно-экономический механизм,
механизм саморазвития, показатели базовых пропорций, валовой региональный продукт,
муниципальное образование.

Keywords: potential, organizational
and economic mechanism, mechanism of self-development, indicators of basic
proportions, gross regional product, municipality.

На современном
этапе развития экономики / рынка на первый план выступает проблема поиска
собственных источников и экономических механизмов развития муниципалитетов и в
первую очередь, такая ситуация вызвана недостаточностью финансовых ресурсов в
части бюджетного финансирования всех уровней РФ. Проблема  регулирования межбюджетных отношений видится
в том, что большая часть расходов государства на социальную сферу финансируется
через местные бюджеты, а методика определения необходимого и достаточного
уровня доходов муниципальных образований определена недостаточно четко.

Как
представляется именно механизм саморазвития муниципального образования
предполагает повышение степени использования его потенциала. В свою очередь
потенциал имеющихся в его распоряжении ресурсов (финансовых, природных,
трудовых, имущественных и др.) местным самоуправлением используется не в полной
мере, так как в каждом муниципальном образовании / на местном уровне отмечаются
такие типичные проблемы, как: недостаточное регулирование отношений между
законодательными и представительными органами различных уровней власти, с одной
стороны; муниципалитетами, с другой стороны и хозяйствующими субъектами
различных форм собственности, с третьей стороны [5].

Очевидно, что
активизация экономических механизмов саморазвития муниципальных образований
возможна при комплексном подходе к социально-экономическому развитию
территории. В частности, активизация использования потенциала саморазвития  территории 
эффективна при формировании так называемого производственно-социального
комплекса как системообразующей основы и основного механизма саморазвития
муниципальных образований  [2, 3].

Изучение
возможностей развития производственно-социального комплекса на территории
муниципального образования позволили выработать определенные критерии оценки
эффективности деятельности подобной структуры. Авторы  М. Глазырин и В. Королев  предложили подобным критерием считать
показатель производительности труда населения территории – выпуск валового
регионального продукта на душу населения данного региона [4].

Показатели
базовых пропорций муниципального образования можно выразить следующей формулой:
[5]

К = Дм / См,

где К –
коэффициент основной базовой пропорции в исследуемом муниципальном образовании,
а также степень достаточности произведенного на данной территории валового
регионального для покрытия конечного потребления;

Дм –
произведенный валовой региональный продукт в расчете на одного жителя
муниципального образования;

См – конечное
потребление в расчете на душу населения муниципального образования.

Действительно,
этот показатель отражает эффективность использования материальных, финансовых,
интеллектуальных ресурсов муниципалитета, региона и т.д. Показатель удельного
объема производства на душу населения территории целесообразно сопоставлять с
потреблением на душу населения этой территории для расчета «достаточности
произведенного на данной территории валового регионального продукта для
покрытия конечного потребления» [4].

Обоснование
прогрессирующих базовых пропорций между производством и потреблением может
стимулировать размещение в муниципалитете развивающихся предприятий и других
хозяйствующих субъектов, повышать занятость населения и служить показателем
использования потенциала их саморазвития [1].

Одним из
наиболее важных показателей конечного потребления населения территории является
его жизненный уровень. При определении уровня жизни в регионе или муниципальном
образовании, наряду с традиционными показателями (в частности, денежные доходы
населения), необходимо принимать во внимание степень обеспечения социальных
потребностей населения территории.

Это возможно
достичь лишь при условии того, что государством гарантируется минимум
социальных гарантий каждому жителю муниципального образования [6].

Подобный
производственно-социальный комплекс может выступать в качестве основы в части
определения структуры муниципальной / региональной власти и перераспределения
полномочий между ними [2]. Подобные комплексы являются платформой для
формирования классификации существующих муниципальных образований по следующим
признакам: степень дотационности, деловой активности предпринимательства,
степень бюджетной обеспеченности, соотношение удельных весов работающих в
производстве и социальной сфере, соотношение долей преимущественно городского
или сельского характера поселений, соотношение работающих и проживающих в
муниципальном образовании  и др.) [3].

В
муниципальном образовании зачастую складывается ситуация, когда аккумулируемые
средства не соответствуют потребностям населения данной территории, не
обеспечивают их. Это обусловлено не столько дефицитом бюджета, но зачастую
субъективными факторами: экономически необоснованными пропорциями рационального
соотношения между сферами производства и потребления, которое отражает основу межбюджетных
отношений.

В России
нуждается в оптимизации соотношение пропорций в структуре потребления по
уровням: федеральный – региональный; региональный – муниципальный. Хотя это
выравнивание и осуществляется в определенной мере рыночными механизмами, но оно
нуждается и в обоснованном государственном регулировании.

Установление
прогрессивных базовых критериев через пропорции между производством и
потреблением в муниципальном образовании может стимулировать развитие
производства, направлять инвестиции в производственную сферу, будет
способствовать повышению занятости населения территории и уровня его жизни,
улучшать качество жизни.

Также с
помощью прогрессивных критериев базовых пропорций развития муниципального
образования возможно определение экономического типа муниципального образования
(в частности, по степени дотационности, по степени обеспечения собственного
потребления внутренними ресурсами и пр.) [1].

Кстати,
относительная обособленность муниципальной собственности определяет
заинтересованность органов местного самоуправления в стимулировании ее
постоянного развития. Что касается механизмов повышения эффективности
использования муниципальной собственности, то таковые  используются в неполной мере. [5].

 Сегодня в муниципальной собственности РФ
находится множество и производственных, и социальных объектов. Поэтому
оптимальная и обоснованная экономическая организация муниципалитетов
предполагает интеграцию производственных и социальных процессов на основе союзов,
ассоциаций и других объединений товаропроизводителей и потребителей с
обязательным участием органа муниципального самоуправления. Непосредственно на
данной основе и обеспечивается коллективное решение задач развития
производства, его социальной направленности.

В
социально-экономическом развитии муниципального образования важное место
уделяется привлечению инвесторов [4]. В этом контенте экономически обосновано и
целесообразно создавать  крупные
финансовые, производственно-социальные объединения с сохранением юридической и
экономической самостоятельности участников организационно-экономических
отношений, что в свою очередь позволит повысить залоговые и другие гарантии
относительно мелких хозяйствующих субъектов 
территории [3].

Посредством
производственно-социальных объединений можно 
совместно выходить на рынок с конкурентоспособной продукцией, привлекать
высоко квалифицированный персонал, 
повышать занятость на данной территории, устранять криминализацию
хозяйственной деятельности внутри объединения и других рынках сбыта продукции,
снижать риски предпринимательской деятельности для производителей, совместно
использовать информационные ресурсы, выпускать акции предприятий для погашения
своих долгов перед бюджетом и передаваемым местным предприятиям, повышать
уровень и качество жизни населения, согласовывать территориальные и отраслевые
интересы, осуществлять территориальную кооперацию / разделение труда и в
производственной сфере и в социальной.

Подобная
модель организации экономических отношений в муниципальном образовании позволит
взаимоувязывать отраслевые и территориальные интересы и производителей, и
потребителей, решать в комплексе задачи как производственного характера, так и
социального, в  результате чего повысится
эффективность местного самоуправления территории [5].

Формирование
механизмов саморазвития муниципального образования включает в себя и развитие
адекватных этим задачам органов местного самоуправления. Органы местного
самоуправления призваны влиять на развитие муниципальных образований. [4] С
точки зрения экономического развития приоритетными  задачами органов местного самоуправления
должно выступать развитие новых форм экономической организации муниципальных
образований.

Таким образом,
на органы местного самоуправления возложен очень широкий круг конкретных
вопросов различного характера. Исходя из изложенного, их основная работа должна
носить организаторский характер и направляться на создание организационных и
экономических условий для эффективной деятельности и развития хозяйствующих
субъектов, находящихся в муниципальном образовании [3].

Посредством
такого механизма повышается не только экономическая эффективность
производственно-социального комплекса территории, но и его социальная
эффективность: растет жизненный уровень населения территории, благосостояние,
улучшается качество жизни ее населения. В результате формирования эффективного
организационно-экономического механизма повышается степень использования
потенциала муниципального образования.

Литература

  1. Аристов
    С. А. Управление процессами региональной интеграции производственных систем /
    С.А. Аристов, М. В. Никитенкова // Региональная экономика: теория и практика.
    2012. № 5 (236). С. 2-8.
  2. Вакуленко
    Р.Я., Егоров Е.Е., Проскуликова Л.Н. Исследование эффективности деятельности
    предприятия//Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 3.
  3. Волостнов
    Н.С., Лазутина А.Л. Доступ к экономическим благам в рыночной экономике:
    Содержание и индикаторы // Международный журнал прикладных и фундаментальных
    исследований. 2016. № 6-4. С. 727-731.
  4. Лазутина
    А.Л., Моровова И.М. Развитие инновационного потенциала: региональный аспект //
    Экономика, право, образование: региональный аспект. Сборник научных трудов XI
    межвузовской научно-практической конференции. 
    конференции 2017. — №4 (93). — С.62-67.
  5. Степанов
    Н.С. Институциональное развитие малого предпринимательства как один из
    элементов структурной модернизации российской экономики в формировании новой
    модели развития. Экономика и предпринимательство. 2018. N 5 (94).
  6. Филонова
    О.О., Боженко А.И. Проблемы устойчивого социально-экономического развития
    муниципальных образований // Научное сообщество студентов XXI столетия.
    Экономические науки: сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6.
    URL: http://sibac.info/archive/economy/6.pdf (дата обращения: 26.06.2019)

References

1. Aristov S.
А. Management of the processes of regional integration of production systems /
S.А. Aristov, M.V. Nikitenkova // Regional Economics: Theory and Practice.
2012. № 5 (236). Pp. 2-8

2. Vakulenko
R.Ya., Egorov E.E., Proskulikova L.N. Study of the effectiveness of the
enterprise // Vestknik of Minin University. 2015. № 4 (12). р. 3.

3. Volostnov
N.S., Lazutina A.L. Access to economic benefits in a market economy: Content
and indicators // International Journal of Applied and Fundamental Research.
2016. № 6-4. Pp. 727-731.

4. Lazutina
A.L., Morovova I.M. Development of innovative potential: a regional aspect // Economics,
law, education: a regional aspect. Collection of scientific papers of the XI
Interuniversity Scientific Practical Conference. Conference 2017. — №4 (93). —
P.62-67.

5. Stepanov
N.S. Institutional development of small business as one of the elements of the
structural modernization of the Russian economy in the formation of a new
development model. Economy and entrepreneurship. 2018. No. 5 (94).

6. Filonova
OO, Bozhenko A.I. Problems of sustainable socio-economic development of
municipalities // Scientific community of students of the XXI century. Economic
Sciences: Sat. Art. according to mat. VI Intern. stud scientific-practical
conf. No. 6. URL: http://sibac.info/archive/economy/6.pdf (appeal date:
06.26.2019)