Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

УДК 331.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18017

Проблема профессионального стресса работников производственных предприятий

The problem of professional stress of workers of industrial enterprises

Адриан Алексеевич Михайлов, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»,  e-mail: adrian7@list.ru

Кузьминский Антон Евгеньевич, старший преподаватель кафедры «Управление персоналом»ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: xerton@mail.ru

Смирнова Тамара Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», e-mail: tamsmir@mail.ru

Adrian A. Mikhaylov, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Anton E. Kuzminsky, Senior Lecturer of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Tamara S. Smirnova, Senior Lecturer of  Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Аннотация: В статье рассматриваются понятие профессионального стресса, реакция организма на стрессовые ситуации, описываются реакции на  субъективном, поведенческом и физиологическом уровнях, основные производственные факторы, влияющие на  уровень стресса работника  в рабочей ситуации. Отмечается, что развитие человеческого капитала с целью повышения общей производительности труда и избегания излишних потерь связанно с возможностью управления стрессом работников предприятий.

Summary:  the article discusses the concept of professional stress, the organism’s response to stressful situations, and describes the reactions at the subjective, behavioral and physiological levels, the main production factors affecting the stress level of an employee in the workplace. It is noted that the human capital development to increase overall productivity and avoiding unnecessary losses is associated with the ability to manage the stress of employees of enterprises.

Ключевые слова: профессиональный стресс, человеческий капитал,производительность труда,  управление стрессом.

Keywords:  professional stress, human capital, labor productivity, stress management.

Характерной тенденцией в современной экономике труда является возрастающее внимание к качеству человеческого капитала. Человеческий капитал рассматривается как функция образования и опыта, сформированного в процессе обучения и получения практических навыков. Одной из фундаментальных составляющих человеческого капитала становится здоровье, которое включает в себя: физическое здоровье, психофизическое здоровье, психическое здоровье. В кругу рассмотрения современных проблем охраны и гигиены труда работников на ряду с травматизмом, общими и специфическими видами заболеваний, теперь так же особое место занимает проблема профессионального стресса [1].

Изучение профессионального стресса необходимо увязывать с рассмотрением вопроса о его причинах, источниках, стрессогенных факторах.

В результате исследований, проведёнными учеными были установлены основные закономерности:

  • погода, возраст, ненормированный рабочий день или учебный день слабо связаны с возникновением производственного стрессового состояния;
  • главными факторами, влияющими на возникновение усталости, приводящей в последствие к состоянию стресса, являются затяжные эмоциональные и физические нагрузки в пределах достаточно длительного времени, которые связаны как с рабочей ситуацией так и с личными, семейными проблемами.

К таким проблемам можно отнести недобросовестное отношение работодателя к сотрудникам, который  держит  своих работников в страхе потерять работу, отсутствие достоверной информации о текущем положение дел в организации, разлад и распад семьи, болезнь или смерть близкого человека и т. д. Особенно сильное действие на физическое и психическое состояние  человека оказывает влияние сочетания  вышеперечисленных факторов, которые по разному проявляются в жизнедеятельности человека.

Но все эти проявления сводятся к реакциям трех видов:

  • психологические — появление чувства тревоги, беспокойства, уныния, тоски и т.п.;
  • физиологические —  гипертония, напряжение мышц, приводящие к частым головокружениям, головным болям и т.д.;
  • физико-химические —  проявляется в выработке определенных гормон (гидрокортизон, адреналин), регулирующих  деятельность всех систем организма.   Постепенно накапливаясь, негативные факторы, приводят к стрессовому состоянию,  которое имеет свои этапы развития.

Психологическое проявление, характерное начальному этапу, проявляется в чувстве тоски, тревоги, унынии, возникающие в результате неудовлетворённых потребностей, чрезмерных требований,  возникающих ролевых конфликтов, отсутствии контроля над ситуацией, непонимание своего предназначения.

Психологические проявления, в зависимости от индивидуальных особенностей организма реагировать на неудовлетворенность, проявляются в физиологических симптомах: человек начинается мучиться от головных болей или учащённого сердцебиения, могут возникнуть трудности в дыхании, связанные с мышечными напряжениями.

Длительные стрессовые ситуации или высокий уровень стресса выражается в индивидуальных изменениях функционирования организма, на которые влияют генетические особенности организма, перенесенные заболевания или другие факторы. Могут развиться такие заболевания, как язва желудка, повышенное кровяное давление, инфаркт миокарда.

Ели происходит затягивание негативных стрессовых ситуаций и организм, не смотря на мобилизацию всех сил для сопротивления, истощает свои ресурсы и происходит его заболевание, то наступает фаза истощения или дистресс, т.е. деструктивный стресс, который приводит к существенному снижению работоспособности [2].

В настоящий момент, число работников, находящихся под влиянием разрушительного стресса существенно возросло. Деструктивному  стрессу подтверждены не  только авиадиспетчеры и машинисты поездов, но такие социальные группы, как преподаватели, менеджеры, бизнесмены и т.д.Наиболее подвержены деструктивному стрессу люди активного возраста, находящиеся на пике своей карьеры — от 35 до 45 лет.

К возникновению стрессовых состояний приводят ярко выраженные и длительные по времени негативные внутренние и внешние воздействия, так называемые стрессоры[3].

В организационном поведении в результате воздействия стрессоров у работников наблюдаются различные эмоциональные состояния, характеризующие их внутреннюю уязвимость по отношению к внешним негативным факторам.

Внешние признаки стресса выражаются в широком круге негативных психологических состояний, на уровне физиологических изменений, которые негативно влияют на производительность и качество труда, акцентирование на межличностных конфликтных ситуациях, нарушение трудовой дисциплины, стремление к снижению стресса с помощью курения, алкоголя, что, в свою очередь, приводит к  нарушениям техники безопасности на производстве.

Психическое состояние персонала проявляется в трех основных формах: утомление, монотония и психическая напряженность.

1. Утомление – снижение возможностей организма продолжать работу качественно и эффективно. Утомление проявляется во временном нарушении психофизиологических функций индивида и приводит к затруднениям извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти.

2. Монотония – наступает вследствие однообразных повторяющихся трудовых действий и характеризуется снижением психической активности, которая при смене условий труда может восстановиться.

3. Психическая напряженность – характеризуется объективной специфичностью разных ситуаций и индивидуальной реакцией личности на них.

Такие распространённые психические и физические симптомы являются основной причиной невыхода на работу

Психические состояния под воздействием стрессов проявляются в организационном поведении в эмоциональных формах пяти основных видов:

1. Гнев, раздражительность как излишне сильные отрицательные реакции на негативные факторы.

2. Возбужденность в виде неконтролируемого  эмоционального ответа на воздействие внешней среды.

3. Переживание как многократное тщательное, детальное обдумывание ситуации без объективной потребности в этом.

4. Грусть, тоска в виде пассивного переживания необратимых потерь.

5. Страх, тревога в случае давления окружающей среды, на работе или дома,  как ощущение угрозы биологическому и социальному существованию человека.

Существуют всевозможные доктрины относительно зарождения стресса. Ведущей предпосылкой считаются перемены. Любая перемена, в том числе и положительная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. Когда руководство признало, что стресс существует, важно работать над устранением факторов.  По мере того, как руководители учатся справляться с личной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные трудности собственных подчиненных, т.е. максимально сокращать вероятность воздействия стрессовых симптомов.

Условно можно объединять стрессогенные факторы в группы по следующим направлениям.

Стрессогенные факторы, зависящие от условий труда:

  • перегрузки работой в целом;
  • различные финансовые затруднения;
  • загруженность работой и отсутствие свободного времени;
  • быстрое переключение на работу по-новому;
  • отсутствие стимулов для качественной работы;
  • перегрузка деятельностью вне сферы прямых обязанностей.

Снижение действие указанных факторов возможно за счет внедрения правильно разработанной системы мотивации и стимулирования труда персонала, научной организации рабочего места, внедрение тайм менеджмента [4].

Стрессогенные факторы, зависящие от личных качеств работника:

  • боязнь администрации;
  • чувство чрезмерно высокой ответственности за результаты труда;
  • ошибки в общении с коллегами и администрацией;
  • возбудимость как доминирующая черта характера;
  • изолированная позиция в коллективе;
  • нехватка знаний по технологии профессиональной деятельности;
  • нехватка времени в следствие плохой самоорганизации.

Стрессогенные факторы, обусловленные управленческими причинами:

  • конфликты с администрацией по причинам ее низкой управленческой культуры;
  • неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников;
  • унижение перед коллективом;
  • недоверие руководителя к возможностям и способностям работника;
  • оскорбления со стороны администрации отдельных работников;
  • проблемы, связанные с аттестацией профессионализма работников;
  • слабые знания руководителем индивидуальных особенностей работника.

Многие факторы данной группы преодолеваются при соблюдении принципов гласности и справедливости в организации профессиональной деятельности работника [5].

Стрессогенные факторы, обусловленные межличностным общением с коллегами:

  • оскорбления со стороны коллег;
  • негативные проявления в оценке деятельности и личностных качеств со стороны партнеров по работе;
  • позиция «отвергаемых» в коллективе;
  • наличие группировок в коллективе;
  • психофизиологическая несовместимость, безотчетность неприязнь.

Факторы, приводящие к стрессу на работе, и их влияние на производительность сотрудников в сфере производства  являются жизненно важными для любой организации, чтобы обеспечить ее успех и бесперебойную работу. Стресс на рабочем месте является одним из основных препятствий для эффективного и действенного использования кадров. Частое возникновение стресса у работников  стало тенденцией для беспокойства: работодателей, менеджмента, работников, организаций и общества в целом.

Трудовая деятельность полезна для психического здоровья, однако неблагоприятная обстановка на рабочем месте может привести к физическим и психическим расстройствам. Однако существуют также особые психологические и личностные факторы, из-за которых люди становятся уязвимыми перед проблемами с психическим здоровьем. Биологические риски включают генетические факторы. Люди резко отличаются по своему ответу на возникшие проблемные ситуации или стресс. Темперамент людей определяет их предрасположенность к высокому или низкому уровню реакции на стресс. Эмоциональная реакция на возникшую ситуацию определяется оценкой и способностью справиться с ней. Наши чувства определяются внутренними мыслями, приводящими к соответствующему спокойствию или негативному переживанию. Организм работника в напряженных ситуациях реагирует на все виды стрессоров в соответствии со своим внутренним планом защиты и внутреннем настроем на преодоление негативных эмоций. Важными средствами защиты организма выступает часть нервной системы, которая не контролируется волей.

Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся. В этой связи, всякий раз, когда ситуация кажется опасной, он реагирует как на реальную угрозу. Чем чаще окружающая обстановка кажется враждебной, тем больше времени организм пребывает в состоянии боевой готовности. Симптомы стресса: нарушение концентрации внимания, враждебность, тревожность без повода, бессонница, депрессия

Можно выделить основные производственные факторы, влияющие на  уровень стресса в рабочей ситуации:

1. Однообразная работа, не позволяющая личного контроля над темпом работы;

2. Сдельная заработная плата, при которой работник мотивирован на увеличение выработки, что, в свою очередь, может привести к чрезмерному утомлению, нервозности физиологическим нарушениям и как следствие к увеличению риска профессиональных заболеваний.

3. Внедрение автоматизированных рабочих процессов. Операторы проводят время в однообразном мониторинге показаний  приборов. При этом способность к концентрации в течение рабочего времени снижается, что может привезти к серьезным экономические и технологическим последствиям.

4. Сменная работа, которая приводит к нарушению циркадного ритма работника и его внутренние биологические часы не совпадают с нуждами производственного процесса. Наиболее негативный  из всех графиков работы нерегулярные смены, которые вызывают мало возможностей для положительной реакции организма на стресс и провоцируют социальные проблемы не только в рабочей среде, но и в семье. Сменная работа вызывает  снижение уровня здоровья  для работников  из-за несоответствия между требованиями рабочего времени и временными, физиологическими, психологическими и социальными особенностями личности.

5. Шум и вибрация, оказывающие влияние на нервную  и эндокринную системы. Широко известен тот факт, что повышенный уровень шума влияет на снижение слуховой активности. Вибрации приводят к возникновению профессионального  заболевания всего организма:

6. Машины и инструменты, способствующие статической нагрузке, которая приводит к болезненной усталости,  нерациональному использованию времени и снижению производительности.

7. Производственные здания и помещения, имеющие как положительное, так и отрицательное влияние на работающих в них. С одной стороны организация рабочего места может  препятствовать общению между коллегами за счет дальнего расстояния или наличия перегородок, что снижает групповую сплоченность и социально-психологическую атмосферу в коллективе, и приводит к социальной депривации и психологическому стрессу. Противоположная крайность, характеризующаяся полным отсутствием конфиденциальности, когда у работника нет возможности отказаться от общения даже на короткий срок — может быть одинаково напряженной.

8. Запахи, освещение, климатические факторы. Запахи могут оказывать токсическое воздействие на организм, недостаточное освещение или чрезмерное вызывает не только усталость, но и приводит к  повышенному  риску несчастного случая. Климатические условия в зависимости  от взаимодействия между тяжестью выполняемой работы, физическим  и психическим  состоянием рабочего, существующей температурой, влажностью и скоростью воздуха в большей или меньшей степени оказывают  влияние на стресс.

9. Большие расстояния между рабочим местом и домом.

10. Комбинированные экологические стрессоры.

Стресс оказывает огромное влияние на удовлетворенность работой, производительность труда и мотивацию работников. Стресс на рабочем месте является серьезной проблемой для социально ответственных  организаций перед персоналом. Стресс наносит  вред не только здоровью отдельного  работника, но и здоровью работающих рядом  с ними. Кроме того он оказывает существенное влияние на организационно-экономические показатели промышленного предприятия. Крайне важно решить проблему стресса на предприятии, поскольку человек является ключевым фактором, влияющим на производительность и безопасность производства и окружающую среду.

Рабочий стресс отражается на психическом и физическом состоянии здоровья. Это приводит к состоянию усталости и существенно снижает активность самих работников в попытках изменить условия труда и поведение, которые могут быть вредными для их здоровья.

Таким образом, развитие человеческого капитала с целью повышения общей производительности труда и избегания излишних потерь сильно связанно с возможностью управления стрессом работников предприятий. Что включает в себя контроль и исключение стрессогенных факторов, своевременную диагностику психофизического состояния работников, привлечение специалистов в области управления стрессами на производстве. Здоровье сотрудников — это фактор повышения качества производства, а значит — конкурентоспособности и общей рентабельности предприятия.

Литература

  1. Березовская Р. А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития //Психологические исследования: электронный научный журнал 2012, Т. 5, №. 26 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n26/761-berezovskaya26.html (Дата обращения 23.05.19).
  2. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания //Трудный пациент №12, Т. 7, 2009. С. 42-46.
  3. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников //Вестник самарского государственного технического университета №. 1(7),  2013. С. 120-130.
  4. Михайлов А.А., Кузьминский А.Е., Смирнова Т.С. Оценка профессиональных компетенций работников авиационной промышленности посредством методики KPI// Экономика и предпринимательство» 2018. № 6 (95). С.946-949.
  5. Михайлов А.А, Кузьминский А.Е., Смирнова Т.С., Перепечкин М.Е. Применение методики KPI при оценке профессиональных компетенций работников авиационной промышленности // 16-я Международная конференция «Авиация и космонавтика – 2017». 20–24 ноября 2017 года. Москва. – Типография «Люксор», 2017. С.641-642.
  6. Болотин И.С., Михайлов А.А. Роль человеческого капитала в высокотехнологичном производстве // Экономика и управление в машиностроении №4, 2017. С. 55-57.
  7. Краев В.М., Тихонов А.И., Федотова М.А. Управление персоналом аэрокосмической промышленности. Базовый курс. Учебное пособие. – Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2018. – 120 с.
  8.  Тихонов А.И., Федотова М.А., Силантьева Е.А. Основы организации труда на предприятиях аэрокосмической отрасли. — М.: Доброе слово, 2017. — 120 с.
  9.  Тихонов А.И., Воронцова Ю.В., Михайлов А.А., Федотова М.А. Экономика труда на предприятиях авиационной и ракетно-космической промышленности: учебное пособие. – Ставрополь: Логос, 2019. – 135 с.