Московский экономический журнал 7/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК338.48.0

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_403

МАСТЕР-ПЛАН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

MASTER PLAN AS A BASIS FOR TOURISTIC TERRITORY GENERATION

Пенкина Наталья Викторовна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры массовых коммуникаций и туризма, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, E-mail: natasha_penkina@mail.ru

Penkina Natalya Victorovna, PhD, Associate Professor, Public Communications and Tourism Department Associate Professor, FGBOUVO “Nizhnevartovsk State University”, Nizhnevartovsk, E-mail: natasha_penkina@mail.ru

Аннотация. Состояние туризма в Российской Федерации и перспективы его развития инициирует дискуссию об эффективных способах организации туристской территории, поскольку именно территория является базисом развития туризма как экономической отрасли. Одним из таких способов является мастер-план, в статье исследуется понятие «мастер-план» как концепции развития территории, предусматривающей инфраструктурные и инвестиционные проекты, финансовую модель реализации для формирования комфортной среды для развития туризма с учетом устойчивого социально-экономического развития территории в целом. В работе представлен сравнительный анализ мастер-плана с иными документами, отражающими подходы к созданию пространственного обустройства территории, в частности, с генеральным планом. Выявлены основные функции и характеристика мастер-плана, демонстрирующие плюсы и преимущества данного документа. Одним из существенным преимуществом мастер-плана- это концептуальное обоснование перспектив развития туристкой территории, с учетом мнения и интересов органов местного самоуправления, туристского бизнеса, населения территории.

Основные выводы, сделанные автором, доказывают эффективность мастер-плана в процессе планирования, формирования и управления туристской территории. Мастер-план должен стать основой для формирования туристской территории, а также ее дальнейшего развития, он способен помочь в работе по нескольким направлениям, в том числе эффективно и грамотно осуществить процесс планирования с учетом мнения местных жителей и бизнес – сообществом, а также местными органами власти. Кроме того, туристская территория может привлечь к себе внимание не только туристов, но и мировое сообщество в качестве передового и активного региона, который уделяет внимание формированию комфортной среды для проживания, ведения бизнеса, туризма и т.д.

Abstract. Status of tourism in Russian Federation and development prospects initiates discussion of efficient methods of a touristic territory organization since a territory is the basis of tourism growth as an economic branch. Master plan is one of these methods and this academic paper undertakes research of ‘master plan’ notion being a concept to a territory development which includes infrastructure and investment projects, a financial model to generate comfort environment for tourism development taking into account sustainable social and economic growth of a territory in general. The present work includes a comparative analysis of a master plan with other documents that cover approaches to territory development in particular with a general layout. The key functions and master plan properties that reveal advantages of the given document have been determined.

Conceptual feasibility of a touristic territory development prospects given the opinions and interests of local authorities, touristic business and territory population is one of the considerable advantages of a master plan.

The key conclusions the author has come to proof the efficiency of a master plan in planning, building and managing of a touristic territory. Master plan should become a basement for touristic territory development as well as its further growth, it is capable to support in several destinations including efficient and smart planning taking into account opinion of local population and business society as well as local authorities. In addition, touristic territory can attract not tourists only but a world community as a leading and active region which cares about comfort environment for living, business, tourism, etc.

Ключевые слова: туризм, туристская территория, мастер-план, туристские ресурсы, инфраструктура, генеральный план

Keywords: tourism, touristicterritory, master plan, touristic resources, infrastructure, general layout

Введение

Актуальность исследования. Состояние территорий является основой для организации туристской деятельности и туризма. Туризм имеет ярко выраженный мультипликативный эффект, что позволяет выступать в качестве драйвера социально-экономического развития территории, получается, что, развивая туризм, происходят изменения в инфраструктуре территории, повышается качество и уровень жизни местного населения. Несмотря на указанный очевидный, эмпирически наблюдаемый  факт,потенциал территории и ее развитие в организации туристского бизнеса в нашей стране используется не в полном объеме. Российская Федерация, к сожалению, не является лидером в мировом туристском потоке, и объяснить данный факт можно, в том числе недостаточным развитие туристского рынка, препятствиями экономического и социального характера, возникающими в процессе формирования и реализации туристской территории [7].

Практически все регионы РФ обладают туристским потенциалом, по наличию природных и культурно-историческим ресурсам наши регионы не уступают мировым странам-лидерам в сфере туризма, ноналичие ресурсов не всегда свидетельствуют об уровне туристской инфраструктуры и индустрии, развитие туризма в регионах происходит неравномерно, поэтому, есть необходимость в таком инструментарии управления развития туристских территорий, который позволял бы оценивать и практически реализовывать мероприятия по его сохранению и повышению, таким инструментом является мастер-план.  В связи с выше сказанным,целью данного исследования является всесторонний анализ понятия, видов и структуры мастер-плана как основы для формирования туристской территории.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных ученых и практиков, в частности: В.И. Азара, А.Ю. Александровой, Ю.А. Веденина, А.И. Зырянова, Е.И. Ильиной А.А.Минца, Н.С. Мироненко, Д.В. Николаенко, В.С. Преображенского, И.Т.Твердохлебова и др.

Связь туризма с экономической сферой, его мультипликативный эффект, а также работы по проблемам реализации турбизнеса и оценки туристского потенциала территории нашли отражение в работах:  В.С. Боголюбов, С.А. Быстрова, А.М. Ветитнев, Е. А. Джанджугазова, Н. Д. Закорин, И.В. Зорин, Г. А. Карпова, В.А. Квартальнов, М.А. Морозов, Г. М. Романова, В.С. Сенин, А.Д.Чудновский, С.С. Хлебникова и др.

Исследования в области формирования мастер-планов, градостроительных особенностей туристских территорий представлены в трудах: И.И. Ионова, В.А. Каменского, С.Д. Митягина, В.А. Нефёдова, М.А. Орлова, С.Б. Поморова, Ю.В. Ранинского, И.Д. Родичкина, Р.Г. Саакянца, Л.Ю. Смыковской, В.П. Стаускаса, М.О. Хауке, Ю.Б. Хромова  и др.

Следует выделить работы таких ученых как: И. А. Иодо, В.А Колясникова, И.В. Кружалина, Г.А. Потаева, О.С. Шимовой  — они являются исследователями  архитектурной среды туризма, обладающей, по их мнению, особым подходом к формированию туристских территорий.

Среди зарубежных исследователей проблем организации туризма на территориях: И. Ансофф, К. Боумен, Д. Ирвин, А. Стрикленд, А. Томсон, Н. Кокерелл, Д. Трю.

Методологической базой исследованияпослужили общенаучные методы познания, приемы, инструменты системного анализа и моделирования, аналитической интерпретации, методы обобщения и экспертных оценок, аналогий и сравнений, на основе которых формулировались основные положения и обосновывались выводы автора.

Понятие и функции мастер-плана

Термин «мастер-план» имеет несколько значений. В англоязычных источниках он означает «проект планировки территорий» или «архитектурно-градостроительной концепцией». По-сути, «мастер-планами» называют стратегические документы пространственного развития территории, которые могут носить как комплексный, и отраслевой характер. К первому типу относится, например, мастер-план Дубаи или Осло (Dubai 2020 UrbanMasterplan и MasterPlanOsloTowards 2025), ко второму типу — мастер-план развития подземной инфраструктуры Хельсинки (UndergroundMasterPlanforHelsinki). Как мы видим, в разных случаях это слово пишется по-разному: Masterplan и MasterPlan. В русском языке его, как правило, пишут через дефис— «мастер-план». Во многом благодаря известному голландскому урбанисту Кейсу Кристиансе, чья компания KCAP Architects&Planners в 2010 году разработала стратегию пространственного развития Перми— фактически первый в отечественной практике городского управления документ такого рода. Кристиансе назвал его «Стратегическим мастер-планом»[2].

В среде российских урбанистов и городских управленцев термин быстро приобрел то значение, которое в него заложила KCAP. Такое же словоупотребление вошло в обиход экспертного сообщества. И все они употребляли слово «мастер-план» в значении, близком к стратегии пространственного развития.

На практике, как правило, используют два основных инструмента стратегического управления территорией: это стратегия социально-экономического развития и генеральный план. Генеральный план содержит информацию для архитекторов и землепользователей, он является основным документом по градостроительству. Генеральный план решает проблемы инженерной составляющей инфраструктуры, однако не имеет социально-экономического обоснования.

В стратегии социально-экономического развития акцент делается на анализ ресурсов и источники финансирования и инвестирования, а вот вопросам пространственной организации и развития не затрагиваются вовсе. Такое противоречие указывает на необходимость некоего универсального инструмента. Одним из таких инструментов является мастер-план, в котором отражены положения социально-экономической пространственной стратегий развития территории региона, муниципалитета. Спектр проблематики мастер-плана широк: развитие территории, ее инфраструктуры, промышленного сектора, жилищного строительства, улучшение экологии, состояние достопримечательностей, архитектурный облик и т.д.[1]. Мастер-план,по сути, представляет стратегию пространственного развития территории, связанную в первую очередь с благоустройством территории, инициированную государственной (федеральной, региональной и муниципальной) властью с учетом мнения местных жителей.

Мастер-план выполняет следующие функции:

  1. комплексное видение перспектив будущего территории;
  2. формирование консолидированного общественного мнения относительно перспектив развития территории;
  3. определение необходимых ресурсов и целей, а также механизмов их достижения;
  4. подготовка документов по планированию развития территории.

Также следует отметить, что мастер-план может включать стратегию социально-экономического развития, однако, в РФ, как правило, вопросы, связанные с  социально-экономическим развитием являются предметом отдельного документа. В данном контексте лучше предварять слово «мастер-план» определением «стратегический». Но мастер-план — это не просто стратегия пространственного развития вообще, а ее разновидность. Особенность документа — развитая градостроительная компонента. Он рассматривает зоны и виды застройки, и это отличает его от пространственной стратегии развития территории.

Опыт известных территорий, городов, развитие которых было осуществлено на основе продуманного плана развития территории, доказывает практическую эффективность планирования развития на основе мастер-плана. В числе таких городов Стокгольм, Хельсинки, Лондон и Вена в Европе; Нью-Йорк, Ванкувер и Торонто в Северной Америке; Шанхай, Токио, Гонконг, Куала-Лумпур в Азии; Сидней, Мельбурн, Окленд в Австралии и Новой Зеландии. Рейкьявик, Анкоридж[2]. Также следует отметить, что мастер плана может быть не только инструментом развития территории, но и маркетинговым инструментом, в частности стратегический план Шанхая ориентирован на рынок городской недвижимости, а мастер-план Лондона использовался как политический инструмент для предвыборной компании Бориса Джонсона.

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее Стратегия) одним из приоритетных направлений является комплексное развитие туристской территории, т.е. не только объекты туристского показа и туристской индустрии, но и туристская инфраструктура, коммунальная и транспортная составляющая[5],потому что только на такой территории, где все выше перечисленные факторы учтены, может быть сформирован конкурентоспособный туристский регион. Инструментом по развитию туристской территории станет мастер-план, который должен включать концепцию развития приоритетных территорий, перечень инфраструктурных и инвестиционных проектов и финансовую модель реализации развития туристской территории.

В Стратегии дано следующее определение мастер-плана: «план пространственного развития туристской территории, самостоятельный документ или раздел стратегического документа регионального и (или) муниципального уровня, определяющий локализацию проектов по развитию туристской территории. Мастер-план разрабатывается на всю территорию (часть) муниципальных образований либо территорию нескольких муниципальных образований в составе туристской территории, включает территорию точек притяжения, мест локализации коллективных средств размещения, зоны объектов вспомогательной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей развитие туристской территории и иных зон»[5].

Характеристика мастер-плана

Туризм как межотраслевой хозяйственный комплекс привязан к территории, связан с ресурсами, инфраструктурой, предпринимателями, населением, местными органами власти, дислоцированными на данной территории. По-сути, туристский комплекс – это совокупность географического пространства, туристских объектов, в пределах которого функционирует туристский рынок, объединенный общей системой управления [4].

Выделяют следующие характеристики мастер-плана:

  1. В мастер-плане выделяют от четырех до шести приоритетов, меньше и больше не имеет смысла, такое количество приоритетов диктует практика реализации.
  2. Основу мастер-плана должны составлять с одной стороны ценности территории, а с другой – анализ социально-экономического, геополитического, технологического и иных контекстов, позволяющийвыявить угрозы и потенциалы развития территории.
  3. Мастер-план – это комплексный продукт, он включает социальную, экономическую, экологическую, культурную и иныесферы.
  4. Мастер-план – это доступный, ясный, наглядный документ, который должен быть понятен широкой аудитории из разных социальных слоев.
  5. Мастер-план – это в первую очередь политический документ, в нем отражено видение пространственного развития территории, поэтому не нужно перегружать техническими характеристиками.
  6. Мастер-план – это перспективный план развития, рассчитанный на срок от 15 и более лет, однако это не исключает первоочередных мероприятий и преобразований, которые будут реализовываться в ближайшее время.
  7. Мастер-план – это рамочный документ, в котором задается вектор развития, он не имеет статуса закона, как правило он конкретизируется в других документах.
  8. Мастер-план содержит вопросы проектирования и управления одновременно.
  9. Мастер-план ориентирован не только на поиск и оптимизацию имеющихся ресурсов, но и на привлечение новых, с учетом сложившейся среды и традиций.
  10. Мастер-план – документ, в котором содержатся оценки результатов, обязательным элементом также является постоянный мониторинг и актуализацию.

Итак, мастер-план подразумевает свободный формат, ориентированный не на проекты, а на процессы, в том числе и на вовлечение широкого круга участников, как в подготовке, так и реализации, с возможностью гибкого пересмотра и актуализации.

Сравнительный анализ мастер-плана и генерального плана

Следует обратить внимание, что мастер-планы путают с различными документами территориального планирования, в частности с генеральным планом. Генеральный план содержит основные параметры и характеристики зонального деления территорий, распределение объектов инфраструктуры. Однако между мастер-планом и генеральным планом существуют различия, что доказывает о необходимости наличия обоих документов. Главными различиями являются содержание и детализация, а также юридическая сила.

Генеральный план является прежде всего документом, регулирующим вопросы землепользования. На его основе разрабатываются планы землепользования и застройки, проекты планировок территорий, градпланы отдельных участков и пр. Он охватывает всю территорию сплошным зонированием и обладает статусом закона. Мастер-план в первую очередь определяет повестку и инструменты пространственного развития. Он апеллирует к долгим срокам, свободным и относительно недетализированнымформатам, а также  содержит рекомендательный, а не директивный характер. Т.е. данные документы контрастирую между собой, и в тоже время дополняют друг друга. Тезисно можно определить различия между этими документами следующим образом:

  1. В генплане четко прописаны ограничения, поэтому нет перспективного видения изменений, мастер-план напротив такие изменения инициирует.
  2. Генплан содержит информацию по развитию территории, однако не показывает развитие территории как комплексный процесс, а для мастер-плана – комплексность основа подхода.
  3. Генплан имеет юридический статус, поэтому внесение изменений требует процедуру согласования и утверждения, что в свою очередь делает данный документ недостаточно гибким и адаптивным.
  4. Генплан содержит информацию необходимую для разработки градостроительной документации, в частности о размещение объектов, а мастер-план – отражает видение перспективного развития территории, т.е. какой будет территория в будущем и как достичь желаемого результата.
  5. Генплан рассчитан на профессионалов, он содержит терминологию понятную узкому кругу специалистов, мастер-план ориентирован на широкий круг участников в период рассмотрения и обсуждения документа.

Безусловным плюсом мастер-плана является его использование как инструмента, а именно: координации, прогнозирования, вовлечения, маркетинга, политики. Основные характеристики инструментов мастер-плана представлены в таблице 1.

Роль мастер-плана в развитии туристской территории

Практика организации туристской деятельности в регионах показывает, что комплексные планы развития  туризма с учетом потенциала туристской территории практически отсутствуют. В Федеральном Законе №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности» есть требования к полномочиям органов местного самоуправления по созданию условий для развития туризма[6]:

  • реализация мер по развитию приоритетных направлений развития туризма на территориях муниципальных образований, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;
  • содействие созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях муниципальных образований, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
  • организация и проведение мероприятий в сфере туризма на муниципальном уровне;
  • участие в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне;
  • содействие в создании и функционировании туристских информационных центров на территориях муниципальных образований[6].

На сегодняшний день, несмотря на отсутствие правового регулирования в области документов по территориальному планированию в целом и мастер-плану в частности, некоторыми органами местного самоуправления предпринимаются попытки использовать элементы мастер-планов, стратегических мастер-планов и иных подобных документов, разрабатываемых при стратегическом и пространственном планировании развития стратегическом и пространственном планировании городов за рубежом[1].

В практике создания мастер-планов в РФ, можно отметить опыт таких городов как Пермь, агломерации Березники — Соликамск — Усолье в Пермском крае, а также города Киселёвска в Кемеровской области. Основные проблемы, которые должен решить мастер-план в городской среде, направлены на благоустройство улиц, придворовых территорий, транспортной инфраструктуры, проблемы парковочных мест, доступной среды и т.д. [2]. Действительно, мастер-план позволяет решить все эти проблемы с учетом приоритетов и финансовых возможностей за весь срок реализации мастер-плана. Следует обратить внимание на тот факт, что представленные объекты их содержание, обслуживание могут стать обременительными для местных бюджетов, поэтому при разработке мастер-плана следует просчитать экономическую эффективность и создать условия для привлечения бизнес-сообщества, которое может взять на себя часть расходов по поддержке уровня развития территории. Возможность вовлечения в создание комфортной территории предпринимателей и местных жителей является преимуществом мастер-плана.

Приведем примеры отечественных мастер-планов по туризму, разработанных на региональном и муниципальном уровнях:

  • мастер-план развития туризма для Республики Татарстан, Россия;
  • план развития туризма для региона Кавказские Минеральные Воды, Россия;
  • мастер-план развития туризма для города Чебоксары, Россия;
  • мастер-план развития туризма для Республики Башкортостан, Россия;
  • мастер-план развития туризма в Ульяновской области в 2017 — 2030 гг., Россия[1].

Разработка мастер-плана туристской территории является важной составляющей пространственного развития, как отдельных туристских центров, так и  туристских территорий. По сути, мастер-план это программный документ, с одной стороны не имеющий юридической силы, а с другой — концептуальное обоснование перспектив развития туристкой территории, с учетом мнения и интересов органов местного самоуправления, туристского бизнеса, населения территории. Разработка таких документов и подходов как генеральный план, планирование комфортной пространственной среды, вопросы управления необходимо осуществлять с учетом содержания мастер-плана. Развитие туристских зон должно осуществляться с учетом благоустройства всей территории и интересов местного населения.

Как показывает практика мастер-план включает в себя комплекс мероприятий, выстроенных в определенной последовательности, оптимально сочетающий между собой и направленныхна создание уникального туристского предложения на основе наиболеерационального использования туристско-рекреационных ресурсов с цельюмаксимального раскрытия потенциала территории, обладающей туристскойпривлекательностью[3].

При помощи создания и реализации туристского мастер-плана можно решить следующие задачи:

  • сформировать рациональные программы пространственногопроектирования территории, с учетом развития всей необходимой инфраструктуры;
  • создать и/или поддерживать условия для экономического роста;
  • привлечь инвестиции;
  • создать условия для конкурентоспособности индустрии туризма как механизма повышения качества;
  • стимулировать привлечение в индустриютуризма  высококвалифицированныхкадров.

Технология разработки мастер-плана  предусматривает несколько основных этапов.

Во-первых, организация и проведение всестороннего анализа туристских ресурсов, состояния туристкой индустрии и инфраструктуры, объектов туристского показа имеющихся  на территории.

Во-вторых, разработка концепции развития туристского комплекса, с обоснованием приоритетных направлений и используемых инструментов развития.

В-третьих, разработка проекта/проектов по созданию и планированию всей территории или отдельных элементов, с учетом источников и объемом финансирования, а также с экономическим и социальным обоснованием эффективности. 

В-четвертых, проработка механизмов реализации мастер-плана.

Пятых, создание визуализации отдельных объектов туризма, подготовка презентации.

Шестых, общественное обсуждение окончательного варианта мастер-плана.

Заключение

Мастер-план – это документ позволяющий решать задачи по управлению развитием туристской территории и решению насущных проблем, а также будет способствовать:

  • межведомственному взаимодействию по вопросам благоустройства территории и формированию комфортной среды;
  • выявлению целевых показателей, позволяющих выстроить систему мониторинга и контроля;
  • эффективному использованию фактическими и потенциальными ресурсами;
  • созданию дополнительного механизма общественного контроля на основе открытой системы мониторинга и контроля;
  • формированию единого подхода к развитию территории, что позволит различным стейкхолдерам развивать туристский комплекс с учетом устойчивого социально-экономического развития территории в целом;
  • созданию механизма дополнительного продвижения и привлечения внешних ресурсов территории;
  • созданию проекта позиционирования территории на внутреннем туристском рынке в условиях сложившейся конъюнктуры туристского рынка на региональном и муниципальном уровнях.
  • использованию инструмента укрепления эффективности муниципального управления, трансляция основных положений и результатов реализации мастер-плана от первого лица;
  • обоснованию и акцентированию внимания на социальных приоритетах (безопасность, комфортная городская среда, развитие общественного транспорта и пр.).

Таким образом, все перечисленные механизмы позволят сделать мастер-план развития туризма максимально эффективным инструментом  управления и коммуникации. Мастер-план должен стать действенным инструментом развития туристской территории, способным помочь в работе по нескольким направлениям, в том числе эффективно и грамотно осуществить процесс планирования с учетом мнения местных жителей и бизнес-сообществом. Кроме того, туристская территория может привлечь к себе внимание в качестве передового и активного региона, который уделяет внимание формированию комфортной среды как для местного населения, так и для приезжающих туристов и посетителей.

Список источников

  1. Жертовская Е. В., Якименко М. В. Стратегический мастер-план развития туризма: новый уровень пространственного планирования развития городов — туристских дестинаций // Туризм: право и экономика.2017.№ 4 С. 20 – 26
  2. Маломуж С.С. Мастер план — современный инструмент развития городов// Бюджет. 2017. №3 URL: http://bujet.ru/article/318497.php (дата обращения 01.06.2022)
  3. Пенкина, Н. В. Подходы к оценке устойчивого развития туризма в регионе / Н. В. Пенкина, О. Ю. Шахова // Дискуссия. – 2016. – № 5(68). – С. 38-43. – EDN VXVMVB.
  4. Пенкина, Н. В. Туристский регион: теоретико-методологические подходы / Н. В. Пенкина // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 12–13 февраля 2015 года. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2015. – С. 80-82. – EDN TULEWD.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р О Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035г. // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (дата обращения 03.07.2022)
  6. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 04.07.2022)
  7. Хлебников С.С. Формирование ресурсного потенциала туристской территории: автореферат дис. … кандидата
    экономических наук : 08.00.05 Сочи 2013. 27с.
  8. Шимова О.С. Устойчивый туризм: учебно-методическое пособие / О.С. Шимова. –Минск: РИПО, 2014. –С. 158
  9. Michael E. Porter. The Five Competitive Forces that Shape Strategy/ZHarvard Business Review. P.86.
  10. Green Tourism Agenda. Final Report / Scottish Enterprise Grampian. -Edinburgh, 2002. — 77 pp.

References

  1. Zhertovskaya E. V., Yakimenko M. V. Strategic tourism development master plan: new level of spatial planning of cities development – touristic destinations // Tourism: Law and economics.2017.No.4 P. 20 – 26
  2. Malomuzh S. S. Master plan – modern tool for cities development // Budget. 2017. No.3 URL: http://bujet.ru/article/318497.php (application date 06.2022)
  3. Penkina N. V. Approaches to assessment of sustainable tourism development in a region / N. V. Penkina, O. Y. Shakhova // Diskussiya. – 2016. – No. 5(68). – P. 38-43. – EDN VXVMVB.
  4. Penkina N. V. Touristic region: theoretical and methodological approaches / N. V. Penkina // Culture, science, education: problems and prospects: materials of the IV All-Russia research-to-practice conference, Nizhnevartovsk, February 12–13, 2015. – Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University, 2015. – P. 80-82. – EDN TULEWD.
  5. RF Government Resolution dated September 20, 2019 No.2129-р “Tourism development strategies in RF for the period to 2035 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72661648/ (application date 03.07.2022)
  6. Federal Law “Concerning the Fundamental Principles of Tourist Activities in the Russian Federation” dated November 24, 1996 No. 132-FZ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (application date 04.07.2022)
  7. Khlebnikov S.S. Development of a touristic territory resource potential: abstract of thesis by … PhD in Economics: 08.00.05 Sochi 2013. 27p.
  8. Shimova O.S Sustainable tourism: study guide / O.S. Shimova. – Minsk: RIPO, 2014. – P. 158
  9. Michael E. Porter. The Five Competitive Forces that Shape Strategy/ZHarvard Business Review. P.86.
  10. Green Tourism Agenda. Final Report / Scottish Enterprise Grampian. -Edinburgh, 2002. — 77 pp.

Для цитирования: Пенкина Н.В. Мастер-план как основа формирования туристской территории // Московский экономический журнал. 2022. № 7. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2022-13/

© Пенкина Н.В. 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 7.