Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

УДК 159.9

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10390 

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА

THE STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS AND THE PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE TEAM

Носакова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет

Nosakova T.V.

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования взаимосвязи профессионального выгорания педагогов и психологического климата коллектива. Для проведения эмпирического исследования был организован сбор данных у 60 педагогов из сельской и городской школ. Обнаруженные закономерности подтвердили предположение о том, что существуют взаимосвязь между профессиональным выгоранием педагогов и психологическим климатом общеобразовательной организации.

Summary. The article considers the results of the study of the relationship between professional burnout of teachers and the psychological climate of the team. To conduct an empirical study, data was collected from 60 teachers from rural and urban schools. The discovered patterns confirmed the assumption that there is a relationship between the professional burnout of teachers and the psychological climate of a general education organization.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, психологический климат, педагогический коллектив, общеобразовательная школа.

Keywords: professional burnout, psychological climate, teaching staff, secondary school.

В 1974 году американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом был предложен термин «эмоциональное выгорание». Данный термин характеризовал психологическое состояние (истощение, потеря мотивации и ответственности) людей, работавших в психиатрических клиниках и кризисных центрах [6].

К. Маслач определяет эмоциональное выгорание как «синдром эмоционального истощения, деперсонализации, снижения личностных достижений, который может возникать среди специалистов, занимающихся разными видами помогающих профессий» [4]. Она предлагает модель, основу которой составляют три измерения выгорания, связанные с  симптоматическими категориями стресса: физиологическое, аффективно-когнитивное, поведенческое [4].

В. В. Бойко считает, что причиной эмоционального выгорания является стресс, он отмечает, что «нужно принимать во внимание не только интенсивность стрессового состояния, которая зависит, в первую очередь, от условий воздействия стрессоров, но также и мотивационные и социальные характеристики человека, являющиеся ведущими в его поведении при стрессе» [3].

В формировании синдрома эмоционального выгорания имеют значение различные факторы. Л.М. Митина выделяет социальные, личностные и факторы среды. В.Е. Орел – индивидуальные и организационные, Н.Е. Водопьянова – социально-психологические и профессиональные. Развитие профессионального выгорания происходит «при совокупном влиянии этих факторов, но в каждом конкретном случае влияние может быть неоднозначным [4].

К объективным факторам, влияющим на развитие синдрома профессионального выгорания педагогов, относится неблагоприятный и недостатки в организации профессиональной деятельности [3].

Целью исследования явилось определение взаимосвязи школьной тревожности с учебной мотивацией у детей младшего школьного возраста. Характеристика группы: количество респондентов 60 человек, возраст 24-59 лет.

Для решения поставленных задач исследования были использованы следующие методики:  диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко, диагностики профессионального выгорания» К. Маслач, оценки психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидлера [1, 2].

Фаза «истощение» находится на стадии формирования  у педагогов первой (46%) и второй группы (47%).  Для данных педагогов характерны  хроническая  усталость, снижение  настроения, расстройство сна, появляются диффузные телесные недуги, снижается иммунитет, есть предрасположенность к депрессивному эмоциональному фону.

Результаты сравнительного анализа по методике оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера констатируют, что показатели по всем шкалам выше у педагогов общеобразовательной школы из сельской местности.  На основании этого можно сделать вывод о более благоприятной психологическом климате в данном коллективе (таблица 1).

На основе методик диагностики уровня эмоционального выгорания В. Бойко и оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера был проведен корреляционный анализ (рис.1).  Выявлена положительная высокозначимая взаимосвязь между шкалами «Переживание психотравмических обстоятельств» и шкалой «Эмоционального истощения» (r=0,450**, p=0,000). Это может говорить о том, чем выше у педагога степень переживания психотравматических обстоятельств, тем больше педагог эмоционально истощен.

Обнаружена высокозначимая положительная взаимосвязь между шкалами «Эмоциональное истощение» и шкалой «Загнание в клетку» (r=0,337**, p=0,008). Это может говорить о том, что чем выше у педагога эмоциональное истощение тем больше данный педагог чувствует себя загнанным в клетку.

Также обнаружена высокозначимая положительная взаимосвязь между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Тревога и депрессия» (r =0,337**, p=0,008).  Можно предположить, что чем сильнее выражено у педагога эмоциональное истощение, тем больше он подвержен тревоге и депрессии.

Обнаружена высокозначимая положительная взаимосвязь между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (r =0,401**, p=0,002). Чем больше педагог эмоционально истощен, тем более неадекватно импульсивно он реагирует на происходящее вокруг него.

Также обнаружена высокозначимая положительная взаимосвязь между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Расширение сферы экономии эмоции» (r =0,418**,p=0,001). Из этого можно сделать следующий вывод: чем ярче выражена у педагога степень расширения сферы экономии эмоций, тем выше у него эмоциональное истощение.

Положительная высокозначимая взаимосвязь между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Личная отстраненность» (r=0,502**, p=0,000) показывает, что чем выше у педагога личная отстраненность в работе, тем больше данный педагог эмоционально  истощен.

Положительная высокозначимая  взаимосвязь между шкалой «Эмоциональное истощение» и шкалой «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (r=0,476**, p=0,000) констатирует взаимосвязь психосоматических и психовегетативных нарушений  у педагога, связанных с его профессиональной деятельностью с высоким уровнем эмоционального истощения у него.

Также обнаружена положительная высокозначимая взаимосвязь между шкалой  «Деперсонализация» и шкалой «Не адекватное избирательное эмоциональное реагирование» (r=0,522**, p=0,000). Можно предположить, что чем больше степень деперсонализации у педагога в его профессиональной деятельности, тем выше степень неадекватного избирательного эмоционального реагирования.

Выявлено отрицательная высокозначимая взаимосвязь между шкалой «Редукция личных достижений» и шкалой «Личная отстраненность» (r=-0,334** , p=0,009).  Чем выше у педагога редукция личных достижений, тем менее педагог чувствует на себе личную отстраненность в своей педагогической деятельности. а

Также выявлена отрицательная  высокозначимая взаимосвязь между шкалой «Редукция личных достижений» и шкалой «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (r=-0,351**, p=0,008). Чем выше у педагога редукция личных достижений, тем реже у педагога проявляются психосоматические и психовегетативные нарушения.

Существует высокозначимая положительная взаимосвязь между шкалой «Заинтересованность-скука» и шкалой «Неадекватное избирательное реагирование» (r =0,343**, p=0,007). Чем более педагог неадекватно избирательно реагирует на все происходящее вокруг него, тем более проявляет незаинтересованность к своему коллективу.

В результате корреляционного анализа диагностики профессионального выгорания К. Маслач и  оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлер (рис. 2) обнаружена положительная высокозначимая взаимосвязь между шкалой «Согласие – несогласие» и шкалой «Эмоциональное истощение» (r=0,398**, p=0,002). Чем больше в  педагогическом коллективе несогласованности, тем больше у педагога проявляется эмоциональное истощение.

Также выявлена высокозначимая положительная взаимосвязь между шкалой «Согласие – несогласие» и шкалой «Деперсонализация» (r=0,388**, p=0,002). Чем больше в педагогическом коллективе несогласованности, тем больше педагоги испытывают состояние отчужденности от самого себя, неадекватное восприятие своего «Я».

В ходе анализа была обнаружена положительная высокозначимая взаимосвязь между шкалой «Удовлетворенность-неудовлетворенность» и шкалой «Эмоциональное истощение» (r=0,340**, p=0,006). Можно предположить, что чем больше педагог испытывает неудовлетворенности от своего коллектива, тем выше у него уровень эмоционального истощения.

Также выявлена высокозначимая положительная взаимосвязь между шкалой «Теплота-холод» и шкалой «Деперсонализация» (r=0,338**,p=0,008).  Чем более явно педагог испытывает равнодушие по отношению к своему коллективу, тем больше проявляется состояние отчужденности, неадекватное восприятие своего «Я».

Обнаружена положительная высокозначимая взаимосвязь между шкалой «Сотрудничество-несогласованность» и шкалой «Эмоциональное истощение» (r=0,350**, p=0,006). Также выявлена положительная высокозначимая взаимосвязь между шкалой «Сотрудничество-несогласованность» и шкалой «Деперсонализация» (r=0,400**, p=0,002). Чем больше несогласованности  в коллективе, тем больше педагоги испытывают состояние отчужденности от самого себя, неадекватное восприятие своего «Я».

Также выявлена высокозначимая положительная взаимосвязь между шкалой «Заинтересованность-скука» и шкалой «Эмоциональное истощение»  (r=0,570**, p=0,000). Чем менее заинтересован педагог в деятельности своего коллектива, тем более он эмоционально истощен.

Обнаружена высокозначимая положительная взаимосвязь между шкалой «Заинтересованность-скука» и шкалой «Деперсонализация» (r=0,447**, p=0,000).  Чем менее заинтересован педагог в деятельности своего коллектива, тем более неадекватно он себя воспринимает.

Также выявлена отрицательная высокозначимая взаимосвязь между шкалой «Заинтересованность-скука» и шкалой «Редукция личных достижений»          (r=-0,408**, p=0,001). Чем больше педагог заинтересован в своем коллективе, тем меньше редукция личных достижений.

В процессе исследования была выявлена положительная высокозначимая взаимосвязь между шкалой «Успешность-безуспешность» и шкалой «Эмоциональное истощение» (r=0,393**, p=0,002). Чем более педагог считает свой коллектив успешным, тем  менее педагог эмоционально истощен.

Обнаружена положительная высокозначимая взаимосвязь между шкалой «Успешность-безуспешность» и шкалой «Деперсонализация»  (r=0,348**, p=0,006). Если педагог считает свой коллектив безуспешным, то тем больше педагоги испытывают состояние отчужденности от самого себя, неадекватное восприятие человеком своего «Я».

Таким образом, гипотеза о наличии существующей взаимосвязи между профессиональным выгоранием педагогов и психологическим климатом коллектива образовательной организации полностью подтвердилась. Высокий уровень профессионального выгорания негативно влияет на психологический климат в коллективе, так же, как и неблагоприятный климат в коллективе способствует развитию синдрома профессионального выгорания.

Библиографический список

  1. Альманах психологических тестов. URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/05/11/2_test_shkolnoy_trevozhnosti_fillipsa.doc
  2. Альманах психологических тестов. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/08/02/modifitsirovannyy-variant-ankety-shkolnoy-motivatsii-n-g
  3. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб, 2009. 278 с.
  4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2001. 528 с.
  5. Пряжников Н. С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н.С. Пряжников,               Е.Г. Ожогова // Психологическая наука и образование.  № 2. С. 87 – 95.
  6.  Herbert J. Freudenberger[en]. Burnout of personnel (English) / / Journal of Social Problems. Volume 30, No. 1. pp. 159-165