http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2021

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10389

Возможности инновационного развития крупного города

Opportunities for innovative development of a large city

Зимин Вячеслав Александрович, доктор политических наук, профессор, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, г. Самара, Россия

Лукьянова Валентина Васильевна, кандидат экономических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, г. Самара, Россия

Zimin Vyacheslav Alexandrovich, Doctor of Political Sciences, Professor, Samara National Research University named after Academician S. P. Korolev, Samara, Russia

Lukyanova Valentina Vasilyevna, candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Samara National Research University named after Academician S. P. Korolev, Samara, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы инновационного развития городов на примере городского округа Самара. Исследованы возможные направления инновационного развития городского округа Самара, а также факторы, сдерживающие его инновационное развитие. Изучены основные программные документы г. о. Самара; методы: анализ, синтез, сравнение.

Summary. The article deals with theoretical and practical issues of innovative development of cities on the example of the Samara city district. The possible directions of innovative development of the Samara city district, as well as the factors hindering its innovative development, are investigated. The main program documents of the city of Samara are studied; methods: analysis, synthesis, comparison.

Ключевые слова: инновации, развитие, городской округ Самара, города, регион, инвестиции, проекты, инфраструктура, стратегия.

Keywords: innovations, development, Samara city district, cities, region, investments, projects, infrastructure, strategy.

Экономический рост в Российской Федерации можно обеспечить на основе инновационного развития экономики России, ее регионов и городов на основе обновления их основных фондов и инфраструктуры.

Города в России являются важными центрами экономики и управления. Одним из приоритетных направлений развития городов в текущем периоде является инновационное развитие.

Стратегической цепью инновационной политики муниципального образования должно стать повышение конкурентоспособности предприятий, организаций малого и среднего бизнеса на рынке инноваций и интеллектуальной собственности, составляющих основу инновационной экономики города, направленной на улучшение качества жизни граждан города [17].

Для современных городов характерно стремительное развитие, что становится отправной точной поиска новых решений имеющихся в муниципальном образовании проблем. Внедрение инноваций в городах – это комплекс мер в различных сферах жизнедеятельности городских структур. Инновационное развитие происходит в различных сферах жизни современного города [3, с. 63].

Для достижения цели реализации концепции инновационной политики, городская инновационная система должна быть направлена на разработку и освоение передовых научно-технических достижений при решении технических, экономических, социальных и экологических проблем на основе информационных и коммуникационных технологий.

В Самаре сформированы необходимые условия для модернизации и построения новой инновационной экономики. В целом Самарский регион занимает 10 место в рейтинге инновационных регионов России (с 2012 года Самарская область является членом Ассоциации инновационных регионов России) [13].

Самара специализируется в первую очередь на аэрокосмических технологиях. Тут находятся производители аэрокосмической техники, двигателей, авиационных компонентов, спутников.

В Самаре идут значительные инвестиции в вузы и крупные образовательные проекты, несмотря на то, что это уровень федеральной ответственности [12]. Здесь реализуется много проектов по развитию инновационной деятельности вузов.

Например, внедрение разработок одного только Самарского государственного технического университета обеспечивает дополнительный объем продукции около 1,5 млрд рублей в год [5, c. 120].

Разработана и действует программа по стратегическому направлению «Инновационно-технологическое развитие производства г. о. Самара до 2025 года». Ее основная цель: «Осуществлять перевод промышленности и других сфер деятельности городского округа Самара на высокие технологии, обеспечивающие конкурентоспособное, экологически безопасное и ресурсосберегающее производство, а также реализовать постоянно действующий механизм создания и продажи инновационных бизнесов по производству товаров и оказанию услуг, ориентированный на индивидуальные запросы потребителей» [9].

Организации инновационной инфраструктуры, каждая в своей нише, работают в тесном контакте друг с другом, с самарскими вузами как основным источником предложения научно-технических разработок, и с производственными предприятиями для обеспечения трансфера технологий, образуя своеобразный «инновационный лифт». Здесь поддержка инновационной деятельности организаций и ряда предпринимателей осуществляется на всех этапах жизненного цикла инноваций [8].

Это дает городскому округу Самара дополнительные возможности межрегионального сотрудничества в рамках инновационного развития, например, обмен накопленным опытом в данной сфере.

В городе есть нормативно-правовая и организационная база, которая использует разные формы государственной поддержки инновационной деятельности: предоставление грантов, субсидий, вхождение в уставный капитал, софинансирование проектов совместно с федеральными институтами и др.

Особое внимание в Самаре уделяется созданию благоприятного инновационного климата. С этой целью постоянно совершенствуется нормативно-правовая база, оказывается поддержка инвесторам, формируется инвестиционно-инновационная инфраструктура [4]. Политика городского руководства направлена на всемерное содействие инвестиционным процессам в Самаре и расширение международного партнерства.

Задачей инновационного развития в городском округе Самара является создание хороших условий для привлечения средств инвесторов в инновационные проекты – запуск фондов прямых и косвенных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства, создание корпоративных венчурных фондов. Здесь на высоком уровне организовано комплексное сопровождение проектов инвесторов, и второй год подряд занимаются топовые позиции в рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства. Основной результат осуществления проектов должен приводить к увеличению рабочих мест, возможности свободной предпринимательской деятельности людей, а в конечном счете, – к улучшению уровня жизни жителей Самары [6, c. 211].

Одним из наиболее высоких барьеров на пути инноваций в регионе и в стране, является чрезмерная усложненность процедуры согласования технико-экономических обоснований и проектов строительства, а также получение разрешительной документации на реализацию инновационных проектов.

Механизмом стимулирования инновационной деятельности является создание благоприятных налоговых условий для осуществления такой деятельности. На наш взгляд, нормы Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие налогообложение операций, связанных с инновациями, требует доработок [16].

Для модернизации и технологического перевооружения экономики городского округа Самара необходимо развитие научных учреждений и высшей школы. Здесь большую роль в этом играют созданные малые инновационные предприятия при вузах. Город занимает одну из лидирующих позиций в стране по числу реально действующих таких инновационных предприятий при вузах.

Стоит отметить, что общее руководство инновационной деятельностью в городе может быть возложено на структурное подразделение администрации. Оно будет определять государственную политику в отношении инновационной деятельности, координировать и развивать ее.

Целесообразным представляется при такой структуре создание в городе «координационного совета по инновациям», на котором бы решались задачи, стратегии и тактики развития инновационной деятельности, подготовки нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную деятельность и управление интеллектуальной собственностью, а также отбора и оценки инноваций для последующих инвестиций в рамках частно-государственного партнерства.

Важную роль в создании инновационной системы должна играть городская дума, которая создает нормативно-правовую базу. Необходимо участие общественных организаций, таких, как профсоюзные организации, общества изобретателей и рационализаторов и др.

В связи с этим необходимо нормативно закрепить орган координации инновационной деятельности и определить его функции, разработать схемы его взаимосвязей с другими элементами инновационной системы.

На уровне муниципального образования инновационное развитие происходит в различных сферах, особенно актуальными можно назвать организационно-управленческие инновации, инновации в сфере улучшения социально-психологического климата и самочувствия населения, инновации в сфере управления инвестициями, инновации в сфере информационных технологий, социальные, маркетинговые, организационно-предпринимательские, экологические и другие инновации [7, c. 164; 11].

В целом, важно отметить, что любые инновации в муниципальных образованиях базируются на технологических инновациях [15, c. 62].

Одним из важнейших направлений инновационного развития является инновационное развитие в социальной сфере, особенно это становится актуальным в современных непростых социально-экономических условиях.

Сегодня назрела необходимость создания теоретико-методологического основания разработки и внедрения инновационной социально-управленческой технологии организации деятельности государственных учреждений социальной защиты в сфере предоставления социальных льгот.

Объектом такого практического решения проблемы повышения качества социального обслуживания населения должны стать социальные отношения между гражданами и органами муниципального управления по организации социальной защиты населения в муниципальных образованиях, а также управленческие процессы, происходящие в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальных гарантий населению [12].

Важным моментом внедрения инноваций в любом муниципальном образовании является оценка влияния факторов, которые существенным образом сдерживают процесс внедрения. Прежде всего, к таким факторам можно отнести психологические факторы. Свое проявление они находят в каких-либо предубеждениях к нововведениям на всех иерархических уровнях общества и базируются на боязни перемен и изменений, консерватизма, архаичности и инертности мышления.

Кроме психологических, можно назвать и социальные факторы, а именно: забюрократизированность органов муниципальной власти, невосприимчивость очень многих чиновников к преобразованиям в сфере управления социально-экономическими процессами [14, c. 36; 11].

Так, при внедрении инновационных технологий организации деятельности и изменении методов работы в новых условиях возникают проблемы морального и образовательного характера: часть специалистов оказывается психологически не готова для работы на автоматизированном рабочем месте в локальной сети, другая часть – к повышенным образовательным и интеллектуальным требованиям, третья – к необходимости принятия решения и ответственности за его результаты [1].

Самарский регион имеет хорошую транспортную логистику. Необходимо использовать мультимодельную логистику – здесь и река Волга, которая сильно недозагружена, и железная дорога, и автомобильное сообщение. В 2018–2021 годы регион активно обновляет транспортную инфраструктуру.

Развитию основных инновационных проектов Самары дает участие в них НТИ. При их поддержке, например, и ассоциации ГЛОНАСС-форум реализуется проект «Автонет» по созданию «умных дорог». В его рамках проведено испытание технологической сети основной магистрали Самары и проектирование платформы «Автодата» [2].

Самара ориентируется на крупные промышленные предприятия, и они в основном входят в крупные концерны, холдинги, в том числе в госкорпорации. Это касается, например, ракетно-космического центра «Прогресс». В регионе проходит работа по программе Газпрома по модернизации газотранспортной инфраструктуры. Много активов в регионе у компании «Роснефть». Идет планомерная работа по согласованию с «Роснефтью» стратегии модернизации самарских заводов.

При разработке Стратегии развития Самары и Самарской области до 2030 года было организовано много стратегических сессий – по каждому отраслевому направлению, инфраструктуре, социальному блоку, проведен большой объем исследований и опросов предпринимателей и населения.

В рамках данной Стратегии Самарский регион рассчитывает на объем инвестиций около 10 триллионов рублей, только 700 млрд из них – это бюджетные инвестиции, а остальные за счет привлечения прямых частных инвестиций и государственно-частного партнерства [16].

Цель развития Самары – стать территорией опережающего развития – индустриальной, финансовой, образовательной, коммуникационной площадкой для разработки, аккумулирования, транслирования и применения постиндустриальных технологий [15]. Для достижения этой цели городская инновационная система должна быть направлена на разработку и освоение передовых научно-технических достижений при решении технических, экономических, социальных и экологических проблем на основе информационных и коммуникационных технологий, в этих целях необходимым видится реализация следующих направлений в деятельности местной администрации, в рамках которых городские органы власти имеют возможность и должны оказывать различные формы поддержки инновационной деятельности.

После внедрения инновационных технологий управленческий и социальный механизм будет ориентирован непосредственно на самого гражданина и его интересы. Соответственно, в научном сообществе назрела необходимость теоретического обобщения опыта внедрения и дальнейшего развития инноваций в организации деятельности государственных учреждений социальной защиты в сфере предоставления социальных льгот [12].

Список литературы 

  1. Внедрение принципа единого окна в деятельности социальной защиты // Сборник научных трудов по материалам международной научной конференции. – Иваново : ООО «Научный мир», 2009. – Т. 21. – № 4.
  2. Дмитрий Азаров презентовал опыт инновационного развития Самарской области на форуме. [Электронный ресурс]. – URL : https://www.Samaratoday.ru (дата обращения: 11.03.2021).
  3. Егорейченко А. Б. Потенциал инновационного развития современных городов // Общество: политика, экономика, право. – 2018. – № 1. – С. 62–65.
  4. Зимин В. А. Инвестиционная деятельность в регионе : монография. – Самара : Научно-технический центр, 2019. – 286 с.
  5. Зимин В. А. Инновационные процессы в промышленности региона : монография. – Самара : Научно-технический центр, 2021. – 140 с.
  6. Зимин В. А. Инвестиционный проект: его финансирование и эффективность // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 3. – С. 209–211.
  7. Золотарева А. Ф., Келигов З. И., Крылова Е. А. Сущность и содержание инновационных подсистем экономики муниципальных образований // Теория и практика инновационной деятельности в эпоху информатизации : сб. научных трудов. – М. : Научный консультант, 2018. – С. 163–176.
  8. Инновационная инфраструктура. [Электронный ресурс]. – URL : https://www.economy.samregion.ru (дата обращения: 01.06.2021).
  9. Инновационно-технологическое развитие производства г. о. Самара до 2025 года. [Электронный ресурс]. – URL : https://www.docviewer.yandex.ru (дата обращения: 03.06.2021).
  10. Королева Е. Н., Хмелева Г. А., Агаева Л. К. Концептуальная модель формирования «умной специализации» региона // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 11(100). – С. 494–498.
  11. Муниципальные инновационные системы: формирование и направления. – 2020.
  12. Разработка и внедрение инновационных технологий социальной защиты в муниципальных образованиях России // Социальная политика и социология. – 2009. – № 5 (47). – С. 134–144.
  13. Рейтинг инновационных регионов России. [Электронный ресурс]. – URL : https://www. regions.org/reiting/reiting-innovatsionnogo-razvitiya/2017/(дата обращения: 01.06.2021).
  14. Савина М. В., Степанов А. А., Крылова Е. Л. Муниципальные инновационные системы: формирование и направления деятельности // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. – 2018. – № 12 (118). – С. 36.
  15. Савина М. В., Степанов И. А., Степанов А. А. и др. Цифровая экономика: социально-экономические и управленческие концепции : коллективная монография. – М. : Научный консультант, 2018. – 179 с.
  16. Самара: промышленная, научная, инновационная. [Электронный ресурс]. – URL : https://www. http://2035.media (дата обращения: 03.06.2021).
  17. Сайт Sagmu.ru. [Электронный ресурс.] (дата обращения: 03.06.2021).

List of literature

  1. Introduction of the single window principle in the activities of social protection // Collection of scientific papers based on the materials of the international scientific conference. – Ivanovo : OOO «Scientific world», 2009. – Vol. 21. – № 4.
  2. Dmitry Azarov presented the experience of innovative development of the Samara region at the forum. [Electronic resource]. – URL : https://www.Samaratoday.ru (accessed: 11.03.2021).
  3. Egoreichenko A. B. The potential of innovative development of modern cities // Society: politics, economics, law. – 2018. – № 1. – p. 62–65.
  4. Zimin V. A. Investment activity in the region: monograph. – Samara : Scientific and Technical Center, 2019. – 286 p.
  5. Zimin V. A. Innovative processes in the industry of the region : monograph. – Samara : Scientific and Technical Center, 2021. – 140 p.
  6. Zimin V. A. Investment project: its financing and efficiency // Theory and practice of social development. – 2013. – № 3. – P. 209–211.
  7. Zolotareva A. F., Keligov Z. I., Krylova E. A. The essence and content of innovative subsystems of the economy of municipalities // Theory and practice of innovative activity in the era of informatization : collection of scientific works. – M. : Scientific consultant, 2018. – P. 163–176.
  8. Innovative infrastructure. [Electronic resource]. – URL : https://www.economy.samregion.ru (date of reference: 01.06.2021).
  9. Innovative and technological development of production in the city of Samara until 2025. [Electronic resource]. – URL : https://www.docviewer.yandex.ru (accessed: 03.06.2021).
  10. Koroleva E. N., Khmeleva G. A., Agaeva L. K. Conceptual model of the formation of «smart specialization» of the region // Economics and entrepreneurship. – 2018. – № 11(100). – P. 494–498.
  11. Municipal innovation systems: formation and directions. – 2020.
  12. Development and implementation of innovative technologies of social protection in municipalities of Russia // Social policy and Sociology. – 2009. – № 5 (47). – P. 134–144.
  13. Rating of innovative regions of Russia. [Electronic resource]. URL : https://www.regions.org/reiting/reiting-innovatsionnogo-razvitiya/2017/ (date of access: 01.06.2021).
  14. Savina M. V., Stepanov A. A., Krylova, E. L. Municipal innovation system: the formation and activities // Management of economic systems : electronic scientific journal. – 2018. – № 12 (118). – P. 36.
  15. Savina M. V., Stepanov I. A., Stepanov A. A. and others. Digital economy: socio-economic and managerial concepts : a collective monograph. – M. : Scientific consultant, 2018. – 179 p.
  16. Samara: industrial, scientific, innovative. [Electronic resource]. – URL : https://www. http://2035.media (accessed: 03.06.2021).
  17. Website Sagmu.ru. [Electronic resource] (accessed: 03.06.2021).