http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 7/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 7/2021

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10429

Оценка качества финансового менеджмента МЧС России в условиях реорганизации государственных учреждений

Assessment of the quality of financial management of the EMERCOM of Russia in the context of the reorganization of state institutions 

Кружкова Ольга Владимировна, канд. экон. наук, доцент Академии ГПС МЧС России, Россия, г. Москва

Кузнецова Екатерина Сергеевна, канд. техн. наук, доцент Академии  ГПС МЧС России, Россия, г. Москва

Мироненко Роман Владимирович, канд. техн. наук, начальник научно-исследовательского отделения проблем управления системами обеспечения ПБ Академии ГПС МЧС России, Россия, г. Москва

Соловьева Татьяна Николаевна, старший преподаватель  Академии  ГПС МЧС России, Россия, г. Москва

Соковнин Артем Игоревич, канд. техн. наук, заместитель начальника кафедры организации деятельности пожарной охраны Академии ГПС МЧС России, Россия, г. Москва

Kruzhkova Olga Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Russia, Moscow

Kuznetsova Ekaterina Sergeevna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Russia, Moscow

Mironenko Roman Vladimirovich, Candidate of Technical Sciences, Head of the Research Department of Problems of Management of Security Systems of the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Russia, Moscow

Solovyova Tatyana Nikolaevna, Senior lecturer of the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Russia, Moscow

Sokovnin Artem Igorevich, Candidate of Technical Sciences, Deputy Head of the Department of Organization of Fire Protection Activities of the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia, Russia, Moscow

Аннотация. Целью исследования является анализ управления финансами в государственных учреждениях в условиях ликвидации юридических лиц и реорганизации территориальных органов МЧС России на базе современных методик оценки.

В данной статье на основе методов анализа и сравнения разработан алгоритм оценки управления финансами с целью категорирования государственных учреждений по заданным показателям, проведен анализ уровня качества финансового менеджмента в МЧС России, что объясняет актуальность исследования. 

Summary. The purpose of the study is to analyze financial management in state institutions in the conditions of liquidation of legal entities and reorganization of territorial bodies of the Ministry of Emergency Situations of Russia on the basis of modern assessment methods.

In this article, based on the methods of analysis and comparison, an algorithm for evaluating financial management has been developed in order to categorize state institutions according to specified indicators, an analysis of the level of quality of financial management in the EMERCOM of Russia has been carried out, which explains the relevance of the study.

Ключевые слова: оценка качества финансового менеджмента, главный администратор бюджетных средств, МЧС России, показатели оценки качества, реорганизация государственных учреждений.

Keywords: assessment of the quality of financial management, chief administrator of budget funds, EMERCOM of Russia, quality assessment indicators, reorganization of state institutions. 

Большое количество научных работ посвящено оценке качества финансового менеджмента (далее – ОКФМ). Часть из них посвящена рассмотрению становления и развития методологического и методического подходов к ОКФМ, анализу основных недостатков и ограничений применения данного инструмента [1-5]; часть работ анализирует зарубежный опыт осуществления ОКФМ, обосновывая важность подобных исследований длительным периодом применения и возможностью адаптации ряда принципов на территории Российской Федерации [6-8]; существуют работы, базирующиеся на постулате «ОКФМ – эффективный инструмент управления финансовыми ресурсами», но при этом не приводится механизм действия данного инструмента [9-11]; остальные работы, как правило, приводят расчетные показатели ОКФМ по различным ГАБС [12-17].

Министерство финансов Российской Федерации с целью фиксации отрицательных тенденций при оценке управления государственными финансами формирует рейтинг главных администраторов средств бюджета (далее — ГАБС). Мониторинг качества финансового менеджмента проводится на основании:

  • бюджетной отчетности, представляемой в Федеральное казначейство главными администраторами средств федерального бюджета;
  • данных и материалов, представленных в Министерство финансов Российской Федерации главными администраторами средств федерального бюджета;
  • общедоступных (опубликованных или размещенных на официальных сайтах) сведений.

Алгоритм проведения представлен на рисунке 1.

Итоговые показатели оценки включают: долю положительных изменений сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств на период проведения мониторинга; полноту, своевременность принятия и исполнения бюджетных обязательств; отклонение от прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета; качество управления средствами федерального бюджета в части межбюджетных трансфертов, субсидий и субвенций; отклонение от прогноза поступлений доходов на текущий финансовый год по главному администратору доходов федерального бюджета; несоответствие расчетно-платежных документов, представленных в органы Федерального казначейства на период мониторинга, требованиям бюджетного законодательства; иные показатели качества финансового менеджмента. Важным является учет отраслевых особенностей, влияющих на качество финансового менеджмента. Заключительная оценка производится по 100 балльной шкале.

В 2020 году по-новому заработала система оценки качества финансов главных администраторов бюджетной системы, ключевым моментом которой стала минимизация субъективистского подхода.  

Методология системы оценки, будучи открытой и простой, позволяет ГАБС своевременно получать информацию о состоянии качества финансового менеджмента и оперативно реагировать на негативные изменения при управлении бюджетными средствами.

Эффективность деятельности оценивается с помощью 105 показателей, каждый из которых имеет свой вес в группе и затрагивают все виды расходов (рисунок 2).

Преимуществом  новой системы, является то, что нарушения по каждому конкретному показателю заставят ГАБС разработать меры по повышению уровня управления финансами.

Категорирование учреждений по результатам оценки уровня управления финансами представлено на рисунке 3.

В статье проанализировано качество управления федеральными ресурсами в МЧС России.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. На реализацию своих функций МЧС России ежегодно получает финансовые ресурсы в объеме, представленном на рисунке 4, а показатель ОКФМ позволяет судить об эффективности распоряжения ими.

Пояснения к рисунку 4:

*за период 2008-2019 расходы представлены по исполнению согласно отчету Федерального Казначейства РФ

** за период 2020-2023 гг. представлены планируемые расходы

Дана сравнительная оценка уровня управления финансами  МЧС России в общем рейтинге ГАБС (рисунки 5, 6).

Можно сделать вывод, что наилучшие результаты по оценке показателя качества финансового менеджмента, а значит и по показателям процедур бюджетного планирования, исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности ведомство показывало в 2008 году и в период с 2012 по 2014 годы, об этом говорит наивысший балл по итоговому показателю, а наихудшие – входит в десятку главных распорядителей бюджетных средств, которые показали наихудший результат, 2016–2017 годы – падение балла по итоговому показателю.

С 1 января 2020 года МЧС России перешло на новую организационную структуру и структуру управления [19], произошло сокращение количества юридических лиц и проведена оптимизация управленческих и обеспечивающих структур. Изменение количества подведомственных участников бюджетного процесса связано с тем, что ряд казенных, бюджетных и автономных учреждений с 01.01.2020 года были ликвидированы или переведены в центральное подчинение МЧС России. Правопреемниками ликвидированных учреждений стали Центральный аппарат и Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Результаты годового мониторинга ОКФМ, осуществляемого территориальными органами и учреждениями МЧС России за 2020 год представлены на рисунке 7.

Оценку «максимальная ОКФМ» и «отличная ОКФМ» не получило ни одно из подведомственных учреждений МЧС России, «высокая ОКФМ» у 7,3% учреждений, «хорошую ОКФМ» получили 23,9% учреждений, «средняя ОКФМ» у 18,3%, «удовлетворительная ОКФМ» и «низкая ОКФМ» соответственно у 34,9% и 15,6% учреждений (рисунок 8) .

Большинство главных управлений (78%) МЧС  России вошли в группу класса В, что свидетельствует о среднем хорошем и высоком качестве управления выделенными финансовыми ресурсами.

Около 15% попали в группу С – низкое качество управление финансовыми ресурсами. Около 7% попали в группу А.

Следует отметить, что при оценке уровня управления финансами не учитывался масштаб и объем выделяемых ресурсов государственным учреждениям МЧС России, что может приводить к субъективным факторам и искажению выводов. Исследование предполагается продолжить в данном ключе, что будет отражено в следующей публикации.

Список литературы

  1. Корниенко, Е. Л. Аудит, финансовый контроль и оценка качества финансового менеджмента, на уровне главных распорядителей средств областного бюджета (на примере Министерства культуры Челябинской области) / Е. Л. Корниенко, С. С. Титова // Научный альманах. – 2015. – № 11-1(13). – С. 311-315. – DOI 10.17117/na.2015.11.01.311.
  2. Бычков, С. Опыт и перспективы оценки качества финансового менеджмента федеральных органов государственной власти / С. Бычков, А. А. Болдырь, А. М. Лавров // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2015. – № 3(25). – С. 5-15.
  3. Бычков, С. С. Развитие методологии и практики оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета / С. С. Бычков, А. И. Кокарев, А. М. Лавров // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2018. – № 1(41). – С. 9-25.
  4. Руденко, А. Е. Использование результатов оценки качества финансового менеджмента в целях внутреннего финансового контроля / А. Е. Руденко // Бухучет в здравоохранении. – 2018. – № 1. – С. 44-48.
  5. Андрианов, А. П. Оценка качества финансового менеджмента в субъектах РФ / А. П. Андрианов // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2017. – № 1-1. – С. 375-380.; 6. Азохова, А. И. Анализ системы оценки качества финансового менеджмента в общественном секторе Российской Федерации / А. И. Азохова // Вестник науки и образования. – 2020. – № 15-1(93). – С. 41-43.
  6. Азохова, А. И. Обзор зарубежных методик оценки качества финансового менеджмента в общественном секторе / А. И. Азохова // Проблемы науки. – 2020. – № 7(55). – С. 41-43.
  7. Абдуллаева, Д. Зарубежные методики оценки качества финансового менеджмента в общественном секторе / Д. Абдуллаева, В. В. Белухин // Modern Science. – 2021. – № 3-2. – С. 41-44.
  8. Писклюкова, Е. В. Оценка качества финансового менеджмента в общественном секторе: зарубежный опыт и отечественная практика / Е. В. Писклюкова // Архитектура финансов: иллюзии глобальной стабилизации и перспективы экономического роста : Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 04–06 апреля 2017 года / Под научной редакцией И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, И.Ю. Евстафьевой. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. – С. 190-193.
  9. Никитина, А. Х. Оценка финансового менеджмента как инструмент эффективного управления финансовыми ресурсами / А. Х. Никитина // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2012. – № 2. – С. 69-72.
  10. Коновалова, А. А. Основные критерии и подходы к оценке эффективности и качества финансового менеджмента / А. А. Коновалова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. В 4-х частях, Пенза, 15 января 2018 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 247-249.
  11. Манышин, Д. М. Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами на основе оценки качества финансового менеджмента / Д. М. Манышин // Экономическая наука — хозяйственной практике : материалы сессий XIV Международной научно-практической конференции, Кострома, 06–07 сентября 2012 года / ответственный редактор редактор Н. В. Исаев. – Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2012. – С. 213-218.
  12. Пимкин, В. В. Оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств / В. В. Пимкин // Научная дискуссия: инновации в современном мире. – 2015. – № 10(41). – С. 43-50.
  13. Ваканова, Н. Ю. Оценка качества финансового менеджмента на муниципальном уровне / Н. Ю. Ваканова // Проблемы управления финансами в условиях цифровой экономики : Сборник материалов Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов, посвященной 100-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Барнаул, 28 февраля 2018 года / Под редакцией Т.В. Пироговой, М.А. Селивановой. – Барнаул: Алтайский государственный университет, 2018. – С. 270-273.
  14. Васюнина, М. Л. Финансовый менеджмент главных распорядителей средств федерального бюджета: оценка качества и направления совершенствования / М. Л. Васюнина // Муниципальная академия. – 2016. – № 3. – С. 107-112.
  15. Грехов, Д. В. Показатели качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств Ярославской области / Д. В. Грехов, К. Г. Нахапетян // Сборник научных трудов по материалам международной очно-заочной научно-практической конференции «финансы: уроки истории и вызовы современности», Ярославль, 03–04 декабря 2014 года / Под общей редакцией Л.В. Вороновой. – Ярославль: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия», 2015. – С. 40-44.
  16. Мирясова, Э. Э. Наличие результатов оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации / Э. Э. Мирясова // Экономика, бизнес, финансы: актуальные вопросы и современные аспекты : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 января 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 66-68.
  17. Иванова, А. А. Оценка качества финансового менеджмента главного распорядителя бюджетных средств / А. А. Иванова // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2018. – № 2. – С. 445-451.
  18. Перераспределение государственных ресурсов на обеспечение пожарной безопасности в России / О. В. Кружкова, Е. С. Кузнецова, Т. Н. Соловьëва, А. И. Соковнин // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. – 2021. – № 2. – С. 110-117. – DOI 10.25257/FE.2021.2.110-117.
  19. Преобразование структуры МЧС России в рамках реформирования и оптимизации бюджетного финансирования / А. М. Гурович, О. В. Кружкова, Е. С. Кузнецова, Т. Н. Соловьева // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. – 2019. – № 4. – С. 16-21. – DOI 10.25257/FE.2019.4.16-21.
  20. Пояснительная записка к отчету министерства финансов Российской Федерации «О результатах ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, по состоянию на 1 июля 2020 года».