Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10424

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ФЕНОМЕНА ТУРИЗМА

SOCIOCULTURAL TRANSFORMATIONS OF THE TOURISM PHENOMENON

Прилуцкий М.А., Нижневартовский государственный университет

Никифорова А.А., кандидат культурологии, доцент, Нижневартовский государственный университет

Prilutsky M. A., Nizhnevartovsk State University

Nikiforova A. A., Candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Nizhnevartovsk State University

Аннотация. В статье рассматриваются современные трансформации туризма как сферы деятельности, и как социокультурного феномена. Современный туризм становится предметом изучения исследователей разных наук, при этом особое внимание развитию туризма уделяют философы. Несмотря на то, что люди путешествовали с незапамятных времен, современное понимание туриста, безусловно, изменяется. Меняются и мотивы, и цели путешествия, меняется и сама «глубина» путешествий, принимая форму кратковременных поездок с целью ознакомления со знаковыми достопримечательностями. Массовый туризм сегодня способствует и созданию унифицированных культур, и поддержанию аутентичных культур.

Summary. The article examines the modern transformations of tourism as a sphere of activity, and as a socio-cultural phenomenon. Modern tourism is becoming the subject of study by researchers of various sciences, while philosophers pay special attention to the development of tourism. Despite the fact that people have been traveling since time immemorial, the modern understanding of the tourist is certainly changing. The motives and goals of travel are changing, and the «depth» of travel itself is changing, taking the form of short-term trips to get acquainted with iconic sights. Mass tourism today contributes to the creation of unified cultures and the maintenance of authentic cultures.

Ключевые слова: массовый туризм, турист, путешественник, симулякр, культурный туризм, феномен туризма, глобализация.

Keywords: mass tourism, tourist, traveler, simulacrum, cultural tourism, tourism phenomenon, globalization.

Изучение феномена туризма как важнейшего вида социально-пространственной организации социокультурной среды до недавнего времени практически не проводилось. Сегодня же, наоборот, все больше говорят о необходимости анализа данного феномена на социально-философском уровне, поскольку туризм стал одним из приоритетных направлений формирования нового типа общества, включивших в свое развитие абсолютное большинство людей.

Феномен туризма вбирает в себя качественные характеристики информационного общества – мобильность, акцентирование потребительских приоритетов, виртуализацию, визуализацию, информатизацию, глобализацию. Вместе с тем, туризм, являясь неотъемлемым элементом социальной системы, воздействует на бытие как отдельного индивида, социальных групп, так и социума в целом, обозначая качественно новые характеристики феномена туризма[1].

Основоположником философского осмысления туризма принято считать З. Баумана, который в своей работе «От паломника к туристу» рассматривает фигуры паломника, фланера, бродяги, игрока и туриста, отмечая, что если паломник был характерен для эпохи модерна, то фланер, бродяга, турист и игрок «составляют метафору стратегии постмодерна»[2]. Он отмечает, что паломничество – это разновидность самосозидания, помогающая человеку выстраивать собственную идентичность. Но изменчивый и непредсказуемый мир постмодерна не подходит паломнику, поскольку жизненный стиль постмодерна выражается в стремлении к избеганию фиксации на чем-либо, а не поиск идентичности. Подобным образом сегодня представляют и современные путешествия – они, всего лишь, поверхностные, кратковременные поездки, направленные на получение удовольствия здесь и сейчас.

Таким образом, З. Бауман противопоставляя паломника эпохи модерна туристу наших дней, стремящегося к максимально безопасным путешествиям, отмечает, что мир туриста сконструирован под потребности и ожидания, призван развлекать и дарить удовольствие[3].

Попытку научного осмысления феномена туризма предпринимали представители западной социологической науки. В рамках социологического подхода были раскрыты сущностные характеристики туризма. В 60-е гг. XX века Д. Дж. Бурстин охарактеризовал туризм как «псевдособытие», бесконечную систему иллюзий», а Д. Маккенел рассматривал туризм как новую теорию досугового класса, представляя туриста моделью современного человека «вообще», типичного представителя среднего класса, (modern-man-in general).

Особенности восприятия жителя мегаполиса, сформированные быстрой сменой образов и информационной насыщенностью,  по мнению Д. Маккенела являются одним из важнейших факторов формирования туристского опыта. Он отмечал, что коммерческая природа туризма необходимо формирует туристское пространство, состоящее из туристских достопримечательностей – «кривых зеркал», способных отражать внешнее содержание, но не являющихся подлинными памятниками. Д. Маккенелом впервые зафиксирован факт повсеместного появления туристского пространства в условиях глобализации.

Как отмечает Д. Маккенел, процессу формирования туристского пространства всегда сопутствует сакрализация территории, которая придает природному или культурному творению статус священного объекта туристского ритуала. Как правило, процесс сакрализации территории включает в себя несколько стадий: выявление достопримечательности, ограничение и возвышение, почитание, механическое воспроизводство священного объекта и социальное воспроизводство новой достопримечательности, обладающей своим именем и известностью.

Аутентичные компоненты места, контрастирующие с повседневным опытом,  достаточно важны для туриста. При этом, во всем мире все в большей степени туристские объекты принимают характер имитаций, уходя от подлинных построек. Более «яркие» и доходчивые «имитации» объектов, представленные декоративной реставрацией и  восстановлением исторических объектов, сувенирной индустрией, этнографическими имитациями, замещают аутентичность объектов культуры.

Мир для туристов, все в большей мере, предстает как череда  мест, непохожих и узнаваемых одновременно, в виду наличия международных стандартов устройства путешествий с едва заметным налетом местного колорита. Туризм сегодня парадоксален, одновременно создавая и разрушая аутентичность объекта туризма, приводит к формированию «воображаемой отчужденности» от туристских ритуалов, которая так знакома каждому туристу. Ярким примером подобного устройства территории являются этнографические деревни, которые демонстрируют туристам «быт» коренного населения дестинации. Именно национальные поселки, как природные объекты, при современном уровне развития могут быть использованы для удовлетворения рекреационных потребностей населения[4].

В современной культуре сформировано новое основание для ранжирования туристско-привлекательных мест — культурно мотивированная живописность. Однако, эта «псевдоиерархия» дана потребителям не наряду со всеми остальными мотивами, а, скорее, вместо них, а живописность является единственно ценным в подобных дестинациях.

Культура, как отражение социальных событий, поведения людей, институтов или процессов, происходящих в обществе, традиционно задает базовые социокультурные измерения места. Однако традиционное восприятие ландшафта как объективно измеримой реальности утрачивает свое значение, уступая место ландшафту как социальной конструкции, содержащей имидж и рассказ, вызывающей множество ассоциаций и историй.

Отечественная наука, при изучении тенденций путешествий и туризма, рассматривает другие, отличные от зарубежных, приоритетные направления. В отечественной практике особое внимание уделяется концепту пространства. Так, Д.Н. Замятин рассматривает путешествие как социальную практику, как форму физического и умственного освоения человеком пространства, а также  как частный случай миграции. Центральное место в его теории отводится анализу категории пространства, в результате которого события, жизнь понимаются как выстраивание, взаимодействие и развитие многообразных пространственных контекстов, уникальных пространств. При этом путешествия становятся индикатором радикальных перемен в сфере социальных практик: ускорения скорости перемещения, концентрирования на одной территории масс мигрантов, «сжатия пространства». Социальные практики путешествий становятся образно-географическими «точечными вспышками», не способными сформировать единые картины мира.

Д. Бурстин утверждая, что турист очарован всем ненастоящим и поверхностным – «псевдособытием», противопоставляет путешественника (активного, всегда чем-то занятого) и туриста – любителя развлечений, всегда ожидающего, что все будет сделано за него. По мнению сторонников данной теории, знаковые объекты, ради которых отправляются в путешествие, – это всего лишь социальный конструкт, созданный для стимуляции туристского потребления. Турист вовсе не стремится познать другую культуру, цель его путешествия – увидеть «гиперреальность», отражающую его представления о той или иной стране, стереотипах, навязанных ему представителями СМИ и туристского бизнеса.

Такой взгляд на феномен туризма перекликается с позицией Ж. Бодрияра, рассматривающего постсовременное общество в качестве общества симуляции реальности. По мнению Ж. Бодрияра, сегодня реальность нередко подменяется гиперреальностью, базирующейся на симуляция, главными компонентами которой являются симулякры – «плохие копии», «копии копий» при несуществующих оригиналах. При этом, важно понимать, что симулякр не воспринимается как обман, он вполне может быть реальнее окружающего мира, может сопровождаться какими-либо документальными подтверждениями, обрастать фактами, зачастую являющимися продуктом СМИ. Подобная фальсификация достаточно распространена и встречается в  форме туристских мифов и сказочных образов, создаваемых туриндустрией для стимуляции потребления своего продукта. Ярким примером подобного продукта является город Мышкин, никому не известный еще 20–25 лет назад, и, по сути, не обладавший реальными историческими предпосылками для формирования на его территории туристского центра. При этом мышкинцы представив легенду о мыши, спасшей князя от гибели, сделали эту мышь туристским брендом, создав, теперь уже широко известный, «Музей мыши» (по популярности занимает 21 позицию из 349 возможных в категории «Развлечения» и 6 из 157 в категории «Музеи» Ярославской области, по версии Tripadvisor)[5]. Безусловно, данный музей не сравним по значимости со столичными музейными коллекциями, но столь необычный для небольшого городка музейный комплекс теперь является примером для многих региональных мономузеев, нередко составляющих туристскую «изюминку» малых городов. Мышкин стал популярным благодаря этой «сказочности», а созданный на этой основе бренд сделал его популярным среди туристов.

Если раньше путешествию предшествовал рассказ о нем, то сегодня масс-медиа, и в первую очередь интернет, коренным образом изменили этот порядок. Сегодня, приобретая готовый турпродукт или планируя путешествие, турист сначала определяется с желаемым направлением поездки. При этом заранее изучается информация о достопримечательностях и возможных вариантах проведения досуга, плюсах и минусах гостиницы, а по отзывам и фотографиям бывших постояльцев можно ознакомиться с меню гостиничных ресторанов и уличных торговцев, которых можно встретить вблизи отеля. Таким образом, турпоездка становится способом получения заранее запланированного, детально продуманного удовольствия, а не способом познания нового.

Конечно, туризм в процессе своего становления как массовой практики подвергся серьезным изменениям. Изменилось даже значение самого определения «турист», который в середине ХХ века в значении «человек с рюкзаком» был противопоставлен «курортнику». В этот период реализовывался «глубинный туризм», ориентированный на глубину человеческих связей. К концу же ХХ века туризм носит иной, массовый, нередко поверхностный и стереотипный характер, который «уже не совсем туризм романтиков»[6].

Сегодня туризм, являясь частью сферы социальных услуг, предстает эффективным способом адаптации человека в глобализирующемся мире. Туризм, удовлетворяя естественные и социальные потребности человека, позитивно влияет на развитие личности, ее творческого потенциала, расширяя знания об окружающем мире. Рекреационная деятельность в современных условиях, по мере роста свободного времени, все больше ориентируется не только на восстановление физических сил, но и способствует духовному развитию человека.

Феномен туризма не остановился в своем развитии. Сегодня наблюдается рост как теоретических исследований, так и практический интерес к новым формам «глубинного туризма». Таким образом, современный туризм – столь многогранное явление, что возможности его философско-культурологического осмысления, несмотря на их разнообразие, до сих пор не исчерпаны.

Список литературы

  1. Гализдра, А.С. Феномен туризма: социально-философский анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. – Саратов, 2006. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/fenomen-turizma-sotsialno-filosofskii-analiz
  2. Бауман, З. От паломника к туристу // Социологический журнал. – 1995. – № 4. Режим доступа: http://jour.isras.ru/index.php/socjour/article/view/218/219
  3. Минина О. Ю. Философско-культурологическое осмысление туризма // Ярославский педагогический вестник – 2016 – № 3 – С. 334-340.
  4. Скульмовская Л.Г., Никифорова А.А. Этнодеревня как одно из направлений развития сельского туризма (на примере нижневартовского района ХМАО — Югры) // Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы. V международная научно-практическая конференция. – 2016. – С. 111-115.
  5. Музеи Ярославской области // Режим доступа: https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2323968-Activities-c49-oa30-Yaroslavl_Oblast_Central_Russia.html
  6. Мясникова, Л. А. Туризм как феномен городской культуры // Современный город: социальность, культуры, жизни людей : материалы XVII Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета 14–15 апреля 2014 года : доклады / редкол. : Л. А. Закс и др. : в 2 т. Т. 1. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2014. – С. 447–451.

List of literature

  1. Galizdra, A. S. The phenomenon of tourism: a socio-philosophical analysis. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Philos. sciences’. — Saratov, 2006. Access mode: https://www.dissercat.com/content/fenomen-turizma-sotsialno-filosofskii-analiz
  2. Bauman, Z. From pilgrim to tourist // Sociological Journal. — 1995. — No. 4. Access mode: http://jour.isras.ru/index.php/socjour/article/view/218/219
  3. Minina O. Yu. Philosophical and cultural understanding of tourism / / Yaroslavl Pedagogical Bulletin-2016-No. 3-pp. 334-340.
  4. Skulmovskaya L. G., Nikiforova A. A. Ethnoderevnya as one of the directions of rural tourism development (on the example of the Nizhnevartovsky district of KhMAO-Yugra) / / Tourism in rural areas: experience, problems, prospects. V International Scientific and Practical Conference. — 2016. — p. 111-115.
  5. Museums of the Yaroslavl region // Access mode: https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2323968-Activities-c49-oa30-Yaroslavl_Oblast_Central_Russia.html
  6. Myasnikova, L. A. Tourism as a phenomenon of urban culture / / Modern city: sociality, culture, people’s lives: materials of the XVII International Scientific and Practical Conference of the Humanities University on April 14-15, 2014: reports / editorial board: L. A. Zaks et al. : in 2 vols. vol. 1. — Yekaterinburg: Humanities University, 2014. — pp. 447-451

[1] Гализдра А.С. Феномен туризма: социально-философский анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. – Саратов, 2006 // https://www.dissercat.com/content/fenomen-turizma-sotsialno-filosofskii-analiz

[2] Бауман, З. От паломника к туристу // Социологический журнал. – 1995. – № 4. // http://jour.isras.ru/index.php/socjour/article/view/218/219

[3] Минина О. Ю. Философско-культурологическое осмысление туризма // Ярославский педагогический вестник – 2016 – № 3 – С. 334-340.

[4] Скульмовская Л.Г., Никифорова А.А. Этнодеревня как одно из направлений развития сельского туризма (на примере нижневартовского района ХМАО — Югры) // Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы. v международная научно-практическая конференция. – 2016. – С. 111-115.

[5] Музеи Ярославской области // https://www.tripadvisor.ru/Attractions-g2323968-Activities-c49-oa30-Yaroslavl_Oblast_Central_Russia.html

[6] Мясникова Л. А. Туризм как феномен городской культуры // Современный город: социальность, культуры, жизни людей : материалы XVII Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета 14–15 апреля 2014 года : доклады / редкол. : Л. А. Закс и др. : в 2 т. Т. 1. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2014. – С. 447–451.