Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.45

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10421

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ

ASSESSMENT OF THE STATE AND DEVELOPMENT OF THE MECHANICAL ENGINEERING INDUSTRY IN RUSSIA

Давлетов Ильдар Ильдусович, кандидат экономических наук, доцент, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Пермский филиал, г. Пермь 

Davletov I.I., davletov2005@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние отрасли машиностроения в России. Проведен анализ производства продукции предприятий машиностроительной промышленности в России за 2009-2019 гг. и определены тенденции развития машиностроительного комплекса.

Summary. The article considers the current state of the machine-building industry in Russia. The analysis of the production of products of enterprises of the machine-building industry in Russia for 2009-2019 is carried out and the trends in the development of the machine-building complex are determined.

Ключевые слова: отрасль машиностроения, комплекс машиностроения, продукция машиностроения, производство самолетов, производство вертолетов, производство комбайнов, Россия

Keywords: branch of mechanical engineering, complex of mechanical engineering, mechanical engineering products, aircraft production, helicopter production, combine harvester production, Russia

В современном мире машиностроение является главной отраслью мировой промышленности. Оно развивается в ускоренном темпе, однако ежегодно к нему предъявляются новые требования. По уровню развития отрасли машиностроения можно определить потенциал государства, так как он в значительной мере оказывает влияние на функционирование всех основополагающих отраслей экономики. От эффективности деятельности и функционирования машиностроительной отрасли зависят показатели валового внутреннего продукта и обороноспособность страны.

Машиностроительная отрасль, включая машиностроение и металлообработку, ремонт, а также небольшие металлургические производства, является основой технического перевооружения. От этого комплекса зависит производительность и качество социальной работы, научно-технический прогресс и материальное благополучие населения [6].

Машиностроительные предприятия зависит друг от друга и тесно связаны с возможностями производства других секторов экономики.

Как отмечает А.Г. Холодкова, машиностроительный комплекс страны поставляет свою продукцию во все отрасли народного хозяйства, где она является технологическим оборудованием по производству готовой продукции. Поэтому от уровня качества машиностроительной продукции в основном зависит научно-технический уровень производства во всех отраслях экономики страны [8].

В свою очередь Е.И. Сушкова, А.И. Гусельников и А.Б. Вишнякова акцентируют внимание на то, что машиностроение – является отраслью «свободного размещения», поскольку на нее, в отличие от других отраслей промышленности, слабо влияют факторы природной среды. Данная сфера напрямую зависит от концентрации производства, трудоемкости, специализации и ряда других экономических факторов [7].

Основной задачей машиностроения является обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективным и технологичным оборудованием [4].

А.В. Васинцев указывает на то, что комплекс машиностроения играет важную роль в экономике, обеспечивая своими продуктами потребности материального производства, непроизводственной сферы, обороны и населения. От машиностроения зависят: технический прогресс, уровень производственного аппарата и качество жизни людей. Основной экономической целью машиностроительной продукции является облегчение труда и повышение его производительности с помощью обогащения основными фондами всех отраслей народного хозяйства [2].

Машиностроение является основной отраслью экономики, оно определяет развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический, и многих других. Важнейшие показатели (материалоемкость, энергоемкость) валового внутреннего продукта страны и конкурентоспособность изделий зависят от того, как развивается машиностроение [5].

М.К. Измайлов рассматривает машиностроительную отрасль, как одну из самых объемных по количеству продукции в экономике любой страны и. опираясь на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, предложил классификацию, представленную на рис.1.

При стабильном и успешном развитии машиностроительной отрасли складывается эффективная промышленная система государства. С 2009 г. по 2019 г. индекс производства в отрасли машиностроения увеличивается на 36,3%, а за период 2018-2019 гг. — на 1%. (рис. 2).

Отрасль авиастроения является одной из ключевых отраслей промышленности России, поскольку она играет системообразующую роль в экономике страны. Она стимулирует работу обеспечивающих отраслей, таких как металлургическая отрасль, радиотехническая отрасль, электротехническая отрасль и пр. Наиболее крупным видом производства машиностроительной отрасли является авиационная техника. Так, российское производство вертолетов в 2019 году в сравнении с показателем 2018 года увеличивается на 18,4%, а за период 2009-2019 гг. увеличилось на 9,3% (рис. 3).

Российское производство военных и гражданских самолетов за период 2009-2019 гг. также имеет положительную динамику. Наибольший пик развития промышленности пришелся на 2013-2015 гг. (рис. 4). Основным драйвером роста выпуска авиационной техники стало увеличение спроса со стороны иностранных клиентов. В условиях ослабления курса рубля российская техника стала более конкурентоспособной на внешних рынках. Кроме того, отечественное авиастроение активно стимулируется за счет мер господдержки отрасли.

За 2009-2019 гг. в России отмечается увеличение производства легковых автомобилей в 1,6 раза, но за период 2018-2019 гг. отмечается снижение производства на 2,6% (рис. 5). Основными производителями легковых автомобилей в России являются АО «АвтоВАЗ», ООО «Ульяновский автомобильный завод», АО «Автомобильный завод «Урал», ЗАО «Тролза», АО «ПО Елабужский автомобильный завод», АО «Брянский автомобильный завод».

Также существенно снижается производство турбин, как одного из секторов машиностроения. Крупными производителями в данном сегменте являются ПАО «Силовые машины» (г. Санкт – Петербург), АО «Невский завод» (г. Санкт – Петербург), АО «Калужский турбинный завод» (Калужская область) и АО «Уральский турбинный завод» (Свердловская область).

В связи с общим экономическим кризисом в стране, вызванным распространением пандемии, снижением платежеспособности компаний и реальных доходов населения, необходимость проведения мероприятий по самоизоляции, сокращению персонала, снижением курса рубля, необходимо провести анализ статистических данных за полугодие 2012-2020 гг. (рис. 6).

Анализ показывает, что в первом полугодии 2020 года в сравнении с данными первого  полугодия 2012 года отмечается снижение производства легковых автомобилей на 46,6%,  что свидетельствует о существенном влиянии экономического кризиса на развитие данного сегмента машиностроения. Производство турбин в России показывает лучшие результаты, чем производство легковых автомобилей. Так, по данному сегменту за период 2019-2020 гг. (полугодовое значение) отмечается рост на 44,5%, но при этом, за период 2012-2020 гг. отмечается снижение на 59,9%.

Анализ производства зерноуборочных комбайнов в России показывает, что за 2009-2019 гг. отмечается снижение данного показателя на 27,4% (рис. 7).

Основными крупными российскими производителями в данной отрасли являются АО «Россельмаш» (г. Ростов – на — Дону), ООО «Рязанский комбайновый завод» (Рязанская область), ООО «Класса» (Краснодарский край).

Существенным фактором эффективности развития отрасли машиностроения являются российские экспортные операции. За период 2009-2019 гг. отмечается рост экспорта автозапчастей, произведенных российскими предприятиями на 86,4%, а за период 2018-2019 гг. отмечен рост данного показателя на 9,6% (рис. 8).

За 2017-2019 гг. экспорт машиностроения стабилизировался на рекордном уровне. Тем временем, ситуация по товарным сегментам сильно различается, и в 2019 г. состоялось немало высоких экспортных достижений. Например, экспорт легковых автомобилей в 2019 г. вырос на 16,8% по сравнению с предыдущим годом, а экспорт автозапчастей в 2019 г. вырос на 9,6%. Это третий результат в истории, уступающий только показателям 2008 и 2007 гг.

Показатели экспортных операций по железнодорожной технике показывают аналогичный рост, что свидетельствует о востребованности российской продукции за рубежом (рис. 9).

Таким образом, анализ состояния отрасли машиностроения в России показывает динамичное увеличение производства вертолётов, самолетов военной и гражданской авиации, зерноуборочных комбайнов. Отмечается снижение производства легковых автомобилей, а также турбин. Наиболее негативное влияние экономический кризис 2020 года оказал на сегмент производства легковых автомобилей. Но при этом, существенно улучшаются показатели экспортных операций в машиностроении, что говорит о высокой конкуренции российской машиностроительной продукции на мировой арене.

Литература

  1. Аналитический бюллетень. Машиностроение: тенденции и прогнозы. Выпуск 39. Итоги января – июня 2020 года. Электронный ресурс. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/mechanical (дата обращения 29.07.2021)
  2. Васинцев А.В. Современное состояние машиностроительной отрасли в РФ // Сборник научных статей по итогам работы IV международного круглого стола «Экономика и менеджмент в XXI веке: информационные технологии, биотехнологии, физкультура и спорт». Москва, 2020. — С. 25.
  3. Измайлов М.К. Стратегия развития отрасли машиностроения в России // Вопросы региональной экономики. — 2020. — № 1 (42). — С. 64.
  4. Мигунов В.В. Проблемы развития машиностроительной отрасли в России // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Актуальные проблемы экономической теории». — Екатеринбург, 2020. — С. 32.
  5. Путятина Л.М., Барсова Т.Н. Современные подходы к анализу развития специализации производства на предприятиях машиностроительной отрасли // Modern Economy Success. — 2020. — № 1. — С. 20.
  6. Суслов А.Г. Основы технологии машиностроения. Учебник для бакалавриата / А.Г. Суслов. — М.: КноРус, 2013. С. 31.
  7. Сушкова Е.И., Гусельников А.И., Вишнякова А.Б. Проблемы развития машиностроительной сферы в России // Межвузовский сборник научных трудов «Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями». — 2020. — № 1. — С. 112.
  8. Холодкова А. Г. Общая технология машиностроения / А.Г. Холодкова. — М.: Academia, 2019. С. 47.
  9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Электронный ресурс. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 30.07.2021)