Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10420

ЦИФРОВЫЕ ГРАНИЦЫ: ВЛИЯНИЕ АЛГОРИТМОВ НА КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕСТВА 

DIGITAL BOUNDARIES: THE IMPACT OF ALGORITHMS ON THE COMMUNICATION SPACE AND ETHICAL NORMS OF SOCIETY

Головнин В.Н.

Кушпаева Г.С.

Комольцева А.П.

Тюменский государственный университет

Golovnin V.N.

Kushpaeva G.S.

Komoltseva A.P.

Tyumen state University 

Аннотация. Данная статья выводит понятие «алгоритма» как одной из самых актуальных субстанций в современном мире, рассматривает положительные и отрицательные стороны данного искусственного интеллекта, обозначает важность предупреждения нежелательных последствий действия алгоритмов путем введения определенных законодательных инициатив, которые в будущем смогут расставить цифровые границы с соблюдением этических норм общества в коммуникационном пространстве.

Summary. This article presents the concept of an «algorithm» as one of the most relevant substances in the modern world, examines the positive and negative aspects of this artificial intelligence, indicates the importance of preventing the undesirable consequences of the action of algorithms by introducing certain legislative initiatives that in the future can place digital boundaries in compliance with the ethical standards of society in the communication space. 

Ключевые слова: искусственный интеллект, алгоритмы, индивидуальная лена, таргетированная реклама, законодательная база, коммуникационное пространство, информационное поле, цифровые границы.

Key words: artificial intelligence, algorithms, individual tape, targeted advertising, legislative framework, communication space, information field, digital boundaries.

Если обратить особое внимание на привычные для всех вещи, окажется, что они уникальные и играют весомую роль в современном обществе. Данное утверждение можно отнести к большому списку явлений. Деталь, отличающая феномен «алгоритма», является исключительной, потому что именно она направлена на индивидуальное сознание и может проникать в сознание пользователя, руководствуясь его интересами и запросами в глобальной сети.

Объясним действие алгоритмов, используя следующий пример: представьте, что Вы –научный сотрудник, которому было поручено отобрать материал для конференции по заданной теме. У Вас есть три основных варианта сбора информации. Первый-беседа со знающим этот материал человеком. Второй-поход в библиотеку и поиск нужной литературы. Третий – поисковая строка привычного для Вас поисковика. Как правило, большинство чаще всего выбирает последний способ, так как он является более эффективным и быстрым, в отличие от других. После получения нужного материала, при следующих поисках Вы замечаете, что сеть выдает схожую информацию под видом, например, рекламных записей. Ни для кого не секрет, что сеть копит историю наших запросов и запоминает их, с целью создать индивидуальную «ленту».Именно так работают алгоритмы.

В высшем эшелоне экономики люди по большей части самостоятельно принимают важные решения, хотя и опираются на компьютер как на полезный инструмент. Однако в среднем звене и особенно в нижних эшелонах менеджмента большая часть работы, как мы видели, автоматизирована. Когда в досье имеются ошибочные данные – а это случается часто, – даже лучшие из алгоритмов принимают неверные решения [1]. Зачастую, когда алгоритмы принимают неверные решения, их действие необходимо исправлять. Это приводит к раздражительности и иногда к негативному воздействию на получателя информации.

Чтобы обозначить актуальность статьи, выведем равенство «каждый пользователь сети равен пользователю, попадающему под действия алгоритмов» и сопоставим с ним статистические данные отчёта Digital 2021, который был составлен в январе текущего года [2]. Согласно эти же данным, население планеты на начало 2021 года составило 7,83 млрд людей или 100%.

Ниже представлены значения количества интернет-пользователей и пользователей социальных сетей, которые в первую очередь попадают под действия алгоритмов. Также указано количество пользователей мобильных телефонов, которые наполовину подвержены их действию (табл. 1).

Из этих показателей следует, что большая часть населения планеты имеет индивидуальную «ленту», составленную на основе личных запросов. В каждой социальной сети и в каждом поисковике существуют свои алгоритмы, которые запоминают наши запросы и выдают нам определенную информацию.

Очевидно, что алгоритмы крайне полезны и выполняют вспомогательную функцию для каждого пользователя, облегчая поиск информации и делая времяпровождение в сети продуктивным. Заходя в социальную сеть, чтобы прочитать диалоги, мы натыкаемся на интересные статьи, рекламу и новости, которые нам интересны. Сам искусственный интеллект помогает нам в развитии.

Рассмотрим таргетированную рекламу. Это реклама, которая помогает привлечь определенный круг пользователей согласно их возрасту, местоположению, интересам и другим параметрам. Этих пользователей называют «целевой аудиторией». Таргет тоже является алгоритмом, но отличается тем, что его может настроить любой заинтересованный пользователь для продвижения своих товаров и услуг. Иными словами это «алгоритм в алгоритме». Напомним, что любой таргет должен быть одобрен согласно правилам сайта, что позволяет нам избегать попадания в некачественный контент, товар или услугу.

На сегодняшний день в Российской Федерации существует ФГИС ФАП: Федеральная государственная информационная система «Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин»[3]. Цель и назначение ФГИС-обеспечить возможность многократного использования алгоритмов и программ. Это основной инструмент государственной информатизации, который используют Пенсионный фонд России, Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Минкомсвязи России, Роскомнадзор и другие структуры (табл. 2).

Согласно этим данным, Российская Федерация использует на федеральном уровне определенные алгоритмы, позволяющие различным структурам собирать, обрабатывать и хранить государственную информацию объектами.

В повседневной жизни граждане РФ и многих других стран используют программы с определенными алгоритмами, позволяющими успешно вести предпринимательскую и иную деятельность. Благодаря таким программам можно создавать базы данных, управлять ими и использовать в деловых и личных целях. Примерами таких программ являются: «1С», «Axapta», «SAP», «Парус», «Галактика». У большинства таких программ есть свое законодательное регулирование.

Несмотря на все положительные аспекты использования алгоритмов в современном обществе, как и у любого другого нововведения, заданного параметром, есть своя относительность.

Алгоритмы применяются для воздействия на результаты политических выборов. На промежуточных выборах 2010 г. в США компания Facebook провела эксперимент со структурированием потока сообщений, продемонстрировав в «Историях» пользователей информацию о том, кто из их списка друзей уже проголосовал, тем самым усиливая их заинтересованность принять участие в выборах. В итоге около 340 тысяч пользователей Facebook изменили свое мнение и приняли участие в промежуточных выборах [4]. Это является одним из примеров манипулятивных действий с помощью алгоритмов.

Большая часть видео на YouTube рекомендована специальным алгоритмом. Алгоритм оптимизирован для того, чтобы мы больше смотрели рекламу и видеоролики. Со стороны видеохостинга ситуация понятна: чем больше мы смотрим рекламу – тем больше у него доход. Чем больше смотрим видео-тем больше сайт набирает популярности и повышает свои обороты. Но мы благодаря красочным кадрам и бесконечной рекламе теряем свое время, забивая голову той информацией, которая никогда бы нас не заинтересовала, если бы мы не увидели яркую картинку и впечатляющую надпись под видео.

Газета TheWallStreetJournal опубликовала цитату из внутреннего исследования Facebook 2018 года: «Наши алгоритмы используют тягу человеческого мозга к спорам». Согласно этому высказыванию делаем следующие выводы: во-первых, часть споров влечет за собой раздраженное эмоциональное состояние; во-вторых, наличие противоречивого контента; в-третьих, увеличение времени, которое пользователь проводит на платформе.

Таким образом, рассмотрев некоторые положительные и отрицательные стороны воздействия алгоритмов на ценности и нормы нашего общества, на важнейшую часть социальной основы человеческого существования – коммуникационное пространство и удобство ведения деловой и домашней деятельности, стоит отметить роль законодательной базы для предупреждения негативных последствий искусственного интеллекта.

Если у алгоритмов, которые используются в государственной структуре и в сферах хозяйственного ведения дел есть определенные ограничения, закрепленные законодательно, то у алгоритмов в глобальной сети, которой пользуемся мы, есть только принципы работы. Ограничений, предупреждающих деморализацию пользователей сети, заботящихся об эмоциональном и нравственном их состоянии не предусмотрено.

Использование алгоритмов – это полезный способ сбора и использования информации, это способ упрощения и повышения эффективности в разных сферах жизни общества. Но как любое научное достижение, созданное отвечать потребностям и интересам общества, искусственный интеллект должен соблюдать этические нормы. Один из верных способов это осуществить – контролировать их. На данный момент это может сделать частично каждый осознанный пользователь, который умеет пользоваться настройками в социальных сетях и других платформах. Он может «подогнать» под себя новостную ленту и выдаваемые запросы. Но полностью оградить себя от нежелательного контента, который может спровоцировать негативные последствия невозможно.

Следует отметить, что уже было выдвинуто предложение московского отделения Ассоциации юристов России о том, чтобы пользователи социальных сетей могли регулировать работу рекомендательных сервисов и отключать «умные» алгоритмы [5]. Более того, алгоритмы должны быть «прозрачны» для общества. У каждого пользователя должен быть выбор на информационном поле: использовать алгоритм или отключить его.

Список литературы

  1. Кэти, О’Нил. Убийственные большие данные. Как математика превратилась в оружие массового поражения [Текст]: / Кэти О’Нил. – М. : АСТ, 2018. – 340 с. : ил. ; 25 см. – Библиогр.: с. 92093. – 2000 экз. – ISBN 978-5-17-982583-8
  2. Цифра дня: Сколько человек в мире пользуются интернетом? [Электронный ресурс]. https://news.rambler.ru/internet/45705599-tsifra-dnya-skolko-chelovek-v-mire-polzuyutsya-internetom/
  3. Постановление Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 62 «О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин (с изменениями и дополнениями)
  4. Косоруков, А. А. Алгоритмы поисковых машин и социальных сетей как фактор становления цифровой публичной сферы [Текст] / А. А. Косоруков // Политика и общество. – 2019. — №2. – С. 32-35.
  5. Нужен ли контроль за умными алгоритмами соцсетей [Электронный ресурс]. https://vostokmedia.com/news/society/06-07-2021/nuzhen-li-kontrol-za-umnymi-algoritmami-sotssetey-mneniya-primorskih-ekspertov
  6. Толстикова И. И. Инфоэтика свободной глобальной коммуникации / И. И. Толстикова // Концепт. – 2019. – №1. – С. 111-114.