Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

УДК 338.45

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10416

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF THE MACHINE-BUILDING INDUSTRY IN THE PERM TERRITORY

Давлетов Ильдар Ильдусович, кандидат экономических наук, доцент, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Пермский филиал, г. Пермь 

Davletov I.I., davletov2005@yandex.ru

Аннотация. В статье проанализировано современное состояние и развитие отрасли машиностроения в Пермском крае за 2010-2019 гг. Проведен сравнительный анализ финансовых результатов действующих и экономически эффективных машиностроительных предприятий региона. Проведена оценка региональной политики в сфере машиностроения.

Summary. The article analyzes the current state and development of the machine-building industry in the Perm Region for 2010-2019. A comparative analysis of the financial results of existing and cost-effective machine-building enterprises of the region is carried out. An assessment of the regional policy in the field of mechanical engineering was carried out.

Ключевые слова: отрасль машиностроения, продукция машиностроения, финансовые результаты предприятий машиностроения, региональная промышленная политика, Пермский край.

Keywords: mechanical engineering industry, mechanical engineering products, financial results of mechanical engineering enterprises, regional industrial policy, Perm Region.

Машиностроительный комплекс является одним из ключевых секторов экономики Пермского края, уровень развития которого определяет конкурентоспособность региона в целом.

В современных экономических условиях на функционирование и развитие высокотехнологичных предприятий влияют такие негативные факторы, как введение экономических санкций, невысокий уровень производительности труда и обеспеченности инвестиционными ресурсами, технологическое отставание смежных направлений и производств, а также наличие зависимости от импортных запчастей и комплектующих [5].

Развитие отрасли машиностроения регулируется на государственном уровне. Так, стратегия развития тяжелого машиностроения утверждена Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 9 декабря 2010 г. № 1150 «Об утверждении стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года» [3]. Целью данной стратегии является сохранение и развитие российского тяжелого машиностроения, обеспечивающего средствами производства отрасли, занятые в добыче и первых переделах полезных ископаемых. В сфере транспортного машиностроения Распоряжением Правительства РФ от 17 августа 2017 г. № 1756-р была утверждена «Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года» [2]. Для повышения конкурентоспособности отечественного машиностроения Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 была утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 [1].

Конкурентные преимущества предприятий машиностроения пространственно — отраслевой структуры Пермского края весьма разнообразны и во многом ориентированы на выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции как гражданского, так и оборонного назначения. Это обеспечивает региону вхождение в группу наиболее развитых субъектов Российской Федерации по уровню экономического развития.

Оценка динамики развития машиностроительной отрасли Пермского края показала общее снижение объемов отгруженной продукции данного сегмента экономики. Так за период 2018-2019 гг. отмечается снижение объемов производства машиностроительной продукции в Пермском крае на 3,7, несмотря на ее общий рост за период 2010-2019 г. на 37%. При этом, с 2016 года данная отрасль показывает динамичное снижение объемов произведенной и отгруженной продукции (рис. 1).

Несмотря на то, что объемы произведенной машиностроительной продукции в Пермском крае динамично снижаются, индекс промышленного производства в отрасли показывает рост (рис. 2).

Ещё десять лет назад продукция машиностроения Пермского края занимала существенное место в товарной структуре экспорта, а по итогам 2017-2019 гг. её доля не превышает 4-5%. Вместо этого на первое место вышла минеральная продукция и продукция химической промышленности, приносящая меньшую добавленную стоимость. Произошло существенное увеличение экспорта двух групп продукции машиностроения: ядерные реакторы, котлы, оборудование и их части (в 2,1 раза) и электрические машины и оборудование (в 1,7 раза). Однако их суммарная доля в экспорте всего 4%. Несмотря на это машиностроение Пермского края обладает огромным потенциалом, который необходимо поддержать.

В машиностроительной отрасли Пермского края реализуется значительное количество проектов развития и повышения конкурентоспособности машиностроительной отрасли. Анализ показывает, что в 2019 г. по сравнению с 2018 г. уменьшились показатели инвестиций в основной капитал предприятий машиностроительной промышленности региона, которые формируются как из собственных, так и внешних источников (рис. 3).

Правительством Пермского края предпринимаются соответствующие эффективные программы для снижения риска убыточной деятельности предприятий машиностроительной отрасли, на что указывает снижение удельного веса убыточных организаций в машиностроительной отрасли с 27% в 2010 г. до 15% в 2019 г.

Основными крупными представителями машиностроительной отрасли Пермского края являются: АО «Александровский машиностроительный завод»; ООО «Электротяжмаш-Привод»; АО «Пермский завод «Машиностроитель»; АО «ОДК — Пермские моторы».

АО «Александровский машиностроительный завод» является одним из старейших заводов в России, специализирующимся на выпуске горно-шахтной и горнорудной техники. Основная продукция представлена конвейерами ленточными, пластинчатыми питателями, шахтными погрузочными машинами, электровозами, дизелевозами, шахтовыми грузовыми вагонетками, редукторами и лебедками.

ООО «Электротяжмаш-Привод» является одним из крупнейших в России предприятий по выпуску силового электрооборудования. Компания производит электрогенерирующее оборудование и двигатели для топливно — энергетического комплекса, металлургической, химической, атомной, нефтегазовой и других отраслей промышленности.

Предприятие разработало, освоило и выпускает более 2500 наименований и типоразмеров двигателей и генераторов. Производственный

комплекс полного цикла (г. Лысьва) оснащен современным оборудованием, позволяющим ежегодно выпускать более 150 средних и крупных электрических машин в широком диапазоне мощностей от 6,5 кВт до 300 МВт. Готовая продукция проходит полный цикл испытаний на собственном испытательном центре.

Инженерно-технические центры в городах Лысьва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск позволяют решать самые сложные задачи проектирования современного электротехнического оборудования и создания электротехнических комплексов.

«Электротяжмаш-Привод» работает в тесном партнерстве с ведущими электротехническими и машиностроительными компаниями России и мира: АО «Тяжмаш», АО «ОДК-Газовые турбины», АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «Атомэнергомаш», ПАО НПО «Искра», а также General Electric, Kawasaki Heavy Industries и многими другими.

АО «Пермский завод «Машиностроитель» образован 6 октября 1967 года. Первоначально предприятие носило название «Пермский завод химического оборудования» (ПЗХО). На сегодняшний день производственные мощности завода позволяют изготавливать ракетные двигатели на твёрдом топливе из металлических и композиционных материалов для использования в летательных аппаратах любых типов наземного и морского базирования. При этом технологические возможности предприятия постоянно увеличиваются. Происходит это благодаря масштабно реализуемой на протяжении последних лет программе технического перевооружения, в рамках которой приобретается и внедряется в производство новейшее отечественное и зарубежное прогрессивное оборудование.

АО «ОДК-Пермские моторы», со дня образования Общества в 1997 году осуществляет деятельность в сегменте авиационной промышленности – «авиационные двигатели», являются: производство, ремонт, послепродажное обслуживание авиационных двигателей и продажа запасных частей для

двигателестроительных предприятий.

Для общей оценки развития данной отрасли проведем сравнительную оценку показателей данных предприятий. Анализ показал, что за 2016-2018 гг. выручка АО «Александровский машиностроительный завод» увеличилась на 52,5%, в ООО «Электротяжмаш-Привод» – снижение в 2 раза, в АО «ОДК — Пермские моторы» – прирост на 1,76%, а на «Машиностроителе» снижение в 9 раз (рис. 4).

Анализ чистой прибыли машиностроительных предприятий показал, что АО «Александровский машиностроительный завод» является убыточным предприятием, а ООО «Электротяжмаш-Привод» с 2018 года удалось добиться положительного конечного результата. За 2016-2018 гг. чистая прибыль АО «ОДК — Пермские моторы» выросла в 12 раз, а у АО «Пермский завод «Машиностроитель» – в 2,5 раза (рис. 5).

Практически у всех предприятий отрасли машиностроения в Пермском крае отмечаются проблемы с рентабельностью. Так, АО «Александровский машиностроительный завод» на протяжении 2016-2018 гг. имеет отрицательное значение рентабельности в связи с убытком, АО «ОДК — Пермские моторы» снижает рентабельность за последние два года работы с 5,14% до 0,8% (рис. 6).

В целом, отрасль машиностроения Пермского края характеризуется высоким уровнем инвестиций, что обусловлено поддержкой высокотехнологичного производства и приоритетами инновационного развития машиностроительных предприятий региона. При этом могут рассматриваться варианты создания на производственных площадках технологических парков, бизнес-инкубаторов, малых инновационных предприятий, площадок для реализации венчурных проектов, в том числе в форме государственно — частного партнерства. Системная реализация этих направлений может стать важным условием повышения эффективности большинства предприятий машиностроительного комплекса России.

Литература

  1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.07.2021).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 17.08.2017 N 1756-р «Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года». Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.07.2021).
  3. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 9 декабря 2010 г. № 1150 «Об утверждении Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года». Электронный ресурс. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070494 (дата обращения 30.07.2021)
  4. Афанасьев А.А., Шаматов И.К., Шулус А.А. Проблемы развития отрасли отечественного машиностроения в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2020. № 4 (117). С. 104-107.
  5. Чиннов А.А., Курдов А.В. Экономическое положение машиностроительной отрасли в России // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 1 (40). С. 351-354.
  6. Официальный сайт Территориальной органа Федеральной службы государственной статистики в Пермском крае. Электронный ресурс. URL: https://permstat.gks.ru (дата обращения 30.07.2021).